Упражнения для формирования лексических навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для формирования лексических навыков



В системе упражнении для развития лексических навыков так­же выделяются две подсистемы - подготовительные упражнения и речевые.

С помощью подготовительных упражнений усваиваются форма и значение лексических единиц, а также действия с ними как с компонентами речевого общения.

На этапе закрепления используются самые разнообразные уп­ражнения, связанные с усвоением значений, формы и употребле­ния слов. Кривая забываемости, полученная в результате психоло­гических исследований, показывает, что основная доли потери вос­принимаемой информации падает на первые дни. «Новое явление ненадолго закрепляется в памяти не только потому, что образовалась нестойкая временная связь, еще не подвергавшаяся тренировке, а главным образом потому, что еще не установился широкий контакт ее с другими системами речевых связей» (Воронин Л. Г., 1967, с. 6).

Как уже упоминалось выше, подготовительные упражнения дол­жны характеризоваться наличием мыслительной задачи, которая не является атрибутом только речевых упражнений. Постепенно воз­растающие сложности, которые приходится устранять при выполнении этих упражнении, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в конечном счете направлены на то, чтобы уменьшить, число лексических ошибок при переходе к связным высказывани­ям. Что касается корректности в области владении лексикой, то этот вопрос решается далеко не так однозначно, поскольку «абсолют­ной правильности и нормативности слова на все случаи жизни не существует» (Леонтьев А.Л., 1969, с. 76).

Типы подготовительных упражнений для формирования лекси­ческих навыков тесно взаимосвязаны, однако каждый из них обла­дает определенной спецификой и предназначен для решения од­ной ведущей задачи.

Сравним, например, упражнения в дифференциации и в субституции. И в первом, и во втором случае речь идет об операциях вы­бора. Однако для дифференциации достаточно располагать лишь набором различительных признаков; что же касается субституции, связанной с заменой лексических единиц, то выбор основывается здесь на более сложных логико-смысловых операциях, на выделе­нии наиболее вероятностных (обязательных) связей.

Наиболее частыми ошибками лексического характера в устной речи являются два типа: контаминация, т.е. слияние двух слов или выражений в один бессмысленный комплекс, и субституция.

Истоки первой ошибки лежат в расхождении объема значений слов в родном и иностранном языках, о чем уже упоминалось, а со­ответственно и в дифференциальных признаках, формирующих по­нятие о предметах и явлениях реальной действительности, и в не­правильной взаимозаменяемости слов, образующих синонимические ряды. Ошибки данного типа усугубляются еще и тем обстоятельством, что учащиеся относят к синонимическому ряду и те слова, которые кажутся им, синонимами с позиции родного языка, хотя известно, что тематическая близость далеко не всегда дает право на взаимо­заменяемость слов. Выбор лексем в этих условиях очень затруднен.

Ошибки в субституции заключаются в неправильной замене слов, не имеющих семантического сходства. Часто это происходит в результате функционального сближения слов. Причем отмечает­ся, что характер этих ошибок не зависит от языка, что дает основа­ние считать, что «общепсихологическая закономерность речевой деятельности на разных языках... является одинаковой» (Мчедишвили Г.Н., 1966, с 124).

Природа этих ошибок и так называемых оговорок показывает, что слова как обозначающие не связаны с обозначаемыми явлениями и понятиями неразрывной стереотипной связью. Правильный вари­ант обозначаемого формируется в речевой деятельности в соответ­ствии с речевой ситуацией и конкретной речевой потребностью.

Подготовительные упражнения

1. Упражнения в дифференциации и идентификации:

- определите на слух (найдите в тексте) слова, относящиеся к од­ной теме (синонимическому ряду, к одной словообразовательной модели и др.);

- сгруппируйте слова по указанному признаку;

- найдите в тексте (подберите на память) антонимы к словам, данным на доске;

- просмотрите список речевых формул; назовите ситуации, в ко­торых они могут использоваться, и др.

2. Имитация с преобразованием:

- ответьте на вопросы, придерживаясь следующего образца:

Is Dick looking for his book? — No, he is looking for a stamp (a pencil, etc.).

- повторите предложение, закончите реплики, учитывая содер­жание первого предложения:

Ne parler pas si vite, s'il vous plait. Parlez ………

3. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуаль­ной догадки:

- определите значение незнакомых слов, образованных от извест­ных корней и аффиксов;

- прослушайте (прочитайте) ряд предложений, догадайтесь о зна­чении интернациональных слов, сходных с семантическими экви­валентами родного языка;

- дополните предложения, придерживаясь следующих образцов:

(Vicin Bruderhat Medizin studiert. Jetzt ist er Arzt. Mein Freund hat Chemie studiert. Jetzt ist er....

- прочитайте следующий текст, обратите внимание на значение глаголов (wissen - kennen, hear - listen, voir - rcgarder), придумай­те примеры с этими глаголами.

4. Упражнения для обучения прогнозированию:

- назовите слова, которые могут сочетаться сданными существи­тельными (прилагательными, глаголами), например:

die Priifung — eine leichte, schwere, schriftliche; clean — the windows, the doors....

- найдите окончание каждого предложения из вариантов, при­веденных ниже;

- прочитайте ряд предложений, относящихся к одной теме, за­полните пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу;

- дополните семантическое поле к слову die Reise, например:

Sornmerreise, Ferienreise, Dampferreise, Dienstreise, Urlaubsreise....

5. Упражнения в расширении и сокращении предложений (диалоги­ческих единств, текстов):

- расширьте предложения по образцу, указанному ниже, употре­бите новые слова;

- расширьте одну из реплик диалогических единств за счет слон, указанных в скобках;

- сократите предложение, придерживаясь указанного образца;

- расширьте описание, опираясь на картинку и вербальные опоры:

Qui habite dans cette maison? Cesl M. Legrand, le journaliste Madame Legrand est.... Lcs Legrand ont des enfants:.... Le gargon a.... La petite fille a....

6. Упражнения в эквивалентных заменах:

- замените подчеркнутые слова синонимами (антонимами):

What have you got for me? I have got a present for you.

- замените слова иностранного происхождения другими сино­нимическими понятиями;

- замените ответы на вопросы, придерживаясь образца:

Was macht ihr am Wochenende? — Wirgehen ins Kino. (Wir machen einen Ausflug. Am Samstag haben wir Besuch.)

- измените последнюю реплику диалогического единства, остав­ляя ответ положительным, и др.

7. Упражнения в расширении ассоциативных связей:

- составьте (расширьте) список формул приветствий;

- используйте другие эмоционально-оценочные слова при отве­те на вопрос, например:

Kannst du mir dieses Buch geben? — Gern. (Aber selbstverstandlich. Mit Vergnugen. Leider nicht. Ich brauche es selbst.)

- продолжитеассоциограммусословом Jugendzeit (mehr Pflichten in der Familie ubernehmen, an die Berufswahl denken, selbstandig werden...).

Речевые упражнения для обучения использованию слов в уст­ном и письменном общении даны в гл. V—VIII.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.007 с.)