Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая отрасли



Ключевые проблемы отрасли:

– низкая глубина переработки нефти и отсутствие в округе полноценного НПЗ;

– высокая ресурсоемкость отрасли (большой расход нефтяного сырья на получение товарных продуктов);

– физический износ крайне малопроизводительного оборудования;

– экологические требования к продаваемым в России моторным топливам, в частности регулирующие содержание в нефтепродуктах серы;

– в силу географических причин округ малопривлекателен для создания экспортных НПЗ;

– недостаточная эффективность использования ресурсов попутного нефтяного газа на всех этапах производственной цепочки от его добычи, транспортировки, осушки до нефтехимической переработки содержащихся в нем углеводородных фракций;

– слабое инвестиционное развитие в последние 10 лет.

Главная цель развития нефтегазопереработки в Югре – максимально эффективное с социально-экономической точки зрения использование ограниченных ресурсов углеводородного сырья.

Стратегические задачи и способствующие их решению долгосрочные приоритеты развития нефтегазопереработки в Югре следующие:

– максимальное увеличение добавленной стоимости от добычи и переработки нефти, для чего следует создавать новые и модернизировать действующие мощности по переработке углеводородного сырья в Югре и за ее пределами;

– максимальная локализация в регионе налоговых отчислений от создаваемой за счет югорского сырья добавленной стоимости, для чего необходим ряд мер по искоренению трансфертного ценообразования внутри отраслевых холдингов и практики использования нерыночных заниженных цен при расчетах между ними;

– максимальное обеспечение собственных нужд Югры в моторных топливах за счет переработки нефти, которая добывается на территории региона, причем по ценам, которые обеспечивают наибольшую доступность нефтепродуктов для жителей автономного округа, для чего требуется институциональное регулирование нефтепереработки на территории субъекта федерации;

– быстрое решение экологических проблем, которые вызваны продолжающимся сжиганием в регионе попутного нефтяного газа, в том числе в местах ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Югры, для чего следует законодательно ужесточить контроль над добычей и эффективностью использования ПНГ и стимулировать развитие локальной переработки этого сырья;

– повышение технологической культуры и квалификации в регионе, внедрение в практику стандартов бережливого производства, первым этапом которого должны стать инвестиционные проекты по модернизации нефтепереработки Югры, а также освоение технологий глубокой газохимической переработки углеводородов;

– развитие в автономном округе транспортной и энергетической инфраструктуры, что крайне важно для территорий без круглогодичного наземного транспорта, для чего следует использовать механизмы частно-государственного партнерства при создании соответствующих объектов нефтегазоперерабатывающей отрасли;

– увеличение спроса на услуги ненефтегазового сектора экономики Югры, в частности на деятельность строительно-монтажных компаний, транспортных организаций, для чего следует институционально помочь их взаимодействию с нефтегазоперерабатывающими предприятиями;

– создание в Югре полноценного нефтегазоперерабатывающего кластера, в котором при общем технологическом, инновационном и институционального пространства условия будут максимально благоприятными для инвестиций в глубокую переработку углеводородов как со стороны нынешних, так и будущих участников отрасли;

– внедрение в переработку нефти и газа передовых технологий, которые связаны с автоматизацией технологических процессов, использованием модульных ГПЗ для переработки попутного нефтяного газа, созданием локальных производств метанола для нужд транспортировки природного газа, для чего требуются как ограничительные, так и поощряющие законодательные инициативы;

– формирование имиджа Югры как модельного региона для институционального оформления работы предприятий по переработке нефти и попутного газа, где достигаются наилучшие в стране показатели эффективности их деятельность, тиражирование полученного позитивного опыта в других регионах страны, для чего требуется решить все описанные выше задачи.

В ходе реализации Стратегии в нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической отрасли будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1. Доля перерабатываемого попутного газа достигнет к 2030 году 85%, к 2050 году – 90%.

2. Объем производства автобензина составит к 2036 году 1,9 млн.тонн и будет сохраняться на этом уровне до 2050 года.

3. Объем водорода, получаемого из ископаемого сырья (нефти и газа), составит в 2036 году 5% добываемого попутного газа, в 2050 году - 15% добываемого попутного газа.

 

Горнопромышленный комплекс

Факторы, ограничивающие развитие горнопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

– весьма неравномерная локализация минеральных ресурсов, что определяется как особенностями геологического строения, так и различной степенью изученности региона;

– отсутствие на территории развитых транспортных и энергетических коммуникаций;

– большинство территорий, на которых расположены разведанные запасы полезных ископаемых, а также располагающие высокими перспективами их обнаружения, являются родовыми угодьями традиционного природопользования малочисленных коренных народов Севера (это охотугодья или территории оленеводства);

– речная система Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рыбохозяйственной значимости относится к водоемам высшей категории. Здесь происходит нагул, нерест и зимовка ценных полупроходных и туводных рыб (сосьвинская селедка, таймень, хариус, сырок, щекур и др.);

– на территории автономного округа отсутствует кадровый потенциал (как инженерно-технических, так и рабочих специальностей), отсутствует и подготовка кадров, необходимых для освоения твердых полезных ископаемых;

– предпочтение организациями, осуществляющими строительную деятельность на территории автономного округа, закупать необходимое сырье в иных регионах Российской Федерации.

Основу горнопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры могут составлять действующие или вновь создаваемые в регионах корпоративные или квазикорпоративные структуры. При этом в составе региона формируются отдельные отраслевые и межотраслевые кластеры, бизнес-центрами которых являются частно-государственные корпорации по ключевым направлениям общерегионального развития. Как показал анализ структуры хозяйства Урала, в состав территориального кластера могли бы войти горно-обогатительные и металлургические предприятия; строительные комбинаты; домостроительные компании; предприятия энергетической сферы; сельскохозяйственные производители; предприятия, разрабатывающие природные ресурсы (золото, платину, РЗЭ, лес); транспортно-коммуникационные системы; туристические и торговые фирмы и др.

Одной из важнейших задач формирования горнопромышленного комплекса является создание условий для привлечения инвестиций: повышение имиджа и инвестиционной привлекательности территории, льготные налоговые режимы в период освоения и др. Важной функцией управления является также организация финансирования геологоразведочных работ за счет средств федерального и окружного бюджетов, средств недропользователей.

Эффективное и быстрое освоение минеральных ресурсов в слабо освоенных районах возможно только при соответствующем институциональном сопровождении, предусматривающим разработку и принятие соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и местном уровне.

С учетом реализации кластерной политики по диверсификации экономики автономного округа целью развития горнопромышленного комплекса является становление комплекса как одной из отраслей, альтернативных нефтяной.

Задачи развития горнопромышленного комплекса:

– научно-исследовательская проработка проектов по освоению месторождений;

– определение объемов доступных для разработки источников сырья и строительных материалов;

– решение вопросов обеспечения экологической и социальной безопасности проектов по развитию горнопромышленного комплекса;

– разработка механизмов и инструментов по привлечению инвестиций в горнопромышленный комплекс;

– первичное освоение месторождений;

– обеспечение переработки сырья;

– выход на проектные мощности добычи и переработки.

Приоритеты:

– освоение местных месторождений строительных материалов: песка, глины, гравий и т.д.;

– освоение месторождений бурого угля;

– освоение титан-циркониевых месторождений;

– освоение прочих полезных ископаемых: торфа, сапропеля, бентонитовых глин и т.д.

В ходе реализации Стратегии в горнопромышленном комплексе будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1.    Годовая стоимость товарной продукции в отрасли составит в 2036 году 28,3 млрд.руб, в 2040 году – 41,9 млрд.руб.

2.    Прибыль от реализации минерально-сырьевой продукции в 2036 году достигнет 6,6 млрд.руб, в 2040 году – 9,9 млрд.руб.

 

Агропромышленный комплекс

Ключевые проблемы, ограничивающие развитие отрасли:

– малоблагоприятные агроклиматические условия;

– заболоченность территории;

– продолжительные половодья в пойменно-террасных комплексах рек с наиболее плодородными почвами;

– очаговая освоенность территории;

– низкая транспортная доступность, вплоть до изолированности периферийных частей территории;

– относительно невысокое качество жизни в малолюдных сельских поселениях и населенных пунктах;

– высокий износ оборудования сельскохозяйственных предприятий;

– высокие издержки и низкая рентабельность сельскохозяйственного производства;

– низкий престиж сельскохозяйственных профессий;

– отсутствие у большинства жителей традиций сельской жизни и сельского труда;

– недостаток специалистов аграрного профиля, зависимость от их подготовки в учебных заведениях за пределами региона.

Задачи развития АПК Югры:

– модернизация основных отраслей и производств земледелия и животноводства, включая цифровизацию технологических процессов;

– адаптация агропроизводства к изменениям климата и развитие климатонезависимого сельского хозяйства;

– внедрение и распространение инновационных технологий в земледелии («вертикальные теплицы»), животноводстве («баренц-фермы») и рыбоводстве (системы замкнутого водообмена);

– обеспечение лидерства Югры среди северных регионов России в инновационном технологическом развитии за счет агрессивного инвестирования в НИОКР и подготовку высокопрофессиональных кадров, в том числе на площадках научно-образовательных центров за пределами округа (в первую очередь, в Тюмени), с целью дальнейшего тиражирования этого опыта на коммерческой основе;

– формирование коротких цепочек добавленной стоимости, включающих глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, как важнейшее направление развития внутреннего агропродовольственного рынка в автономном округе;

– расширение присутствия продукции Югры на внутрироссийском рынке и рост агропродовольственного экспорта в зарубежные страны, главным образом, на основе использования преимуществ таежного региона со специализацией на сборе и переработке дикоросов, а также развития рыболовства и рыбоводства;

– увеличение объемов добычи водных биоресурсов в естественных водоемах за счет более полного освоения рыбохозяйственного фонда;

– увеличение объемов товарного выращивания рыбы за счет развития всех видов аквакультуры – пастбищной, садковой и особенно индустриальной с использованием современных технологий, включая системы замкнутого водообмена;

– увеличение объемов выпуска товарно-пищевой рыбопродукции с возрастанием доли глубокой переработки рыбы;

– оптимизация транспортных потоков в общей технологической цепочке производства и переработки продукции сельского хозяйства и рыбопромышленного комплекса;

– ресурсосбережение и экологизация отраслей агропромышленного комплекса, сокращение производственных потерь и объема продовольственных отходов;

– сохранение и расширение поддержки агропромышленного комплекса за счет бюджетов округа, муниципальных образований, крупнейших промышленных предприятий;

– дальнейшее развитие различных форм малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие сельскохозяйственной кооперации для обеспечения их жизнеспособности;

– поддержка традиционных промыслов (охота, сбор дикоросов) как основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов севера – хантов, манси, ненцев;

– обеспечение занятости и гарантированных доходов сельского населения Югры;

– комплексное развитие сельских территорий, предотвращение их обезлюдения, в том числе на основе развития неаграрных видов сельской экономики, развития селитебной функции на периферии городских агломераций.

В ходе реализации Стратегии в агропромышленном комплексе будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1.    Производство овощей в закрытом грунте составит в 2036 году 22 тыс.тонн, в 2050 году – 45,8 тыс.тонн.

2.    Производство дикоросов составит в 2036 году 2,9 тыс.тонн, в 2050 году – 4,5 тыс.тонн.

3.    Обеспеченность свежим молоком составит в 2036 году 15,3%, в 2050 году – 19,4%.

 

Лесопромышленный комплекс

Ключевые проблемы комплекса:

– географическая удаленность региона от основных центров переработки древесины и потребителей;

– неблагоприятные природно-климатические условия;

– истощение наиболее продуктивных и доступных в транспортном отношении лесных массивов, возникшее в результате нерационального лесопользования;

– высокая степень износа техники и оборудования;

– внеконкурентоспособная продукция;

– недостаток квалифицированных кадров;

– слабое транспортно-инфраструктурное развитие отрасли;

– технологические и производственные ограничения;

– низкая предпринимательская активность и финансовая неустойчивость;

– низкая степень комплексообразования и кооперации.

Стратегическая цель – формирование эффективного лесопромышленного комплекса как отрасли специализации региона, которая будет иметь заметный удельный вес в экономике, участвовать в вывозе в другие регионы страны и на экспорт готовой продукции значительной степени переработки и с высокой добавленной стоимостью, а также обеспечит «устойчивое развитие» всего региона за достижения баланса между потреблением лесных ресурсов и их воспроизводством.

Таким образом, в рамках стратегической цели выявляются две взаимосвязанные друг с другом цели второго уровня:

– в области лесозаготовительной и деревообрабатывающей деятельности, которые рассматриваются в едином комплексе;

– в области лесоводства, защиты, сохранения и воспроизводства лесных насаждений.

В области лесозаготовки и деревообработки основная цель – создать полный комплекс лесопромышленного производства, в том числе по выпуску технологичной конкурентоспособной продукции ЛПК на территории Югры за счет эффективного использования собственной сырьевой базы, что позволит региону стать крупным самостоятельным игроком на сибирском и уральском рынках лесопродукции России, а также расширить своё присутствие на международных рынках.

Для достижения данной поставленной цели требуется решить ряд стратегических задач:

– развитие сети лесных и лесовозных дорог, в том числе круглогодичного действия;

– сокращение потерь от неиспользования заготовленной древесины: решение проблемы реализации леса, заготовленного при обустройстве нефтяных месторождений и строительстве транспортно-инжирной инфраструктуры.

– загрузка существующих мощностей с последующим их увеличением в части инновационной, современной и уникальной продукции (термомодифицированная древесина, древесные пластики, древесно-полимерные композиты, биотопливо, целлюлоза для химической промышленности и наноцеллюлоза для легкой промышленности), создание новых мощностей в области деревообработки, бумажного производства и увеличение глубины переработки древесины, в том числе с помощью инновационных технологий;

– повышение предпринимательской активности в отрасли в части производства пиломатериалов и товаров народного потребления из дерева (мебель, утварь, столярные изделия) за счет стимулирования данной деятельности мерами субсидирования, льготирования, предоставления грантов, снижением кредитных ставок, льготного предоставления имущественных комплексов (в том числе на базе формирующихся инвестиционных площадок), а также более активной информационной работы и консультационной помощи;

– развитие малого лесного предпринимательства, в том числе лесного фермерства во всех лесных муниципальных районах автономного округа, малонаселенных и удаленных населенных пунктах (где оно может рассматриваться как социальное предпринимательство);

– создание условий для внутрирегиональной кооперации, консолидации и коллаборации предприятий, обеспечение комплексообразования в отрасли, в том числе со смежными направлениями. Наиболее приемлемое решение данной задачи – формирование территориальных лесопромышленных кластеров, в рамках которых будут создаваться точки концентрации предприятий ЛПК и вырабатываться различные стратегии поддержки их развития.

Стратегические задачи в области сохранения и защиты лесов, лесовосстановительных работ:

– информатизация в лесном хозяйстве, которая предусматривает коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, их взаимную интеграцию и обмен данными как с информационными системами иных органов государственной власти, так и с системами, используемыми бизнес-сообществом;

– защита лесов от пожаров и вредителей, предотвращение и ликвидация незаконных рубок, обеспечение рубок ухода;

– продолжение работы по реализации проекта по внедрению на базе современных методов модели интенсивного использования и воспроизводства лесов;

– совершенствование арендных отношений, в том числе в части упрощения процедур расторжения договоров аренды лесных участков с лицами, допустившими нарушения лесного законодательства;

– разработка требований об обязательном оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники специальными техническими средствами (ГЛОНАСС), обеспечивающими контроль за движением такой техники в автоматическом режиме, и введение ответственности за нарушение указанного требования;

– обеспечение проведения компенсационного лесовосстановления путем внедрения современных методов интенсивного лесопользования и лесовосстановления, внедрение модели интенсивного использования и воспроизводства лесов с разработкой лесохозяйственных нормативов по выделенным лесным районам;

– развитие лесной инфраструктуры (лесных дорог), внедрение технологий быстрого выращивания древостоев с заданными характеристиками;

– изменение подхода к проведению работ по лесовосстановлению – обеспечение гарантированного лесовосстановления и лесоразведения до момента отнесения земель к землям, на которых расположены леса;

– увеличение доли лесных культур, созданных с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой;

– развитие материально-технической базы путем обеспечения модернизации парка лесохозяйственных машин и оборудования.

С целью реализации Стратегии предусматривается пространственная реструктуризация лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Пространственно-функциональная модель будущего лесопромышленного комплекса будет состоять из трех лесопромышленных районов:

– западного: основной центр сосредоточится в Советском, Октябрьском районах и городском округе «Город Нягань», а также двух субцентров: северо-западного (Белоярский, Березовский районы), юго-западного (Кондинский район, городской округ «Город Урай»). Ось данного района уже формируется по линии Нягань – Малиновский, а также в процессе трансформации находится дополнительная ось Урай – Междуреченск – Мортка – Куминский. Это основная производственная зона и основной лесозаготовительный район, который расширит свои мощности и специализацию, увеличит ассортиментное разнообразие выпускаемой продукции;

– восточного: вокруг крупнейших городов Сургут – Нижневартовск – Нефтеюганск с прилегающими территориями. В основе его развития – агломерационный эффект, максимальная концентрация населения и рынка, инновационность, расширение научно-образовательного и исследовательского потенциала, максимизация предпринимательской активности, ориентация на потребителя и новации;

– центрального: Ханты-Мансийский муниципальный район, г. Ханты-Мансийск. Его основная функция – обеспечение связи и гомогенности экономического пространства. Здесь смогут развиваться производства на потоках, экологически чистые производства, инновационные производства в области комплексной (композитной) продукции, а также на переработке отходов и вторичной древесины.

В ходе реализации Стратегии в лесопромышленном комплексе будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1.    Производство древесины необработанной составит в 2036 году 6 млн.куб.м., в 2050 году – 8 млн.куб.м.

2.    Производство пиломатериалов составит в 2036 году 593 тыс.куб.м., в 2050 году – 716 тыс.куб.м.

 

Строительный комплекс

Ключевые проблемы комплекса:

– приближение сроков окончания приемлемой эксплуатации жилого фонда, созданного в конце 1960-х – начале 70-х годов;

– отсутствие развитой инженерной инфраструктуры для перспективного строительства во многих городах;

– значительное отставание строительства социально значимых объектов (детские сады, разного рода специализированные учреждения);

– сезонные проблемы в транспортной отрасли;

– климатические условия, ограничивающие интенсивность строительства;

– слабый уровень развития рыночных отношений в строительном комплексе.

Цель –формирование строительного комплекса как ведущей отрасли инновационной экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечивающее устойчивое и рациональное развитие территории округа, создание безопасных, благоприятных условий жизнедеятельности населения и рост человеческого капитала.

Основные направления и задачи развития строительного комплекса:

- развитие всех составляющих строительного комплекса (База. Кадры. Управление);

- развитие жилищного строительства высокого качества, формирующего жилую среду, благоприятную людям (Инфраструктура. Равный доступ. Качество);

- развитие дорожного строительства и инфраструктуры, опережающей развитие инновационного транспорта (Великий транспортный путь: «От Атлантики до Тихого». «Самарово»: Широтно-долготная транспортная решетка);

- промышленное обеспечение строительного комплекса (Механизация. Автоматизация);

- формирование промышленности строительных материалов, как лидера экономики региона и основы развития строительного комплекса;

- развитие «зеленого строительства». (От зеленого дом – к зеленому городу. От зеленого города – к smart-городам);

- развитие и формирование строительной науки и образования (Среда дружественная детям. От песочных замков к городам будущего. Брендирование территорий).

В ходе реализации Стратегии в строительном комплексе будут достигнуты следующие ключевые показатели:

1.    Объем ввода жилья в 2030 году достигнет 1512 тыс. кв. м., в 2036 году – 1833 тыс.кв.м. и 2050 году – 2755 тыс.кв.м.

2.    Общая площадь введенного ежегодно жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, составит в 2030 году 0,82 кв.м., в 2036 году – 0,95 кв.м. и в 2050 году этот показатель составит 1,26 кв.м. (справочно: в 2020 году – 0,6 кв.м.).

3.    Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составит в 2030 году 80%, а в 2050 году достигнет 90%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.074 с.)