Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на коммуникативные навыки
В упражнениях этой группы отрабатываются навыки коммуникации — умение слушать, убеждать, выступать перед аудиторией и т. д. Эти упражнения и сами по себе принесут пользу участникам, желающим потренировать свое умение общаться, тем, кто теряется в общении и хотел бы приобрести «хорошо подвешенный язык». Но максимальная польза будет, если сопроводить их материалом о различных коммуникативных приемах и методах, которые могут быть полезны в конкретной рабочей или жизненной ситуации участников тренинга. Упражнения, построенные на историях и сказках, хорошо стимулируют творческую активность участников в ситуации переговоров, умение придумать что-то новое, что поможет усилить их позицию, умение преподнести аргументы партнеру по общению. Поэтому хорошо сопровождать эти упражнения ролевыми играми, построенными уже на реальном материале конкретной компании. Например, попросить участников придумать аргументы в пользу приобретения товара у их компании, сыграть уже не героев волшебной сказки, а клиента и поставщика и т. д.
Умение слушать Цели и возможности применения. Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу. Время. 15 минут. Размер группы. 6-20 человек. Процедура: 1. Участники делятся на пары. • 2. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тренером тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т. д.). 3. (Об этом задании не говорится заранее.) Тренер объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят. 4. Проводится обсуждение: всё ли рассказали или были потери информации? Варианты. Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если, использовать эти техники. Расскажите историю Цели и возможности применения. Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразования.
Время. 10-15 минут. Размер группы. 6-20 человек. Процедура: 1. Тренер или группа пишут на доске: ♦ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине. ♦ Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме. ♦ Любой вид спорта. ♦ Любую еду. ♦ Имя любой знаменитости. ♦ Любое преступление. ♦ Любую профессию. 2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды яобнаружил совершенно необычную вещь...» Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению ивключать в рассказ действующих лиц ипредметы, написанные на доске. Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться. После этого упражнения можно обсудить, насколько эффективно происходит передача инициативы вданной команде.
Такси Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу. Время. 10 минут. Размер группы. 6-20 человек. Процедура: Участники разбиваются на пары и получают следующую инструкцию: «Вы выходите поздно вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите, как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу, чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить, кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам такси нужнее». Вопросы для обсуждения 1. Кто победил в вашей паре? 2. Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему? 3. Можно ли обобщить этот опыт? Какие методы убеждения были использованы? Знаменитости Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.
Время. 5-10 минут. Размер группы. Любой. Процедура: Участники распределяются по парам. Каждому на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д.). После этого группа получает следующую инструкцию: «У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например "Это женщина?", "Это политик?" и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить "да" и "нет"». Обсуждение. Не требуется. Варианты 1. Втренинге невербальной коммуникации или артистизма можно попросить группу угадывать без слов, партнер может только показывать жестами что-то, что связано с угадываемой фигурой. 2. В начале тренинга на этапе знакомства можно поставить условие — участники могут задать одному партнеру не больше трех вопросов (в этом случае группа не разбивается на пары). Дальше они должны найти следующего партнера. Те, кто уже угадал «свое имя», помогают остальным. 3. Вместо знаменитостей можно использовать типажи, связанные с темой тренинга. Например, командные роли или «агрессивный продавец», «нерешительный клиент» и т. д.
Выйди из скорлупы Цели и возможности применения. Упражнение помогает? участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает вгруппе позитивную и веселую атмосферу. Время. 5-10 минут. Размер группы. 10-20 человек. Процедура: 1. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг. 2. После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из, круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т. д. 3. После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы. Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы. Передать одним словом Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. Оно особенно полезно в тренинге телефонного общения, также может применяться в любых коммуникативных тренингах. Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций (см. приложение). Размер группы. 5-20 человек. Время. 5-10 минут. Процедура: 1. Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам. 2. Далее тренер просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника. 3. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник. Вопросы для обсуждения
1. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? 2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении ваш собеседник? 3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады? 4. Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение? Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уронили мишку на пол».
Приложение. Список эмоций ♦ Радость. ♦ Удивление. ♦ Сожаление. ♦ Разочарование. ♦ Подозрительность. ♦ Грусть. ♦ Веселье. ♦ Холодное равнодушие. ♦ Спокойствие. ♦ Заинтересованность. ♦ Уверенность. ♦ Желание помочь. ♦ Усталость. ♦ Волнение. ♦ Энтузиазм.
Интонации Цели и возможности применения. Упражнение помогает отработать умение пользоваться различными интонациями. Необходимые материалы. Список эмоций (см. упражнение «Передать одним словом») на каждого участника. Размер группы. 5-20 человек. Время. 5-10 минут. Процедура: Каждый участник, получив список эмоций, должен произнести эмоционально нейтральное слово (здравствуйте, добрый день, до свидания, хорошая погода, спагетти и т. д.) с каждой из интонаций. После этого упражнение повторяет следующий участник и т. д. Обсуждение. Можно обсудить, насколько трудно было произносить слова с различными интонациями, что получалось, а что нет. Дополнение. Упражнение хорошо использовать после предыдущего («Передать одним словом») — после того, как участники осознали значимость интонаций, они отрабатывают навык их использования.
Одноминутная речь \ Цели и возможности применения. Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы. Необходимые материалы. Список вопросов для обсуждения, секундомер. Подготовка. Тренер заранее готовит список вопросов для выступлений на определенную тему. (Пример списка вопросов см. в приложении.) Время. В зависимости от размера группы 10-25 минут. Размер группы. 6-15 человек. Процедура: 1. Тренер объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем. 2. Тренер зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.
3. Тренер называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все. 4. После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам. Обсуждение 1. Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»? 2. Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками? 3. Было ли легко или тяжело говорить спонтанно? 4. Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»? Приложение. Возможный список вопросов для выступления ♦ Как вы заработали первые деньги? ♦ Самый необычный подарок, который вы дарили или получали? ♦ Самая смешная история, которая с вами происходила? ♦ Лучший отпуск, который вы провели? ♦ Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают? ♦ Что лучше — дипломатичность или прямолинейность? ♦ Манипуляции — это хорошо или плохо? ♦ С каких фраз начать знакомство в метро? ♦ Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?
Семь богатырей Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы впользу своей позиции, презентационные навыки. Время. 20-25 минут. Размер группы. 10-15 человек Процедура: 1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны. 2. Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж иостаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея иостаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки. 3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к «царевне» со своими аргументами. 4. После выступлений «царевна» говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого. Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор презентационных навыков. Леопольд Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять. Время. 20-30 минут. Размер группы. 7-15 человек. Процедура: 1. Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». 2. Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных — прочими кошачьими именами, например Василием, Муркой и т. д. При этом Леопольдом или Леопольдиной может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
3. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему всевозможные пакости. 4. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд (или Леопольдина) и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты — опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота — убедить мышь, что именно он — безобидный Леопольд. Задача мыши — определить настоящего Леопольда. 5. «Котам» дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила. Вопросы для обсуждения 1. Что делает наши презентации заслуживающими доверие? 2. Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому? ' 3. Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
Коллекция аргументов Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы впользу своей позиции, приходит понимание того, что у любого предложения много плюсов. Время. 20-30 минут. Размер группы. 7-15 человек. Процедура: 1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека. 2. Тренер дает командам следующие задания. Первая команда должна придумать максимум оправданий, которые можно использовать при опоздании на работу. Вторая группа придумывает максимум оправданий, которые может выдать сотруднику ГАИ водитель, превысивший скорость. Третья группа — оправдания для любовника, которого застал муж. При этом группы не должны критиковать то, что говорится, а просто накидывают приходящие идеи. 3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы презентует всей группе то, что было придумано. Вопросы для обсуждения. 1. Какие из представленных версий были бы жизнеспособны в реальной жизни? 2. Почему за несколько минут мы смогли придумать столько идей? 3. Почему в реальной жизни мы чаще теряемся и не знаем, что сказать? Вариант. После этого мозгового штурма можно попросить участников придумать аргументы, которые они могли бы использовать в своей ситуации, — например, типичные ответы на возражения.
Витязь на распутье Цели и возможности применения. В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать. Время. 20-30 минут. Размер группы. 10-15 человек. Процедура: 1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца. 2. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете. 3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении. Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы. Билет на Гавайи Цели и возможности применения. В упражнении отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции. Также упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему». 2. Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рассказывают всем о своем решении. Обсуждение. Можно обсудить, какие приемы и методы убеждения использованы.
Пять минут славы Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие творчества в общении, умение находить новые идеи и аргументы в свою пользу, умение вести дискуссию. Время. 15-20 минут. Размер группы. 8-20 человек. Процедура: 1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция: «Ваша группа — команда авторов. Вы получите возможность составить сообщение, которое прочитает каждый человек на планете. Донесение информации гарантируется ООН и рядом крупных информационных агентств. Кто-то получит ее в виде брошюры, кто-то прочитает как статью в газете, кто-то увидит как программу по телевидению или выступление оратора в его городе. Ваша задача — решить, какая информация достаточно важна для того, чтобы презентовать ее всем людям». 2. Группам дается 10 минут на обсуждение, после чего каждая группа презентует всем свой вариант. Вариант. Можно после того, как все группы выступят, попросить каждую группу подготовить выступление на тему того, почему их вариант лучше, чем остальные. Завтрак с героем Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность потренировать умение убеждать, также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу. Необходимые материалы. Бумага, карандаши. Время. 15-20 минут. Размер группы. 8-20 человек. Процедура: 1. Ведущий просит группу представить себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел впечатление на участника в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. 2. После того как каждый участник записал свой вариант, вся группа делится на пары, которым нужно решить, с кем из двоих героев участники будут встречаться. Парам дается 5 минут на дискуссию. 3. После того как каждая пара выбрала героя, пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. 4. Далее четверки объединяются между собой и так далее, пока не останется только один герой всей команды. Обсуждение. Если это актуально, можно провести дискуссию о ценностях команды, о том, почему были выбраны определенные люди, что важно для нас, кто является нашими ролевыми моделями, людьми, которые нам интересны. Также возможно оставить акцент на коммуникативных приемах, обсудив, какие методы убеждения были использованы участниками для того, чтобы продвигать свою точку зрения.
Кот в мешке Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие навыков коммуникации, умение быстро реагировать на ситуацию, быстро находить аргументы в свою пользу, понимание того, какие потребности стоят за принятием решения о покупке. Необходимые материалы. Непрозрачный пакет, в котором находятся любые небольшие предметы по количеству членов группы. (Например: мягкая игрушка, небольшая книга, спичечный коробок, блок бумаги для записей, дискета, шоколадный батончик и т. д.). Время. 5-10 минут. Размер группы. 8-15 человек. Процедура: 1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет. Каждый участник должен не глядя вынуть из пакета любой предмет и «продать» его другим участникам, произнеся двух- или трехминутную речь в пользу многочисленных достоинств этого предмета. 2. После того как каждый участник выскажется, можно попросить участников подвести итоги. Для этого каждый пишет на бумаге для записей название предмета, который он готов приобрести, и сдает свой листочек тренеру, который и подводит итоги. Обсуждение. Можно провести дискуссию на тему того, почему тот или иной предмет был приобретен, как и почему мы принимаем решение о покупке. Договориться Цели и возможности применения. Упражнение тренирует переговорные навыки, умение предлагать и обсуждать варианты проработки проблемной ситуации. Также упражнение демонстрирует плюсы стратегии «выиграть-выиграть», так как обычно участники теряют много времени из-за того, что стремятся превзойти остальных. Необходимые материалы. 4 паззла (плотные листы бумаги с рисунком, разрезанные на неровные кусочки, которые нужно собрать). В принципе, вместо паззлов подойдут любые головоломки, игрушки и т. д., состоящие из небольших деталей, которые можно собирать, например детали детского конструктора. Время. 20-30 минут. Размер группы. 10-20 человек. Процедура: 1. Все паззлы делятся на части и перемешиваются. Участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Каждая мини-группа получает часть всех паззлов. 2. Тренер дает следующую инструкцию: «Каждой команде нужно собрать один любой паззл. Каким образом вы получите от другой группы нужные вам элементы — дело ваше. Вы можете торговаться, договариваться, выменивать одни элементы на другие, предлагать деньги, какие-то дополнительные услуги, вещи, что-то обещать — главное, получить необходимые вам элементы паззла и составить из них единое целое». 3. После этого группам дается время на то, чтобы они продумали свою стратегию, посмотрели, каких деталей у них больше всего и решили, какой паззл они будут собирать и как получат от других необходимые для этого элементы. 4. Далее группы взаимодействуют между собой и собирают паззлы либо до тех пор, пока они не будут собраны, либо в течение ограниченного тренером отрезка времени (обычно 10 или 15 минут)., Обсуждение. После того как задание выполнено, тренер может акцентировать внимание участников на том, что в задании не было сказано о том, что нужно сделать паззл быстрее и лучше всех остальных. В комнате было достаточно элементов для того, чтобы каждая команда смогла собрать свой собственный паззл, и наилучшей стратегией было бы объединить усилия и совместно разделить элементы по группам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.101 с.) |