Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности педагога



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА.. 6

1.1. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции педагога 6

1.2 Персональный сайт учителя начальной школы как средство сетевого взаимодействия педагога с учащимися, родителями и коллегами. 19

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 26

2.1. Возможности современных технологий для создания сайта учителя. 26

2.2. Анализ практики использования персональных сайтов при изучении предмета «Окружающий мир». 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 55

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире образование продолжает оставаться основой личностного и профессионального успеха любого человека. Современный учитель должен уметь продуктивно использовать весь широкий спектр информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения профессиональных задач. Поэтому невозможно представить себе школу без информационных технологий (ИТ). О значении ИТ в обучении современного школьника говорится в основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), ФГОС начальногообразования второго поколения, где определены стратегические направления развития российского образования. Чтобы повысить эффективность образовательного процесса в школе, необходимо постоянно использовать новые ИТ и образовательные ресурсы в процессе обучения разных дисциплин.

Интернет-пространство играет огромную роль в модернизации образования. Оно открывает уникальные возможности для расширения сфер взаимодействия учителя и ученика. Для осуществления этого взаимодействия разрабатываются всё новые и новые педагогические инструменты. Одним из наиболее эффективных и популярных инструментов является персональный сайт педагога. Такие авторские учительские проекты позволяют: презентовать свой педагогический опыт, повысить уровень своей ИКТ-компетентности, организовать проектную деятельность и телекоммуникационные мероприятия, а школьникам – осуществить возможность получения навыков дистанционных форм обучения. Сайт – это средство решения проблемы перехода от сообщающего, монологического характера обучения современных школьников к активному внедрению Интернет- инструментария в образовательный процесс.

Возможности Интернет-пространства при изучении предмета «Окружающий мир» позволяют учителю создавать яркие и интересные уроки на более высоком качественном уровне. Учитывая возрастные особенности младших школьников, учителя начальных классов особенно часто используют на уроках наглядность в любых её видах. Серьёзным подспорьем в поиске нужных к урокам материалов сейчас выступает Интернет. Разнообразную информацию как со специальных методических и учебных сайтов, так и с сайтов, изначально не предназначенных для учебных целей, можно использовать на различных уроках.

Объектом исследования в настоящей работе выступает методика применения персонального сайта при изучении предмета «Окружающий мир».

Предмет исследования составляют структура, содержимое («контент»), методические особенности использования персонального сайт учителя начальных классов при изучении предмета «Окружающий мир».

Технически и логически правильно организованный сайт учителя может стать хорошим подспорьем в работе. С его помощью можно организовать тренировочное онлайн-тестирование, дополнительное изучение и разъяснение основного учебного материала.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей персонального сайта учителя начальных классов как сетевого сервиса, определении способов и возможностей создания и использования персонального сайта в учебном процессе общеобразовательных школ, а также выработке рекомендаций для использования в образовательном процессе.

Таким образом, можно выделить следующие задачи данной работы:

1. изучить педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции педагога

2. изучить литературу по данной теме, рассмотреть понятие персонального сайта, их классификацию и возможные способы использования;

3. изучить и сопоставить основные способы создания персонального сайта;

4. изучить возможности использования персонального сайта в образовании;

5.   сформулировать рекомендации по использованию сайта учителя при изучении предмета «Окружающий мир».

Для проведения исследования потребуется использовать такие методы как анализ методической, научной и технической литературы, анализ опыта работы.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в исследовании результатов в деятельности педагога начального образования.


 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Таблица 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование показало, что профессиональная компетентность - это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеристика его профессионализма (В. А. Сластенин).

В современной системе образования возрастает значение умений обучающихся самостоятельно получать знания, используя все имеющиеся источники. Одним из таких источников и является сайт учителя.

Нами были рассмотрены возможности персонального сайта для преподавания предмета «Окружающий мир».

Во-первых, персональный сайт учителя оказывает помощь в решении задач индивидуализации содержания определенного курса школьной программы. Именно через сайт ученикам с разным уровнем подготовки можно предложить дифференцированные задания, что в условиях обычного урока не всегда возможно. Тут же для заинтересованных и наиболее успевающих учащихся помещены задания повышенного уровня сложности, дополнительный материал, который углубляет и расширяет содержание урока. Учащимся, который по некоторым причинам отстают в освоении программы, предложены задания тренировочного характера, задания с пояснениями, варианты заданий для исправления оценок и т.п.

Во-вторых, профессиональный сайт учителя – это возможность дополнительного образования школьников. Такой сайт дополняет и содержательно расширяет диалог между учителем и учениками. Обсуждение учащимися интересного и значимого материала, который лежит не только в данной предметной области, но и за пределами школьной программы, позволяет выйти за рамки урока. Велик и воспитательный потенциал такого общения. Учитель, ведущий с учениками Интернет-диалог, предоставляет им опыт сетевого общения.

В-третьих, сайт позволяет учителю реализовать дистанционное обучение. Для учеников, пропускающих занятия непродолжительное время, это очень важно. Непосредственно для них помещено краткое содержание уроков и контрольные задания, ссылки на дополнительные материалы. Для большей результативности такого обучения и установления обратной связи, выполнение предоставленных заданий комментируется. Кроме того, данные материалы полезны для обучающихся, которые находятся на домашнем обучении.

В-четвертых, работа с материалами персонального сайта учителя позволила современному ученику развивать свой интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор; эффективно усваивать учебный материал и проверять уровень своих знаний и умений, используя он-лайн тесты, тренажеры и интерактивные задания; получать навыки дистанционного обучения и повышать уровень ИКТ-компетентности.

В данном случае можно говорить о том, что персональный сайт учителя способствует повышению качества школьного образования.

Таким образом, личный сайт - это та информационная площадка, которая:

- интегрирует педагогические и компьютерные технологии;

- помогает организовать работу учащихся в дистанционном режиме как на уроке в школе, так и при выполнении домашнего задания;

- способствует повышению интереса школьников к обучению.

 Выбрав среди большого разнообразия бесплатных хостингов и сервисов, учитель сам создает свой сайт, размещая на нем учебный материал, прикрепляя интерактивные модули, используя внешние ресурсы. В результате он имеет не только площадку для реализации разных моделей смешанного обучения, но и повышает ИКТ-компетентность, учится ориентироваться в разных видах программного обеспечения, в сервисах, которые довольно быстро обновляются и улучшаются.

Наполняя сайт учебным материалом, учитель познаёт новые программы и технологии для работы с текстом (Ms Word), таблицами (Ms Excel), презентациями (PowerPoint), анимацией (Adobe Flash).

Управляя систематизированной информацией на личном сайте, легко реализовывать разные модели смешанного обучения, эффективно организовывая образовательный процесс.

Задачи смешанного обучения соответствуют требованиям ФГОС по целевым установкам к новому образованию и ИКТ-компетентности участников учебного процесса. Поэтому личный сайт учителя - отличная возможность оптимально реализовать данные требования.

Создание сайта решает задачи:

- использование сайта для представления портфолио учителя;

- использование сайта для представления педагогическому сообществу своих материалов, с целью получения независимой оценки и советов;

- использование сайта для поиска методов взаимодействия с учащимися;

Для ученика:

- задания;

- дополнительная литература (что прочитать к уроку);

- вопрос-ответ (в виде гостевой книги).

- расписание уроков

Для родителей:

- -теоретический материал для родителей

- -объявления

- -рекомендации

- -учет успеваемости

Персональный сайт педагога также можно эффективно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. Размещение для учеников оригинальных и занимательных задач, логических головоломок, тренажеров способствует повышению интереса к учебе. Любознательность и интерес влекут прочное усвоение и запоминание новых знаний. Однако, надо помнить, что все вышесказанное является только частью многогранного и многоликого процесса обучения детей и должно проходить в рамках здоровьесбережения.

В заключении следует отметить, что процесс информатизации, независимо от нашего отношения к нему, затрагивает и обучение. Мы, учителя, должны повернуть этот процесс во благо ученику. Этому поможет стремление к повышению нашего профессионализма, творчества, самосовершенствование и самообразование. Современным детям нужны современно образованные педагоги. Методические находки и наработки каждого из работающих учителей становятся общим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег.

Таким образом, персональный сайт учителя является «живым» инструментом не только для создания имиджа современного педагога, но и для накопления материала, рефлексии, корректировки своей деятельности


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 34–38.

2. Белкин А.С. Педагогическая компетентность [Текст]: учеб. пособ. /С. Белкин, В. В. Нестеров. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. – 204 с.

3. Бубнова Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике [Электронный ресурс] // Инновационный Центр Развития Образования и Науки. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13734

4. Васякина А.С., Шепилова Н.А. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3 URL:http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13734

5. Введенский, В.Н. Эволюционное развитие профессионального образования [Текст] / В. Н. Введенский. // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 61 –66.

6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Электронный ресурс] // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL: http://portalus.ru/modules/shkola/.

7. Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога [Текст] Е.А. Генике. – М.: Сентябрь, 2008. – 176 с. – (Биб-ка ж. «Директор школы». – 2008. - № 5).

8. Гиряев Д.Ю. Рекомендации авторам образовательных сайтов.-URL: http://pedsovet.su/publ/44-0-1120

9. Горлова Н.Л. Сайт и блог учителя – новый инстумент в образовании.- URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh- obedinenii

10. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: 2- изд. перер. и доп. [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А., Кандыбович, С. Л. Кандыбович. – Минск: изд-во БГУ, 1998 – С. 201.

11. Дружилов, С. А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека [Текст]/С.А. Дружилов // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1 (21). - С. 2.

12. Дахин, А. Н. Моделирование образовательной компетентности [Текст] / А. Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций. – 2007. – № 1. – С.84-100.

13. Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно- познавательной деятельности школьников и студентов// Информатика и образование.- 2012.-№1.-с.45-49.

14. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2002. – №2 (14). – С. 31.

15. Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей [Текст] / А. И. Зверева, Н.В. Немова – М.: Перспектива, 1998. – 108 с.

16. Иванов, Д. И. Компетенции учителя [Текст] / Д. И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика: Биб-ка «Первого сентября». – 2008. – № 16. – С 22.

17. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учебно-метод. пособие / Д.А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. – М.: АПКиППРО, 2008. – С. 67.

18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393 [Текст] – М.: Норма-М, 2002. – 28 с.

19. Кошкина Г. Персональный сайт учителя – инструмент саморазвития и взаимодействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iyazyki.ru/2012/10/personalize‐site/

20. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования [Текст] / В. В. Краевский. – Самара, 1994. – 165 с.

21. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание [Текст] / С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.

22. Кругликов, В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю.А. Шаранов. – СПб.: Наука, 2014. – 189 с.

23. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций - перспективное направление в решении проблем образования [Текст] / В.В. Лебедев // Школьные технологии. – 2007. – №2. – С.97-103.

24. Методические рекомендации по созданию образовательного сайта. – URL: http://lib.znate.ru/docs/index-3842.html

25. Мещеряков, Б ., Зинченко, В. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

26. Новиков, А. М. Методологические основания исследования стиля в высшем образовании [Текст] / А.М. Новиков, В. Н. Введенский // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 78 – 87.

27. Персональный сайт в работе учителя как средство интеграции в единое образовательное пространство.- URL: http:// tide.rusedu.net/post/1879/14953/

28. Пономарева Е.А. Сайт или блог?- URL: http:// www.openclass.ru/node/306069/

29. Рекомендации авторам образовательных сайтов.- URL: http:// pedsovet.su/publ/26-1-0-1120/

30. Рене, Д. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках [Текст] / Д. Рене. – М.: Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки. – 655 с.

31. Сайтостроение для педагогов.- URL: http:// saitostroitel.ucoz.ru/index/0-8/

32. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

33. Смирнова З.Ю., Ээльмаа Ю.В. Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта.- URL: http:// metod.eelmaa.net/dld/metodsupport/site-metod.pdf/

34. Современное российское профессиональное образование: словарь-справочник [Текст] / авт.- сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. – М.: ФИРО, 2010. – 19 с.

35. Тидэ Л.А. Персональный сайт учителя, как средство интеграции в единое образовательное пространство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tide.rusedu.net/post/1879/14953

36. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке [Текст] / Д. И. Фельдштейн. // Педагогика. – 2013. № 1. – С. 3-16.

37. Федеральная целевая программа развития образования на 2016- 2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Текст] // Российская газета от 27 января 2014.

38. Федеральный закон РФ «О персональных данных» от 08.07.2006г. №152-ФЗ.

39. Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения [Текст] / Г. И. Хозяинов.– М: Физическая культура, 2006. – 224 с.

40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс] // Центр «Эйдос» - 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА.. 6

1.1. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции педагога 6

1.2 Персональный сайт учителя начальной школы как средство сетевого взаимодействия педагога с учащимися, родителями и коллегами. 19

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 26

2.1. Возможности современных технологий для создания сайта учителя. 26

2.2. Анализ практики использования персональных сайтов при изучении предмета «Окружающий мир». 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 55

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире образование продолжает оставаться основой личностного и профессионального успеха любого человека. Современный учитель должен уметь продуктивно использовать весь широкий спектр информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения профессиональных задач. Поэтому невозможно представить себе школу без информационных технологий (ИТ). О значении ИТ в обучении современного школьника говорится в основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), ФГОС начальногообразования второго поколения, где определены стратегические направления развития российского образования. Чтобы повысить эффективность образовательного процесса в школе, необходимо постоянно использовать новые ИТ и образовательные ресурсы в процессе обучения разных дисциплин.

Интернет-пространство играет огромную роль в модернизации образования. Оно открывает уникальные возможности для расширения сфер взаимодействия учителя и ученика. Для осуществления этого взаимодействия разрабатываются всё новые и новые педагогические инструменты. Одним из наиболее эффективных и популярных инструментов является персональный сайт педагога. Такие авторские учительские проекты позволяют: презентовать свой педагогический опыт, повысить уровень своей ИКТ-компетентности, организовать проектную деятельность и телекоммуникационные мероприятия, а школьникам – осуществить возможность получения навыков дистанционных форм обучения. Сайт – это средство решения проблемы перехода от сообщающего, монологического характера обучения современных школьников к активному внедрению Интернет- инструментария в образовательный процесс.

Возможности Интернет-пространства при изучении предмета «Окружающий мир» позволяют учителю создавать яркие и интересные уроки на более высоком качественном уровне. Учитывая возрастные особенности младших школьников, учителя начальных классов особенно часто используют на уроках наглядность в любых её видах. Серьёзным подспорьем в поиске нужных к урокам материалов сейчас выступает Интернет. Разнообразную информацию как со специальных методических и учебных сайтов, так и с сайтов, изначально не предназначенных для учебных целей, можно использовать на различных уроках.

Объектом исследования в настоящей работе выступает методика применения персонального сайта при изучении предмета «Окружающий мир».

Предмет исследования составляют структура, содержимое («контент»), методические особенности использования персонального сайт учителя начальных классов при изучении предмета «Окружающий мир».

Технически и логически правильно организованный сайт учителя может стать хорошим подспорьем в работе. С его помощью можно организовать тренировочное онлайн-тестирование, дополнительное изучение и разъяснение основного учебного материала.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей персонального сайта учителя начальных классов как сетевого сервиса, определении способов и возможностей создания и использования персонального сайта в учебном процессе общеобразовательных школ, а также выработке рекомендаций для использования в образовательном процессе.

Таким образом, можно выделить следующие задачи данной работы:

1. изучить педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции педагога

2. изучить литературу по данной теме, рассмотреть понятие персонального сайта, их классификацию и возможные способы использования;

3. изучить и сопоставить основные способы создания персонального сайта;

4. изучить возможности использования персонального сайта в образовании;

5.   сформулировать рекомендации по использованию сайта учителя при изучении предмета «Окружающий мир».

Для проведения исследования потребуется использовать такие методы как анализ методической, научной и технической литературы, анализ опыта работы.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в исследовании результатов в деятельности педагога начального образования.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.056 с.)