Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории педагогики высшей школы
Основными понятиями педагогики высшей школы являются воспитание, обучение, образование, педагогическая система, педагогический процесс, преподаватель и студент и др. Для представления педагогической системы в статике достаточно выделения как минимум четырех компонентов: преподаватель и обучаемый, содержание образования и материально-техническая база. Взаимодействие компонент системы и придание данной системе цели развития или задание направления превращает педагогическую систему в педагогический процесс. Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
5.Система образования РК Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих: 1) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов; 2) преемственных образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования; 3) органов управления образованием и подведомственных им организаций, обеспечивающих реализацию образовательных программ и развитие системы образования» Схема:
6.Реформы высшего образования в РК
Кредитная система обучения Сущность кредитной системы обучения выражается в рамочных параметрах организации образовательного процесса в бакалавриате на основе кредитной технологии.
1. В системе высшего образования Республики Казахстан вводится кредитная технология обучения с целью международного признания национальных образовательных программ и обеспечения мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. 2. Кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. 3. Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы студента. Один кредит равен 1 академическому часу (50 минут) аудиторной работы студента в неделю на протяжении академического периода, равного 15 неделям. Каждый академический час обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента. 4. Обязательным условием завершения обучения является получение студентом установленного количества кредитов по компонентам: обязательному и по выбору, не менее 128 кредитов теоретического обучения из которых не менее 8 – изучение английского языка. 5. Один учебный год составляет, как правило, 34 недели, из которых 30 – теоретическое обучение, 4 – рубежный/итоговый контроль. Учебный год делится на два семестра, либо три триместра. Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения и ликвидации разницы в учебных программах. 6. Средний балл (GPA) – средневзвешенная оценка уровня достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов итоговой оценки по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения). 7. Вуз устанавливает проходной балл GPA при переводе с курса на курс. 8. В случае, если обучающийся по госзаказу не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренное рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение соответствующих курсов на платной основе. 9. Программа 4-х летнего бакалавриата состоит, как правило, из 40 учебных дисциплин.
10.Объем учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. Каждая дисциплина изучается в течение одного академического периода. 11.В течение академического периода предусматриваются различные формы текущего контроля знаний студента. 12.Общие образовательные дисциплины (ООД – GER) - (циклы социальногуманитарных и естественнонаучных дисциплин) составляют 35-45 кредитов. 7 дисциплин являются обязательными: История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык и Иностранный язык, Математика, Информатика. Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов, дополнительные элективные дисциплины выбираются в зависимости от направления подготовки. Все виды практик и другие виды обучения реализуются в рамках дополнительных образовательных программ и не включаются в общий объем кредитов. 13.Студент строит свою образовательную программу под руководством наставника (эдвайзера). 14.Для оказания помощи студентам в освоении учебных дисциплин рекомендуется формирование института тьюторов. 15.Для реализации образовательного процесса необходимо иметь учебнометодический комплекс преподавателя и студента по каждой дисциплине, включающий описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведения. 16.Для обеспечения высокой эффективности СРС обязательно введение СРСП (office hours) – самостоятельной работы студента под руководством преподавателя с указанием часов в расписании. Остальные часы СРС должны быть подтверждены заданиями тьютора, требующими от студента ежедневной самостоятельной работы. 17.Каждый студент должен быть обеспечен справочником-путеводителем на весь период обучения и учебно-методическим комплексом по каждой дисциплине. 18.Справочник-путеводитель включает: • права и обязанности, Кодекс чести студента; • рабочий учебный план на период обучения; • методику расчета GPA; • требования к итоговой государственной аттестации. 19.Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для студента состоит из: • программа обучения (Syllabus) по каждой дисциплине; • план практических (семинарских) занятий; • задания по самостоятельной работе студента; • и др. 20.Учебные занятия должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.) 21.Формой контроля знаний обучающихся по учебным дисциплинам является экзамен, проводимый в конце их изучения. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе. Итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы и/или сдачи государственных экзаменов.
Болонский процесс Сущность Болонского процесса заключается в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной «Зоной европейского высшего образования» и основанной на общности фундаментальных принципов. Декларация содержит семь ключевых положений: Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Внедрение европейской системы беспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни". Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. Болонский процесс развивается в двух уровнях: уровеньинтеграции вузов, когда вузы мира подписывают Великую Хартиюуниверситетов, затем государства на уровне министров образованияподписывают Болонскую декларацию.Анализ истории развития Болонского процесса и сравнение, сопоставление его с казахстанскими реформами ясно иллюстрируют влияние принимаемых решений в рамках Болонских соглашений на направления развития реформ в Казахстане. С одной стороны, это связано это с направленностью государственной политики на интеграцию Казахстана в Европейское образовательное пространство, с другой стороны, сонаправленностью с глобальными процессами, общемировыми тенденциями образовательной политики развитых стран и принимаемыми решениями на форумах ЮНЕСКО, форумах министров образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, 6 задач Болонской декларации 1999 г. увеличены до 10 задач современного периода развития. В 2003 году произошел значительный качественный поворот – принята ориентация на европейскую систему перевода зачетных единиц ЕСТS, единого образца приложения к диплому ЮНЕСКО, трехуровневости (три цикла) высшего и послевузовского образования «бакалавриат магистратура– докторантура PhD», присоединения к процессу стран СНГ, в т.ч. нашего соседа России. В соответствие с принципами Болонской декларации с 2003 г. в Казахстане стала активно внедряться кредитная система обучения, с 2005 г. – аспирантура и докторантура трансформирована в докторантуру PhD.
9.Тенденции развития образования Информатизация образования рассматривается в широком смысле как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком - как внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Компьютеризация образования – повсеместное внедрение в образование компьютера и IT-технологий. Диверсификация образования - это одна из ключевых мегатенденций современного высшего образования. Понимается в широком смысле: не только диверсификация институциональных структур, но и как диверсификация учебных курсов, планов, программ, источников финансирования, внутренних и управляющих структур института, условий доступа и т.д. Различаются 4 вида диверсификации высшего образования: 1) развитие частных институтов высшего образования наряду с государственными; 2) развитие региональных высших учебных заведений; 3) развитие так называемого неуниверситеского сектора ВО, подразумевающего коротко-цикличное и более профессиональноориентированное ВО; 4) развитие нетрадиционных видов институтов, таких как «дистанционные» (открытие) и кратко-временное ВО для работающих людей. Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Это становится чертой современного образования. Демократизация образования - доступность образования для всех и преемственность ступеней обучения, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; равные права на образование всем желающим; организация учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий человек. Гуманизация воспитания - предполагает решение, по крайней мере, двух задач: а) совершенствование структуры системы, иерархии подструктур, внутренних и внешних связей во имя удовлетворения и развития физических и духовных потребностей воспитуемого, отвечающих целям образования Человека; б) ориентация всех компонентов системы на развитие социальности человека, человечности в действиях, отношениях и общении
10.Мировое образовательное пространство Мировое образовательное пространство - это социальная идея создания системы мер, обеспечивающих права человека на получение образования и его конвертируемость, т.е. признание независимо от того, человек какого государства и где его получает. Это образование «без границ», когда получение образования в одном государстве гарантирует его продолжение в другом, когда образовательный документ дает право на получение соответствующего рабочего места и продолжение образования в любом государстве мира. Для этого ведутся работы по согласованию структур, целей, стандартов, финансового и юридического обеспечения, учебных планов и программ, форм документов по аттестации и т.д. Постепенно эта работа ведется и в России, и которая начинает входить в мировое образовательное пространство. Фактически это идея создания единого образовательного пространства. Мировым образовательным пространством объединяются образовательные структуры государств разных уровней и типов, имеющие свои философские и культурные традиции. Следовательно, мировое образовательное пространство - это формирующийся единый организм, где каждая образовательная система сохраняет разнообразие и глобальные тенденции. Мировая современная образовательная система отличается определенными глобальными тенденциями: 1. В приоритете демократическая образовательная система, образование доступно всему населению страны, его ступени и уровни преемственны, образовательные учреждения автономны и самостоятельны. 2. Все желающие обеспечены правами на образование, имеют одинаковые возможности и шансы на получение образования в учебном учреждении любого типа, независимо от национальности. 3. Увеличивается спектр учебных и организационных мероприятий, которые удовлетворяют разносторонние интересы и развивают способности обучающихся. 4. Разрастаются предоставляемые образовательные услуги. 5. Расширяется сеть высшего образования и изменяется социальный состав студентов, становится демократическим. 6. Между централизованной и автономной системой в управленческой образовательной сфере находится компромисс. 7. Развитые страны мира больше финансируют образовательную сферу. 8. Постоянно обновляются и корректируются школьные и вузовские образовательные программы. 9. Повышается заинтересованность в одаренных детях и молодых людях, раскрываются и развиваются их способности в образовательном процессе. 10. Находятся дополнительные ресурсы для детей с отклонениями в развитии.
11.Роль образования в современную эпоху Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. «Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать. Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем. В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.023 с.) |