Преподаватель по предметам «Слушание музыки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель по предметам «Слушание музыки»



Рабочая тетрадь

по предмету «Музыкальная литература»

(первый год обучения) 

                                                         

                                                 

                                                                                                        Разработчик:

Преподаватель по предметам «Слушание музыки»

и «Музыкальная литература»

Тушинская Юлия Сергеевна

С.Частоозерье, 2021 год.

От автора

 Рабочая тетрадь предназначена для учащихся первого года обучения(1 класс-срок обучения 5 лет, 4 класс-срок обучения 8 лет) по предмету «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных программ «Хоровое пение», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Фортепиано». Рабочая тетрадь разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Музыкальная литература».

 Рабочая тетрадь является учебным пособием на каждый урок, где размещены все важные сведения из материала урока, правила – понятия. Правила урока даны в цвете или выделены жирным шрифтом. Учащимся будет абсолютно понятно, что надо учить, что слушать, как выполнить домашнее задание.

 В рабочей тетради размещены задания и таблицы, которые заполняются частично в классе (как пример) и дома. Имеются иллюстрации, которые помогут учащемуся получить должные представления, о каком - то явлении или понятии.

Все задания разбиты на 33 урока в соответствие с учебным планом. В тетрадь включены контрольные работы. Каждый учащийся сможет подготовиться к промежуточной аттестации, просмотреть ошибки и ликвидировать пробелы знаний.

 

I четверть

                                                             Урок № 1

Тема: «Место музыки в жизни человека»

Что такое музыка?__________________________________________________

Какие звуки окружают нас в жизни?_____________________________________

Нас окружают шумовые звуки и музыкальные.

1.Определите на картинках шумовые звуки и музыкальные звуки.

Где можно услышать музыку?.....

Таблица № 1

Вид музыки Где исполняется Что исполняется или звучит
Народная музыка На улице, доме, клубе, концертном зале Песни, инструментальная музыка, сопровождение пляски.
Церковная музыка В церкви, концертном зале Произведения для хора без инструментального сопровождения (а капелла), Произведения для хора с инструментальным сопровождением, произведения для органа.
Камерная музыка В комнате, гостиной, камерном зале Инструментальные произведения: для одного или нескольких исполнителей(соло, дуэты, трио, квартеты и т.д.),вокальные произведения: песни, романсы с инструментальным сопровождением, вокальные дуэты, трио, квартеты.
Театральная (сценическая музыка) В театре: оперы и балета,в драматическом и детском театре Оперы, балеты, оперетты(музыкальные комедии), музыкальное сопровождение в драматическом театре, детском театре, цирковое представление
Концертная музыка В концертном зале Произведения для оркестра, для солиста с оркестром, для хора, певцов-солистов и оркестра, концертные произведения для ансамблей разных составов
Эстрадная музыка В клубе, в парке, на танцплощадках, в киноконцертных и спортивных залах Произведения для вокально-инструментальных ансамблей, песни, инструментальные пьесы
Военная музыка В воинской части, на боевом корабле, в военных учебных заведениях, на военном параде Сигналы трубы, марши для военно-духового оркестра, строевые песни

2. Определите на картинке вид музыки.

_______________ _________________________ _________________________


_____________________   _______________________ ____________________

Тема: «Содержание музыкальных произведений»

МУЗЫКА

                       Вокальная                                        Инструментальная


Определите вид музыки.

вокальная            
инструментальная            

ВИДЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Академический вокал                                                                      Рок-вокал

                    Народный вокал                               Джазовый вокал

                                                 Эстрадный вокал

Чудо -Тема Белочки

Лад ______________________ Ритм ___________________________

 Жанр музыки___________________ Мелодия __________________

Образ______________________ Штрихи_______________________

Чудо-Тема Богатырей

Лад _______________________ Ритм _________________________

Жанр музыки___________________ Мелодия __________________

 Образ  ____________________ Штрихи_______________________

3 чудо- тема Царевны Лебедь

Лад ____________________________

 Ритм ___________________________

Жанр музыки____________________

Мелодия ________________________

 Образ___________________________

                                                                                            Штрихи________________________

Урок № 3

Тема: «Содержание музыкальных произведений»

Мелодия-основа музыки.

                                                                   Виды мелодии:

1.Кантилена – плавная, певучая мелодия, в медленном темпе, красивая, с волнообразной линией, в среднем регистре.

2. Вьюнок – вьющаяся мелодия, в непрерывном подвижном темпе, двигающаяся то вверх, то вниз.

3.Стрела – в стремительном темпе мелодия, направленная то вверх, то вниз.

4.Скерцо (шутка)- шутливая мелодия, в которой нет мелодии, а есть только изобразительность (кляксы).

1.Слушаем и определяем: Ф.Шуман, «Карнавал»

«Арлекин»

Темп _______________________ Мелодия ___________________

 Штрихи____________________ Лад________________________

«Пьеро»

Темп _______________________ Мелодия ___________________

 Штрихи____________________ Лад________________________

Много веков назад наш народ отстаивал свою независимость в борьбе с манголо- татарским нашествием. Одно из сражений запечатлено в музыке Н.А.Римского- Корсакова, опера «Сеча при Керженце»-яркая картина жестокой битвы, где слышна скачка конницы и удары мечей.

4.Слушаем и определяем:

Темп ________________ Мелодия __________________

 Штрихи_____________  Лад______________________

Ритм__________________ Жанр ____________________

Содержание музыкальных произведений богато

Урок № 4

Мелодия и Лад.

Мелодия-основа музыкального искусства. Она выражает определенную музыкальную мысль, и сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как например, народная песня.

Слушаем: Р.Н.П. «Слава»

Темп_______________ Мелодия __________________ Штрихи_____________ Ритм_______________

Р.Н.П. «Заинька, попляши»

Темп_______________ Мелодия __________________ Штрихи_____________ Ритм_______________

Урок № 6

Смычковые инструменты

                                                                              Утка                                         фагот

                                                                                   Кошка                                      валторны

         Волк                         ударные инструменты

Домашняя работа: повтори определения и впиши их в таблицу.

тембр  
Женские голоса  
Мужские голоса  

ОЦЕНКА:

                                                                Урок № 7

                                        Тема «Симфонический оркестр»

Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей под руководством дирижёра.

Партитура – все партии всех инструментов.

Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных музыкальных инструментов (главная группа инструментов: струнно-смычковые и струнно-щипковые).

 

                        В симфонический оркестр входит 4 группы инструментов:

Группы инструментов инструменты
I. Струнно-смычковая Скрипки, альты, виолончели, контрабасы
II. Деревянно-духовая 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота
III. Медно-духовая 2 трубы, 2 валторны, 1 тромбон, 1 туба
IV. Ударная Литавры, барабаны, тарелки, колокольчики, ксилофон, треугольник.

Задание. Подпишите представленные на картинках инструменты

 

Домашняя работа: запомните определения(оркестр, партитура, симфонический оркестр)

ОЦЕНКА:

                                                           Урок № 8

Контрольный урок

1.Задание. Соедини № описания мелодии с № видом мелодии

                                   описание мелодии

Вид мелодии

1 Мелодия в стремительном темпе, направленная вверх и вниз 1 мелодия
2 Летящая и вьющаяся мелодия то вверх, то вниз 2 кантилена
3 Плавная, певучая мелодия в среднем регистре 3 вьюнок
4 Скачкообразная мелодия в подвижном темпе 4 стрела
5 Это мысли человека в звуках 5 скерцо - пятно
6 Непрерывная, вьющаяся мелодия, летящая то вверх то вниз 6 вьюнок - стрела
7 Нет линии мелодии, а есть изобразительные кляксы 7 пружинка
8 Мелодия, схожая с разговорной речью   8 речитатив

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8
               

       

2.Задание. Соотнесите правильные определения

1 Гомофония 1 Строение музыкальной ткани
2 Полифония 2 Это мелодия, исполненная на инструменте, но звучащая без аккомпанемента.  
3 Фактура 3 когда голоса поют разные мелодии
4 Контрастная полифония 4 много мелодий разных голосов, звучащих одновременно.

Ответы:

1 2 3 4
       

 

Задание. Перечисли жанры вокальной музыки

-___________________________,    -____________________________,

-___________________________,    -____________________________,

-____________________________,  -_____________________________.

4. Задание. Определи правильное определение(соедини стрелочками)

 

       ТЕМП                                                          ГРОМКОСТЬ МУЗЫКИ

      РЕГИСТР                                                 ОКРАСКА МУЗЫКИ

      ТЕМБР                                                     ВЫСОТА ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКИ

      ЛАД                                                         СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МУЗЫКИ

      ДИНАМИКА                                            НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ(мажор, минор)

      ШТРИХИ                                                  СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА

ОЦЕНКА:                               ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ:

Рабочая тетрадь

по предмету «Музыкальная литература»

(первый год обучения) 

                                                         

                                                 

                                                                                                        Разработчик:

преподаватель по предметам «Слушание музыки»

и «Музыкальная литература»

Тушинская Юлия Сергеевна

С.Частоозерье, 2021 год.

От автора

 Рабочая тетрадь предназначена для учащихся первого года обучения(1 класс-срок обучения 5 лет, 4 класс-срок обучения 8 лет) по предмету «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных программ «Хоровое пение», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Фортепиано». Рабочая тетрадь разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Музыкальная литература».

 Рабочая тетрадь является учебным пособием на каждый урок, где размещены все важные сведения из материала урока, правила – понятия. Правила урока даны в цвете или выделены жирным шрифтом. Учащимся будет абсолютно понятно, что надо учить, что слушать, как выполнить домашнее задание.

 В рабочей тетради размещены задания и таблицы, которые заполняются частично в классе (как пример) и дома. Имеются иллюстрации, которые помогут учащемуся получить должные представления, о каком - то явлении или понятии.

Все задания разбиты на 33 урока в соответствие с учебным планом. В тетрадь включены контрольные работы. Каждый учащийся сможет подготовиться к промежуточной аттестации, просмотреть ошибки и ликвидировать пробелы знаний.

 

I четверть

                                                             Урок № 1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.051 с.)