Сочинение как вид работы по развитию речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинение как вид работы по развитию речи



 

Развитие речи ― большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами: русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся.

В.А. Добромыслов писал: «В школе, когда говорят о развитии речи,  обычно не имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку» [12, с. 21].

Развитие речи на уроках русского языка ― это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию связной речи начинается с самых первых дней обучения ребенка в школе и проводится систематически на всех уроках русского языка.

Т.А. Ладыженская предлагает условно разделить на пять групп задания, которые используются на уроках по развитию устной и письменной речи [4, с. 283―284]:

1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится пример-доказательство..., в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоставить исходный текст и конспект - что в них общего, чем отличаются и т.д.

2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т.д.

3. Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.

4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса; записать услышанный рассказ и т.д.

5. Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания). Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему.

Сочинение среди других видов работ по русскому языку занимает исключительно важное место и давно практикуется в школе.

Сочинение ― это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности.

Сочинения являются очень важным воспитывающим и обучающим средством. Они учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации; развивают наблюдательность, учат анализировать и делать необходимые выводы, «дисциплинируют мысль», делают её чёткой и точной. В сочинениях для школьника приобретают смысл изучаемые разделы русского языка: грамматика, орфография, пунктуация, лексика, все изучаемые грамматические понятия. Учащиеся, готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, учатся:

― понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;

― подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;

― располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, в случае необходимости изменять последовательность;

― отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

― орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;

― обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Письменное сочинение ― самый сложный, но, при правильной организации, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Поэтому А.В. Текучев [29, с. 245] пишет о необходимости проводить сочинение в строгой системе, от одного этапа к другому. Также методист перечисляет ряд умений, которые данный вид работы развивает:

― рассказывать о чем-либо по плану, согласно логике развития событий;

― выделять основные связи между явлениями;

― формулировать выводы, строить доказательства к ним, обобщать.

Сочинение ― вид работы, в основе которого лежит создание учеником самостоятельного текста на заданную или свободную тему. Разнообразие типов сочинения в зависимости от жанра, объема, источника получения информации позволяет ученику не только раскрыть свой творческий потенциал в качестве автора уникального текста, но и использовать богатые стилистические возможности родного языка.

В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев[29, с. 247] предлагает следующий вид классификации сочинений:

По содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).

Сочинения на свободные темы различаются по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объему, месту и способу выполнения. по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.

По источнику различаются сочинения:

1. Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения.

2. Сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы, общественной жизни и производственной деятельности людей.

3. Сочинения по картине.

4. Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу.

5. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики, конспекты и т.д.

6. Сочинения-записи прослушанного (лекции, рассказа).

7. Сочинения по аналогии, образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок (в подражании уже известным).

По жанру различаются повествование, описание, рассуждение.

По месту, способу выполнения и объему сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные, т.е. самостоятельные, развернутые и сочинения-миниатюры.

Сочинения могут быть с дополнительными заданиями:

1. Ответы на вопросы.

2. Сочинения по опорным словам ― это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило.

а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова.

б) сочинения, проводимые с целью развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.

3. Сочинения с грамматическим заданием.

4. Сочинение с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа).

Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений [6, с. 115]:

По цели проведения: обучающие сочинения ― научающие писать сочинения; контрольные сочинения; сочинения с грамматическим заданием.

По источнику и характеру материала: сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала; по одному или нескольким источникам; сочинения с применением наглядностей и технических средств обучения; сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе; сочинение по аналогии с прочитанным текстом; сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов.

По объему готового сочинения: развернутые сочинения; сочинение-миниатюра; сочинения заданного объема.

По тематике: сочинения на лингвистическую тему; сочинения на литературную тему; сочинения на свободную тему.

По способу изложения мысли: описание, повествование, рассуждение; сочинения смешанного типа речи; сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение-научное сообщение.

По степени самостоятельности: с длительной подготовкой; без предварительной подготовки; самостоятельное.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская [4, с. 283―284] классифицируют сочинения следующим образом:

По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни ― свободные темы.

По типу создаваемых текстов различаются:

1) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам»: сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;

2) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).

По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.

К источникам другого ― психологического ― ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: «Школа в будущем», «Я лечу на Луну» и т.д.).

По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня», а не «Осень в нашем парке»), реже ― композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.).

По осложненностидополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями.

Таким образом, одной из главных задач обучения русскому языку в школе является развитие связной (устной и письменной) речи учащихся. Самым эффективным способом решения данной задачи справедливо считается написание сочинений. Существует множество классификаций сочинений, но большинство из них имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям: по источнику; по жанру; по объему; сочинения с дополнительным заданием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.143 (0.018 с.)