Основные категории педагогики высшей школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогики высшей школы



Основными понятиями педагогики высшей школы являются воспитание, обучение, образование, педагогическая система, педагогический процесс, преподаватель и студент и др.

Для представления педагогической системы в статике достаточно выделения как минимум четырех компонентов: преподаватель и обучаемый, содержание образования и материально-техническая база. Взаимодействие компонент системы и придание данной системе цели развития или задание направления превращает педагогическую систему в педагогический процесс.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

 

5.Система образования РК

Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих: 1) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов; 2) преемственных образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования; 3) органов управления образованием и подведомственных им организаций, обеспечивающих реализацию образовательных программ и развитие системы образования»

Схема:

 

6.Реформы высшего образования в РК

 

Кредитная система обучения

Сущность кредитной системы обучения выражается в рамочных параметрах организации образовательного процесса в бакалавриате на основе кредитной технологии.

1. В системе высшего образования Республики Казахстан вводится кредитная технология обучения с целью международного признания национальных образовательных программ и обеспечения мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.

2. Кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

3. Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы студента. Один кредит равен 1 академическому часу (50 минут) аудиторной работы студента в неделю на протяжении академического периода, равного 15 неделям. Каждый академический час обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента.

4. Обязательным условием завершения обучения является получение студентом установленного количества кредитов по компонентам: обязательному и по выбору, не менее 128 кредитов теоретического обучения из которых не менее 8 – изучение английского языка.

5. Один учебный год составляет, как правило, 34 недели, из которых 30 – теоретическое обучение, 4 – рубежный/итоговый контроль. Учебный год делится на два семестра, либо три триместра. Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.

6. Средний балл (GPA) – средневзвешенная оценка уровня достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов итоговой оценки по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).

7. Вуз устанавливает проходной балл GPA при переводе с курса на курс.

8. В случае, если обучающийся по госзаказу не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренное рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение соответствующих курсов на платной основе.

9. Программа 4-х летнего бакалавриата состоит, как правило, из 40 учебных дисциплин.

10.Объем учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. Каждая дисциплина изучается в течение одного академического периода.

11.В течение академического периода предусматриваются различные формы текущего контроля знаний студента.

12.Общие образовательные дисциплины (ООД – GER) - (циклы социальногуманитарных и естественнонаучных дисциплин) составляют 35-45 кредитов. 7 дисциплин являются обязательными: История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык и Иностранный язык, Математика, Информатика. Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов, дополнительные элективные дисциплины выбираются в зависимости от направления подготовки. Все виды практик и другие виды обучения реализуются в рамках дополнительных образовательных программ и не включаются в общий объем кредитов.

13.Студент строит свою образовательную программу под руководством наставника (эдвайзера).

14.Для оказания помощи студентам в освоении учебных дисциплин рекомендуется формирование института тьюторов.

15.Для реализации образовательного процесса необходимо иметь учебнометодический комплекс преподавателя и студента по каждой дисциплине, включающий описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведения.

16.Для обеспечения высокой эффективности СРС обязательно введение СРСП (office hours) – самостоятельной работы студента под руководством преподавателя с указанием часов в расписании. Остальные часы СРС должны быть подтверждены заданиями тьютора, требующими от студента ежедневной самостоятельной работы.

17.Каждый студент должен быть обеспечен справочником-путеводителем на весь период обучения и учебно-методическим комплексом по каждой дисциплине.

18.Справочник-путеводитель включает: • права и обязанности, Кодекс чести студента; • рабочий учебный план на период обучения; • методику расчета GPA; • требования к итоговой государственной аттестации.

19.Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для студента состоит из: • программа обучения (Syllabus) по каждой дисциплине; • план практических (семинарских) занятий; • задания по самостоятельной работе студента; • и др.

20.Учебные занятия должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.)

21.Формой контроля знаний обучающихся по учебным дисциплинам является экзамен, проводимый в конце их изучения. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы и/или сдачи государственных экзаменов.

 

Болонский процесс

Сущность Болонского процесса заключается в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной «Зоной европейского высшего образования» и основанной на общности фундаментальных принципов.

Декларация содержит семь ключевых положений:

Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Внедрение европейской системы беспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни".

Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации.

Болонский процесс развивается в двух уровнях: уровеньинтеграции вузов, когда вузы мира подписывают Великую Хартиюуниверситетов, затем государства на уровне министров образованияподписывают Болонскую декларацию.Анализ истории развития Болонского процесса и сравнение, сопоставление его с казахстанскими реформами ясно иллюстрируют влияние принимаемых решений в рамках Болонских соглашений на направления развития реформ в Казахстане. С одной стороны, это связано это с направленностью государственной политики на интеграцию Казахстана в Европейское образовательное пространство, с другой стороны, сонаправленностью с глобальными процессами, общемировыми тенденциями образовательной политики развитых стран и принимаемыми решениями на форумах ЮНЕСКО, форумах министров образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, 6 задач Болонской декларации 1999 г. увеличены до 10 задач современного периода развития. В 2003 году произошел значительный качественный поворот – принята ориентация на европейскую систему перевода зачетных единиц ЕСТS, единого образца приложения к диплому ЮНЕСКО, трехуровневости (три цикла) высшего и послевузовского образования «бакалавриат магистратура– докторантура PhD», присоединения к процессу стран СНГ, в т.ч. нашего соседа России. В соответствие с принципами Болонской декларации с 2003 г. в Казахстане стала активно внедряться кредитная система обучения, с 2005 г. – аспирантура и докторантура трансформирована в докторантуру PhD.

 

9.Тенденции развития образования

Информатизация образования рассматривается в широком смысле как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком - как внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Компьютеризация образования – повсеместное внедрение в образование компьютера и IT-технологий.

Диверсификация образования - это одна из ключевых мегатенденций современного высшего образования. Понимается в широком смысле: не только диверсификация институциональных структур, но и как диверсификация учебных курсов, планов, программ, источников финансирования, внутренних и управляющих структур института, условий доступа и т.д. Различаются 4 вида диверсификации высшего образования: 1) развитие частных институтов высшего образования наряду с государственными; 2) развитие региональных высших учебных заведений; 3) развитие так называемого неуниверситеского сектора ВО, подразумевающего коротко-цикличное и более профессиональноориентированное ВО; 4) развитие нетрадиционных видов институтов, таких как «дистанционные» (открытие) и кратко-временное ВО для работающих людей. Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Это становится чертой современного образования.

Демократизация образования - доступность образования для всех и преемственность ступеней обучения, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; равные права на образование всем желающим; организация учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий человек.

Гуманизация воспитания - предполагает решение, по крайней мере, двух задач: а) совершенствование структуры системы, иерархии подструктур, внутренних и внешних связей во имя удовлетворения и развития физических и духовных потребностей воспитуемого, отвечающих целям образования Человека; б) ориентация всех компонентов системы на развитие социальности человека, человечности в действиях, отношениях и общении

 

10.Мировое образовательное пространство

Мировое образовательное пространство - это социальная идея создания системы мер, обеспечивающих права человека на получение образования и его конвертируемость, т.е. признание независимо от того, человек какого государства и где его получает. Это образование «без границ», когда получение образования в одном государстве гарантирует его продолжение в другом, когда образовательный документ дает право на получение соответствующего рабочего места и продолжение образования в любом государстве мира. Для этого ведутся работы по согласованию структур, целей, стандартов, финансового и юридического обеспечения, учебных планов и программ, форм документов по аттестации и т.д. Постепенно эта работа ведется и в России, и которая начинает входить в мировое образовательное пространство. Фактически это идея создания единого образовательного пространства.

Мировым образовательным пространством объединяются образовательные структуры государств разных уровней и типов, имеющие свои философские и культурные традиции. Следовательно, мировое образовательное пространство - это формирующийся единый организм, где каждая образовательная система сохраняет разнообразие и глобальные тенденции.

Мировая современная образовательная система отличается определенными глобальными тенденциями:

1. В приоритете демократическая образовательная система, образование доступно всему населению страны, его ступени и уровни преемственны, образовательные учреждения автономны и самостоятельны.

2. Все желающие обеспечены правами на образование, имеют одинаковые возможности и шансы на получение образования в учебном учреждении любого типа, независимо от национальности.

3. Увеличивается спектр учебных и организационных мероприятий, которые удовлетворяют разносторонние интересы и развивают способности обучающихся.

4. Разрастаются предоставляемые образовательные услуги.

5. Расширяется сеть высшего образования и изменяется социальный состав студентов, становится демократическим.

6. Между централизованной и автономной системой в управленческой образовательной сфере находится компромисс.

7. Развитые страны мира больше финансируют образовательную сферу.

8. Постоянно обновляются и корректируются школьные и вузовские образовательные программы.

9. Повышается заинтересованность в одаренных детях и молодых людях, раскрываются и развиваются их способности в образовательном процессе.

10. Находятся дополнительные ресурсы для детей с отклонениями в развитии.

 

11.Роль образования в современную эпоху

Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.

С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни.

«Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.

Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.

В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.023 с.)