Формирование стратегии предприятия: основные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование стратегии предприятия: основные подходы.



Формирование стратегии предприятия: основные подходы.

Компании и руководители решают задачу формирования стратегии по-разному.

Часто эта стратегия никогда не выражается в письменном виде, а существует только в голове предпринимателя и передается устно основным подчиненным. Однако в больших компаниях имеется тенденция разрабатывать планы в рамках годового цикла стратегического планирования. Обычно руководители используют один из четырех основных стилей формирования стратегии.

Подход главного стратега. При таком подходе руководитель, исполняющий функции главного стратега и главного предпринимателя, сильно влияет на оценку ситуации, выбор стратегических альтернатив и детали стратегии. Руководитель действует как командир и делает ставку на избранную стратегию.

Подход, связанный с делегированием полномочий другим. В этом случае руководитель делегирует полномочия на формирование стратегии другим людям, возможно, отделу стратегического планирования или целевой группе, составленной из доверенных подчиненных. Руководитель лично отходит в сторону от этой работы, получает информацию о том, как идут дела, из отчетов и устных бесед, дает ин­струкции, если таковые требуются, улыбается или хмурится, высказывая таким образом неформальные рекомендации, а затем ставит щтамп «Одобрено»

Подход, связанный с сотрудничеством. При подобном подходе, занимающем среднее положение между двумя предыдущими, руководитель привлекает своих основных подчиненных к выработке такой стратегии, которая поддерживалась бы всеми участниками, и поэтому каждый из них старался бы ее успешно реализовать. Главное преимущество такого стиля формирования стратегии состоит в том, что те, кто берет на себя ответственность за создание стратегии, берет на себя ответственность и за ее реализацию.

Соревновательный подход. Идея состоит в стимулировании подчиненных к разработке, защите и реализации сильных стратегий. Предложения поступают к руководству от людей, которых можно было бы отнести к категориям «деятелей» и «следопытов». Руководители выступают в роли судей, оценивающих поданные им стратегические предложения.

Этапы исследования рынка

В процессе маркетинговых исследований выделяются следующие этапы:

1. Формулирование проблемы и целей исследования.
2. Определение потребности в информации и организация ее сбора.
3. Анализ информации.
4. Подготовка аналитического отчета.

Формулирование проблемы исследования требует уточнения основных приоритетов организации в области маркетинга. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности: какие изменения произошли в рыночной конъюнктуре? в каком направле-нии должна развиваться организация? как осуществить переход в новое состояние?

Точная формулировка целей исследования требуется для составления задания на проведение анализа.

Оно включает:

- общую характеристику организации и ее деятельности на рынке (при проведении исследования силами сторонней маркетинговой фирмы);
- информацию о степени изученности рынка;
- описание специфики поставленной проблемы и ее взаимосвязей с целями организации;
- конкретные аспекты маркетинговой активности, которые должны быть изучены;
- требования, предъявляемые к точности и надежности исходных данных;

- сроки и затраты на проведение исследования.

Для разработки задания принципиально важным является учет ограничений, которые позволят избежать некорректных сравнений и повысить конкретную направленность аналитической работы:

а) для сопоставимости объектов анализа исследуемые товары конкурентов (продуктовые линии) должны относиться к одной и той же классификационной группе Общероссийского классификатора продукции;
б) для конкретизации задач анализа должна быть определена географическая граница анализируемого рынка с учетом специфики использования товара, разумной альтернативности его предложения, стоимости транспортировки до места использования, частоты покупок. Географические границы рынка расширяются с увеличением степени уникальности товара и его сложности. Вместе с тем они сужаются при слабой и дорогой коммуникации, небольшом сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара;
в) для учета возможной сезонности продаж временной интервал анализа должен включать полный цикл реализации продукции (измеряемый, например, финансовым годом).

Методическую основу анализа маркетинговой информации составляет формируемый банк методов и моделей, позволяющий наиболее полно вскрыть взаимосвязи изучаемых явлений и базирующийся:

- на общенаучных методах системного анализа и комплексного подхода;
- аналитико-прогностических методах линейного программирования, теории массового обслуживания, теории связи, теории вероятностей, сетевого планирования, экономико-математических и экспертных методах;
- методических приемах, заимствованных из социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна;
- моделях статистической обработки данных и соответствующих прикладных программ;
- маркетинговых методах исследования.

К наиболее часто используемым приемам последней группы относятся замеры емкости рынка, оценка рыночных долей организаций, измерение уровня интенсивности конкуренции, сегментация рынка.

Результаты и выводы маркетингового исследования оформляются в виде аналитического отчета, который включает следующую информацию:

- название группы (агентства, фирмы), проводящей исследование, и клиента, для которого выполнено исследование;
- суть проблемы и цели исследования, сформированные в задании на проведение анализа;
- основные результаты исследования представленные в виде аргументированных выводов и рекомендаций по решению проблемы;
- группы анализируемых физических и (или) юридических лиц, критерии их выделения, способы выборки и ее тип, надежность полученной информации;
- технология проведения наблюдений, экспериментов и опросов;
- период времени, в течении которого проводилось исследование;
— географические границы анализируемого рынка;
— расчеты и приложения.

В отчет могут быть включены также данные, необходимые для иллюстрации полученных выводов. Например, при анализе много продуктовых рынков выводы могут быть систематизированы по товарным сегментам. Для новых быстрорастущих рынков рассматриваются показатели динамики спроса и предложения. В условиях становления нового бизнеса целесообразно включение в отчет результатов анализа методов маркетинга, используемых на аналогичных товарных рынках за рубежом, и т. п. Помимо этого отчет должен содержать всю необходимую информацию для разработки комплекса маркетинга, направленного на решение поставленной проблемы.

Сегментация рынка

Сегментация рынка — деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.

Сегмент рынка — выделение групп потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками. Сегмент — рыночная группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями.

На массовом рынке, с огромным числом покупателей, производители не видят смысла в разработке товаров для удовлетворения нужд каждого конкретного потребителя. Для упрощения, с целью оптимизации производственной программы и упрощения коммуникации, маркетинга и сбыта, производитель выявляет группы покупателей, со схожими потребностями, взглядами, принципами, внутри группы. Группы потребителей же значительно отличаются своими требованиями к товару, принципами и взглядами, методами покупки и потребления.

На рынке эксклюзивного, дорогостоящего товара все иначе. Компании вынуждены относятся к каждому из покупателей как к отдельному рынку. Например, сегмент рынок производства межконтинентальных авиалайнеров, рынок тяжелых карьерных самосвалов предполагает работу с каждым из покупателей персонально. В этом случае, маркетологи говорят о предельной степени сегментирования рынка.

Сегментация рынка, сегментирование рынка — стратегия производителей и продавцов товаров, заключающаяся в разделении рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам.

Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Разбивка рынка на группы покупателей, с целью сегментирования, предполагет, что для каждого из сегментов могут потребоваться отдельные товары, а значит и комплексы маркетинга.

Основные объекты сегментации:

  • потребители;
  • товары и услуги;
  • предприятия (конкуренты)

Сегментировать потребителей, в зависимости от задачи, можно, руководствуясь различными принципами:

  • сегментирование по географическому принципу – сегментирование рынка на географические единицы: государства, регионы, округа, города и т.п.;
  • психографическое сегментирование – сегментирование рынка по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни, характеристик личности, по всему тому, что формируют и определяет наше внутреннее «я»;
  • поло-возростное сегментирование – сегментирование рынка на основе пола, возраста;
  • демографическое сегментирование рынка – сегментирование по уровню доходов, образования, религиозных убеждений и других и др.;
  • сегментирование по поведенческому принципу – сегментирование рынка в зависимости от характера потребления товара, реакции на этот товар, способов покупки, восприимчивости к рекламе, привычек;

Целевой (базисный) рынок – это самая подходящая и выгодная для предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент) на которую направлена его деятельность.

Показатели рыночного сегмента:

  • Емкость сегмента – количественные параметры (границы) сегмента, т.е. сколько товаров и какой стоимости могут быть на нем реализованы, скольким реальным и потенциальным потребителям какие ресурсы надо будет задействовать для работы в данном сегменте.
  • Внутренняя однотипность – внутрисегментная схожеть представителей и максимальная отличимость от представителей из других сегментов.
  • Доступность сегмента – показатель необходимых затрат времени и ресурсов для получения необходимой доли рынка для рентабельной работы в выбранном сегменте рынка.
  • Прибыльность сегмента – оценка показателей: нормы прибыли, доход на вложенный капитал, прирост общей массы прибыли предприятия при работе в выбранном сегменте рынка.
  • Перспективность сегмента – возможность реализации планов компании в данном сегменте в перспективе и долгосрочном аспекте.
  • Эффективность работы в сегменте – оценка возможностей компании, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и технологий, опыта их эффективного использования в данном сегменте рынка.
  • Информационная доступность сегмента – можно ли получить необходимую информацию по сегменту, имеются ли в сегменте закрытые зоны, представители сегмента должны быть доступны для рекламных каналов и каналов сбыта;
  • Эффективность спроса – сегмент должен быть достаточно большим по размеру, иметь достаточный уровень платежеспособности и желания покупать товар;

Содержание и структура раздела «Конкуренция и конкурентное преимущество»

Важнейшим направлением исследования деятельности конкурентов является бенчмаркинг, который можно определить как исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства, и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы.

Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше, и изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.

В основе бенчмаркинга лежит анализ превосходства - это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:

- определить лучшие результаты;

- проанализировать свою работу;

- выявить недостатки в функционировании;

- устранить слабые места;

- создать мотивацию к постоянному улучшению.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных SWOT - анализа. При этом рассматриваются преимущественно факторы, отражающие уровень конкурентоспособности товара. По результатам анализа отмечаются преимущества и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности, как предприятия, так и основных конкурентов; выявляется наиболее конкурентоспособный товар на данном рынке, который можно использовать в качестве товара-образца при оценке конкурентоспособности товара предприятия.

Оценка конкурентоспособности продукции и услуг осуществляется посредством расчета интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара на основе совокупности нормативно-производственных, потребительских и экономических параметров изделий при сравнении с товаром-образцом.

Оценка конкурентоспособности предприятия. С учетом особенностей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия осуществляется отбор факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия в целом, на основе которых строится обобщающая оценка уровня конкурентоспособности предприятия.

Конкурентное преимущество предприятия. Для каждой стратегической единицы бизнеса формируется деловая (конкурентная) стратегия: снижение себестоимости продукции, дифференциация Продукции, сегментирование рынка, внедрение новшеств, ориентация на потребность рынка. Наряду со стратегией обеспечения конкурентоспособности вырабатывается тактика и методы конкуренции.

После определения основных конкурентов приступают к анализу их и своих сильных и слабых сторон. Здесь, как правило, используются данные SWOT- анализа, полученные при подготовке раздела бизнес-плана «Описание предприятия и отрасли». Анализ преимуществ и слабых сторон рассматривается с позиции конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции. Данный анализ особенно необходим на рынке, который находится в стадии экономического спада и где имеется избыточная емкость, а конкуренция проявляется наиболее отчетливо. В такой ситуации выявление слабых сторон Предприятия относительно конкурентов позволяет частично устранить эти недостатки, а относительно сильные стороны (преимущества) еще более целенаправленно использовать, поддерживать и развивать.

Виды конкурентных преимуществ

Основными видами конкурентных преимуществ являются:

· ресурсные: наличие доступа к дешёвому и качественному сырью; отлаженная система эффективного использования ресурсов; поставщики;

· технологические: имеющееся современное оборудование, эффективно влияющие на производительность и качество товаров; патентованные технологии;

· интеллектуальные (управленческие): высококвалифицированные работники; наличие оптимальной системы менеджмента;

· рыночные: возможность доступа к рынкам; высокая доля рынка, каналов распределения; наличие рекламы, эффективной системы сбыта и послепродажного обслуживания;

· инновационные: обеспечиваются за счёт применения в производственной деятельности хозяйствующего субъекта результатов НИОКР и позволяют формировать разнообразие ассортимента выпускаемой продукции с усовершенствованными характеристиками;

· культурные: характеризуются близостью или различиями культуры страны; позволяют субъектам хозяйствования успешно функционировать в странах с близкой культурой.

Содержание и структура раздела «План маркетинга»

Как правило, документ плана маркетинга содержит следующие разделы1:

• резюме для руководителей;

• введение;

• основную часть:

— 8\\ЮТ-анализ;

— цели маркетинга;

— маркетинговые стратегии и решения в части товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения;

— бюджет;

— рабочий график;

— средства контроля за исполнением плана маркетинга;

— процедура внесения коррективов в план маркетинга;

• приложения.

Резюме дляруководителей — это первая часть плана маркетинга и, возможно, единственная, которую прочтет руководитель предприятия, если, конечно, не он сам готовил маркетинговый план. Основные положения плана (резюме) должны быть изложены на одной странице. Во-первых, это удобно для восприятия, во-вторых, необходи мость уместить все на одном листе заставит вас отбирать только самое важное, отбрасывая все несущественные детали. Поэтому в резюме в краткой и сжатой форме должны быть представлены основные моменты и выводы плана маркетинга. Естественно, резюме пишется в самый последний момент, когда план маркетинга уже готов, и помогает окончательно структурировать всю изложенную в нем информацию и отметить наиболее важные моменты.

Введение предназначено для тех, кто не знаком с общей ситуацией на предприятии и на рынке, не знает предпосылок создания плана маркетинга. Во введении следует описать причины подготовки плана

маркетинга, его цели и применение. Кроме того, в этот раздел следует включить:

• миссию вашего предприятия и описание его целей;

• информацию об основных факторах и событиях, определяющих ведение дел на вашем предприятии в течение предыдущего года;

и описание ассортимента ваших товаров и услуг и резюме продаж

за предыдущий период; и основные допущения, на которых основывается план маркетинга (например, по данным исследований объем потребления продукции предприятия в следующем году увеличится на 5%). Основная часть включает следующие разделы. В разделе «SWOT-анализ» необходимо привести краткие результаты SWOT-анализа — основные сильные и слабые стороны вашего предприятия, а также основные возможности и угрозы внешней среды. Также в этот раздел обязательно нужно включить выводы, сделанные на основе SWOT-анализа. Он должен включать:

и описание основных направлений развития вашего предприятия (сочетание рыночных возможностей и сильных сторон вашего предприятия);

и основные задачи (сочетание угроз и сильных сторон: что нужно предпринять, чтобы снизить угрозы внешней среды);

и основные проблемы вашего предприятия: сочетание возможностей и слабых сторон предприятия (что может помешать вам воспользоваться предоставляющимися возможностями);

и сочетание угроз и слабых сторон (самые большие опасности для предприятия).

Полные данные SWOT-анализа желательно приводить в приложении, чтобы не перегружать основную часть вспомогательными материалами.

В разделе Цели маркетинга необходимо обосновать выбор наиболее привлекательных для вашего предприятия сегментов рынка и привести их краткое описание. Также необходимо сказать здесь о том, в чем будет заключаться основное отличительное преимущество вашего предприятия (продукции) — основа его позиционирования. Цели должны быть конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable), ориентированными на результат (Result-oriented) и четко привязанными ко времени (Time-bounded) (так называемые SMART-цели).

В подразделе плана Товарная политика должна быть отражена следующая информация:

• результаты ревизии товара (тип товара (повседневного, особого, пассивного спроса, предварительного выбора), стадия жизненного цикла, описание товара по многоуровневой модели, текущие финансовые показатели, объемы и динамика продаж за предыдущий период в натуральном выражении);

• краткое изложение стратегии в отношении товара, включая:

• определение широты ассортимента;

• принятие решения о целесообразности использования марки;

• определение необходимого уровня качества товара.

В подразделе плана Ценовая политика необходимо уделить внимание следующим моментам:

• описать выбранную стратегию ценообразования (внедрение на рынок, «снятие сливок» или специализация на конкретном сегменте) и обосновать ее выбор;

• описать методику ценообразования, привести расчеты себестоимости вашего товара (услуги);

• привести окончательную цену и описать методы адаптации цены, которые планируется применять для данного товара (ранжирование цен, скидки, методы ценовой дискриминации и учета психологических аспектов цены).

В подразделе Сбытовая политика необходимо:

• провести оценку существующей сети распределения (по охвату и характеристикам торговых точек);

• перечислить цели сбыта;

• указать планируемую интенсивность распределения и длину канала распределения.

Критерии выбора посредника (в случае необходимости) лучше привести в приложении, чтобы не перегружать основную часть документа. В подразделе Политика продвижения следует:

• установить цели и задачи продвижения;

• привести основные характеристики целевой аудитории, на которую вы будете ориентировать свои обращения;

• рассчитать и обосновать бюджет продвижения;

• описать основные методы продвижения (которые вы собираетесь применить для продвижения вашего товара) и обозначить основные пункты программы продвижения.

В разделе Рабочий график необходимо составить детальный план, по которому будет проводиться и контролироваться работа.

В разделе Средства контроля за исполнением плана маркетинга наиболее эффективным, с нашей точки зрения, средством контроля будет являться еженедельный отчет о выполнении рабочего графика (либо о причинах срывов отдельных мероприятий). Еженедельная отчетность оптимальна с точки зрения гибкости (можно вовремя отреагировать на отставание от графика) и в то же время, не отнимает много времени. Данная система отчетности основывается на недельном плане отдела.

20. Товарная политика в плане маркетинга

Товарная политика является составной частью общей стратегии и тактики предприятия (фирмы) на рынке. Разработка и реализация товарной политики в части планирования товарной номенклатуры осуществляется в тесной взаимосвязи с планированием цен, каналов сбыта и продвижения с учетом особенностей жизненного цикла товара.

Основными задачами товарной политики являются:

  • • удовлетворение запросов потребителей;
  • • оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;
  • • оптимизация финансовых ресурсов фирмы;
  • • завоевание новых покупателей путем модернизации товара и удлинения его жизненного цикла;
  • • диверсификация сфер деятельности предприятия и включения в план его производства и реализации нетрадиционных для него товаров и услуг.

При принятии решения о продолжении выпуска товара либо о снятии его с производства и исключении из номенклатуры используются следующие методы экономического анализа:

• анализ рентабельности ассортиментной группы. Это наиболее простой и наименее трудоемкий метод. Он основан на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенклатуры и сравнении их между собой.

Рентабельность является оценочным показателем для определения эффективности производства товара и принятия решения о целесообразности его производства. Если рассчитывать этот показатель для группы товаров, то можно оценить эффективность изменений, происходящих в номенклатуре. Если рентабельность группы товаров увеличивается, то изменения ассортимента следует принять;

• ABC-анализ. Это метод структурного анализа основан на ранжировании объектов по выбранным показателям. В качестве объектов при анализе могут выступать: отдельные товары или продуктовые группы; отдельные заказы и клиенты; регионы и каналы сбыта. Анализ проводится с использованием показателей: объема сбыта, прибыли и покрытия затрат.

Покрытие затрат означает, что часть выручки производителя, которая остается после исключения прямых затрат на производство продукции, может быть использована для покрытия косвенных затрат и формирования прибыли фирмы. Техника проведения ABC-анализа предусматривает группировку про-ранжированных объектов с точки зрения их весомости для формирования выбранного показателя;

  • • матрица совместных покупок. Это метод анализа ассортимента основан на выявлении связи между анализируемыми продуктами. При этом анализируемые продукты могут попасть в одну из трех зон:
  • • “молодые” продукты, занимающие доминирующие позиции на рынке, имеющие высокую конкурентоспособность и не требующие больших маркетинговых усилий;
  • • “старые” неконкурентоспособные продукты, которые требуют наиболее радикальных решений, связанных с резким сокращением или ликвидацией данного бизнеса;
  • • “средние” продукты, которые требуют осторожного и селективного развития, модернизации и совершенствования.

Этот метод обладает рядом недостатков, является достаточно трудоемкими и дорогостоящим, ряд показателей трудно измерить, поскольку метод основывается главным образом на экспертных оценках прежде всего сотрудников данной организации.

В целом все эти методы являются достаточно привлекательными в силу того, что позволяют проводить сравнение различных альтернатив с помощью одних и тех же показателей на единой методической основе. Они дают возможность упростить очень сложные проблемы, исключив из рассмотрения массу не столь важных деталей. Такое упрощение позволяет лучше понять исследуемые проблемы, делает оценку стратегических альтернатив проще и понятнее.

21. Ценообразования и ценовая политика

Цена является наиболее важным элементом маркетингового комплекса, так как именно ею определяется уровень спроса, а значит – объем продаж и доля потребительского рынка. Формирование общего восприятия товара зависит от его цены. Цена определяет и позиционирование товара. Это неотъемлемая часть маркетинговых усилий компании. Переход на новую рыночную модель хозяйствования радикально изменяет не только условия экономической деятельности предприятия, но и систему его жизнеобеспечения и регулирования. На первый план выступают рыночные рычаги, и главное место среди них принадлежит цене. Ее роль, функции и экономическая зависимость существенно возрастают, что обусловлено новым пониманием роли рынка и товарно-денежных отношений. Рынок стал рассматриваться не только как сфера реализации, но в значительной степени и как один из существенных регуляторов хозяйственной деятельности. Радикальные изменения условий хозяйствования означают ограничение перераспределенных отношений. Расходы низкорентабельных производств не должны покрываться за счет высокорентабельных товаров услуг в других отраслевых группах. Следовательно, особое значение приобретает проблема эффективности и выживаемости каждого отдельного предприятия, объединения в новых условиях подлинно рыночных отношений.

Политика ценообразования требует реализации двух по существу противоположных подходов:

1) предоставление производителю большей свободы, включая и вопросы ценообразования, что способствует преодолению дефицита и стабилизации экономики;

2) ограничение тенденции бурного роста цен, что чревато обострением социальных и политических конфликтов, скачком инфляции, ведет к обнищанию значительных слоев общества.

Прежде всего необходимо разграничить уровни формирования цен. Во-первых, основу системы цен составляет макроэкономический подход. Он проявляется более или менее отчетливо в зависимости от степени и методов воздействия государства на экономику. Его цель – поддержание сбалансированного уровня цен, обеспечение их определенной устойчивости, контроль над динамикой цен в обществе в целом. Методы воздействия, косвенные по своей природе, – регулирование цен осуществляется через политику доходов, банковский процент, государственные заказы и субсидии. Прямое регулирование цен или их предельной величины осуществляется лишь по ограниченному кругу товаров и услуг или в случае крайней необходимости.

Микроэкономический подход дает представление о движении индивидуальных цен, т.е. цен на отдельные товары и услуги разных товаропроизводителей. На этом уровне в полной мере проявляется действие сложной системы рыночных связей, рыночного механизма.

Для отечественного потребительского рынка отмечается отсутствие серьезной конкуренции. Мировая практика ценообразования в такой ситуации знает два варианта формирования цены. При регулируемой монополии, по мнению магистра экономики Филиппа Котлера (США), фирма с разрешения государства устанавливает такие расценки, которые дают ей возможность получить "справедливую форму прибыли", поддерживающую производство. В условиях нерегулируемой монополии производитель устанавливает цену, ориентируясь только на рынок сбыта.

Следовательно, производитель не волен установить любую цену. Ценообразование корректируется многими факторами:

1) формирующимися под воздействием общего состояния экономики (состояние финансовой системы, занятость, реальные доходы, динамика инвестиционных отраслей) и предполагающими госрегулирование;

2) лежащими на стороне рынка (спрос, предложение, сбалансированность, инфляция) и прямо или косвенно воздействующими на политику цен любой фирмы.

Анализ проблем ценообразования вызывает необходимость уточнить основные функции цены. Учетная функция предполагает не просто учет затрат в целях последующего возмещения, а их минимизацию под давлением рынка как условие получения и увеличения прибыли. Функция стимулирования производства и потребления предполагает установление такой границы цены, которая устраивала бы как производителя, так и потребителя. Рыночная цена равновесия предусматривает согласование интересов двух противостоящих друг другу агентов рыночных отношений – производителя и потребителя.

Таким образом, в условиях рыночной экономики усиливается внимание к цене и со стороны производителя, и со стороны потребителя, заставляя формировать стратегию ценообразования с учетом интересов обеих сторон, искать и находить взаимоприемлемое решение. При этом рынок выступает как процесс, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и необходимое количество товаров и услуг.

К основным задачам ценообразования относят следующие.

• Обеспечение выживаемости производителя. В случае наличия у компании избыточных мощностей, обострения на рынке конкурентной борьбы, изменения спроса и предложения для дальнейшего производства и ликвидации скопившихся товаров производитель вынужден идти на снижение цен. В такой ситуации вопрос о прибыли перестает быть главным. Пока прибыльно покрываются хотя бы переменные и частично постоянные издержки, производство не останавливается. Но, естественно, проблема выживания компании должна рассматриваться только как краткосрочная цель.

• Максимизация текущей прибыли. Многие производители стремятся к установлению на свой продукт цены, обеспечивающей максимальную прибыль. Чтобы реализовать такую цель, требуется определение предварительного спроса и выявленных предварительных издержек по каждой цене (ценовой альтернативе). Далее из выявленных альтернатив выбирают ту, которая способна быстро обеспечить максимизацию прибыли. Расчет строится на заранее известных спросе и издержках производства, хотя реально они могут оказаться иными. Все строится на краткосрочных ожиданиях прибыли без учета долгосрочных перспектив, противодействующей политики конкурентов, регулирующей деятельности государства. Постановка такой цели характерна в неустойчивых условиях переходной экономики современной России для многих компаний.

• Расширение доли рынка. Компании нацелены на расширение доли рынка, рассчитывают на то, что, увеличив сбыт, они снизят издержки на единицу товара, что увеличит прибыль. Такие компании, зная чувствительность на рынке к цене, максимально возможно опускают цены на свою продукцию, т.е. начинают придерживаться "ценовой политики наступления на рынок". Если снижение цены повышает долю участия компании на рынке, что стимулирует за счет роста выпуска товара уменьшение издержек на производство единицы продукта, компания будет способна поддерживать политику снижения цен. Считается, что эта политика эффективна:

1) при высокой чувствительности рынка к уровню цен;

2) наличии потенциала снижения издержек производства и реализации продукции благодаря расширению производства;

3) отсутствии у конкурентов возможности прибегнуть к подобной политике.

• Завоевание лидерства по показателям качества товара. Компания с репутацией лидера по качеству установит настолько высокую цену на свою продукцию, насколько позволит рынок, так как ей необходимо обеспечить покрытие расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводившиеся ею с целью повышения качества товара.

Ценовая политика компании всегда тесно связана с ее общей политикой. Ценовое подразделение организации (отдел цен) постоянно контактирует с такими службами компании, как маркетинговая и сбытовая, и даже может включаться в структуру этих служб.

Производственный контроль — это контроль за соблюдением установленных санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, который осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с задачами осуществляемой ими деятельности.

Производственный контроль на предприятиях вводят для сокращения и исключения рисков оказания вредного воздействия (опасные вещества, излучения, вибрации) на природную среду, здоровье человека.

​​

Регулярность выполнения проверочных мероприятий зависит от класса опасности и иных параметров контроля,

в частности:

· Объекты 1 класса опасности обследуют 1 раз в 10 дней

· Участки 2 класса опасности исследуются примерно 1 раз в месяц

· Территории 3 класса опасности изучают 1 раз в квартал

· Уровень шума фиксируют ежегодно

· Показатели микроклимата анализируют каждое полугодие

· Потенциально опасные электромагнитные поля диагностируют 1 раз в 4 месяца

Объектами производственного контроля являются:

· производственные и общественные помещения, здания, сооружения;

· санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;

· транспорт;

· технологическое оборудование и технологические процессы;

· рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг (в том числе на выделенных участках работ на территории заказчика);

· сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

 

Кооперирование производства

Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.

Уровень кооперации производства характеризуют:

  • коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции;
  • количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
  • число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий;

Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью.

Виды кооперирования производства:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.103 с.)