Упражнения на коммуникативные навыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на коммуникативные навыки



В упражнениях этой группы отрабатываются на­выки коммуникации — умение слушать, убеждать, выступать перед аудиторией и т. д. Эти упражне­ния и сами по себе принесут пользу участникам, желающим потренировать свое умение общаться, тем, кто теряется в общении и хотел бы приобрес­ти «хорошо подвешенный язык». Но максималь­ная польза будет, если сопроводить их материа­лом о различных коммуникативных приемах и ме­тодах, которые могут быть полезны в конкретной рабочей или жизненной ситуации участников тре­нинга. Упражнения, построенные на историях и сказках, хорошо стимулируют творческую актив­ность участников в ситуации переговоров, умение придумать что-то новое, что поможет усилить их позицию, умение преподнести аргументы партне­ру по общению. Поэтому хорошо сопровождать эти упражнения ролевыми играми, построенными уже на реальном материале конкретной компании. На­пример, попросить участников придумать аргумен­ты в пользу приобретения товара у их компании, сыграть уже не героев волшебной сказки, а кли­ента и поставщика и т. д.

 

Умение слушать

Цели и возможности применения. Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу.

Время. 15 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Участники делятся на пары. •

2. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тренером тему (откуда ро­дом, про свою семью, о своем хобби, о последнем про­смотренном фильме, о последней прочитанной книге и т. д.).

3. (Об этом задании не говорится заранее.) Тренер объ­единяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.

4. Проводится обсуждение: всё ли рассказали или были потери информации?

Варианты. Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если, использовать эти техники.

Расскажите историю

Цели и возможности применения. Упражнение показыва­ет, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразования.

Время. 10-15 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Тренер или группа пишут на доске:

♦ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.

♦ Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме.

♦ Любой вид спорта.

♦ Любую еду.

♦ Имя любой знаменитости.

♦ Любое преступление.

♦ Любую профессию.

2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет приду­мать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды яобнаружил совершенно не­обычную вещь...» Следующий в группе продолжает исто­рию. Каждый должен говорить по одному предложению ивключать в рассказ действующих лиц ипредметы, написанные на доске.

Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь пере­давать инициативу и давать каждому высказаться. После этого уп­ражнения можно обсудить, насколько эффективно происходит пере­дача инициативы вданной команде.

 

Такси

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.

Время. 10 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

Участники разбиваются на пары и получают следующую ин­струкцию: «Вы выходите поздно вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите, как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу, чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить, кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам такси нужнее».

Вопросы для обсуждения

1. Кто победил в вашей паре?

2. Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему?

3. Можно ли обобщить этот опыт? Какие методы убеждения были ис­пользованы?

Знаменитости

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, не­вербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

Участники распределяются по парам. Каждому на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (пев­ца, политика и т. д.). После этого группа получает следую­щую инструкцию: «У вас на спине прикреплен листок бума­ги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не чи­тая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сде­лать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например "Это женщина?", "Это политик?" и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить "да" и "нет"».

Обсуждение. Не требуется.

Варианты

1. Втренинге невербальной коммуникации или артистизма можно попросить группу угадывать без слов, партнер может только пока­зывать жестами что-то, что связано с угадываемой фигурой.

2. В начале тренинга на этапе знакомства можно поставить усло­вие — участники могут задать одному партнеру не больше трех воп­росов (в этом случае группа не разбивается на пары). Дальше они должны найти следующего партнера. Те, кто уже угадал «свое имя», помогают остальным.

3. Вместо знаменитостей можно использовать типажи, связанные с темой тренинга. Например, командные роли или «агрессивный продавец», «нерешительный клиент» и т. д.

 

Выйди из скорлупы

Цели и возможности применения. Упражнение помогает? участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает вгруппе позитивную и веселую атмосферу.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 м. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.

2. После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из, круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания

и т. д.

3. После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были исполь­зованы.

Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего про­смотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убежда­ла стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.

Передать одним словом

Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуника­ции. Оно особенно полезно в тренинге телефонного обще­ния, также может применяться в любых коммуникативных тренингах.

Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций (см. приложение).

Размер группы. 5-20 человек.

Время. 5-10 минут.

Процедура:

1. Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим уча­стникам.

2. Далее тренер просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.

3. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобра­зить участник.

Вопросы для обсуждения

1. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении ваш со­беседник?

3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации пер­вых слов понимали, что вам здесь не рады?

4. Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?

Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уро­нили мишку на пол».

 

Приложение. Список эмоций

♦ Радость.

♦ Удивление.

♦ Сожаление.

♦ Разочарование.

♦ Подозрительность.

♦ Грусть.

Веселье.

♦ Холодное равнодушие.

♦ Спокойствие.

♦ Заинтересованность.

♦ Уверенность.

♦ Желание помочь.

♦ Усталость.

♦ Волнение.

♦ Энтузиазм.

 

Интонации

Цели и возможности применения. Упражнение помогает отработать умение пользоваться различными интонациями.

Необходимые материалы. Список эмоций (см. упражне­ние «Передать одним словом») на каждого участника.

Размер группы. 5-20 человек. Время. 5-10 минут.

Процедура:

Каждый участник, получив список эмоций, должен произ­нести эмоционально нейтральное слово (здравствуйте, доб­рый день, до свидания, хорошая погода, спагетти и т. д.) с каждой из интонаций. После этого упражнение повторяет следующий участник и т. д.

Обсуждение. Можно обсудить, насколько трудно было произносить слова с различными интонациями, что получалось, а что нет.

Дополнение. Упражнение хорошо использовать после предыдущего («Передать одним словом») — после того, как участники осознали зна­чимость интонаций, они отрабатывают навык их использования.

 

Одноминутная речь \

Цели и возможности применения. Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастер­ства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.

Необходимые материалы. Список вопросов для обсужде­ния, секундомер.

Подготовка. Тренер заранее готовит список вопросов для выступлений на определенную тему. (Пример списка воп­росов см. в приложении.)

Время. В зависимости от размера группы 10-25 минут.

Размер группы. 6-15 человек.

Процедура:

1. Тренер объясняет, что каждому из участников нужно бу­дет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем.

2. Тренер зачитывает или показывает на проекторе пер­вый вопрос и выбирает первого оратора, который гово­рит в течение минуты.

3. Тренер называет следующий вопрос и вызывает следую­щего участника, так продолжается, пока не выступят все.

4. После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам.

Обсуждение

1. Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?

2. Какие удачные ораторские приемы были использованы участни­ками?

3. Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?

4. Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?

Приложение. Возможный список вопросов для выступления

Как вы заработали первые деньги?

♦ Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?

♦ Самая смешная история, которая с вами происходила?

♦ Лучший отпуск, который вы провели?

♦ Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?

♦ Что лучше — дипломатичность или прямолинейность?

♦ Манипуляции — это хорошо или плохо?

♦ С каких фраз начать знакомство в метро?

♦ Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?

 

Семь богатырей

Цели и возможности применения. В упражнении отраба­тываются навыки убеждения, умение найти аргументы впользу своей позиции, презентационные навыки.

Время. 20-25 минут.

Размер группы. 10-15 человек

Процедура:

1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.

2. Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А. С. Пуш­кина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж иостать­ся с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея иостаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подгото­вить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все пре­имущества такого конца сказки.

3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к «ца­ревне» со своими аргументами.

4. После выступлений «царевна» говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы уви­дела она в выступлениях каждого.

Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор презентационных навыков.

Леопольд

Цели и возможности применения. В упражнении отраба­тываются навыки убеждения, умение найти подход к каж­дому, вопросы, связанные с доверием партнеру по пере­говорам и созданию образа человека, которому можно доверять.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 7-15 человек.

Процедура:

1. Из группы выбирается одна «мышь», все остальные ста­новятся «котами».

2. Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, од­ного из них зовут Леопольдом, а всех остальных — про­чими кошачьими именами, например Василием, Муркой и т. д. При этом Леопольдом или Леопольдиной может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

3. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Лео­польда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему всевозможные пакости.

4. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только од­ного зовут Леопольд (или Леопольдина) и именно он хо­чет подружиться с мышами. Все остальные коты — опас­ные хищники, которые только притворяются дружелюб­ными. Задача каждого кота — убедить мышь, что именно он — безобидный Леопольд. Задача мыши — определить настоящего Леопольда.

5. «Котам» дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из ко­тов она поверила.

Вопросы для обсуждения

1. Что делает наши презентации заслуживающими доверие?

2. Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому? '

3. Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

 

Коллекция аргументов

Цели и возможности применения. В упражнении отраба­тываются навыки убеждения, умение найти аргументы впользу своей позиции, приходит понимание того, что у лю­бого предложения много плюсов.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 7-15 человек.

Процедура:

1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека.

2. Тренер дает командам следующие задания. Первая ко­манда должна придумать максимум оправданий, кото­рые можно использовать при опоздании на работу. Вто­рая группа придумывает максимум оправданий, которые может выдать сотруднику ГАИ водитель, превысивший скорость. Третья группа — оправдания для любовника, которого застал муж. При этом группы не должны кри­тиковать то, что говорится, а просто накидывают прихо­дящие идеи.

3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы презентует всей группе то, что было придумано.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие из представленных версий были бы жизнеспособны в ре­альной жизни?

2. Почему за несколько минут мы смогли придумать столько идей?

3. Почему в реальной жизни мы чаще теряемся и не знаем, что сказать?

Вариант. После этого мозгового штурма можно попросить участников придумать аргументы, которые они могли бы использовать в своей ситуации, — например, типичные ответы на возражения.

 

Витязь на распутье

Цели и возможности применения. В упражнении отраба­тываются презентационные навыки, умение убеждать.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 10-15 человек.

Процедура:

1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Му­ромца.

2. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказ­ки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеря­ешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пой­дешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следу­ет пойти именно в ее направлении. Первая команда бу­дет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — на­право, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову поте­ряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от люб­ви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает об­ратную связь о том, что ему понравилось, а что не по­нравилось в каждом выступлении.

Вариант. Можно снять выступления на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

Билет на Гавайи

Цели и возможности применения. В упражнении отраба­тывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции. Также упражнение хорошо оживляет участ­ников и настраивает их на активную работу.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кото­рым дается следующая инструкция. «Вашей команде ка­ким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, по­лететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».

2. Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рас­сказывают всем о своем решении.

Обсуждение. Можно обсудить, какие приемы и методы убеждения ис­пользованы.

 

Пять минут славы

Цели и возможности применения. Упражнение направлено на развитие творчества в общении, умение находить новые идеи и аргументы в свою пользу, умение вести дискуссию.

Время. 15-20 минут.

Размер группы. 8-20 человек.

Процедура:

1. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, которым дается следующая инструкция: «Ваша группа — ко­манда авторов. Вы получите возможность составить со­общение, которое прочитает каждый человек на плане­те. Донесение информации гарантируется ООН и рядом крупных информационных агентств. Кто-то получит ее в виде брошюры, кто-то прочитает как статью в газете, кто-то увидит как программу по телевидению или выс­тупление оратора в его городе. Ваша задача — решить, какая информация достаточно важна для того, чтобы презентовать ее всем людям».

2. Группам дается 10 минут на обсуждение, после чего каж­дая группа презентует всем свой вариант.

Вариант. Можно после того, как все группы выступят, попросить каж­дую группу подготовить выступление на тему того, почему их вариант лучше, чем остальные.

Завтрак с героем

Цели и возможности применения. Упражнение дает воз­можность потренировать умение убеждать, также может ис­пользоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши.

Время. 15-20 минут.

Размер группы. 8-20 человек.

Процедура:

1. Ведущий просит группу представить себе следующую ситу­ацию: у каждого из присутствующих есть возможность по­завтракать с любым человеком. Это может быть знамени­тость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел впечатление на участника в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

2. После того как каждый участник записал свой вариант, вся группа делится на пары, которым нужно решить, с кем из двоих героев участники будут встречаться. Парам дается 5 минут на дискуссию.

3. После того как каждая пара выбрала героя, пары объеди­няются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя.

4. Далее четверки объединяются между собой и так далее, пока не останется только один герой всей команды.

Обсуждение. Если это актуально, можно провести дискуссию о цен­ностях команды, о том, почему были выбраны определенные люди, что важно для нас, кто является нашими ролевыми моделями, людьми, которые нам интересны. Также возможно оставить акцент на комму­никативных приемах, обсудив, какие методы убеждения были исполь­зованы участниками для того, чтобы продвигать свою точку зрения.

 

Кот в мешке

Цели и возможности применения. Упражнение направле­но на развитие навыков коммуникации, умение быстро ре­агировать на ситуацию, быстро находить аргументы в свою пользу, понимание того, какие потребности стоят за приня­тием решения о покупке.

Необходимые материалы. Непрозрачный пакет, в котором находятся любые небольшие предметы по количеству чле­нов группы. (Например: мягкая игрушка, небольшая книга, спичечный коробок, блок бумаги для записей, дискета, шо­коладный батончик и т. д.).

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 8-15 человек.

Процедура:

1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет. Каждый участник должен не глядя вынуть из пакета любой предмет и «продать» его другим участни­кам, произнеся двух- или трехминутную речь в пользу многочисленных достоинств этого предмета.

2. После того как каждый участник выскажется, можно по­просить участников подвести итоги. Для этого каждый пишет на бумаге для записей название предмета, кото­рый он готов приобрести, и сдает свой листочек тренеру, который и подводит итоги.

Обсуждение. Можно провести дискуссию на тему того, почему тот или иной предмет был приобретен, как и почему мы принимаем решение о покупке.

Договориться

Цели и возможности применения. Упражнение тренирует переговорные навыки, умение предлагать и обсуждать ва­рианты проработки проблемной ситуации. Также упражне­ние демонстрирует плюсы стратегии «выиграть-выиграть», так как обычно участники теряют много времени из-за того, что стремятся превзойти остальных.

Необходимые материалы. 4 паззла (плотные листы бума­ги с рисунком, разрезанные на неровные кусочки, которые нужно собрать). В принципе, вместо паззлов подойдут лю­бые головоломки, игрушки и т. д., состоящие из небольших деталей, которые можно собирать, например детали дет­ского конструктора.

Время. 20-30 минут.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1. Все паззлы делятся на части и перемешиваются. Участ­ники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Каждая мини-группа получает часть всех паззлов.

2. Тренер дает следующую инструкцию: «Каждой команде нужно собрать один любой паззл. Каким образом вы по­лучите от другой группы нужные вам элементы — дело ваше. Вы можете торговаться, договариваться, вымени­вать одни элементы на другие, предлагать деньги, ка­кие-то дополнительные услуги, вещи, что-то обещать — главное, получить необходимые вам элементы паззла и составить из них единое целое».

3. После этого группам дается время на то, чтобы они про­думали свою стратегию, посмотрели, каких деталей у них больше всего и решили, какой паззл они будут собирать и как получат от других необходимые для этого элементы.

4. Далее группы взаимодействуют между собой и собира­ют паззлы либо до тех пор, пока они не будут собраны, либо в течение ограниченного тренером отрезка време­ни (обычно 10 или 15 минут).,

Обсуждение. После того как задание выполнено, тренер может ак­центировать внимание участников на том, что в задании не было ска­зано о том, что нужно сделать паззл быстрее и лучше всех остальных. В комнате было достаточно элементов для того, чтобы каждая команда смогла собрать свой собственный паззл, и наилучшей стратегией было бы объединить усилия и совместно разделить элементы по группам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.101 с.)