С е р д е ч н о е   в н и м а н и е . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С е р д е ч н о е   в н и м а н и е .



Исихий Пресвитер говорит: «Внимание есть непрерывная сердечная исихия от всех помыслов дышащая только Иисусом Христом» (Patr. M. t. 93,1481).

В другом месте Исихий называет это «сердечным вниманием» (там же, 1493).

Исихия есть покой духовный и душевный, глубоко интимноe состояние свободы от рассеяния ума и сердца. Внимание способствует непрерывности молитвы, а молитва в свою очередь есть хранительница внимания и трезвения (т. ж., 1539).

Религиозно сокрушенное и обращенное сердце рано или поздно привлекает к себе рассеянный по внешнему миру ум, собирая его в себе. Это внимание ума сердца есть уже начало внутренней аскезы, умного делания. Ум начинает различать «помышления сердца», добрые и худые, проникает глубже в сердце, очищает своим светом темные недра сердца, изгоняя оттуда внутренний мрак, сам в то же время очищаясь и согреваясь в духовной теплоте сердца. Ветхозаветное и новозаветное, у ап. Павла, «внемли себе» есть прислушивание к голосу сердца, к сокровенному голосу внутрисердечного Логоса.

Иисус Христос говорит своим ученикам:

«Наблюдайте за собою» (Лук., 17,3).

На языке Библии «внимать себе» и «наблюдать за собою»— это одно и то же. По-гречески они выражаются одним словом: просохе (внимание), просехайн (внимать, наблюдать).

 

 

 

К О Н Ц Е Н Т Р А Ц И Я.

Человек есть конгломерат многих сущностей и принципов, которые живут в нем двойной жизнью: 1) общей жизнью организма, представляя в нем отдельные силы, способности и функций, и 2) своей индивидуальной, обособленной жизнью, глубоко интимной, которая остается в подсознании скрытой, как скрыт бывает в земле склад. Немногие люди знают об этом кладе и еще меньше людей, которые старались бы открыть эти внутренние сокровища. У всех народов и в разные времена были люди и их школы, явные и тайные, которые ставили своей жизненной задачей раскрытие своего внутреннего мира и его богатств. Эта скрытая жизнь подает иногда весть о себе в сознании человека, делается ощутимой. В обычной жизненной сутолоке существует много препятствий к слышанию внутреннего голоса, но главных препятствий три: 1) чувство, деятельность внешних органов чувств и связанные с ними ощущения и восприятие, 2) рассудок, логические функции сличения, сравнения, различения, ассоциации, суждения, умозаключения и т. д. и 3) страсти и аффекты. Все эти три рода психических функций составляют внешнюю деятельность души, выражают ее устремленность наружу, к внешнему миру и его объектам, в той или иной мере привлекающих к себе наше внимание, то есть выражают экстраверзию двух человеческих монад: души и духа. Даже временная остановка психических функций чувства, мышления и эффективности как бы открывают вход в эту область затаенных сущностей, существ и принципов. Чем длительнее, совершеннее и полнее эта пауза в обычной духовно-душевной жизни человека, тем больше открывается вход в мистическую область.

Достаточно ли одного подавления основных психосоматических функций для проникновения во внутренний мир? Обычно голоса внутренней жизни так слабы, что часто одного только подавления внешних психических функций недостаточно для их выживания. На помощь приходит сила ума, но не в виде мышления, не в обычной своей логической функции, а в виде усилителя внутренних голосов. Если первая, чисто психическая функция ума в виде мышления хорошо известна, то вторая, поэтическая функция ума мало известна и мало доступна. Эта вторая, духовная, чисто интеллектуальная функция составляет предмет особой науки, не преподаваемой в обычных школах. Подавление чувства и мысли, или, выражаясь физиологически, их торможение, и активация духовного ума, то есть его возбуждение, и составляет сущность концентрации. Активация духовного, или активного, по Аристотелю, ума, есть в то же время как бы собирание ума и его устремление на внутренние объекты и потому носит название концентрации. Ум освобождается от рассеивания по внешним объектам, от падения в фантазию, от дискурса. Это — intuus или intuus mens, внутрь обращенный, интравертированный ум. Отсюда интуиция, как прислушивание ума к внутреннему голосу, черпание из внутреннего источника и если не полное, то хоть частичное раскрытие клада. Отсюда тесная связь интуиция с концентрацией и роль концентрации тем самым оправдана.

Внутреннее откровение тем полнее и совершеннее, чем интенсивнее концентрация. Для успеха концентрации нужен навык, достигаемый в упражнениях. Каждая древняя мистагогическая школа имела и свою систему упражнений и концентраций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.006 с.)