Анализ внешних и внутренних рисков инновационного развития, вызовов и угроз отрасли, характеристика конкурентных преимуществ, SWOT-анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ внешних и внутренних рисков инновационного развития, вызовов и угроз отрасли, характеристика конкурентных преимуществ, SWOT-анализ



На основе проведенного анализа выявлены сильные и слабые стороны, перспективы и риски развития инновационной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Таблица 5).

 

Таблица 5 - SWOT-анализ инновационной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Сильные стороны Слабые стороны
Северные компетенции Высокий уровень цифровизации Относительно высокий уровень образования и доходов жителей Привлекательность для исследователей Наличие крупных компаний Молодость научных кадров   Эффекты «ресурсного проклятия», преобладание низкотехнологичных отраслей и соответствующая научная специализация Удаленность от основных инновационных центров и рынков высокотехнологичной продукции Некомфортные условия жизни Отсутствие развитой научной базы и исследовательских вузов Низкая предпринимательская активность
Возможности и перспективы Угрозы и риски
Внедрение новых технологий освоения Севера и Арктической зоны Внедрение новых цифровых технологий в традиционных отраслях Потепление климата и улучшение условий жизни Повышение связанности с рынками других стран и регионов Рост научной продуктивности за счет усиления кооперации, концентрация инновационной инфраструктуры   Отказ в мире от углеводородного сырья Резкое удешевление альтернативных источников энергии Эпидемиологические риски Автоматизация производств, рост безработицы и неравенства Резкое потепление климата и удорожание традиционных методов хозяйствования Риски техногенных катастроф и загрязнения окружающей среды

Определение цели, задач и долгосрочных приоритетов (перспектив) инновационного развития

Миссия Стратегии – в построении инновационной системы Ханты-Мансийского автономного округа, способной ответить на «большие вызовы» современности. Долгосрочные приоритеты и основные направления ориентированы на митигацию глобальных рисков и соответствуют в целом обозначенным в Стратегии научно-технологического развития России до 2035 г.

Цель Стратегии – повышение роли и диверсификация высокотехнологичного сектора экономики с учетом северной специфики на основе создания и внедрения новых технологий, увеличения и коммерциализации имеющегося человеческого капитала, развития предпринимательской экосистемы.

Задачи стратегии направлены на достижение цели Стратегии и адаптации к глобальным изменениям.

Задача 1. Кардинальная трансформация системы образования, переход к STEAM (наука, технологии, инжиниринг, искусство и математика).

В рамках указанной задачи должны быть реализованы следующие меры:

– комплексная модернизация системы профессионального образования: разработка и внедрение инновационных программ на стыке инженерии и творческих направлений с использованием современных ИКТ-технологий. Нужна новая образовательная концепция, которая бы учитывала междисциплинарный научный подход, приоритет развития STEAM-направлений подготовки кадров, как в рамках программ ВПО, так и в рамках программ СПО;

– создание высших инженерных школ и зеркальных лабораторий. Цель их создания – возрождение интереса к инженерным наукам и к рабочим специальностям; вовлечение талантливой молодежи в промышленность посредством обучения и переобучения технически сложным рабочим специальностям;

– формирование образовательной инфраструктуры и проведение всевозможных технологических конкурсов и олимпиад для школьников (с привлечением бизнеса в эту сферу);

– разработка новых образовательных программ по подготовке лидеров цифровой трансформации (стратегических менеджеров по разработке дорожных карт цифровых преобразований для региональных компаний), введение новой специальности «Управление рисками и управление цифровой трансформацией на предприятиях».

Задача 2. Наращивание научно-исследовательской инфраструктуры и повышение привлекательности науки.

Мероприятия, необходимые для решения задачи:

– создание Научно-технологического центра (НТЦ) Uniti Park в г. Сургуте вблизи СурГУ в целях формирования единой инновационной инфраструктуры и концентрации усилий;

– усиление связей между образованием, наукой и производственным сектором, развитие сотрудничества организаций округа с более сильными партнёрами;

– внедрение и развитие новых инструментов поддержки инноваций (так называемые data-центры, proof-of-concept центры, центры трансляционных исследований и технологий), «сквозных» цифровых решений (технологические платформы), а также новых форматов кооперации государства и инновационных компаний, включая консорциумы, центры НТИ, исследовательские центры, инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ, технологические долины), а также новых форм поддержки образования, способствующих развитию высокотехнологичного бизнеса (кванториумы, мобильные технопарки, STEAM-центры, центры цифрового образования, центры профессионального мастерства и пр.);

– развитие рынка арендного жилья и предоставление беспроцентной ипотеки для технологических предпринимателей;

– разработка единой системы мониторинга инновационной системы.

Задача 3. Совершенствование форм поддержки инновационной предпринимательской деятельности.

Мероприятия, необходимые для решения задачи:

– стыковка образовательной, научно-технологической, предпринимательской и пространственной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе принципов экосистемного подхода;

– активная политика по внедрению новых технологий путем формирования устойчивых связей между вузами, научными центрами, малым и средним инновационным бизнесом и крупными компаниями (включая стимулирование кластерных инициатив);

– применение механизма связанных грантов для поддержки исследовательской кооперации между вузами и крупными корпорациями;

– внедрение инновационных ваучеров (инструмент активно действует в ряде стран), которые представляют собой особый документ (сертификат), выпускаемый агентством по поддержке предпринимательства. Ваучер дает право фирме получить консультацию или научное исследование в вузе или иной научно-исследовательской организации;

– грантовая поддержка предпринимательских университетов в регионах в рамках новой программы стратегического академического лидерства;

– вовлечение технологических компаний во взаимодействие с университетами посредством предоставления им налоговых льгот и иных дополнительных условий (напр., передача по символической цене имеющихся и простаивающих производственных площадей и прочей инфраструктуры) при организации базовых кафедр, инжиниринговых центров и центров прототипирования в региональных университетах;

– формирование коллабораций ведущих российских университетов с региональной вузовской наукой.

Инструменты поддержки инновационного развития компаний напрямую согласуются со всеми долгосрочными приоритетами развития округа, но имеют свою специфику в зависимости от стадии развития инновационной компании (положения проекта в рамках стадий готовности продукта (TRL)).

Инструменты поддержки инновационных проектов допосевной стадии:

– открытие крупных центров молодежного творчества по робототехнике, авиамоделированию, ИКТ и другим современных технологиям;

– разработка региональной программы подготовки будущих предпринимателей для участия в корпоративных мероприятиях крупнейшего акселератора технологических проектов на территории России и Восточной Европы GenerationS, а также подачи заявки на финансирование по программам «УМНИК» и «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

– внедрение механизмов безусловного дохода инновационным предпринимателям, когда члены локального сообщества в течение долгого промежутка времени готовы гарантировать предпринимателю доход вне зависимости от результатов его деятельности с условием его проживания и ведения бизнеса на территории локального сообщества;

– создание стимулов для развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Инструменты поддержки инновационных компаний посевной стадии развития:

– создание инновационной инфраструктуры при вузах: центры трансфера (коммерциализации) технологий, сертификационные центры (орган по сертификации), испытательные центры (лаборатория) и т.д.;

– разработка акселерационных программ с привлечением корпоративных менторов из крупнейших компаний, способных оценить перспективы проекта, его полезность, востребованность, а возможно и заинтересованных в реализации проекта;

– создание сообществ менторов и бизнес-ангелов, которое будет формироваться постепенно по мере наращивания связей сетевого предпринимательского университета.

Инструменты поддержки инновационных компаний ранней стадии развития (стартап):

– соблюдение правила «пяти миль» или «20 минут», которое подразумевает, что инвесторы (бизнес-ангел, друг или венчурный фонд) должны располагаться в непосредственной близости от инновационного проекта (малого инновационного предприятия), или по меньшей мере в том же регионе, чтобы быть способным участвовать в его работе в любой момент для снижения собственных рисков и рисков компании. Венчурные фонды осуществляют не только вложения в инновационный проект, но консалтинговую и информационную поддержку;

– расширение деятельности Фонда развития Югры как венчурного фонда, который будет осуществлять вложения, в первую очередь, в округе, но будет иметь сетевую структуру для снижения рисков с проектами в России и за рубежом в перспективные северные технологии; активное привлечение других фондов путем проведения ежегодных венчурных ярмарок в разных городах округа, России и мира для показа инновационных компаний и их разработок;

– всестороннее участие автономного округа в проектах Национальной технологической инициативы, в частности создавать центры компетенций НТИ и поддерживать кружковое движение.

Инструменты поддержки инновационных компаний стадии раннего роста:

– активное привлечение заемного финансирования;

– механизм инновационных ваучеров;

– отбор с помощью профессиональных инвесторов компаний с высоким потенциалом роста и выстраивание вокруг них единой системы поддержки для масштабирования бизнеса;

– действия, направленные на формирование цепочек поставок между местными малыми инновационными компаниями и крупными корпорациями, причем как в России, так и за рубежом.

Инструменты поддержки инновационных компаний поздних стадий развития:

– механизм связанных грантов;

– политика по налаживанию экспортных каналов, государственные закупки;

– повышение связанности территории и формирование крупных транспортных потоков для увеличения доступных рынков.

Задача 4. Стимулирование развития инновационных технологий во всей цепочке производственного процесса и привлечение частных инвестиций.

В рамках указанной задачи должны быть реализованы нижеприведенный комплекс мер.

Предлагается сосредоточить внимание на следующих направлениях инновационной деятельности.

Новые транспортные технологии в северных условиях:

– разработка транспорта для местностей с тяжелыми условиями передвижения;

– разработка автоматизированного транспорта.

Применение IT и искусственного интеллекта:

– автоматизация деятельности месторождений;

– автоматизация деятельности сопутствующей инфраструктуры нефтегазового комплекса;

– внедрение технологий повышения качества жизни населения (таких как «умный дом», «умный город» и др.).

Экологические сервисы и климатическая политика:

– разработка программ по борьбе с «волнами жары»;

– разработка программ по борьбе с отдельными неблагоприятными природными явлениями и их последствиями;

– накопление компетенций по комплексной эколого-климатической экспертизе и мониторингу микроклимата городов;

– создание карбонового полигона для отслеживания антропогенной деятельности и снижения негативного воздействия человека на природу.

«Умные» городские технологии:

– повышение энергетической эффективности существующих зданий, организация энергоэффективного капитального ремонта;

– разработка и имплементация технологий нового энергоэффективного строительства.

Новые технологии в сельском и лесном хозяйстве:

– углубление переработки дикоросов;

– внедрение инноваций в сфере городского сельского хозяйства.

В целом Ханты-Мансийский автономный округ – Югра может стать полигоном для отработки новых медицинских, спортивных, сельскохозяйственных, геолого-разведывательных и иных технологий, связанных с суровыми северными условиями.

 

Сценарии развития

В Стратегии рассматриваются три основных сценария исходя из реализации глобальных рисков и адаптации к ним Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сценарий ускоренной диверсификации предполагает развитие новейших отраслей при масштабном привлечении федеральных и частных средств, максимальном развитии инновационной инфраструктуры и новых технологических компаний. Предполагается некоторое снижение цен на углеводороды после 2030 г. и сокращение добычи, но увеличение глубины переработки, внедрение передовых технологий и развитие нефтесервисов. Региону удастся ответить на «большие вызовы» реализацией основных мероприятий Инновационной Стратегии.

Сценарий инерционный предполагает рост доли высокотехнологичного сектора с учетом имеющихся трендов. Диверсификация будет во многом вызвана снижением цен на углеводороды после 2030 г. и сокращением добычи нефти, хотя сам высокотехнологичный сектор будет развиваться за счет уже намеченных к реализации проектов. При этом будет наблюдаться постепенное снижение объемов ВРП, возможен отток кадров и сокращение численности населения, в том числе из-за высокой смертности в период эпидемий.

Сценарий деиндустриализации предполагает сокращение сырьевого сектора при соответствующем сокращении части высокотехнологичного сектора, связанного с ним. Сценарий реализуется при падении добычи и стоимости нефти уже в 2020-е гг. Сценарий предполагает недостаточную адаптацию к «большим вызовам», массовый отток кадров и сокращение численности жителей. Запланированные инновационные проекты не будут реализованы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.03 с.)