Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота огнестрельного оружия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота огнестрельного оружия



Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях (далее КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность[7].

Из определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

- противоправность, данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

- виновность, данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию.

- наказуемость, данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность[8].

Статья 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему.

Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом «Об оружии» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 890.

В ч. 3 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ подлежат административной ответственности граждане, нарушившие правила хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему. Согласно Федеральному закону «Об оружии» Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться в местах их (граждан) проживания с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия, безопасность хранения и исключающих доступ посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия гражданами Российской Федерации во время охоты, спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб. Перевозка оружия должна осуществляться в чехлах, кобурах или в специальных футлярах[9].

В ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел.

Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Следовательно, если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности - лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности - лицо, незаконно осуществляющее определенные действия.

Административная ответственность за установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения предусматривается ст. 20.9 КоАП РФ.

Данной статьей вводится административное наказание за нарушение предусмотренного ст. 6 Федерального закона «Об оружии» запрета на установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством РФ.

Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. Не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений[10].

Владелец огнестрельного оружия при перемене постоянного места жительства обязан в двухнедельный срок поставить на учет, имеющееся у него оружие в соответствующий орган внутренних дел.

Федеральный закон «Об оружии», как уже было сказано, под оружием понимает устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Им же определяются и виды оружия. Содержание понятия «стрельба» данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами не определено.

Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему регламентируется ст. 20.14 КоАП РФ.

Данной статьей обеспечивается выполнение гражданами и организациями ст. 7 Федерального закона «Об оружии», предусматривающей обязательность сертификации всех моделей производимого на территории России и ввозимого на ее территорию гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий.

 

Заключение

Административные правонарушения посягают на регулируемые и охраняемые нормой административного права общественные отношения. Так, нарушая норму права, которая регулирует область пожарной безопасности, правонарушитель тем самым посягает на общественные отношения, которые охраняются противопожарными правилами, на которых базируются государственные меры борьбы с огнем.

Административному правонарушению присущи не только вредность или вредоносность, а именно социальная опасность как материальные признаки любых правонарушений. Единственным параметром отграничения административных правонарушений от преступлений может быть только степень социальной опасности, которая, конечно, разна у данных видов правонарушений.

Признаки административных правонарушений, которые закреплены в праве, в совокупности образуют трудный юридический состав, который является единственным основанием административной ответственности правонарушителей. Вместе с тем совокупность признаков административных правонарушений и юридический состав этих противоправных посягательств - явления не тождественные. При помощи признаков административных правонарушений мы приобретаем общую общественно-психологическую и юридическую характеристику того или другого деяния.

Несмотря на то, что на территории России оборот огнестрельного оружия ограничен, и не каждый гражданин может свободно его приобрести, хранить и, тем более, применять, ситуации, при которых ставится вопрос о незаконности тех или иных действий, связанных с оружием, а также привлечении к ответственности за совершение таких действий, возникают постоянно. Конечно, такие инциденты, как стрельба из огнестрельного оружия, случаются не столь часто, как иные правонарушения, связанные с оружием, тем ни менее именно применение оружие ставит под угрозу здоровье и жизнь людей, причиняет вред здоровью, и, что более печально, приводит к смерти.

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим оборот оружия в России, является ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Ответственность за различные правонарушения, связанные с огнестрельным оружием, предусмотрена нормами административного и уголовного права. Закон об оружии определяет, в частности, виды оружия, ограничения в отношении некоторых видов оружия, требования, предъявляемые к оружию, порядок лицензирования оборота оружия, права и обязанности субъектов, участвующих в обороте оружия, требования, предъявляемые к приобретению, хранению, применению и другим действиям, связанным с оружием.

 

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2009 N 181-ФЗ)

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 20 – ФЗ (в редакции от 25.11.2009)

4. Федеральный Закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

5. Андреечев, Ю., Борьба с незаконным оборотом оружия в Москве. Российская юстиция.№11, Ноябрь. М.: Дело, 2005.

6. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Просвещение, 2006. – 3216 с.

7. Аханов B.C. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения, Волгоград.: ПРОМ, 2007.

8. Бакаев А., Шелковникова Е. Контроль над оборотом оружия: ретроспективный взгляд в прошлое. М.: Владос, 2007

9. Башилов, В. В. Борьба с организованным формами преступного оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М.: Наука, 2005.

10. Бекмурзин, М.С. Некоторые аспекты законодательного регулирования расследования преступлений, связанных с незаконным хранением и изготовлением огнестрельного оружия. Юридический журнал №1. М.: Владос, 2006

11. Вотченко И.А. Криминологическая и уголовно-правовая характеристики незаконного обращения с огнестрельным оружием. М.: Дело, 2006. – 287 с.

12. Власов В.П. Криминологическая характеристика и предупреждение незаконного оборота оружия. М.: Просвещение, 2005.

13. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М.: Просвещение, 2005. – 398 с.

14. Гонтарь, С. А., Гражданское холодное оружие: Российская юстиция.№9, сентябрь. М.: Юридическая литература, 2007.

15. Горячев П. А Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М.: Дело, 2008.

16. Герасимов С.И, Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению.// О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по  ее усилению. М.: Дело, 2005.

17. Герасимов И. Ф. Криминалистические характеристики преступлений в методике расследования // Методика расследования преступлений. М.: Наука, 2009.

18. Дмитриев С. А Незаконный оборот оружия: Российская юстиция.№11, Ноябрь. М.: Юридическая литература, 2006.

19. Ежов А. Н Криминологический анализ незаконного оборота оружия в вооруженных силах: Вестник криминалистики. М.: Наука, 2007.

20. Ельчанинов А.П. Механизм правового противодействия незаконному обороту оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ в Российской Империи в начале XX века, М.: Юридическая литература, 2005.

22. Иншаков С.М. Криминология: Практикум. М.: Наука, 2005. – 364 с.

23. Корецкий Д.А. Статистика данных об оружии. М.: Дело, 2008. – 497 с.

24. Корецкий Д. А. Оружие и его незаконный оборот. Закон и право: Ежемесячный правовой журнал. №5. М.: Дело, 2004.

25. Кравцов А.И. Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств как криминогенный фактор насильственной преступности. Российская юстиция. №11, Юридическая литература, 2006.


[1] Бахрах Д.Н. Административное право. Часть общая: Учебник. М., 2000

[2] Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997

[3] Вельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск. 1995

[4] Бахрах Д.Н. Административное право. Часть общая: Учебник. М., 2000

[5] Андреечев, Ю., Борьба с незаконным оборотом оружия в Москве. Российская юстиция.№11, Ноябрь. М.: Дело, 2005

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 256.

[7] Липатов Э.Г. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннова. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 24

[8] Липатов Э.Г. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннова. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 24

[9] Липатов Э.Г. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннова. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 24

[10] О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814: Приказ МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 [в ред. Приказа МВД РФ от 29.09.2011 г. № 1038, по состоянию на 6 апреля 2012 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – № 32.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.03 с.)