Зачем нужен школьный театр или театральная студия? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем нужен школьный театр или театральная студия?



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«В помощь начинающему руководителю театральной студии, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в образовательной организации»

                                                                                             

Москва

2022

 

В 2020 году, при поддержке Министерства просвещения России, стартовал Всероссийский проект «Школьная классика».

Всероссийский проект «Школьная классика» разработан Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и Театральным институтом имени Бориса Щукина.

Цель Проекта – формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития театральных студий в образовательных организациях всех регионов нашей страны.

Авторитет педагогов Театрального института имени Бориса Щукина очень высок и в нашей стране, и в мире. Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.

В рамках проекта «Школьная классика» Институтом реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Мастерство учителя», разрабатываются методические рекомендации и пособия для педагогов по организации театральной деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Данная методическая рекомендация открывает цикл методических пособий и разработок, составленных Центром науки и методологии Театрального института имени Бориса Щукина, в помощь педагогам дополнительного образования.


 

 

Дети – будущее нашей страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Если мы желаем своей стране достойного будущего, то должны приложить все возможные усилия к тому, чтобы наши дети могли воспитываться на основе высоких моральных ценностей хорошо образованными, высококультурными преподавателями, для которых работа со школьниками – это призвание. Жизнь современных школьников должна быть насыщенной, яркой, интересной, досуг – захватывающим и запоминающимся.

Театральный институт имени Бориса Щукина (Вахтанговском школа) - один из ведущих театральных вузов нашей страны, педагоги нашей Школы   обладают фундаментальными знаниями и опытом в области театральной педагогики. Деятельность Российского движения школьников направлена на всестороннее воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга школьников. В настоящее время Российское движение школьников играет важнейшую роль в процессе воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

Совместный проект наших организаций - Всероссийский проект «Школьная классика» - уже стал универсальной площадкой для реализации творческого потенциала участников, обеспечения условий для методического фундамента общеразвивающих и предпрофессиональных программ в сфере театрального искусства, соприкосновение с которым будет максимально способствовать формированию растущей личности на основе главных человеческих ценностей и с пониманием культурных традиций нашей страны. Создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщать его к жизненно важным знаниям и истинным нравственным ценностям – это приоритетная задача государства и общества.

Реализация Всероссийского проекта «Школьная классика» стала возможной благодаря участию Театрального института имени Бориса Щукина в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Евгений Владимирович Князев,

народный артист Российской Федерации,

ректор Театрального института им. Бориса Щукина

 


Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 5
Зачем нужен школьный театр или театральная студия?...................... 5
Кто может/должен/готов/способен руководить школьным театром? 7
Дополнительное образование или внеурочная деятельность? ………. 8
С чего начать? Алгоритм деятельности педагога по созданию театральной студии …………………………………………………………   9
Разработка программы ………………………………………….……. 9
Реклама театральной студии …………………………………………. 10
Формирование групп …………………………………………………. 11
Условия деятельности театральной студии …………………............ 11
Форма одежды ……………………………………………………....... 12
Устав и традиции ……………………………………………………... 12
Проведение занятий ………………………………………………….. 13
Рефлексия ……………………………………………………………... 16
Совместное творчество …………………………………………………….. 17
Вместо заключения ………………………………………………………… 19
Приложение № 1 Примерные должностные обязанности руководителя театральной студии ………………………………………………………………….      20
Приложение № 2 Нормативно-правовые основы осуществления дополнительного образования детей и внеурочной деятельности …………………….      21
Нормативно-правовые основания разработки дополнительных  общеразвивающих программ ………………………………………..   21
Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности ……………………………………   22
Приложение № 3 Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………………       23
Приложение № 4 Технология разработки рабочей программы по внеурочной деятельности ………………………………………………………….       37
Приложение № 5 Свод правил театральной студии ……………………………………    40
Приложение № 6 Игры на знакомство …………………………………………………..    42
Приложение № 7 Анкета участника театральной студии ………………………………    45
Приложение № 8 Алгоритм создания театральной постановки ……………………….    45
Рекомендуемая литература ……………………………………………….. 49

 «Главная ошибка (театральных) школ та,

что они берутся обучать,

между тем, как надо воспитывать».

Из дневника Е.Б. Вахтангова

Введение

«Школа Станиславского, по свидетельству Вахтангова, имеет своей целью «воспитание» в учениках тех способностей и свойств, которые дадут возможность освободить плененную штампами и предрассудками творческую индивидуальность ученика. Освобождение и раскрытие индивидуальности, — вот в чем должна заключаться задача театральной школы. Театральная школа должна расчистить дорогу творческим возможностям ученика, — двигаться же по этой дороге он сам начнет; научить этому нельзя».

Одна из задач современной театральной студии – вовлечение ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся.

Современное общество стремительно развивается, и школа не может существовать обособленно в этом мире. В современных условиях системы образования учитель уже не является только носителем информации. Время требует от педагога и ученика новых компетенций. У школьного учителя возникает необходимость в получении других специальностей, среди которых обязательно должны быть те, которые связаны с социальной педагогикой и творчеством. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

С чего начать?

Разработка программы

Определив вид деятельности дополнительное образование или внеурочная деятельность, следующий важный шаг – разработка программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа или рабочая программа курса внеурочной деятельности должна удовлетворять потребности конкретных школьников в познании и общении, потому обучение чаще всего ведется по программам, составленным педагогами.

Разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу или рабочую программу курса внеурочной деятельности может помочь заместитель директора по воспитательной работе или педагог-организатор школы.

 Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, реализация их регулируется Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа выражает педагогическую концепцию педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности; отражает условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результат; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Технология разработки Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы изложена в Приложении № 3.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является необъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины в рамках основной образовательной программы (ФЗ 273 – ст.2, п.9).

Технология разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности изложена в Приложении № 4.

Формирование групп

Организовать набор учащихся в группы. Сформировать группы из списка зарегистрированных обучающихся в соответствие с возрастом детей.

Форма одежды

Учитывая, что практически все занятия будут начинаться с разминки, и в процессе работы будут динамичные упражнения, то важно предупредить всех обучающихся о необходимости удобной формы одежды и сменной обуви на плоском каблуке, чтобы у ребят не было чувства неловкости и стеснения. Руководитель студии должен предусмотреть помещение для переодевания.

Устав и традиции

На первом занятии необходимо придумать название театральной студии и принять свой «Устав». (Приложение № 5). Устав – это своеобразный свод правил, где прописаны все требования и моменты пребывания в театральной студии. Он регулирует порядок и правила поведения внутри коллектива, правила поведения на сцене, в зрительном зале, во время концертов и т.д., а также отношения педагога с родителями обучающихся, всеми участниками образовательного процесса и с окружающим миром. Правил не должно быть много, и они должны быть выполнимы. Такой свод правил лучше не предлагать уже готовый, а составить вместе с обучающимися. Законы невозможно установить «насильно», они могут быть продиктованы лишь оправданной необходимостью и личным примером педагога. Чтобы ребята вели себя дисциплинированно, – прежде всего, руководитель должен быть дисциплинирован сам. Чтобы ребята не опаздывали на занятия или репетиции, – значит педагогу за 15 минут до начала занятий необходимо находиться в назначенном месте, и всегда начинать занятия вовремя, даже если присутствуют два-три человека. На стенде можно разместить план или расписание занятия, чтобы дети знали к чему готовиться, и что их ожидает. Создавая совместно свой нормативный документ, обучающиеся с полной ответственностью должны осознавать, что эти правила они создали сами, и их важно соблюдать всем студийцам без исключения. Вместе с детьми продумайте санкции (не наказание!), в случае, если правила будут нарушены, и действительно применяйте их. Так же и наоборот – если день прошел без нарушения, договоритесь какое будет поощрение.

Коллектив не возможен без общей жизни вне дела, без любимых всеми традиций. Кроме работы над театральной постановкой или школьным мероприятием, у студийцев должны быть общие интересы. На первых занятиях нужно определиться с традициями. Например, у команды игроков клуба «Что? Где? Когда?» есть традиция – перед игрой всем вместе держаться за руки. Можно предложить еще несколько традиций: при встрече использовать особенное приветствие; «фраза дня» – начинать каждое занятие с цитаты, пословицы, поговорки, высказывания известных людей, сначала инициатива идет от педагога, а потом можно подключить и ребят; уже на первом занятии предложить создание своего театрального словаря, если есть свой сайт театральной студии, то можно вести словарь на страничке сайта, или на стенде в кабинете, где проходят занятия; можно предложить вести дневник – своеобразную летопись студии, куда будут записываться не только текущие события, но и смешные случаи и фразы, произнесённые на репетициях и занятиях; необычные поздравления с днем рождения не только участников студии, но и любимых литературных/театральных персонажей; праздничные чаепития; чтение вслух любимых произведений; литературные посиделки; после занятий на выходе прикреплять на магнитную доску, стенд или лист бумаги эмодзи, или смайлики с соответствующей настроению эмоцией и др.  Для детей такие традиции - это символ единения, принадлежность к единому делу, дают возможность почувствовать сопричастность с особенным миром.

Проведение занятий

Всё начинается с создания атмосферы творчества, доброжелательных и доверительных отношений, которые являются залогом успеха всей последующей работы.

Первое занятие – «Знакомство». На этом занятии обязательно в игровой форме все участники знакомятся. Даже если школьники знают, как друг друга зовут, игровая форма знакомства дает возможность детям рассказать о себе, игра позволяет создать коллектив из собравшейся публики. Руководителю данная форма работы позволяет увидеть каждого ребёнка в отдельности и во взаимодействии. Варианты игр на знакомство в Приложение № 6. На этом же занятии можно предложить обучающимся заполнить анкету (Приложение № 7), которая в дальнейшем поможет в работе при подготовке занятий. Обязательно познакомить всех участников с планом работы студии на год (или полугодие), предупредить ребят, что они не сразу будут ставить спектакль, к этому надо подготовиться. Ведь студента первого курса медицинского института не отправляют сразу делать операцию, сначала обучают.

На этом же занятии можно начинать вводить свои традиции театральной студии. Например, словарь театральных терминов. Предложить ребятам закончить фразу «Театр – это…», на доске зафиксировать основные формулировки, а в заключении руководитель студии приводит различные варианты определения «Театр», в театральном словаре студии появляется первое слово с самостоятельно составленным определением. Не обязательно составлять свои определения к разным словам, важно чтобы одно и тоже слово все участники студии понимали одинаково. Рекомендация руководителям – чаще обращаться к авторитетным источникам.

На занятиях необходимо моделировать комфортную творческую среду для общения и раскрытия каждого ученика. Занятия во всех возрастных группах начинаются с разминки и упражнений, направленных на концентрацию внимания и раскрепощение.

Репетиционные занятия органично чередуются с играми, занятиями актерского тренинга, ритмопластикой и сценической речью.

«Одной из главных отличительных особенностей Вахтанговской педагогической методики является «Жёсткая последовательность освоения элементов актёрской техники».

Главная мысль методики: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Иного пути нет».

Последовательный ряд элементов школы не изменился в основе своей и сегодня более века спустя. Вот он:

а) внимание;

б) свобода мышц;

в) воображение и фантазия; предлагаемые обстоятельства;

г) физическое самочувствие;

д) перемена отношения к предмету; перемена отношения к месту действия;

е) сценическое действие; сценическая задача;

ж) оценка факта;

з) перемена отношения к партнёру;

и) сценическое общение - сначала в условиях органического молчания, а затем с импровизированным текстом.

Важная черта данной последовательности заключена в том, что каждый следующий элемент актёрского мастерства как бы вбирает в себя все предыдущие, причём - не требуя долгих словесных объяснений» - так написано в книге П.Е. Любимцева «Вахтангов продолжается!», и так обучаются студенты первого курса Театрального института им. Б. Щукина в течение всего года.

Первые занятия следует организовывать по «смешанному» принципу — часть времени уделять тренингам (лучше всего коллективным), часть – работе над предстоящим спектаклем (мероприятием).

При подготовке к занятию педагогу необходимо:

- сформулировать определение темы занятия и основных понятий;

- определить цель и задачи занятия;

- спланировать учебный материал (выстроить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному», подобрать литературу по теме);

- постараться найти «изюминки» к каждому занятию – то, что вызовет удивление, изумление, восторг – это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному, красивая короткая увлекательная или трогательная история и др.;

- продумать форму организации занятия (в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности и т.п.);

- спланировать формы контроля за деятельностью детей (что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля), необходимо помнить: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки или затруднения;

- подготовить оборудование (составить список необходимых учебных пособий, реквизита; проверить рабочее состояние технических средств и аппаратуры).

Чтобы учащиеся не потеряли интерес к занятиям в театральной студии, при планировании важно уделять время играм, познавательно-развлекательным программам, мероприятиям, которые помогут в сплочении коллектива.

Стремление к игре, к актерству присуще всем детям. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в придуманные только им предлагаемые обстоятельства, обусловлены особым видением мира. А как известно, где есть игра, там есть фантазия и творчество.

Задача руководителя студии – постараться сделать так, чтобы его занятия были максимально яркими, эмоционально-насыщенными, чтобы процесс обучения положительно влиял на развитие эмоционального интеллекта, характера, на формирование мировоззрения школьника, раскрывая его творческие способности и подчеркивая индивидуальность каждого.

Все дети разные, все приходят в студию с разной степенью умений – а значит, каждый требует отдельного внимания и поощрения в первую очередь за индивидуальный рост, а не за выполнение общих нормативов.

По усмотрению руководителя студии успехи обучающихся на занятии можно отмечать. Делать это не классическим методом (в виде пятибалльной системы), а методом поощрения. Заранее подготовить, а на занятиях раздавать наклейки с надписями: «Молодец!», «Прорыв!», «Браво!», «За активность на занятиях», «За успехи, достигнутые в личном развитии», «За классную идею» или придумать свою систему поощрения. Обратная связь дает хороший стимул студийцам для дальнейших действий.

Система оценивания в театральной студии – это соревнование только с самим собой! Нельзя сравнивать победы двух учеников, нужно сравнивать насколько вырос конкретно каждый ученик по сравнению с собой же.

Рефлексия

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение».

Принципиальное значение имеет проведение экспресс-рефлексии после каждого занятия или по итогам нескольких занятий.

Самоанализ своей деятельности воспитывает у детей чувство ответственности за выполненную работу и в случае успеха или неудачи они приобретают навык искать причины в самом себе.

Подводя итог своей работы, ребята высказываются – что понравилось, что нового узнал, чему научился, что не получилось, над чем нужно еще поработать, что чувствовал во время игры или тренинга, сравнивая свои ожидания до занятия и реальность, как изменились ощущения и т.п. Обязательно надо выслушать каждого ребёнка! Уважительно относиться к мнению и чувствам выступающего. Нельзя перебивать и критиковать выступающего во время сообщения.

В конце обсуждения можно попросить участников назвать те эмоции и ощущения, которые были неприятны, пусть они «выбросят» их в центр круга, где горит воображаемый костёр. Эмоции не осуждаются! Попросите обучающихся оценить свою искренность, открытость или вовлеченность, показав на пальцах оценку от 1 до 10. Правила проведения таких бесед определяются заранее. Время и формат выступление устанавливает руководитель студии. В заключении беседы педагог подводит итог и на позитивной ноте прощается с обучающимися.

Такие беседы предполагают высокую степень эмоциональной открытости детей, а значит, – уязвимости. Для взрослого человека прежде всего – это огромная ответственность перед детьми. Каждый промах педагога может нанести ребенку серьезную психологическую травму, последствия которой – непредсказуемы.

Основной принцип руководителя театральной студии – «не навреди!», помочь ребятам поверить в себя, избавиться от существующих комплексов.

  Вариант обратной связи важен и педагогу, и обучающимся. Педагог, получая информацию может скорректировать план дальнейшей работы, уделить больше внимания моментам, которые не получаются у школьников, пересмотреть этапы и формат проведения занятий. Школьник, проговаривая итоги занятия, проводит самоанализ и начинает задумываться, что нужно сделать, чтобы получить лучший результат.

Формирование навыков самоанализа воспитывает у обучающихся чувство верного представления об уровне своих возможностей; способствует формированию критического отношения к полученным результатам, активизации мыслительных процессов; развивает логическое мышление; учит быть собранным в мыслях, целенаправленными. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием объективных оценок со стороны окружающих, прежде всего, педагога, ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности. Задача педагога состоит в умении научить ребят раскрывать свои лучшие стороны и уметь о них рассказать.

Совместное творчество

«Обучать творчеству нельзя, потому что всякий творческий процесс есть процесс бессознательный, всякое же обучение — деятельность сознательная. К творчеству можно только готовить и готовиться. «Сознание никогда ничего не творит, — творит бессознание», — пишет Вахтангов в своем дневнике».

Работая в группе, ребенок осознает свою значимость в коллективе, воспитывает в себе чувство ответственности, учится владеть своей речью и не бояться публики, развивает в себе лидерские качества, расширяет кругозор.

Единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что вместе делается одно большое и интересное дело, способны принести огромную радость и педагогу, и детям. Думайте на несколько лет вперед — от заинтересованности и вовлеченности ребят в творческую работу зависит развитие вашей театральной студии в ближайшие годы. Важно создать для школьников радостную созидательную атмосферу, добиваться активного сотворчества и доверительного отношения к руководителю и другим участникам.

В течение года рекомендуется подготовить со студийцами выступления на школьных мероприятиях и концертах; показ тематических театральных постановок и спектаклей перед родительской, педагогической и детской общественностью. При этом следует правильно распределить роли в коллективе (для максимально эффективного решения как творческих, так и педагогических задач), реально оценить силы и возможности участников, определить продолжительность выступления руководствуясь правилом «много – не значит хорошо». Важно активнее привлекать ребят к участию в конкурсах и фестивалях различных уровней.

Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, сценаристом, режиссёром, декоратором, костюмером, стилистом, свето- или звукорежиссёром. Задача руководителя театральной студии раскрыть и помочь развить способности каждого студийца. Важно, чтобы каждый ребенок попробовал себя в разных видах театрального творчества.

Бывают моменты, когда ребенок не справляется с ролью или боится выходить на сцену, или наоборот, слишком самоуверен в себе. Для того, чтобы помочь и тем, и другим, можно переключить внимание детей в другую область.

Например, часть детей задействована в спектакле, остальные помогают в подборе костюмов, поиску и созданию реквизита, афиши, программок. Дети учатся работать с музыкальной и световой аппаратурой, а также репетируют под руководством хореографа танцевальные элементы. Все вместе, единой командой создают спектакль. Задача педагога сводится к тому, чтобы правильно направить ребенка, четко объяснить ему его задачу, проконтролировать процесс.

Руководителю важно понять предпочтения каждого ребенка, предложить ему то дело, которое он станет делать с удовольствием, и где он важен и незаменим. Если ребёнок хочет играть на сцене – пусть играет, если другому нравится делать что-то руками – пусть собирает декорации, если увлечен музыкой – пусть поработает звукооператором, а кому-то нравится быть администратором. Главное, чтобы каждый понимал необходимость и важность своей работы. Алгоритм создания театральной постановки изложен в Приложении № 8.

Обязательное условие – каждый ребенок участвует в подготовке мероприятия, спектакля, любого другого события! Для каждого участника театральной студии есть своя роль или своё дело.

Создание театральной постановки может стать объединяющим фактором детей и их родителей. Так же, как и дети, заинтересованные родители всегда рады помочь в создании декораций, костюмов, видео- и фото- съёмках. Не надо стесняться обращаться за помощью к родителям, дедушкам и бабушкам, к знакомым.

В современном мире нельзя оставаться в закрытом пространстве. Чтобы о театральной студии узнали, как можно больше людей, надо создать узнаваемый сайт или страничку в соцсетях со своим логотипом или эмблемой. Таким образом все подписчики будут в курсе событий театральной студии: могут следить за культурной жизнью студии, получать информацию о грядущих мероприятиях, узнавать об участниках-актерах и не только. На этом пространстве можно организовать фотогалерею, разместить документы, так же можно, например, создать раздел «из истории театра» или «театральные профессии». В результате это интернет- пространство будет отражать «портрет» театральной студии.

В конце года вместе с учащимися обязательно провести анализ деятельности театральной студии. Подвести итоги реализации дополнительной общеразвивающей программы. О результатах работы рассказать на педагогическом совете и выступить перед родителями.

Провести самоанализ своей работы, отметить сильные и слабые моменты. При составлении плана работы на следующий год подумать над формами и техникой работы, особенно слабых моментов. Не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться, ставить новые цели и разрабатывать пути их достижения!

Театральная студия никогда не станет профессиональным театром. Школьный театр незаменим как способ познания мира и себя. Школьный театр помогает открыть или развить свои возможности, узнать про себя много нового как школьнику, так и педагогу.

Вместо заключения

Данные методические рекомендации носят прикладной характер и предназначены для педагогов в организации деятельности театральной студии.

И, последнее, на вопрос «Нужен ли театр в школе?», один из выпускников образовательной организации ответил: «Очень нужен. Театральные студии — очень нужны, по собственному опыту знаю. Неважно, будешь ты заниматься театром или не будешь, это развивает эмоциональный иммунитет. Все, кто в детстве занимался театром, очень быстро приспосабливаются, быстро соображают, перестраиваются. Человек становится более подвижным, более гибким — это нам всем просто необходимо».

Приложение № 1

Примерные должностные обязанности руководителя

Театральной студии

Примерные должностные обязанности руководителя театральной студии могут быть следующими:

-разрабатывать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу или рабочую программу внеурочной деятельности, составлять график и план работы театральной студии;

- вести установленную в образовательной организации документацию и отчетность;

- составлять планы (конспекты) занятий, обеспечивать их выполнение;

- комплектовать состав обучающихся по возрастным группам;

- способствовать сохранению контингента в течение срока обучения;

- выявлять творческие способности обучающихся, содействовать их развитию;

- создавать благоприятные условия для реализации потребностей школьников в общении и познании;

- отвечать за сохранность оборудования и инвентаря, используемого для работы театральной студии;

- обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся;

- повышать свои профессиональные знания в области театральной педагогики;

- обеспечивать выполнение учебной программы и плана работы театральной студии;

- обеспечивать соблюдение правил техники безопасности и охраны труда во время проведения занятий;

- организовывать участие обучающихся в общешкольных массовых мероприятиях (концертах, фестивалях, конкурсах, творческих отчетах) и т. д.

Приложение № 2

Нормативно-правовые основы осуществления дополнительного образования детей и внеурочной деятельности

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

2. Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;

3. Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приложение № 3

Технология разработки

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Титульный лист

Оглавление

Список литературы

Приложения

 

Титульный лист

Титульный лист программы оформляется в соответствии с организационно-распорядительными документами образовательной организации. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

- Наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения).

- Наименование образовательной организации.

- Рекомендация педагогического/методического совета, № протокола, дата.

- Гриф утверждения программы (с указанием номера и даты приказа директора об утверждении программы, подпись директора, печать).

- Указание вида программы (правильное название вида программы: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА).

- Название программы.

- Название детского объединения (организационная форма, тематика деятельности). Традиционно сложившиеся формы детских объединений по интересам (кружок, студия, школа, клуб, ансамбль, лаборатория).

- Направленность программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная.

- Уровень программы (ознакомительный, базовый, углублённый).

- Возраст обучающихся (наименьший и наибольший, на который рассчитана программа).

- Срок реализации программы.

- Автор/составитель/разработчик/ программы (полностью фамилия, имя, отчество и должность).

- Название города (населенного пункта), в котором реализуется дополнительная образовательная программа.

- Год разработки дополнительной образовательной программы. 

 

Оглавление

На следующем листе программы прописывается оглавление, в котором указывается перечень всех разделов программы и соответствующие им страницы.

 

Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно-правовой базы, на которую опирался автор или составитель при написании программы. Этот структурный элемент направлен на отражение общей характеристики программы. Пояснительная записка может содержать введение (характеристику вида деятельности) или краткую историческую справку.

Направленность программы.

Требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ предлагают следующий перечень направленностей:

- Художественная (программы, ориентированные на освоение детьми всех видов искусства, программы «об искусстве»).

- Физкультурно-спортивная (программы, ориентированные на освоение детьми всех видов спорта, оздоровительные программы, на приобщение детей к здоровому образу жизни).

- Социально-гуманитарная (программы, ориентированные на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков).

- Техническая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.11 с.)