Педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции педагога



В любом исследовании основой является анализ понятийной базы, что можно подтвердить словами Рене Декарта (1637), который заметил, что «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений» [30, с.365].

В центре внимания В.Н. Введенского по вопросу определения понятия «профессиональная компетентность» находится такая ее характеристика, как комплексность, системность, интегративность. Иными словами, понятие «профессиональная компетентность» является сложным, поскольку в ее понятийную сферу входят следующие педагогические понятия: «квалификация», «профессиональная готовность», «профессионализм», «компетенция» «педагогическое мастерство» [6].

В педагогике бывали случаи, когда эти понятия употреблялись как синонимические, поскольку имеют общую сферу пересечения. Это свидетельствует о том, что понятие «профессиональная компетентность» – относительно новое, формирование и определение границ которой происходит на современном этапе и нуждается в уточнении.

Если обратиться к словарным определениям понятия профессионализм», то можно встретить интерпретацию, более узкую, чем у В.Н. Введенского: «труд высокой квалификации», «высокий уровень готовности к выполнению профессиональных задач» [6].

Итак, словарная дефиниция показывает не только узкое толкование слова «профессионализм», но и двоякое: как трудовую деятельность высокой квалификации, так и мотивацию к ней. Согласимся с таким определением профессионализма, которое позволяет выделить характерные черты рассматриваемого понятия: деятельность в совокупности с мотивацией.

Анализ исследования в 1996 году целого ряда ученых (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и С.Л. Кандыбович), которое было посвящено изучению процесса приобретения студентами профессиональных навыков, показал, что понятие «профессионализм» обусловлено планомерным повышении квалификации, творческой активности, продуктивному удовлетворению общественно-производственных и культурных требований [10]. Отметим, что базирование профессиональной деятельности человека на основе творческой активности было не сильно распространено в педагогике конца ХХ века, однако на современном этапе именно этот аспект берется за основу любого вида деятельности в образовательном процессе (ребенка и педагога).

Следовательно, постепенно происходит понимание творческой составляющей любого вида деятельности как ее базовой основы. В рассматриваемом определении считаем дискуссионным вопрос о удовлетворении общественно-производственных и культурных требований к профессионализму, поскольку не отмечен личностное удовлетворение работающего (имеющее тесную взаимосвязь с мотивацией и эмоциональной сферой), а только общественный и культурный.

С точки зрения такого исследователя, как С.А. Дружилов, к характерным признакам понятия «профессионализм» необходимо отнести «систематичность, эффективность и надежность их деятельности в разнообразных условиях» [11, с. 85]. Отметим схожесть указанного ранее качества «планомерность» и «системность», что свидетельствует о необходимости постоянного самообразования человека в профессиональном плане.

Такая характеристика, как эффективность и надежность вполне четко указывают на результативность профессиональной деятельности как обязательного компонента.

Тема определения понятия «профессионализм» стала объектом исследования таких ученых, как Л.Г. Семушиной, А.К. Марковой, Е.А. Климова, А.И. Щербакова, Н.Н. Тулькибаевой и мн. др. В своих исследованиях, проводимых независимо друг от друга, ученые получили схожие данные: так, в понятийную сферу «профессионализма» входят личные качества человека, сформированные навыки, умения на базе имеющихся знаний и отнесение профессионализма в систему общепринятых ценностей человека.

Итак, анализ точек зрения выше представленных ученых по вопросу толкования понятия «профессионализм» показывает влияние на него общества, социума, психологии человека.

Продуктивность профессиональной деятельности любого человека зависит от целого ряда факторов, одним из которых является готовность к ее осуществлению. Проанализируем теперь понятие «готовность». Так, согласно результатам трудов В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, под готовностью следует понимать «установку человека на мобилизацию сил для выполнения задачи» [25, с. 104].

Таким образом, готовность человека к осуществлению профессиональной деятельности лежит в плоскости его мотивации и целенаправленности. Интересно противопоставление готовности, которое указывают В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков: «пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт» [25, с. 105].

Итак, анализ противопоставления подтвердил рассмотрение готовности как целеустремленности человека, а также позволил выявить такие характерные признаки рассматриваемого понятия, как личное участие, инициативность, активность человека. Следовательно, личностный фактор играет главную роль при описании такого понятия, как готовность.

Анализ педагогической литературы по вопросу интерпретации понятия «готовность» показал единство мнений исследователей по отнесению его к категории личностно-ценностных ориентиров человека. В этой связи целесообразно привести слова Г.И. Хозяинова, который рассматривал готовность именно с точки зрения осуществления педагогической деятельности: «теоретические и методические знания, … положительное отношение» [39, с. 7]. Таким образом, готовность к осуществлению педагога своей профессиональной деятельности должна базироваться на знаниях теоретического и методического плана, а также быть позитивно оценено.

Ввиду того, что понятие «профессионализм» захватывает как область педагогики, так и психологии, для анализа «профессиональная деятельность» была изучена психолого-педагогическая литература на примере работ Э.Ф. Зеера, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. По результатам анализа, под профессиональной деятельностью понимается деятельность человека, требующая сформированных личностных и профессиональных качеств личности, социально важного характера. Итак, помимо личностных качеств человека, для его продуктивной профессиональной деятельности необходимо сформировать профессиональные качества личности. Непосредственно эффективность профессиональной деятельности человека с точки зрения педагогической психологии также зависит от готовности человека.

В.А. Сластенин в процессе своих исследований новых принципов обучения ребенка смог сформулировать наиболее полное и точное определение профессиональной готовности: «совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу» [32, с. 179].

Также педагог систематизировал содержание профессиональной готовности, которая должна в себя включать следующие компоненты:

– общегражданские качества (поскольку профессиональная деятельность рассматривается как социально-значимая деятельность);

– специфические качества педагогической деятельности (здесь педагог в совокупности указывает на личностные качества педагога и профессиональные личностные качества);

– специализированные знания, навыки, умения педагога (т.е. его предметная компетенция) [32, с. 179].

На основе полученных данных и их интерпретации в дипломном исследовании, можно говорить о том, что готовность к профессиональной деятельности затрагивает личностную и деятельностную сферу человека, а также область их пересечения (личностно-деятельностную). На основе этих данных были выявлены три уровня готовности к профессиональной деятельности: деятельностный (или функциональный), личностный и личностно-деятельностный, которые легли в основу (табл. 1).

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.005 с.)