Компоненты процесса обучения в высшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты процесса обучения в высшей школе



Основной задачей учебного процесса в высшей школе является целенаправленная и планомерная подготовка будущих специалистов разного профиля к творческой жизнедеятельности в современном обществе. Учебный процесс в высшей школе - это система организации учебно - воспитательной деятельности, в основу которой положен органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности

Компоненты процесса обучения:

1) целевой, 2) стимулирующе-мотивационный, 3) содержательный, 4) операционно-деятельностный (формы, методы, средства обучения), 5) контрольно-регулировочный, 6) оценочно-результативный.

Эти компоненты характеризуют полный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых в учебном процессе.

Целевой – отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучаемых темы или раздела, учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает, что педагог в ходе обучения будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся познавательных интересов, потребностей в решении поставленных задач. Смысл этого компонента заключен в единстве стимулирования и мотивации учебно-поисковой деятельности обучающихся.

 Содержание обучения определяется образовательными стандартами, учебными планами, программами и учебниками по данному предмету. Содержание урока корректируется учителем. В настоящее время педагогам представлены права разрабатывать авторские программы и учебники.

 Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения. Этот компонент реализуется посредством определенных методов, средств, форм организации преподавания и учения.  

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременный контроль преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе – получение учителем информации о степени затруднений школьников, о качестве решения ими задач, о типичных ошибках и т.д.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в учёбе результатов.

 

29.Особенности учебно-познавательной деятельности студентов

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее познавательное и эмоционально-ценностное отношение к этой действительности, учебному предмету и будущей профессиональной деятельности. При этом УПДС, в широком понимании, рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. И именно в этом процессе совершенствуется систематическое и последовательное формирование тех личностных качеств, которые подводят студентов к позиции сформировавшейся активной личности

основные признаки учебно-познавательной деятельности: 1.    Внешние, которые включают в себя планирование студентами своей работы, выполнение заданий без подробного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. При этом роль последнего видится только через призму организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий. 2.    Внутренние, выраженные в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними познавательных задач, проходя при этом все уровни учебно-познавательных действий: от воспроизведения задания по образцу до частично-поисковых и даже исследовательских действий.

Давно установлено, что наиболее эффективной в смысле успешности и особенно развития студентов является учебная деятельность, поэтому она должна быть ведущей в учебном процессе вуза, хотя по времени может и не занимать первого места. Учебная деятельность осуществляется с помощью следующих учебных действий:

1. вычленение проблемы из поставленной перед студентами задачи (задания);

2. выявление общего способа разрешения проблемы;

3. моделирование общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;

4. конкретизация и обогащение частными проявлениями общих отношений и способов действий;

5. самоконтроль за ходом и результатом учебной деятельности;

6. самооценка соответствия хода и результата деятельности 1 поставленной перед ними задачи (задания).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.004 с.)