П. И. Чайковский балет «спящая красавица»(1889) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. И. Чайковский балет «спящая красавица»(1889)



Балет-феерия в 3х действиях

Балет написан по заказу директора Императорских театров И.А. Всеволожского. Либретто И.А. Всеволожского. В основу балета положена сказка французского писателя- сказочника 17 века Шарля Перро. Драматургию балета определяет противопоставление образов злой феи Карабос и прекрасной феи Сирени.

Хореограф Мариус Петипа. Премьера балета состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Публика восторженно приняла балет.

Действующие лица:

Король Флорестан XIV

Королева

Принцесса Аврора, их дочь

Каталабют, обер-церемонимейстер

Принц Дезире

Фея Карабос, злая фея

Фея Сирени

                                              РАЗБОР БАЛЕТА

Оркестровая интродукция

1-я тема феи _____________________________________________________

Зловещие аккорды, резкие интонации, угловатый ритм.

 

2-я тема феи _____________________________________________________

Плавная певучая мелодия, которая превращается в гимн радости, добра и света.

 

Пролог.

Появившись на крестинах принцессы Авроры, фея Карабос предсказывает девушке смерть от укола веретеном. Звучит лейтмотив Феи Карабос. Фея Сирени смягчает приговор злой феи. Лейтмотив феи Сирени звучит торжественно.

Действие

Юная красавица Аврора танцует грациозный танец с принцами.

Вальс

Характер _____________________________________________________________

Сцена с веретеном. Неторопливый вальс становится всё более стремительным. Какая тема звучит в увеличении _________________________________________________

Чья тема погружает всех присутствующих в сон ______________________________

2 действие, 1 картина

Появление принца Дезире со свитой. Сюита танцев – менуэт, гавот, паспье, ригодон, фарандола.

2 картина

Сцена пробуждения Авроры. Как изменяются темы:

Феи Карабос __________________________________________________________

Феи Сирени __________________________________________________________

3 действие

Свадьба Дезире и Авроры. Марш. Полонез.

Сюита характерных танцев: феи драгоценностей, Кот в сапогах и Белая кошечка, Золушка и принц, Синяя птица и принцесса Флорина, Красная шапочка и Волк, Мальчик -с-пальчик, его братья и Людоед.

Кульминация 3го действия – Адажио Дезире и Авроры.

 

К какой теме близка данная мелодия ______________________________________

Завершается балет Апофеозом – торжественный марш-гимн в честь любви и жизни.

 

Домашняя работа: повтори все  определения выделенные жирным шрифтом.                                                                                                                 Прочитать поэму А.Пушкина «Руслан и Людмила»

ОЦЕНКА:                             

 

 

Урок № 28

Тема: «Музыка в театре»

ОПЕРА

ОПЕРА (итал. – сочинение, произведение) – сложный вид музыкально-драматического искусства.

В опере соединяются музыка, пение, хореография, игра актеров, сценарий и художественное оформление.

ИСТОРИЯ ОПЕРЫ.

Родина оперы – Италия. Первой считают оперу итальянского композитора Якопо Пери и поэта Оттавио Ринучини «Эвридика», поставленную 6 октября 1600 года во Флоренции. Актеры не декламировали стихи, а пели их под музыку. Первоначально это называлось «драма на музыку».

Термин опера появился в середине 17 века. Первые классические образцы оперы создал итальянский композитор Клаудио Монтеверди.

 

В Италии зародились следующие разновидности оперы: опера seria (серьёзная) и опера buffa (комическая). Классические образцы оперы- сериа создал А.Скарлатти. Её характерные черты: историко-мифологический сюжет, преобладание сольных номеров, отсутствие хора и балета, 3хч. ария da capo, действующие лица оперы герои, цари, боги.

Опера буффа – комедийно-бытовая, возникла в 18 веке на основе реалистических комедий и народно-песенного творчества. Действующие лица в них – простые люди.

Создателем этого жанра был Дж. Перголези («Служанка – госпожа»).

Во Франции в 17-18 веке возникли опера-балет с преобладанием балетных сцен, лирическая трагедия и комическая опера. Создатель их французский композитор Ж.Люлли.

Немецкая комическая опера – зингшпиль, в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Образец зингшпиля – опера В. Моцарта «Волшебная флейта».

В 19 веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Так, в Германии в творчестве Р. Вагнера возникла музыкальная драма. В ней отсутствуют музыкальные номера, течение музыки беспрерывно. Господствуют лейтмотивные характеристики героев (лейтмотив – ведущий мотив, характеризующий героя).

Первые оперы в России появились в 70х годах 18 века. Это были пьесы с музыкальными эпизодами. Основоположник русской классической оперы – Михаил Иванович Глинка.

Жанры русской оперы разнообразны: героико-историческая и волшебно-эпическая у Глинки, социально-бытовая у Даргомыжского, музыкальная драма у Мусоргского, историко-эпическая у Бородина, сказочная у Римского-Корсакова.

В 20 веке возникают новые виды опер: джазовая (Дж. Гершвин) и рок-опера (А. Рыбников).

 

Литературный текст оперы называется либретто. Основой либретто могут стать сказки, мифы, поэмы, повести, рассказы, романы и пьесы. Какое произведение легло в основу оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»?

______________________________________________________________________

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые номера.

 

Великому русскому композитору М.И.Глинке принадлежат две оперы- «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Первая является историко-героической оперой, вторая- сказочной.

Рассмотрим музыкальные номера на основе оперы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.)