Консультация для педагогов и родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультация для педагогов и родителей



Тема: «Изготовление традиционных тряпичных кукол»

Цели и задачи:

· Ознакомить с традиционной тряпичной игрушкой, расширить знания по традиционной русской культуре.

· Дать представление о видах и назначении тряпичной куклы.

· Ознакомить с техникой изготовления игровой куклы и куклы - обереги.

Вступительное слово воспитателя

Все взрослые когда–то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, не похожие на современные. Они были самодельные. Первой и любимой игрушкой была куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбелькой младенца, чтобы ребенок смотрел и забавлялся.

По своему назначению традиционные куклы делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы – обереги.

Куклы – обереги не были игрушками. Они, по поверьям, должны были защищать человека от злых сил. Такие куколки делались из домотканых льняных лоскутков и льняной кудели. (Кудель – обработанный, вычесанный, шелковистый лен). Кудель закатывали, «валяли» в белую льняную тряпочку, перевязывали крестиком грудь льняной же ниткой. Теперь куклу можно рядить в яркую юбку, пришивать льняную косу с ленточкой. Кукла – оберег всегда была женского рода, безликая и безрукая. Это связано с тем, что тряпичная фигурка была олицетворением женского божества, которому поклонялись первобытные люди в эпоху раннего язычества. Это божество имело коварный характер: оно было способно и дарить жизнь, и отнимать ее, по этому ее взгляда боялись.

Исследователи имеют различные версии происхождения и значения женских изображений самых ранних времен:

 - почитание женщины – прародительницы;

- использование женских изображений в охотничьей магии;

- представление о мифической покровительнице домашнего очага;

- отражение общественного уважения к женщине;

- представление о материнских предках, символе единения и родственной связи членов общины, фетиш идеи продолжения рода.

Эти версии не подтверждают фактами. Сопоставление и анализ археологических и исторических материалов позволяют сделать вывод, что создание женских статуэток и изображений женщин было связано с мифическим существом женского пола. Оно моглоиметь не вполне человеческие черты (например, хвост, лапы вместо рук и ног) и являлось по первобытным представлениям «матерью зверей», способствующей, с одной стороны, умножению диких животных, а с другой стороны успешной охоте на них. Отсюда миф о богине, олицетворяющей рождение и смерть. Именно ее изображали древние люди со времен палеолита. Она считалась грозным божеством, ее взгляда страшились.

Женский демон славянских сказок баба яга – «не увидит». До наших дней сохранилась детская игра, где фигурирует «слепая баба». В греческой мифологии Ламиа – женское чудовище, пожирающее детей; Ламиа считалась безвредной, если была лишена глаз. Женоподобное чудовище – горгона взглядом убивала все живое. Поверье о том, что взгляд сверхъестественного существа может убить человека, имеет глобальный характер и существует, по меньшей мере, уже 25 тыс. лет.

Нередко кукол делали задолго до рождения ребенка и укладывали в зыбку. Со слов девяностолетней женщины записано, что ее бабушка, узнав, что у нее будет ребенок, принялась мастерить куколку. Когда родилась дочка, эта куколка лежала с ней в колыбели и женщина думала, что ее дитя защищено. Дочка выросла, и у нее родился свой ребенок. Тогда бабушка достала из сундука куколку и снова положила ее в колыбель с младенцем.

Желая уберечь беззащитного ребенка в свое отсутствие, родители наивно наделяли неодушевленный предмет сверхъестественной силой.

Кроме уже перечисленных кукол, были куклы: «Купавка», «Ангелочек», «Коза», «Домашняя Масленица», а так же кукла «Кузьма и Демьян» и кукла «День и Ночь» и др.

Каждая из них имела свою историю возникновения и символику назначения.

Приложение 4

Развлечение «Масленица»

Действующие лица

 

Хозяйка

Первый скоморох

Второй скоморох

Дрема

Гости, дети, родители, сотрудники детского сада

 

Зал оформлен под красный угол в русской избе. Столы сдвинуты в ряд и накрыты вышитой скатертью. На столе стоят самовар и посуда для чаепития. В углу комнаты на лавке сидит Дрема. Появляются гости, рассаживаются на одну сторону стола. Входит Хозяйка, вносит на подносе стопку блинов, потчует гостей.

Хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие. На Масленицу положено есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. У нас блины на диво, а воду кладите себе в сани, годится для бани, инда и вода отсюда не близко, и ходить к ней склизко, пируйте, сидите, да других не тесните. Кто хочет, - веселися, хоть с лавки свалися!

Входят скоморохи.

Скоморохи (вместе)

Здравствуй масленица годовая!

Гостья наша дорогая.

Хозяйка. Проходите, блинками угоститесь, вместе с нами повеселитесь. Да мой рассказ о былом послушайте.

На Руси Масленицу называют честной, широкой. Справляли ее неделю, называли ее сырной. Все дни сырной недели имеют свои названия.

Понедельник зовется «встреча». В этот день народ справлял встречу честной Масленицы, широкой боярыни. Дети с утра выходили на улицу, строили снежные горы, приговаривая. Ну – ка, детки, вспомните, что говорили тогда?

Дети (скороговоркой). Звал, называл честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: «Душа – ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Первый скоморох

Тише, тише, не галдите,

Дрему вы не разбудите.

Звучит русская народная мелодия. Дети инсценируют песню «Дрема». Дрема выполняет плясовые движения, дети повторяют их.

Второй скоморох. Хозяйка, а как второй день сырной недели называется?

Хозяйка. Вторник называли заигрышем. С утра принимались девицы и молодцы кататься с горок, и есть блины. Не ходить на горы, не потешаться над скоморохами значило в старину «жить в горькой беде».

Первый скоморох. Молодец хозяйка, и про нас рассказать не забыла.

Хозяйка. Я – то вас не забыла. А вот вы забыли свою первейшую обязанность – народ веселить.

Скоморохи (вместе). Выходите, ребята! Мы научим вас играть в старинную игру «Крыночка».

Игра «Крыночка»

Дети встают со своих мест, подходят к скоморохам. Вот вам крыночка с молоком. Один из вас будет котом, другой – его бабушкой.

Дети выбирают кота и бабушку.

Вам, ребята, будто хочется молока, но кот и бабушка его сторожат. А вы попытайтесь крынку с молоком добыть.

Дети. Бабушка, где твой котик?

Бабушка. Пошел глодать кости на чужой двор.

Дети. Бабушка, хочешь ли в нашу баньку?

Бабушка. Какая у вас банька? Идите себе прочь!

Дети. Не сердись, бабушка, банька у нас каленая, топили молодцы семь дней, а пару в ней для семи деревень.

Бабушка. А какой веничек?

Дети. Веничек – то из шелку шамаханского.

Бабушка идет в «баню», а дети берут крынку с молоком и разбивают ее. Подбегает кот, мяукает. Прибегает бабушка. Дети убегают. Бабушка и кот начинают их ловить. Первый пойманный становится бабушкой, второй – котом. Игра повторяется. После игры хозяйка приглашает детей к столу.

Хозяйка. А третий день Масленицы, среда, называется лакомкой. На лакомку теща приглашает зятя на блины, а для того, чтобы им было веселей, сзывали и всех своих родных.

Четверг на сырной недели называли «разгул», «перелом». В этот день устраивали катанье на тройках по улицам деревни и кулачные бои.

Первый скоморох. А давайте, и мы проведем соревнование. Была на Руси игра «Взвешивание соли».

Двое мальчиков становятся спиной друг к другу и сплетают руки, согнув их в локте. Когда один нагибается, другой оказывается лежащим на его спине. Потом оба выпрямляются. Затем наклоняется другой ребенок и т.д. действия продолжаются, пока играющие не устанут. Таким образом, меряются силой несколько пар мальчиков.

Хозяйка. Ай – да молодцы! И сильны, и удалы. Любят ребятушки показать свою силушку. Ну – ка, кто у нас хороший?

Дети инсценируют русскую народную песню «Кто у нас хороший».

Хозяйка. Пятница называется «тещины вечерки». На этот раз зятья угощают тещ блинами. Приглашения к обеду бывают почетные, со всею роднею, или ужин «запросто». Продолжались гулянья, игры. Вот сейчас нам ребята исполнят еще одно масленичное причитание. А мы послушаем.

Дети.

Наша Масленица годовая,

Она хозяйка дорогая!

Она пешей не ходит, -

Все на конях разъезжает.

Все на конях разъезжает.

Кони – коники вороные,

Слуги, слуги, все молодые…

Здравствуй, Масленица!

Здравствуй, Масленица!

Первый скоморох. Каковы гости, таков и обед!

Хозяйка. Какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.

Скоморохи (вместе)

Ну – ка, гости, выходите,

Нас потешьте

И себя повеселите.

Дети исполняют русскую народную прибаутку «Тень – тень – потетень» затем исполняют под русскую народную мелодию пляску.

Хозяйка. Суббота называется «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих родных в гости. Девушки созывали своих подруг. Все веселились, играли, пели.

Скоморохи (вместе). Пора и нам повеселиться!

Дети инсценируют русскую народную песню «Пошла млада за водой». Затем садятся на свои места.

Хозяйка. Воскресенье называется «проводы Масленицы», «провожанье», «Прощеное воскресенье». Продолжались гулянья, игры, забавы, катанья на лошадях и на санках с горок. Вечером, после гулянья и забав, выходили женщины и мужчины, молодцы, девицы и дети из своих дворов, несли с собой солому. Складывали ее в одну кучу, связывали и делали куклу – «Масленицу». Под пение солому сжигали «Масленицу. Было такое поверие, что вместе с «Масленицей» нужно сжечь все старые и ненужные вещи. Так как этот день называли «Прощеным воскресеньем то: просили в этот день вечером друг у друга прощение. Дети клялись родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и знакомые, также просили прощения.

Скоморохи (вместе). Ой, хозяйка, засиделись мы что то. Пора и нам разгуляться. Айда на улицу!

Все выходят на улицу, праздник продолжается: скоморохи проводят с детьми и их родителями соревнования и игры.

Например, игра «Дядюшка Трифон».

Дети встают в круг, берутся за руки. В его центре стоит водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

- У дядюшки Трифона было семеро детей,

Они не пели, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становится водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположную сторону.

Затем скоморохи предлагают прокатить всех ребят на санях запряженных лошадями, с бубенцами, с песнями. Под конец праздника вывозили «Масленицу» и сжигали ее на костре. Дети, взявшись за руки вместе с родителями и гостями, ходили вокруг костра и пели прощальную песню «Проводы Масленицы».


Прощай, Масленица

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!


Схема подготовки и проведения праздника

Цели и задачи:

· приобщать детей к истокам русской народной культуры;

· продолжать знакомить детей с традициями своего народа через праздники, обряды, народный календарь и игрища;

· Развивать эстетический вкус, творческие способности, любознательность и артистизм;

· Воспитывать интерес и любознательность к народному фольклору.

 

Совместная деятельность с детьми:

Ø Чтение художественной литературы (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.)

Ø Рассматривание альбома «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», а так же «Резьба по дереву» и др.

Ø Знакомство детей с традиционным русским костюмом, предметами быта.

Ø Использование примет, поговорок и пословиц во время прогулок

Ø Мастер – класс по изготовлению игрушек – матрешек и кукол – пеленашек.

Ø Выставка рисунков и поделок по теме: «Пасхальные яйца».

 

Работа с родителями:

Ø Изготовление родителями атрибутов к развлечению «Веселые посиделки».

Ø Мастер – класс с родителями по изготовлению народной игрушки - пеленашки из ткани.

Ø Выставка фотографий и совместных творческих работ родителей и детей из природного и бросового материала.

Ø Консультации на тему: «Как приобщать дошкольника к традиционной народной культуре», «История появления матрешки», «Широкая Масленица», «Светлое Рождество», «Пасха» и др.

Ø Подборка и рекомендации родителям для прочтения дома художественной литературы (пословицы, поговорки, приметы, сказки и др.) к занятиям.

 

 


Приложение 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.045 с.)