Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство и работа приборов жидкостных систем охлаждения
Жидкостной насос. Для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения служит жидкостной насос центробежного типа (рисунок 5.4). На двигателе УМЗ-417 насос расположен в передней части блока цилиндров и приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Он состоит из крыльчатки 10 и корпуса насоса 3. Вал 2 насоса вращается в двух шарикоподшипниках 13, снабженных сальниками для удержания смазки. Передний подшипник фиксируется стопорным кольцом, а задний удерживается от перемещения распорной втулкой 6. 1 – гайка; 2 – вал; 3 – корпус насоса; 4 – контрольное отверстие выхода смазки; 5 – пресс-масленка; 6 – распорная втулка; 7 – уплотнительная шайба; 8 – резиновая манжета; 9 – пружина; 10 – крыльчатка; 11 – гайка крепления крыльчатки; 12 – контрольное отверстие для выхода жидкости; 13 – шарикоподшипники; 14 – ступица шкива вентилятора; 15 – ремень; 16 – шкив; 17 – вентилятор; 18 – болт
Рисунок 5.4 - Жидкостной насос двигателя УМЗ-417
Крыльчатка 10 крепится на заднем конце вала при помощи гайки 11. При вращении крыльчатки жидкость (рисунок 5.1) из подводящего патрубка 9 поступает к ее центру, захватывается лопастями и отбрасывается к стенкам, откуда подается в рубашку охлаждения 14. Герметичность вращающихся деталей (рисунок 5.4), расположенных в корпусе 3 насоса, обеспечивается самоподжимным сальником, установленным в крыльчатке и состоящим из уплотнительной шайбы 7, резиновой манжеты 8 и пружины 9, прижимающей шайбу к торцу корпуса. Шайба 7 входит в пазы крыльчатки 10 и закрепляется стопорным кольцом. На переднем конце вала 2 установлена ступица 14, к которой крепится шкив 16 привода насоса и вентилятора 17. На двигателе КамАЗ-740.11 жидкостной насос установлен на передней части блока цилиндров слева. На шкив 14 насоса (рисунок 5.5) крутящий момент передается ремнями от шкива гидромуфты. 1 – пылеотражатель; 2 – стопорное кольцо; 3,4 – шарикоподшипники; 5 – водоотражатель; 6 – крыльчатка; 7 – уплотнительный сальник; 8 – вал; 9 – уплотнительное резиновое кольцо; 10 –упорное стальное кольцо; 11 – шай6а; 12 – колпачковая гайка; 13 – корпус; 14 – шкив
Рисунок 5.5 - Жидкостной насос двигателя КамАЗ-740.11
Вал 8 вращается в шарикоподшипниках 3 и 4 с двухсторонними резиновыми уплотнениями. Рабочая смазка подшипников закладывается заводом-изготовителем или ремонтным предприятием (на некоторых двигателях устанавливается масленка).
Сальник 7 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из водяной полости насоса. Он состоит из корпуса 1 (рисунок 5.6), резиновой уплотнительной манжеты 2, разжимной пружины 3 и графитового кольца 4. Сальник запрессован в корпусе 13 (рисунок 5.5) водяного насоса. 1 – корпус; 2 – резиновая манжета; 3 – пружина; 4 – графитовое кольцо
Рисунок 5.6 - Уплотнение жидкостного насоса
Жидкостной насос двигателя ЯМЗ-238 (рисунок 5.7) по конструкции аналогичен рассмотренным ранее, особенностью его является то, что он имеет разборный шкив 8, между ступицей шкива и боковиной установлены регулировочные прокладки 10, с помощью которых регулируют натяжение ремня привода жидкостного насоса. На всех жидкостных насосах двигателей имеются дренажные отверстия, которые служат для контроля исправности уплотнений. 1 – корпус насоса; 2 – крыльчатка; 3 – манжета сальника; 4 – пружина сальника; 5 – втулка корпуса; 6 – подшипники; 7 – контрольное отверстие; 8 – шкив; 9 – вал; 10 – регулировочные прокладки; 11 – корпус сальника; 12 – сальник; 13 – масленка; 14 – упорное кольцо сальника
Рисунок 5.7 - Жидкостной насос двигателя ЯМЗ-238
Вентилятор. Для повышения скорости потока воздуха, проходящего через радиатор, служит вентилятор 17 (рисунок 5.4). Вентиляторы имеют лопасти и изготавливаются из листовой стали или пластмассы. На грузовых машинах стальные лопасти вентилятора располагают в направляющем кожухе (диффузоре). Лопасти вентилятора УМЗ-417 изготавливают с концами, отогнутыми в сторону радиатора. На двигателе УМЗ-417 и многих других привод вентилятора осуществляется клиноременной передачей. На дизеле ЯМЗ-238 чугунный корпус привода вентилятора 1 (рисунок 5.8) прикреплен к крышке распределительных шестерен болтами. Вал 5 вентилятора вращается в двух шариковых подшипниках 4, установленных в корпусе. На переднем конце вала имеется упругая муфта 2, в которой болтами крепится вентилятор 1.
1 – вентилятор; 2 – упругая муфта; 3 – сальник; 4 – подшипник; 5 – вал; 6 – шестерня привода; 7 – шестерня распределительного вала
Рисунок 5.8 - Привод вентилятора двигателя ЯМЗ-238
На дизеле КамАЗ-740.11 в приводе вентилятора установлена гидромуфта, передающая крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору. Гидромуфта привода вентилятора (рисунок 5.9). Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта. Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шарикоподшипниках 8 и 19. Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4 и 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17 и 20. На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки, образующие рабочую полость гидромуфты. Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту. 1 – передняя крышка; 2 – корпус подшипника; 3 – кожух; 4, 8, 13 и 19 – шарикоподшипники; 5 – трубка корпуса подшипника; 6 – ведущий вал; 7 – вал привода гидромуфты; 9 – ведомое колесо; 10 – ведущее колесо; 11 – шкив; 12 – вал шкива; 14 –упорная втулка; 15 – ступица вентилятора; 16 – ведомый вал; 17 и 20 – манжеты с пружиной; 18 – прокладка
Рисунок 5.9 - Гидромуфта привода вентилятора двигателя КамАЗ-740.11
Масло поступает через выключатель (рисунок 5.10), управляющий работой гидромуфты привода вентилятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров. Выключатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов: - автоматический – рычаг установлен в положение «В» (рисунок 5.11, а); при повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и золотника 5 (рисунок 5.10); - при температуре жидкости 85-90°С золотник 5 открывает масляный канал в корпусе выключателя и масло поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора; при температуре охлаждающей жидкости ниже 85°С золотник под воздействием возвратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе и подача масла в гидромуфту прекращается. 1 – крышка; 2 – корпус; 3 – шайба; 4 – возвратная пружина; 5 – золотник; 6, 7 – уплотнительные кольца; 8 – пробка; 9 –рычаг; 10 – пружина; 11 – фиксатор; 12 – крышка; 13 – регулировочные шайбы; 14 – гайка; 15 – термосиловой датчик; Б – выходной канал; В – канал для подвода масла из системы смазки двигателя
Рисунок 5.10 - Выключатель гидромуфты
- вентилятор отключен – рычаг установлен в положение «О» (рисунок 5.11,б); Рисунок 5.11 -Схема работы выключателя гидромуфты
- вентилятор включен постоянно – рычаг установлен в положение «П» (рисунок 5.11,в); масло подается независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно. Основной режим работы гидромуфты – автоматический. Термостаты. Для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его теплового режима в заданных пределах служит термостат. 1, 8 – стойки; 2 – баллон; 3 – активная масса (церезин); 4, 12 – клапан; 5, 7 – пружина; 6, 10 – регулировочные гайки; 9 – шток; 11 – резиновая вставка с шайбой; 13 – основание
Рисунок 5.12 - Термостат двигателя КамАЗ-740.11
Термостаты могут быть с твердым или жидкостным наполнителем. На двигателях КамАЗ-740.11 и УМЗ-417 применяются термостаты с твердым наполнителем (рисунок 5.12 и 5.13). Баллон термостата 2 заполнен активной массой 3, состоящей из смеси церезина (нефтяного воска) и медного порошка. а б а – клапан термостата закрыт; б – клапан термостата открыт; 1 – корпус насоса системы охлаждения; 2 – кронштейн; 3 – прокладка; 4 – корпус термостата; 5 – выпускной патрубок; 6 – клапан термостата; 7 – шток термостата; 8 – возвратная пружина; 9 – баллон термостата
Рисунок 5.13 - Схема работы термостата двигателя УМЗ-417
Термостаты ЯМЗ-238 – двухканальные, гармошечного типа с жидкостным наполнителем. Герметично закрытый гофрированный баллон 5 (рисунок 5.14, а) заполнен на 1/2 объема легкоиспаряющейся жидкостью. а б а – термостат закрыт; б – термостат открыт; 1 – шток; 2 – боковое окно; 3 – крышка; 4 – корпус; 5 – баллон; 6 – обойма; 7 – кольцевой клапан; 8 – центральный клапан
Рисунок 5.14 - Термостат двигателя ЯМЗ-238
При температуре окружающей жидкости (70±2)°С активная масса начинает плавиться, а у жидкостных термостатов испаряться и, расширяясь, (рисунок 5.13,б) перемещает вниз баллон 9 с клапаном 6, полное открытие которого произойдет при температуре (83±2) °С. На двигателях КамАЗ-740.11 термостатов два и установлены они в одной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров. У дизеля ЯМЗ-238 термостаты установлены в специальных коробках, прикрепленных к верхним трубопроводам блока цилиндров соединенных между собой перепускной трубой. Радиатор является теплообменным узлом и предназначен для передачи тепла от охлаждающей жидкости потоку воздуха. Каркас радиатора образован боковыми стойками 1 (рисунок 5.15,а), соединенными пластиной, припаянными к нижнему бачку. Он крепится к поперечине рамы автомобиля на резиновых подушках 5.
а – трубчато-пластинчатая; б – трубчато-ленточная
Рисунок 5.15 - Радиатор и типы его сердцевин
Радиатор состоит из верхнего 4 и нижнего 6 бачков и теплорассеивающей сердцевины 7. В радиаторах (рисунок 5.15) применяют два типа сердцевин – трубчато-пластинчатые (ЯМЗ-238) и трубчато-ленточные (КамАЗ-740.11 и УМЗ-417). В системах охлаждения закрытого типа горловина радиатора с установленной в ней пароотводной трубкой 5 (рисунок 5.16, а) герметически закрывается пробкой, а температура кипения жидкости находится в пределах 108-119°С. При избыточном давлении около 0,1 МПа паровой клапан 3 открывается, и пар или жидкость поступают к пароотводной трубке 5. Из-за разрежения, возникающего после выхода пара, давление в системе снижается и при его уменьшении на 0,01 МПа открывается воздушный клапан 4 (рисунок 5.12,б). На двигателях УМЗ-417 и КамАЗ-740.11 в системе охлаждения установлены расширительные бачки 25 (рисунок 5.1) и 21 (рисунок 5.2), служащие для поддержания постоянного объема циркулирующей жидкости. В пробке 26 расширительного бачка размещаются выпускной и впускной клапаны, аналогичные описанным выше паровому и паровоздушному клапанам. а б а – открыт паровой клапан; б – открыт воздушный клапан
Рисунок 5.16 - Пробка радиатора
Охлаждающую жидкость сливают через краны 11, расположенные соответственно на нижнем патрубке радиатора и в нижней части блок-картера, при этом пробки радиатора и расширительного бачка должны быть открыты.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.023 с.) |