Понятие, объекты и порядок сметно-бюджетного финансирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, объекты и порядок сметно-бюджетного финансирования



ОТВЕТ: Сметно-бюджетное финансирование – порядок обеспечения государственными денежными средствами бюджетных учреждений на основе их смет доходов и расходов, а также использование бюджетными учреждениями этих средств.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

- безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

- целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;

- получение максимального эффекта при минимуме затрат;

- финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Выражением этого принципа является поквартальное и месячное распределение расходов;

- контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность в этой области;

- получение средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненности на основе финансовых документов - смет доходов и расходов;

- планирование и финансирование деятельности осуществляется на основе экономических нормативов. 

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным учреждениям относятся школы, вузы, поликлиники, больницы, театры, органы государственной власти, правоохранительные органы, организации обороны.

Помимо получения бюджетных ассигнований многие бюджетные учреждения имеют право привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет оказания платных услуг, добровольных пожертвований юридических и физических лиц, предпринимательской деятельности, использования имущества и др.

Дополнительные финансовые ресурсы бюджетных учреждений составляют их внебюджетные средства и отражаются в сметах как их доходы. Осуществление бюджетными учреждениями внебюджетной финансовой деятельности является объективной необходимостью, обусловленной не только ограниченными возможностями бюджета, но в то же время потребностью включения учреждений в современные экономические отношения.

Для учреждений образования внебюджетная деятельность регулируется законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.96г.).

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (от 26.06.95 г.).

Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов:

- финансирование государственных или коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

- финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

Бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

 

ВОПРОС 47

Смета и ее содержание. Правовое значение сметы. Порядок составления и утверждения сметы бюджетного учреждения

ОТВЕТ: Смета – это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных смет, имеет юридическое значение.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета – руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности.

Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий, сметы делятся на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета – эта смета, отражающая особенности отдельного учреждения и содержит только его доходы и расходы. в смете отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений.

Составление сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляется каждым бюджетным учреждением, после того как бюджет утвержден и началось его исполнение. Т.е. составление и исполнение сметы бюджетных учреждений осуществляется на стадии исполнения бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением по типовой форме. Смета состоит из двух частей. В разделе доходы указываются внебюджетные доходы: т.е. это доходы от предпринимательской деятельности, оказания платных услуг населенного, целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д.

В разделе расходы указываются текущие расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Расходы объединены в статьи, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.

Основными статьями расходов сметы являются (статьи текущих расходов):

- оплата труда государственных служащих;

- начисления на оплату труда, т.е. на средства на уплату единого социального налога;

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

- командировочные и служебные разъезды;

- оплата транспортных услуг;

- оплата услуг связи;

- оплата коммунальных услуг;

- трансферты населению и т.д.

Статьи капитальных расходов сметы включают:

- приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

- капитальное строительство;

- капитальный ремонт.

Смета составляется на основе норм расхода и оперативно-производственных показателей (количество штатных единиц, обслуживаемый контингент: число классов в школе, число студентов, коек в больнице, число посещений в поликлинике и др.).

Нормы определяются Постановлениями Правительства, а в ряде случаев самими бюджетными учреждениями по согласованию с бюджетными учреждениями.

Нормы расходов – это установленный компетентными органами размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы расходов делятся на материальные и денежные. Нормы показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу изменения расходов, например, количество продуктов питания на одного больного в день, количество электроэнергии для освещения класса и т.д. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц, квартал и год. Денежные нормы отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов, как за счет бюджета, так и из собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством РФ или соответствующим органом управления.

Разработанная и утвержденная смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается в орган, исполняющий бюджет, т.е. в Федеральное казначейство или финансовый орган соответствующего субъекта.

Расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.

Составление сметы проходит в два этапа:

- до начала планируемого года составляется проект сметы на основе контрольных цифр, сообщаемых бюджетному учреждению вышестоящей организацией. Проект сметы бюджетного учреждения входит в проект сводной сметы вышестоящего органа.

- после принятия закона о бюджете, смета о доходах и расходах принимается окончательно.

В то же время бюджетные учреждения при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Бюджетные учреждения ежемесячно, ежеквартально, а также по окончании года составляют отчетность об исполнении сметы в соответствии с Инструкцией об отчетности бюджетных учреждений, получаемых финансирование из бюджета (с 2005 г. новая).

 

ВОПРОС 48

Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

ОТВЕТ: Учреждениям и организациям бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования еще в условиях плановой экономики разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета. Они назывались внебюджетными и строго регулировались законодательством.

Бюджетные учреждения как некоммерческие организации в соответствии со ст. 50 ГК РФ могут осуществлять деятельность, приносящую доходы лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. До введения в действие БК РФ такие доходы, полученные бюджетными учреждениями, имели правовой режим «внебюджетных средств», и полученные средства от соответствующей деятельности использовались в качестве дополнительного источника финансирования бюджетного учреждения, сверх средств, выделяемых ему из соответствующего бюджета.

В настоящее время Бюджетный Кодекс не закрепляет категорию «внебюджетных средств», не устанавливает их специального правового режима.

Согласно действующей классификации доходов (ст.41 БК) средства, получаемые бюджетными организациями, относятся к неналоговым доходам бюджета.

В ст.41 БК РФ к налоговым доходам относятся (внебюджетные средства):

- доходы от оказания платных услуг;

- доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Внебюджетные средства можно условно классифицировать по группам главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств – заработанные доходы и незаработанные доходы. Такое деление признается в большинстве развитых стран.

  К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной ее деятельности, но связанные с ней:

- доходы от использования принадлежащего организации имущества, зданий, оборудования.

 - от эксплуатации транспорта.

 - производственной деятельности учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйства.

 - учебно-трудовых мастерских (от работы больных, находящихся на излечении);

 - плата за повышение квалификации, переподготовку кадров.

 - различные платные курсы (игра на музыкальных инструментах, изучение иностранных языков и др.).  

Эти средства должны иметь целевой порядок расходования, т.е. использоваться на те объекты, от которых получены доходы: на содержание и ремонт зданий, транспорта, расширение и совершенствование учебных мастерских, улучшение питания и культурно-бытового обслуживания больных и.т.п.

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения таких смет в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы действуют с 1 января по 31 декабря. Неизрасходованные к концу финансового года внебюджетные средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

  Незаработанные доходы это средства бюджетного учреждения, не вязанные с результатами его труда. К ним можно отнести:

- доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов;

- добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц (спонсоров), взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций;

- передача материально-технических средств от юридического лица бюджетной организации, например, вследствие ликвидации или реорганизации.

- депозиты - суммы денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций. К этим средствам относятся: своевременно не полученные заработная плата и стипендии, суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений, средства больных, которые могут находиться на депозитных счетах лечебных учреждений;

- средства по поручениям – это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений на выплату стипендий учащихся за счет средств предприятий, направивших их на обучение; суммы, переведенные бюджетному учреждению на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.

Другие (иные) внебюджетные средства:

- плата за содержание детей в дошкольных учреждениях;

- плата за обучение детей в музыкальных школах;

- плата за пользование общежитиями и др.

Бюджетные учреждения, имеющие внебюджетные средства держат в банке на текущем счете изолированно от бюджетных счетов организации.

Согласно п.6. ст.161 БК РФ бюджетные учреждения при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Отчетность бюджетных учреждений по этим средствам ведется отдельно от отчетности по смете доходов и расходов.

ВОПРОС 49



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 5716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.033 с.)