Налоговое право Российской Федерации и его источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговое право Российской Федерации и его источники



ОТВЕТ: Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, а также привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Основными методами налогового права являются:

- императивный метод, который выражается в том, что отношения в рамках налогового права строятся на основе подчинения одних участников правоотношений другим, выступающим от имени государства и муниципальных образований;

- диспозитивный метод, включающий методы рекомендаций и согласований. Так, рекомендации одного участника налоговых правоотношений приобретают властный (императивный) характер при условии принятия их другим участником[10], а по отдельным вопросам участники данных правоотношений могут определять условия своих взаимоотношений на основании специальных соглашений в рамках законодательства (например, предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов, заключение договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита).

Отношения, регулируемые налоговым правом, в большей степени относятся к сфере публичного права, поэтому императивный метод правового регулирования применяется более часто, чем диспозитивный метод.

Основная сущность метода правового регулирования в налоговом праве заключается в установлении в установлении определенного порядка действий, запрещении действий или предоставлении возможности выбора действий. Предписания к действию в определенных случаях надлежащим образом предусматриваются соответствующей нормой законодательства о налогах (например, строго установлены порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган). Запрещение определенных действий, за которые предусматриваются соответствующие юридические меры воздействия (ответственности), также составляют элемент правового регулирования. В то же время предоставление возможности выбора действия дает участникам правоотношений варианты должного поведения, предусмотренные налоговой правовой нормой (например, предоставление возможности участвовать в налоговых правоотношениях как лично налогоплательщику, так и через законного или уполномоченного представителя).

Источники налогового права - это система нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы налогового права, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Важнейшими источниками налогового права являются:

- Конституция Российской Федерации;

- законодательство Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах;

- нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

- подзаконные нормативные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;

- международные договоры по вопросам налогообложения;

- решения Конституционного Суда Российской Федерации.

ВКонституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высших органов государственной власти (ст. 71, 72, 74-76, 80, 83-85, 90, 103-107, 114, 125) и правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения (ст. 132); основы правового статуса налогоплательщика (ст. 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53, 57).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя:

- федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов о налогах и сборах);

- региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, включают:

- акты органов общей компетенции, к которым относятся Указы Президента РФ и акты Правительства РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах;

- акты органов специальной компетенции: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации, но только в случае их ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда РФ (постановлении и определения), которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативных правовых актов или отдельных норм налогового права, содержащихся в федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов РФ и др., или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения смысла, значения отдельных норм и институтов налогового права.

 

ВОПРОС 31

Принципы налогообложения

ОТВЕТ: Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом, как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими только ему специфическими принципами. Они находят отражение в налоговом законодательстве, определяя его исходные позиции.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в 1776 г. Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит сформулировал и обосновал принципы, ставшие в последствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического государства:

- принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

- принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «… соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»[1];

- принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

- принцип удобства, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

- принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные Смитом, сохранили свою актуальность и в настоящее время. Обобщенно говоря, правила выработанные А. Смитом, ввели налоговую практику в определенное русло, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства.

Таким образом, принципы налогообложения – это направления поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет). Направленность общих принципов налогообложения – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Принципы налогового права в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах нашли свое закрепление в Налоговом кодексе РФ (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности России, разграничении полномочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. К таким принципам, впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве относятся следующие:

1. Обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). При этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения при учете фактической способности налогоплательщика к уплате налогов.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иных ограничений или препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Приоритетность Налогового кодекса в установлении, изменении и отмене налогов и сборов всех уровней. В связи с этим недопустимо возложение обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если они не предусмотрены НК, либо установлены в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

6. При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения, Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах.

 

 

ВОПРОС 32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.009 с.)