Понятие, виды, правовая форма и роль государственного и местного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды, правовая форма и роль государственного и местного бюджета



ОТВЕТ: Бюджет это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.

Бюджет  - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Именно материальный аспект бюджета отражается в официальных источниках, определяющих финансирование какого-либо мероприятия, государственного органа, зачисление суммы на бюджетный счет, выдачу субсидии из бюджета и т.п.

Как правовая категория – бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В таком смысле бюджет – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Правовая форма бюджета (ст. 11 БК РФ):

- федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона;

- бюджет субъекта РФ – в форме закона субъекта РФ;

- местный бюджет – в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Виды бюджетов:

- бюджет федеральный;

- бюджет субъекта РФ;

- местные (муниципальные) бюджеты;

- консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Консолидированный бюджет может выступать в форме:

- консолидированного бюджета всего государства, который образуется бюджетами всех уровней бюджетной системы;

- консолидированного бюджета субъектов РФ, который формируется из бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ;

- консолидированного бюджета федерального округа, состоящего из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий федеральный округ.

Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны.

С помощью бюджета реализуются государственные и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравнивания социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

ВОПРОС 16

Бюджетное устройство и бюджетная система в Российской Федерации

ОТВЕТ: Бюджетной устройство - основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

Таким образом, бюджетное устройство страны - это совокупность элементов, обеспечивающих действие системы и включающая:

- организацию бюджетной системы;

- принципы ее построения;

- бюджетную классификацию;

- правовую форму бюджетов.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетная система федеративного государства включает три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

 Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 6 БК РФ):

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).

Состав государственных внебюджетных фондов (ст. 144 БК РФ):

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В основе построения бюджетной системы лежит совокупность определенных принципов, которые обеспечивают единство бюджетов, отражают федеративное устройство государства в сочетании с самостоятельностью органов местного самоуправления.

Основными принципами бюджетной системы (ст. 28 БК РФ) являются:

- единство бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельность бюджетов;

- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ). Т.е. бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов по однородным признакам с присвоением этим группам группировочных кодов единых для всех уровней бюджетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):

- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации государственных внешних активов Российской Федерации;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Правовая форма бюджетов:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления (как правило, решений) либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).

 

ВОПРОС 17

Бюджетное право и бюджетные правоотношения

ОТВЕТ: Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:

- структуру бюджетной системы РФ;

- перечень бюджетных доходов и расходов;

- порядок распределения их между различными видами бюджетов;

- бюджетные права Российской Федерации, субъектов РФ, административно-территориальных единиц;

- регламент бюджетного процесса;

- порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов, в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц и соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государственных и административно-территориальных единиц общего назначения.

В качестве субъекта бюджетного права выступают:

1. государство и административно-территориальные образования:

- Российская Федерация в целом;

- субъекты Российской Федерации - республики, края, области, автономная область и автономные округа; города - Москва и Санкт-Петербург;

- местные административно-территориальные образования - города, районы, села и поселки.

2. Государственные и местные органы власти:

- представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъекты бюджетного права при реализации своих прав и обязанностей вступают в бюджетные правоотношении. К бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетного права в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и утверждения от чета об исполнении бюджета.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образует бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Перечисленные нормативные акты не могут противоречить БК РФ.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 72 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета, также в Конституции установлен порядок рассмотрения и утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, являются также Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации от 15. 08. 96 с испр. и доп.".

Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные акты Минфина России, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов РФ.

 

ВОПРОС 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.02 с.)