Научные изыскания константы «готовность к профессиональной деятельности» в современной науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные изыскания константы «готовность к профессиональной деятельности» в современной науке



Уровень Концепция Автор(ы)
функциональный предварительная готовность, предварительная работоспособность, активирование психологических функций. умение мобилизовать психологический и физиологический потенциал для осуществления педагогической деятельности. Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.
личностный оценка человеком своей деятельности по шкале «негатив – позитив», качества личности человека, а также личностные качества, продиктованные профессией человека. Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, И.С. Кон, Е.В. Шорохова и др.
личностно-деятельностный органически целостное проявление личности педагога, позволяющее эффективно выполнять свою профессиональную деятельность. А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович и др.

Итак, такое многоуровневое рассмотрение понятия «готовность к профессиональной деятельности» показывает ее сложный составной характер, затрагивает не только личностные, но и профессионально-личностные качества педагога, указывает на необходимость контролироватьсвои психологические и физические ресурсы, мобилизовать их в нужный момент, способность к рефлексии и умение работать в разных условиях.

Таким образом, для констатации готовности к профессиональной деятельности необходимо проявление указанных сторон личности целостно, комплексно.

В последней трети ХХ века в западной педагогике появился новый подход к образовательному процессу – компетентностный, отчасти это стало ответом на знаниевый подход (знания, умения и навыки), которые не всегда позволяли человеку продуктивно их использовать на практике. А также это стало шагом в изменении оценки приобретенных умений и навыков, позволяющим оценить успешность их применения. Компетентностный поход образовании позволяет проводить оценку знаний по многоуровневой системе компетенций. В отечественной педагогике компетентностная парадигма стала реализовываться в процессе модернизации образовательной системы [18]. Поскольку это понятия относительно новое в педагогической науке, до сих пор нет общепринятого определения «компетентности» и «компетенции», а также есть случаи их синонимичного употребления. Следовательно, в дипломном исследовании необходимо их уточнение. Словарное определение понятия «компетенция» позволяет рассматривать его как способность человека использовать имеющиеся знания, навыки, опыт, умения для результативной трудовой деятельности [32, с. 195].

Под компетентностью понимается обладание человеком этими компетенциями [32, с. 195]. Итак, разница между компетенциями и компетентностью становится отчетливо видна в сравнении их толкований: способности человека и их наличии.

Иными словами, способность человека не означает обязательное их использование, следовательно, и профессиональная компетенция не означает применение их в своей трудовой (педагогической) деятельности. Следует отметить, что именно профессиональная компетентность позволяет проследить степень использования сформированных компетенций педагогом в его деятельности.

Анализ толкования понятия «компетенция» и «компетентность» среди отечественных исследователей показал, что в целом отличия в определении объясняется разными целями, которые выбраны ими в качестве критерия. Так, с позиции А.В. Хуторского, «компетенцию» необходимо определять, в том числе, и как комплекс смысловых ориентаций человека: «совокупность взаимосвязанных качеств личности … необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [40]. Итак, тесная взаимосвязь личностных качеств является важной характеристикой компетенции.

В центре внимания Э.Ф. Зеера, под компетенцией следует понимать «обобщенные способы действий», посредством которых достигается «продуктивная профессиональная деятельность» [14, с. 81]. Итак, во главу формирования компетенции Э.Ф. Зеер ставит алгоритм выполнения действий, однако нельзя сказать, что данный подход является упрощенным. Следует отметить, что в вопросе трактовки «компетенции», Э.Ф. Зеер один из немногих ученых, ввел в понятийную сферу «компетенции» человеческий опыт, эмоциональную и мотивационную сферу человека.

Резюмируем все вышесказанное: различные подходы к компетенции позволяют выявить такие ее группы, как базовые компетенции, специальные компетенции и надпрофессиональные (рис 1).

Рис.1. Структурно-содержательная характеристика дефиниции «компетенции»

Данные компетенции необходимы педагогам для результативности, продуктивности их профессиональной деятельности.

Д.И. Иванов базовые компетенции называет еще ключевыми и отмечает, что использование именно такого термина «ключевые компетенции» целесообразнее чем «базовые компетенции», поскольку «служат ключом жизненного успеха и эффективного функционирования общества» [16, с. 22].

Термин «компетентность» появился несколько позднее «компетенции» (в конце ХХ века). В качестве первых исследователей понятия «компетентность» относительно профессиональной деятельности педагога следует упомянуть А.К. Маркову, Н.В. Кузьмину, Л.А. Петровскую и др. Уже к началу ХХI века понятие «компетентность» не только стало объектом большого количества исследователей, но и послужило основой знаниевого, личностно-деятельностного подхода.

Компетентность становится некой универсальной величиной, используемой для изучения различных сфер деятельности человека (коммуникации, социализации, личностного развития и т.д.). В связи с актуальностью компетентности как научного понятия, широко развивалась ее содержательная, структурная сторона.

А.И. Башкирский, И.Ф. Исаев, Д.А. Иванов, В.А. Сластенин, О.В. Соколова, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др. изучали компетентность в связи с изучением таких понятий, как «деятельность человека», «личность». По результатам этих исследований, компетентность должна включать в себя и теоретическое стремление и практическая готовность человека к осуществлению профессиональной деятельности.

В своих работах Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов и К.Г. Соколова компетентность трактовали как «умение человека эффективно справляться с поставленной задачей» [16]. В данном случае ученые рассматривают продуктивность профессиональной деятельности через призму личности и конкретной ситуации. Такая позиция к компетентности как к умению говорит о возможности его формирования у любого человека. Следовательно, здесь речь идет о качествах личности в совокупности со сформированными умениями.

Проанализируем, что именно понимается под компетентностью в Концепции модернизации российского образования. В данном документе понятие «компетентность» раскрывается как «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [18, с. 4].

Итак, анализируя представленное определение компетентности, можно вычленить его понятийную сферу, что свидетельствует о его сложности; дана такая характеристика компетентности, как осознанное отношение человека. Акцент в приведенном определении компетентности делается все же на личностные особенности работника, а упоминание «практических деятельностей» указывает на возможную компетентность человека в нескольких профессиональных областях.

Анализируя концепцию модернизации российского образования по вопросу компетентности, нельзя обойти вниманием Федеральную целевую программу развития образования на период до 2020 года [37], поскольку дополнения, внесенные в нее в 2014 году, касаются именно уточнения определения понятия «компетентность». Итак, после дополнений, компетентность рассматривается не только с точки зрения познания и алгоритма выполнения, но и поведенческой, мотивационной, этической и социальной сферы. Следовательно, по мере накопления новых научных данных по вопросу определения сущности компетентности, определение рассматриваемого понятия уточняется.

Также можно отметить значительное усложнение понятия «компетентность», где социум, приобретенные умения и личные качества человека переплетены воедино.

Из всего сказанного следует, что понятия «компетенция» и «компетентность» – не являются синонимичными и имеют целый ряд отличий друг от друга. Если под компетенцией понимается совокупность умений, навыков, знаний, готовности к выполнению профессиональной деятельности, то компетентность следует расценивать как личностные особенности человека. Компетентность базируется на компетенции, поскольку совокупность умений, знаний, навыков из количественного уровня выходит на качественный уровень, когда трансформируется из внешне приобретенных факторов в качества личности.

Компетентность человека формируется под воздействием целого ряда факторов (культуры, социума, личностных качеств окружающих, образовательного процесса и т.д.). Следовательно, и осуществление компетентностного подхода будет подвержено воздействию конкретной ситуации, уровня культуры, образовательной среды.

Для того, чтобы оценить компетентность, в качестве критерия оценки, выделяют уровни ее усвоения (от простейшего до высокого).

В соответствии с целью дипломного исследования, базовым понятием в данной работе будет «профессиональная компетентность педагога», который будет рассмотрен как подвид профессиональной компетентности человека.

Для того, чтобы определить суть понятия «профессиональная компетентность педагога», была проанализирована научная литература, а также методическая литература и нормативно-правовые акты в области образования. Результаты проведенного анализа показали отсутствие единого мнения по поводу определения «профессиональная компетентность педагога». На основании полученных результатов в дипломном исследовании были выявлены несколько подходов:

– рассмотрение профессиональной компетентности педагога как его квалификацию;

– как комплекс теоретических и методических знаний в совокупности с умением их применять на практике;

– как универсальный показатель культуры и системы ценностей (общественных и личных ценностей);

– как готовность педагога к трудовой (профессиональной) деятельности;

– как сочетание личностных качеств педагога и знаний;

– как сочетание знаний и умений, необходимых для продуктивной деятельности;

– как способность к сложной деятельности в условиях конкретного общества, культуры, социума (культуросообразный принцип).

Для проведения дальнейшего дипломного исследования необходимо придерживаться одного определения понятия «профессиональная компетентность педагога», однако, как выше было рассмотрено, данных определений и подходов к ним очень много. Следовательно, необходимо определиться с тем, каким же будет рабочее для дипломной работы определение профессиональной компетентности педагога.

Анализ научной литературы позволил выявить наиболее точное и всеобъемлющее определение, которое в дипломном исследовании будет считаться точка зрения Е.А. Генике, по мнению которой под профессиональной компетентностью педагога следует понимать «сумму знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [7, с. 17]. Такое определение является системным, объединяющим все выше представленные характерные признаки профессиональной деятельности педагога, что в свою очередь, позволяет говорить о ней, как об «интегративной компетентности».

Для того, чтобы более убедительно представить подходы к понятию «профессиональная компетентность педагога», была составлена сравнительная таблица (табл. 2):

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.014 с.)