Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, потребности и функции педагогического общения
Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции. Потребность педагогического общения заключается в необходимости обучающего передавать знания обучаемому, в свою очередь, обучаемый по средствам педагогического общения получает необходимую учебную информацию для достижения целей процесса обучения. Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков. Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми. Познавательная функция направлена на формирование и развитие у учеников умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции студенты учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами. Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между учащимися в группах, коллективах, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми. Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении. Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у студентов эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
Функция «открытия» учащегося на общение направлена на создание комфортных условий общения студентов в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.).
Содержание и структура педагогического общения Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и ученика. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Общение выступает в трех аспектах: · как средство решения учебных задач; · как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса; · как способ организации взаимоотношений преподавателей и учащихся, в котором сочетаются обучение и воспитание; · как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности. Итак, преподаватель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. Выделяют два вида общения: 1. Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. 2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность. В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентированно.
Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующие этапы педагогического общения, органично связанные с творческой работой преподавателя. 1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с классом, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно: · педагогическим целям и задачам; · общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе; · творческой индивидуальности самого педагога; · индивидуальным особенностям учащихся; · предлагаемой системе методов обучения и воспитания. 2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с группой. Важнейшими элементами этого этапа являются: · конкретизация спланированной модели общения; · уточнение условий и структуры предстоящего общения; · осуществление изначальной стадии непосредственного общения. 3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе: кроме дидактических и методических требований к уроку, существует ряд социально-психологических требований: · становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия учащимся; · разработка психологически обоснованной партитуры урока; · создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий; · управление познавательной деятельностью школьников; · единство делового и личностного аспектов; · целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.005 с.) |