Теория и практика обучения русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика обучения русскому языку



Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ В 5-6 КЛАССАХ

 

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и Литература

Форма обучения: очная

 

  Выполнил обучающийся:  Щеглова Диана Сергеевна 4 курс, группа ОБ-РЛ-41
  Руководитель: Кулаева Г. М., заведующий кафедрой, д.п.н., доцент
  ______________ ________          (оценка)                         (подпись)
     «25» декабря 2021 г.

 

Оренбург, 2021

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения сочинению-описанию в 5-6 классах 3

1.1 Сочинение как вид работы по развитию речи. 3

1.2 Сочинение-описание в системе письменных высказываний по русскому языку 3

ГЛАВА 2. Методика обучения сочинению-описанию в 5-6 классах. 3

2.1 Урок подготовки обучающихся сочинению-описанию предмета. 3

2.2 Подготовка к сочинению-описанию помещения (интерьера) на основе картины и текста. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 3

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Обучение учащихся созданию собственного высказывания остается актуальной методической задачей, которая решается на протяжении всех лет обучения русскому языку в школе.

Сочинение — творческий процесс создания текстовой реальности на основе знаний личности о мире; это продуктивный, созидательный способ выражения своих мыслей и чувств, средство самореализации и индивидуального развития. Сочинение как продукт творческой деятельности учащихся позволяет в полной мере оценить уровень образования пишущего, понять систему его эстетических, нравственно-духовных ценностей. Такая форма работы согласуется со стратегическими целями изучения русского языка и литературы в школе в условиях реализации ФГОС «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».

Одним из трудных видов письменных и устных видов творческих работ для школьников является сочинение, написанное в типе речи описание. В 5 – 7 классах учащиеся учатся описывать разные явления: предметы, природу, внешность человека, его трудовые действия, характеристику человека, а также описание интерьера, животного. Речевым стимулом для создания сочинения-описания могут быть и искусствоведческие объекты ― художественный текст, картина, музыка, архитектурное сооружение, скульптура, в последнее время и фотография.

Актуальность данного исследования обусловлена и необходимостью научить учащихся 5 ― 9 классов создавать устные высказывания описательного характера по фотографии (итоговое собеседование по русскому языку ― задание 3.). Поэтому на наш взгляд, сочинение-описание остается одним из востребованных в плане разработки и подготовки уроков обучающего сочинения-описания.

Объект исследования ― процесс обучения русскому языку в средней школе.

Предмет исследования ― методика обучения сочинению-описанию в 5-6 классах.

Цель курсовой работы заключается в разработке методики обучения сочинению-описанию в 5-6 классах.

Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:

· рассмотреть сочинение как вид работы по развитию речи;

· определить место сочинения-описания в системе письменных высказываний по русскому языку;

· разработать урок подготовки обучающихся к сочинению-описанию предмета;

· разработать урок подготовки к сочинению-описанию помещения (интерьера).

Методы исследования: изучение научной литературы, подбор дидактических материалов, разработка уроков русского языка.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

I. Работа по теме урока.

― Ребята, посмотрите вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете.

― Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

― Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс? Чем привлёк ваше внимание этот предмет?

― Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (Описание)

― ​ На какой вопрос отвечают описательные тексты? (Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания)

― Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

―​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

― А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

II. Анализ текста.

― Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях. Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопрос: какие признаки описываемого предмета отмечает автор.

«В большом деревянном доме, в одной из небольших комнат, на стене висели часы. Часы эти были не простые. Они были старинные и сколько им было лет, никто не знал. Корпус часов был сделан из тёмного дерева, покрытого лаком. Форма напоминала прямоугольник. По бокам умелой рукой мастера были вырезаны стойки похожие на колонны и узоры в виде замысловатых завитков и листьев. Верхнюю часть корпуса обрамляло стеклянное окошко, за которым и жили наши часы. И, наконец, самый верх корпуса венчал треугольник, очень похожий на крышу дома, под которой также красовались узоры ручной резьбы по дереву точь-в-точь таких же какие были на самом корпусе. Одним словом, часы эти были очень красивые и необыкновенные.

Наши часы были не просто часы, они были с боем и били только тогда, когда большая стрелка своим кончиком указывала на цифру шесть и когда она прибегала к цифре двенадцать, а маленькая стрелка указывала на любую другую из цифр и только один раз, когда большая стрелка становилась против цифры шесть. Это означало, что прошло ровно половина часа с той минуты, когда часы пробили время, которое указывала маленькая стрелочка. От их громкого боя, вздрагивали все кто их слышал, но потом привыкли и не обращали на него никакого внимания, а часы продолжали бить своим громким боем: "Бом, бом, боом..." У них был, надо сказать, особый бой со своим тембром звука и каким-то затяжным скрежетом.

Таких часов в наше время встретить можно нечасто, а потому все, кто приходил к хозяину дома в гости любовались ими и говорили: "Какие красивые часы!"»

― Какие признаки часов описывает автор? (В процессе обсуждения этого вопроса ученики в тетрадях выполняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу...).

― Найдите слова, при помощи которых автор говорит о размере, величине, фактуре часов.

― Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью.

I. Работа по теме урока.

― Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами... Что вы видите?

― Для того, чтобы рассказать о том, что вы увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание? (Описание ― это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет)

― С какими видами описаний вы уже знакомы? (Описание картины, предмета, человека)

― О каком описании идёт речь, когда мы говорим о внутреннем убранстве комнаты? (Описание интерьера)

― Что такое интерьер? (Интерьер (от фр. "внутренний") ― это внутреннее наполнение помещения, которое отвечает за его красоту и обеспечивает человеку комфортные условия жизни). Интерьер бывает двух видов: общественный (театр, концертный зал) и жилой)

― Прослушайте отрывок из воспоминаний современников и подумайте кому может принадлежать описываемая комната: «В кабинете просто и скромно. Посредине комнаты - простой письменный стол из красного дерева с бумагами и книгами. На столе - старинный подсвечник, в металлическом стакане – гусиные перья, чернильница, песочница. Рядом большое мягкое кресло с высокой спинкой (подарок тверских друзей). Возле кресла скамеечка для ног, подаренная А.П. Керн. В углу находится белый изразцовый камин. На камине - табакерка, шкатулка, расшитая бисером, небольшая чугунная фигурка Наполеона. У стены – старинный диван (канапь). Над диваном – портрет Байрона, ниже на цепочке висит рог. На противоположной стороне ― подвесная полка с книгами. Ниже стоит тяжелая железная трость (весом полпуда), которую [он] использовал для укрепления руки. На полу ― большой ковер, почти во всю комнату».

― Догадались, кому принадлежит кабинет? (А.С. Пушкину)

― Как обстановка кабинета характеризует А.С. Пушкина?

― Чего достигает автор воспоминания, подчеркивая соотношение могучей фигуры поэта и его кабинета? (Кабинет несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина)

― От чего зависит характер интерьера? (От эпохи, назначения, увлечения хозяина, сословия)

II. Работа с репродукцией.

― Рассмотрите картину М.К. Финогеновой «Светлый день», проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов.

― Какое настроение вызывает у вас картина?

― Какие краски использует художник?

― Что изображено на картине?

― Что находится в центре комнаты? Что рядом?

― Есть ли в комнате окна? Сколько их? Какие они?

― Есть ли на окнах занавески? Какого они цвета?

― Какого цвета полы?

― Что можно сказать о хозяйке этой комнаты?

― Попробуйте составить устное описание интерьера по плану:

1. Передний план картины:

а) стол (форма, размер, предметы, расположенные на столе);

б) кресла, диван;

в) пол.

2. Задний план картины:

а) шторы (цвет, материал);

б) окна (количество, вид из окон).

3. Потолок.

4. Краски картины.

― Почему же картина названа «Светлый день»?

Текст №3. Комната брата.

Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.

― Что хотел подчеркнуть автор в описании?

― Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?

―  Какие выводы мы можем сделать, проанализировав 3 текста описания интерьера? (Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение. Тогда всем, кто прочтет описание, станет понятен вкус, привычки, что-то новое о человеке, который описывал комнату).

Моя комната.

Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная.

От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола ― стул.

В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз.

Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив ―диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами.

На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги.

Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовая работа посвящена обучению написания сочинения-описания в 5-6 классах. Для достижения цели были поставлены четыре задачи: рассмотреть сочинение как вид работы по развитию речи; определить место сочинения-описания в системе письменных высказываний по русскому языку; разработать урок подготовки обучающихся к сочинению-описанию предмета; разработать урок подготовки к сочинению-описанию помещения (интерьера). Для решения первых задач мы рассмотрели вопросы: сочинение как вид работы по развитию речи; сочинение-описание в системе письменных высказываний по русскому языку. Анализ литературы установил, что в 5-6 классах школьники учатся описывать отдельные предметы, животных, помещение (интерьер), природу.

Во второй главе были решены задачи: разработать уроки подготовки к сочинению-описанию предмета и к сочинению-описанию помещения (интерьера). Мы разработали уроки «Описание предмета, находящегося в классной комнате» и «Комната, в которой я живу». В этих уроках был использован текст и его анализ, описание известных объектов учащимся - комната, предметы.

Перспективой курсовой работы может стать разработка обучающих уроков по описанию действий, процессов, внешности человека, местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов.

Сочинение как вид творческой работы захватывает в педагогической практике специальное место. Сочинение ― одно из сильнейших средств, содействующих становлению мысли ученика, росту его общественного отношения к жизни.

Школьное сочинение выступает итогом плодотворной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с иной ― средством достижения финальной цели ― образования коммуникативно-речевых знаний учащихся. Оно дозволяет единовременно решать задачи обучения, становления и развития школьников.

Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как уровень знаний и представлений школьника о фактическом мире, так и его способность к абстрактному мышлению, то есть осмыслению имеющихся у него знаний. Кроме того, систематическая, последовательная, правильно организованная подготовка к сочинению влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя учеников, совершенствует орфографические навыки, воспитывает языковое чутье.

Таким образом, обучение сочинению-описанию по-прежнему остается одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Работа над данным видом сочинений должна проводиться длительно и целенаправленно, параллельно с изучением теоретических сведений об описании как функционально-смысловом типе речи и работой над грамматическим оформлением сочинений учащихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях / Л. С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

2. Алексеева, Т. В. Как научиться писать сочинение на "отлично": в помощь школьникам и абитуриентам / Т. В. Алексеева. - СПб: "Паритет", 2000. – 190 с.

3. Арефьева, С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов / С. А. Арефьева. - М.: Прометей, 1998. – 215 с.

4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с.

5. Баринова, Е. А. Методика русского языка: Учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с.

6. Бойко, М. И. Сочинения по литературе в средней школе / М. И. Бойко. 2-е изд., перераб. и дополн. - Киев: Изд-во Радянська школа, 1973. – 191 с.

7. Бойкова, Н. Г. Устная речь: Учеб. пособие / Н. Г. Бойкова. - Л.: ЛГУ, 1988. – 87 с.

8. Валгина, Н. С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. – 280 с.

9. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку: пособие для учителей / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

10. Гринина-Земскова, А. М. Обучение сочинениям: 5-8 класс / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград: Учитель, 1998. –  120 с.

11. Гринина-Земскова, А. М. Сочинениям надо учить: вопросы теории и практики / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. –  126 с.

12. Добромыслов, В. А. К вопросу о языке рабочего подростка / В. А. Добромыслов. М.: Учпедгиз, 1932. – 98 с.

13. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. - М.: Русский язык, 1977. – 48 с.

14. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т. А. Калганова. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. – 191 с.

15. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Кн. для учителя / В. И. Капинос. - М.: Просвещение, 1991. – 342 с.

16. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. - 1997. - № 12. – С. 51–57.

17. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

18. Ладыженская, Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1972. –  367с.

19. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1975. – 180 с.

20. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцев. - М.: Академический проект, 2006. –  590 с.

21. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / М. Р. Львов. -  М.: Академия, 2002. – 248 с.

22. Пленкин, Н. А. Уроки развития речи 5-9 кл. / Н. А. Пленкин.  - М.: Просвещение, 1996. – 111 с.

23. Попова, Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» / Л. Ф. Попова // Начальная школа.  – 1998. –  № 9.  – С. 50 – 53.

24. Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. сред. шк., абитуриентов и их родителей / Н. Ю. Русова. - Нижний Новгород: Издательство "ДЕКОМ", 1997. – 192 с.

25. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского. 37-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 317 с.

26. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского.33-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 254 с.

28. Солганик, Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля / Г. Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 1997. –253 с.

29. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / А. В. Текучев. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. – 414 с.

30. Узорова, О. В. Практическое пособие по развитию речи / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - Киров: ГИППВ, 1999. – 272 с.

31. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи, подготовка к изложению и сочинению 1-5 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. М.: АСТ: Астрель, 2008. – 274 с.

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.055 с.)