По мотивам сказки А. С. Пушкина «сказка о царе салтане». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мотивам сказки А. С. Пушкина «сказка о царе салтане».



Сборник сценариев

Детям о праве

                                                                                          

 

В рамках акции

«Каждый ребенок имеет право на…»

(посвящено «Конвенции о правах ребенка»)

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие........................................................................... 3

Коротко о Конвенции............................................................ 5

Педагогам............................................................................... 6

Права детей в сказках (МБОУ «СОШ № 3»)............................... 8

Путешествие в страну Правляндию (МБОУ «СОШ № 6»)....... 15

Права ребёнка (МБОУ «СОШ № 11»)........................................ 20

Я – ребёнок, и я имею права (МБОУ «СОШ № 12»)................. 28

Каждый ребёнок имеет право на… (МБОУ «СОШ № 35»)....... 38

Я имею право (МБОУ «СОШ № 37»)......................................... 41

Расскажу я вам сказку (МБОУ «ВСОШ № 9»)........................... 50

Маленькие дети – большие роли (ГБОУ СПО «БрПК»)........... 54

Приложение («Неизвестное в известной конвенции»)....... 61

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Любое общество с надеждой ожидает, что его дети вырастут достойными и ответственными гражданами, которые внесут свой вклад в процветание государства.

Дети – это самая уязвимая часть населения, о которой нам взрослым нужно заботиться наиболее усердно. К сожалению, дети ежедневно встречаются с опасностью на улице, с употреблением наркотиков, с насилием, даже в родной семье. Случается, что дети погибают от тех болезней, которые можно предотвратить. На здоровье детей отрицательно воздействует загрязнение окружающей среды.

Что нужно нашим детям? – это жизнь в семье с любимыми и любящими родными людьми, получение образования, защита и уход за своим здоровьем, возможность полноценно развиваться, выбирать профессию и принимать активное участие в общественной жизни.

Дети, чьи основные нужды попираются, не смогут стать заботливыми, деятельными взрослыми, которые будут уважать права других. Нарушения прав не только вызывают страдания личности, они также сеют семена политической и социальной нестабильности.

Дети должны понять, что такое «право», какие права у них есть, посочувствовать тем, чьи права игнорируются, и получить силы для того, чтобы предпринять действия,как на защиту собственных прав, так и прав других людей.

Изучение Конвенции о правах ребенка – кодекса фундаментальных прав детей, – это один из путей, с чего следует начинать.

С этой целью Центральная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Братска (далее – комиссия) провелаАкцию «Каждый ребенок имеет право на…»

Одна из задач данной Акции состояла в оказании помощи каждому участникув полученииобщего представления о системе прав ребенка на основе по­ложительной мотивации, через раскрытие творческих способностей и самовыражения.

Акция проводиласьс 10 апреля по 1 ноября 2013 г.в три этапа.Информационное сопровождение проведения Акции осуществлялось в группе комиссии в социальной сети «В контакте» http://vk.com/kdn_bratsk.

I этап– фотоконкурс «Неизвестное в известной Конвенции». Название конкурса говорит само за себя. Многие знают основные права ребенка, но не многие понимают, какую роль они играют в нашей обычной, практической деятельности. В группе Центральной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Братска «В контакте» участники с 10 апреля выкладывали свои конкурсные работы.

1 июня, в День защиты детей комиссия провела награждение победителей.

II этап –издание плаката по итогам фотоконкурса.

С согласия участников, их фотографии были использованы в издании тематического плаката «Конвенция о правах ребенка», с целью привлечения внимая детей, не участвовавших в фотоконкурсе, и мотивации их к дальнейшему изучению своих прав.

III этап – проведение в образовательных учреждениях Центрального округа города Братска месячника «Детям о праве», и создание ресурсной базы сценариев.

Образовательные учреждения представили в комиссию те мероприятия, которые они проводили в течение месячника. Выбор формы проведения мероприятия не ограничивался.

Сценарии Участников собраны в данном сборнике «Детям о праве», который послужит хорошей ресурсной базой для дальнейшего правового просвещения детей и подростков, содействию воспитания убежде­ния у детей, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение.

Активным участникам Акции выданы сертификаты.

КОРОТКО О КОНВЕНЦИИ

 

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции - 20 ноября, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребёнка - международный правовой документ, в котором обозначены основные права детей.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, мнения, свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к информации.

Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Статьи 41-54 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

ПЕДАГОГАМ

Российские дети находятся в тяжелом положении. Нередко они подвергаются разного рода насилию в семье, ежегодно из дома убегают тысячи детей. Растет число семей, находящихся в социально-опасном положении.

Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка.

Прежде чем приступить к разработке и реализации собственных мероприятий, прочитайте небольшой перечень вопросов, приведенных ниже. Ваши ответы, или размышлениядетей,помогут Вам определиться с выбором темы и формы проведения мероприятий проекта.

- Как защищаются права детей в нашей стране?

- Какие организации защищают права детей?

- В каком возрасте ребенок имеет право заявлять о своих правах?

- Знаете ли вы Конвенцию о правах ребенка?

- Зачем детям изучать свои права?

- Что вы думаете о таком праве: каждый ребенок может быть выслушан?

- Как вы понимаете «право на личное достоинство»? Имеет ли оно место в классе, школе, группе?

- Что означает «право на жизнь без насилия», и как можно осуществить это в жизни общества?

- Как можно реализовать «права ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний»?

- Как детское самоуправление в образовательном учреждении может быть связано с защитой прав ребенка?

- Какого рода примеров в обществе больше: соблюдения прав или нарушения, и почему?

- Школа и права ребенка: могут ли быть права без обязанностей?

- Имеют ли дети право делать то, что запрещают им родители?

- Имеют ли родители право выгонять из дома своего ребенка?

- Нарушают ли дети права своих родителей?

Учащиеся и студентыдолжны получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, исследовать острые проблемы, связанные с защитой прав детей.

Организованные мероприятия должны способствовать:

- развитию и расширению кругозора личности,

- формированию активной жизненной позиции,

- правовому просвещению и предупреждению правонарушений,

- распространению среди детей знаний о Конвенции о правах ребенка,

- развитию у детей навыков участия в проектах и правовых инициативах,

- раскрытию творческого потенциала у детей,

- выработке у несовершеннолетних мотивации к отстаиванию и защите своих прав,

- развитию умений доказывать свою точку зрения, оперировать юридическими понятиями.

 

За последнее десятилетие произошли большие изменения в оценке роли и места правового просвещения, однако до сих пор очень многие граждане имеют весьма смутное представление о своих правах и свободах, и потому не могут осознанно ими пользоваться.

Комиссия готова к дальнейшему сотрудничеству с образовательными учреждениями в вопросах правового просвещения, содействия развитию сотрудничества по формированию социально-активного поведения личности, умелой и цивилизованной защите своих прав и свобод, ответственного отношения к обязанностям гражданина, способности действовать юридически грамотно в любой ситуации.

ПРАВА ДЕТЕЙ В СКАЗКАХ

(Внеклассное мероприятие для 5-6 классов)

 

Автор: Ганеева Елена Вадимовна, старшая вожатая Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»города Братска.

Цель: привлечение внимания подростков к основным правам ребенка, закрепленных в «Конвенции по правам ребенка».

Задачи:

- научить детей видеть проблемы, уметь их решать,

- дать общее представление о системе прав ребенка,

- научить детей не попадать в трудные жизненные ситуации, связанные с нарушением законодательства,

- раскрыть творческие способности учащихся через театрализацию.

Перечень оборудования:мультимедийное оборудование для показа презентаций, 4 микрофона, музыкальная аппаратура.

Ход мероприятия.

/фоном звучит главная тема из к/ф «Шерлок Холмс», на сцене появляются Шерлок Холмс и Доктор Ватсон/

Шерлок Холмс: Я приветствую вас, дорогие друзья. И вы, Ватсон, здравствуйте. Мне очень приятно, что сегодня в этом зале собралось так много наших помощников.

Доктор Ватсон: Помощников?

Ш.Х: да, Ватсон, вы не ослышались, именно помощников! Разве мы когда-нибудь сидим без дела?

Д.В.: Ах, вот в чем дело, Холмс! Тогда понятно, почему вы пригласили в гости эти юные создания – любителей детективов.

Ш.Х: Да, Ватсон, сегодня мы должны подобрать себе отличную команду. Можно сказать, союз Юных Детективов.

/Входит Мисс Хадсон/

Мисс Хадсон: О, опять эти загадочные названия! От тайн и неизвестности голова идёт кругом! Добрый день, Холмс, добрый день, Доктор Ватсон. Кто эти милые ребята? Вы пригласили их на обед?

Ш.Х.: Нет, Мисс Хадсон, я пригласил их на состязание, а вам вручаю бразды правления.

М.Х.: Я боюсь не справиться с этой трудной миссией, хотя предложение довольно заманчивое.

Д.В.: Соглашайтесь, мисс Хадсон!

М.Х.: Ну хорошо, я попробую. Итак, юные наши детективы, мы начинаем! Ну, а для начала мы представим вам наших самых главных экспертов сыскного дела – наше жюри.

И первыми на эту сцену я хочу пригласить учащихся 6 «в» класса с отрывком из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Встречаем их бурнымиаплодисментами! /на параллели 5 кл. М.Х. говорит «с показательным выступлением»/

 

СЦЕНКА

Ход мероприятия.

На фоне музыки (песенка кота Леопольда из мультипликационного фильма «Кот Леопольд и мыши») ребята рассаживаются по местам. На стене плакат со словами «Ребята, давайте жить дружно!»

1-й ведущий:Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости нашего мероприятия! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на нашем празднике – путешествии в необычную, но очень нужную и полезную для всех людей страну – страну Правляндию! Думаем, вы все с пользой и интересом для себя проведёте здесь время и наберётесь ума-разума. Сегодня наше мероприятие посвящено правовым знаниям и законам, которые будут сопровождать вас всю вашу жизнь.

2-й ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

3-й ведущий: Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

1-й ведущий: И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

2-й ведущий: И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.

3-й ведущий: И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно не интересны!

1-й ведущий: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

2-й ведущий: Правда, только в том случае, если соблюдать… Адля этого нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми статьями.

3-й ведущий: Именно в этом мы и поможем вам сегодня. После того, как вы познакомитесь с этим серьёзным и важным документом, советуем взять любую сказку, любой рассказ, посмотреть любой фильм и поразмышлять, о нарушении или о торжестве каких Прав Человека в них идёт речь.

1-й ведущий: Заверяем вас – нет ни одной книги на свете, ни одного художественного фильма, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека!

2-й ведущий: Помните: ни «тридцать витязей прекрасных» из сказки Пушкина о Царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения всех статей Декларации.

3-й ведущий: Выполнимой Декларацию сделает только работа наших с вами душ и ума!

Начнём знакомство с Декларацией с конца, с тридцатой её статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные 29 статей и пользоваться ими.

Представление презентации.

Заключение. Просмотр мультфильма«Сказка о попе и его работнике Балде».

 

Вопрос к учащимся: «Ребята, какое своё право реализовал Балда начав работать у попа? (право на труд).

Учитель: Чтобы побольше узнать о своих правах и обязанностях, мы приглашаем вас пройти на следующие наши занятия: «Азбука прав ребёнка» («Конвенция о правах ребёнка», каб. истории); «Закон и порядок» (инспектор ПДН, каб. №2). Спасибо всем за внимание. Всего вам доброго. Будьте любознательными, добрыми и хорошими гражданами России.

 

АЗБУКА ПРАВ РЕБЁНКА

(Продолжение внеклассного мероприятия)

Добрый день дорогие ребята! Мы посвящаем нашувстречу рассказу о ваших правах.

1-й ведущий:

(слайд №2) Вы уже знаете о том, что с древних времён люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой.

(слайд №3) Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желавшего отстоять его права на собственность и жизнь.

2-й ведущий: Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, то у слабых, обманутых и обиженных, появился могущественный заступник.

(слайд №4) О правах человека стали задумывать ещё в Древней Греции.

3-й ведущий: С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем, жить стало опасней.

(слайд №5). Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильней государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы не случилось. Миссию такого защитника взяла на себя Организация Объединённых наций.

1-й ведущий: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада (слайд №6), кто-то с востока (слайд №5), с севера и юга (слайд №7), из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины (слайд №8). Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках,поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди (слайд №9,10).

2-й ведущий: Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто не мог наказывать людей без вины. Поэтому все вместе они приняли очень важный документ, приведя в нём список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребёнок, чтобы все знали и уважали эти права.

3-й ведущий: Конвенция – это международный договор, соглашение по определённому вопросу с взаимными обязательствами. (слайд №9). Сегодня вы познакомитесь с основными статьями Конвенции.

 

Презентация с объяснениями положений Конвенции.

 

Заключение. Древний мудрый Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка. Вы – наше будущее, наша надежда и опора. Вам принадлежит будущее, и то, каким оно будет, зависит и от вас. Счастливого вам мирного детства, дорогие ребята!

 

 

 

Список электронных приложений к сценарию: презентации - «Путешествие в страну Правляндию», «Конвенция о правах ребенка», «Детям о праве»; фотографии.


ПРАВА РЕБЁНКА

(классныйчас для учащихся начальных классов)

 

Автор: Мишура Анна Викторовна, учитель начальных классовмуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»города Братска

Цель: Правовое просвещение детей через использование инновационных форм и методов работы.

Задачи:

- организовать работу по подготовке школьников к восприятию основ законодательства о правах человека,

- познакомить школьников с «Конвенцией о правах ребёнка»,

- рассмотреть понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей,

- воспитать уважение к высказываниям одноклассников, их правам,

- развить навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, выслушать и принять во внимание позицию других.

Перечень оборудования и материалов:проектор, ноутбук, книги, раздаточный материал, иллюстрации к сказкам.

 

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я с вами поздоровалась.Что обозначает слово «Здравствуйте?» (Пожелание здоровья и счастья)

Ученица:  «Здравствуйте!»,

Поклонившись, мы, друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

«Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                                         (В.Солоухин)

II.Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель:       

Начинаем классный час.

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать о правах, обязанностях.

Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.

III. Вводная беседа.

Слайд

Посмотрите на экран.На свет появился, родился маленький ребёнок.Давайте хором поздороваемся с ним.

(«Здравствуй, малыш»)

Мы все пожелали малышу здоровья и счастья.

Что может делать эта маленькая крошка?

Почему ребёнок нуждается в особой заботе?

(высказывания ребят с использованием образцов суждений)

Выберите три суждения, которые помогут ответить на вопрос:

Ребёнок нуждается в особой заботе, потому что:
-он маленький и беспомощный;
-он ещё мало знает о жизни;
-он мало что умеет делать;
- он не может делать многое, что делают взрослые;
-если не заботиться о детях, их могут обидеть;
- он маленький и не может сам себя защитить.

Вывод: Ребёнок маленький, ничего не умеет сам, не может сам себя защитить, значит, о нём должен кто-то заботиться.

-Кто заботиться о малыше? (мама, папа, семья)

-А ещё о ребёнке заботится и наше государство.

IV. Знакомство с «Конвенцией о правах ребёнка».

Учитель: 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. В первый же день Конвенцию подписали представители 61 страны. А что такое Конвенция?

2-й слайд.

Конвенция-это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России в 1990 году. Подписав Конвенцию, страна взяла на себя обязательство обеспечить детям России все перечисленные в ней права, заботиться о детях, оказывать особое внимание к их жизни и развитию.

V.Знакомство с содержанием Конвенции.

Учитель:На наших занятиях мы говорили о правах. Какие права имеют дети? Давайте вспомним их.

3 слайд. Дети имеют право на бесплатное образование.

4 слайд. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

5 слайд. Каждый ребенок имеет право на особую заботу при ограниченных возможностях.

6 слайд. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

7 слайд. Каждый ребёнок имеет право на бесплатное медицинское обслуживание.

8 слайд. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

9 слайд. Каждый ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии.

10 слайд. Каждый ребенок имеет право на жизнь.

11 слайд. Каждый ребенок имеет право на любовь и заботу.

-Вернёмся к первому слайду. Родился ребёнок.

-Какие права он имеет с первых дней жизни? (право на жизнь, право на имя).

VI. Обсуждение иллюстрации к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

Учитель: Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.Давайте вспомним сказку А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Что Вы можете сказать, глядя на иллюстрацию? (Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование)

Как вы понимаете «право на бесплатное образование»?

А вы пользуетесь этим правом? (высказывания учеников)

VII. Обсуждение ситуаций по правам ребенка.

А) право на образование.

12 слайд. Фотография Антоновой Кристины - инвалид детства.

Учитель: Посмотрите на экран.Кто знает эту девочку?Поднимите руку, кто видел её в школе?Почему?

(Это ученица 7 класса нашей школы - Антонова Кристина. Она инвалид. В школу она не может ходить, т.к. передвигается только в инвалидной коляске, но она тоже имеет право на бесплатное образование. К ней домой ходят учителя. Такое обучение называется-обучение на дому. У нас в школе два таких ученика. Меркурьев Антон живёт в п. Стенихе, к нему ездят учителя заниматься с ним на дому).

Детям-инвалидам государство оказывает особое внимание, платит пенсию по инвалидности, а так как это больные дети, им оказывают и медицинскую помощь.

 

Б) Право на медицинскую помощь.

Учитель: А Вам предоставлено право на медицинскую помощь?

Какую?

        

В) Право на отдых. Игра «Круг радости»

Предлагаю Вам воспользоваться правом на отдых и сыграть в игру «Круг радости» (бросают мяч и говорят пожелания друг другу).

        

Г) работа с иллюстрациями к сказкам (работа в группах).

Группа.

Группа.

Сказка «Заюшкина избушка»

Узнали героев этой сказки?

Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

А) право на жизнь;

Б) право на неприкосновенность жилища;

В) право на справедливый суд;

Г) право на труд.

Кто нарушил это право?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

 

Д ) право на пользование личным имуществом.

(собрать телефоны у учащихся и положить на стол)

Учитель:Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеет право пользоваться достижениями современной техники.

Не нарушила ли я ваши права?

(Часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний.Перед занятиями дети обязаны отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны-обеспечиваю право всех остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.

VIII.Обязанности ребёнка.

Сценка «Семья».

Семья: (бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор, забегает сын Петя).

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились?

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребёнка (встаёт из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мать: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! (садится, смотрит телевизор)

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Обсудим сложившуюся ситуацию. (Обсуждение)

Прав ли был Петя, отказываясь от просьб родных?

 

Слайд.

Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Учитель:Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)

Какое право ребёнка нарушил папа?

Слайд.

Дети имеют право на защиту от жестокого обращения с ними, в том числе и родителей.

Слайд.

Учитель:Какая самая главная обязанность у тебя в семье?

А у папы?

У кого их больше всего?

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете?

(В Уставе школы прописаны все права и обязанности учащихся)

Он находится у директора школы, и с ним мы познакомимся на другом занятии.

IX.Заключение. Подводим итоги.

Учитель: В каком международном документе записаны права детей?

В каком году наша страна подписала этот документ? (в 1990г)

20 ноября ежегодно отмечаем день защиты прав ребёнка.

Почему государство так заботится о вас?

Какая птица является символом мира? (голубь)

 

Рефлексия.

Давайте загадаем желание и отпустим голубя в небо.

 

В конце классного часа учитель дарит значок по правам на память.

 

Список электронных приложений к сценарию: презентация «Конвенция о правах ребенка» (выдержки), фотографии.

Я – РЕБЁНОК, И Я ИМЕЮ ПРАВА

(Классныйчас для учащихся 5 классов)

Автор: Чечулина Вера Николаевна, социальный педагогмуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12»города Братска

Цель: ознакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Задачи: содействие развитию и расширению кругозора личности; формирование активной жизненной позиции; правовое просвещение и предупреждение правонарушений; развитие умений: доказывать свою точку зрения,оперировать юридическими понятиями.

Перечень оборудования и материалов:Раздаточный материал-фрагменты статей из Конвенции о правах ребенка.Шкала оценки «температуры» прав человека в нашей школе.

Выставка рисунков «Я - человек».

Ход мероприятия.

Разыгрывание сценки.

Ведущий: Однажды мне повстречался пятиклассник, самый обычный мальчик по имени Максим, который, как и вы, ходил в школу, делал уроки, занимался спортом, но беда была у него в том, что он не любил читать. И однажды приключилась с ним совершенно невероятная история. О ней-то я и хочу вам рассказать.

Принесла как-то мама Максиму небольшую книжку –«Конвенция о правах ребенка».

Мама: Максим, я принесла тебе очень интересную книгу, прочти ее, она очень пригодится тебе в жизни.

Максим: Да ну, мам, книжка-то неинтересная. Посмотри, и обложка не глянцевая, и иллюстраций нет!

Мама: Смотри, Максим, не пожалей.

Ведущий: Послушала Конвенция их разговор и обидно ей стало.

Конвенция: Ну и что, что я с виду неказистая, зато я людям жить помогаю в счастье и справедливости. Вот увидите, скоро Максим будет меня читать очень внимательно.

Ведущий: Взмахнула тогда Конвенция страничками, и поднялся тут сильный ветер, подхватил Максима и унёс. Очнулся Максим, глядит по сторонам – никого вокруг него нет, а рядом только книжка Конвенция.

Максим: Ой, где это я?

Конвенция: В долине бесправия. Здесь оказываются все, кто не хочет знать своих прав и обязанностей.

Максим: А я тут навсегда останусь?

Конвенция: Навсегда!

Максим: Конвенция, милая, помоги! Я домой к маме хочу!

Конвенция: Эх, Максим! Говорила тебе мама: «Почитай, сынок, Конвенцию, она тебе в жизни очень пригодится!» А ты…

Ну да ладно, помогу. Для того чтобы тебе вернуться домой, нужно запомнить всё, о чём будем говорить сегодня, и тогда ты вернёшься домой целым и невредимым.


Вопросы для измерения «температуры» прав человека.

1. В моей школе учащимся обеспечены безопасность и личная неприкосновенность.

2. В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

3. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении вины и наказания.

6. Никто не посягает на моё персональное имущество или место.

7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

(Максимально возможная температура — 36 градусов)

Учитель: У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36 градусам.

- Как вы думаете, от кого зависит «температура» прав человека в школе? (От учащихся, учителей, их сотрудничество).

Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа».

6. Проведение викторины по статьям Конвенции.

Учитель: А сейчас попробуйте продолжить статьи Конвенции о правах ребенка самостоятельно.

(проведение викторины) (демонстрация 10, 11 слайдов)

ВИКТОРИНА (с помощью конвенции о правах ребёнка).

1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его… (Талантов)

2. Ст.31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и … (Досуг)

3. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители)

4. Право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции? (Образование)

5. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции? (Жизнь)

6. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? (Опекуны)

7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (Обязательным)

8. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и (какого?) насилия? (Психологического)

9. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН)

Ход мероприятия.

Не важно, на чьей стороне сила; Важно то, на чьей стороне право.
В.Гюго

(Дети садятся в группы по 5-6 человек за «круглые столы»)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен именно праву.Ведь, как сказал Виктор Гюго: «Не важно, на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право» А что такое право? Предлагаю вам уточнить понятие «право» по толковому словарю.

(Дети ищут понятие слова «право» в толковых словарях, озвучивают понятие, высказывают своё понимание)

«Право человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах

Учитель: А отличаются ли права ребенка от прав взрослых людей? Где записаны права всех граждан страны? А права детей? Все это вы узнаете из фильма «Конвенция о правах ребенка».После просмотра фильма я прошу вас ответить на вопросы, которые лежат перед вами.

(Показ фильма «Конвенция о правах ребенка».)

Вопросы:

1. Где прописаны современные права ребенка? (Конвенция по правам ребенка)

2. До какого возраста определены права детей в данном документе? (до 18)

3. Какие права были у детей в средневековье? (Никаких)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.261 с.)