Теоретическая интерпретация опыта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая интерпретация опыта.



Содержание

1. Теоретическая интерпретация опыта …...................................................... 3

 

2. Технология….................................................................................................. 10

1. модуль «Диагностика»…………………………………………………..14

2. модуль «Педагогические условия»……………………………………..17

3. модуль «Игра»…………………………………………………………… 18

4. модуль «Праздники и развлечения»…………………………………… 19

5. модуль «Речевое творчество»……………………………………………20

6. модуль «Музейная педагогика»……………………………………… 21

7. модуль «Семья»……………………………………………………..     22

8. модуль «Планирование»………………………………………………… 25

 

3.  Приложения ……………………………………………………………….. 29

 

Теоретическая интерпретация опыта.

Опыт формировался в условиях дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада №20 «Золотой ключик» г. Новоалтайска с детьми старшего дошкольного возраста.

Данную группу посещают психологически и физически здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. Воспитываются дети в благополучных семьях, с атмосферой доброжелательности и взаимопонимания.

Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:

· Многофункциональные уголок в группах ДОУ  «Уголок ряженья», «Уголок уединения».

· Центр «Театр», где размещены различные виды театров.

· Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

· Музей народного быта «Русская изба». Организация экскурсий, посещение музеев.

· Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.

· Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

· Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

· Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

· Реализуемые долгосрочные проекты «История Матрешки», «Моя семья», «Хлебные уши» и др.

· Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».

· Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Сущность опыта

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.  

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народным культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура». Исходя из этого, автор считает, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность традиционной народной культуры. В качестве таковых ключевых терминов мы рассмотрим понятия культура, народная художественная культура, традиция.

Теоретическая база

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура». Исходя из этого, автор считает, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность «традиционной народной культуры». В качестве таковых ключевых терминов автор рассмотрит понятия «культура», «народная художественная культура», «традиция».

Толкование термина «культура» многозначно и зависит от сферы применения. Слово «культура» пришло из латинского языка и переводится как – обработка, возделывание. «Культура» представляет собой очень сложное, многогранное явление. Как форма деятельности «культура», в конечном итоге, предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Социолог С.Радугин рассматривал «культуру» в широком смысле слова как специфическую генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

По словам известного ученого, культуролога Г.Н.Волкова, «культура» понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

С.Фролов же полагал, что «культура» - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон и обычаи, а также способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

В связи с этим весьма обоснованно звучит введенное академиком Д.С.Лихачевым понятие «культура» – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией».

В фундаменте нашего культурного общества лежит «традиционная народная культура». Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Развитие традиционной культуры всех народов России крайне важно. Но не менее важны и взаимовлияния, взаимоприобретения, синтез, на основе которых рождается наша многонациональная общероссийская культура.

Понятие «традиция» применительно к народной культуре, имеет несколько специализированное содержание. По мнению Ю.В.Бромлея, С.А.Токарева, Р.Ф.Итса, «традиция» – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. «Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах» - стенографический отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» от 26 декабря 2006 года.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями. Традиционная культура, составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

    Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

    В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

    В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

    Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

    В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

    Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.

    Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.

    У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.

    В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.

    Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

    Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

    Подтверждением тому могут служить обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина — русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова — земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов — обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

В результате рассмотрения понятия «Традиционная народная культура» можно сделать вывод, что это сложное общественное явление, в котором нашло выражение духовная и материальная жизнь народа. Заложенный в нем эстетический, нравственный, эмоциональный заряд бесспорен: он противостоит злу, агрессии, насилию над личностью, человеконенавистническим взглядам, деструктивным силам. Гуманистическая идея утверждения жизни и ее ценности является доминирующей ценностью в традиционной культуре.

Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа, а так же программы регионального значения, целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

К анализу разных программ автор и считает целесообразным, обратиться.

В действующих современных программах заложены разные требования к приобщению детей к народной культуре и традициям.

В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре. Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми.

В программе «Детство» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

-Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

-Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.

В настоящее время существует множество региональных программ (Г.Т. Алифанова, Н.В. Бибикова, З.А. Серова и др. – Санкт-Петербург; Н.В. Алешина и др. – Москва; С.В. Никитина, О.Ю. Тимонина - Великий Новгород и др.), предоставляющих возможность ознакомления с историческим, культурным, национальным своеобразием родного региона.

Проблему приобщения дошкольников к русской национальной культуре успешно решает педагогический коллектив детского сада №58 «Родничок» г. Северска. Результатом сложной и кропотливой работы в этом направлении явилось создание программы «Живой родник», основанной на соблюдении календарной обрядности, свойственной народному быту и досугу. Программа включает разделы: «Познай себя», «Я и рукотворный мир», «Я и искусство», «Я и природа», «Я и другие люди, общество».

Планирование работы позволяет знакомить детей с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремеслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.

В воспитательно-образовательной сфере появляется интерес к этнопедагогике, развитию ребенка через историю, культуру его народа, которая предполагает природосообразность – неотделимость воспитания от жизни и синкретизм – взаимопроникновение различных видов искусств, непрерывную связь музыки, декоративно-прикладного искусства, танца, фольклора, устного народного творчества и т.д., то есть все то, что и входит в понятие культура.

Среди данных программ следует выделить программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам народной культуры». Данная программа содержит годовой тематический план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Программа предусматривает использование рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ и в семье.

Так, в ДОУ № 196 г. Барнаула реализуется программа «Русский дом», разработанная совместно с кафедрой дореволюционной отечественной истории АГУ, предусматривающая комплексный подход в развитии дошкольников средствами истории и культуры. С 1995г. в данном ДОУ проводилась исследовательская работа по программе «Русский дом». В результате исследования коллектив пришел к выводу о том, что знакомство детей с общерусской культурой и историей необходимо начинать с изучения традиционной культуры и искусства, истории родного края. В настоящее время детский сад использует эту программу как дополнительную к основной, типовой программе, сохраняя систему полученных детьми знаний, систему проведения мероприятий.

Воспитание детей на традициях русскоязычного населения Алтайского края представлено в программе «От родного порога», автор - составитель Е.В. Затеева. Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет. Стержнем программы является народный земледельческий календарь, составляющий основу тематического планирования. Задачи приобщения к традиционной культуре русскоязычного населения Алтайского края решаются в процессе организации народных праздников, игр, трудовой деятельности, ремесла, музыкального и поэтического фольклора.

Программа предполагает решение следующих задач: заложить основы нравственности и морали, духовности, самосознания, культуры общения, практические навыки и умения. Все содержание программы разбито на тематические недели в четырех основных блоках: осень, зима, весна, лето для всех возрастных групп ДОУ.

Таким образом, в современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей. Исходя из вышесказанного, необходимо рассмотреть особенности формирования представлений о традиционной народной культуре у детей дошкольного возраста.

По утверждению К.Д.Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.

Народные праздники, по мнению Р. Гареевой, К. Жигульского, могут быть производственными, семейно-родовыми и обрядовыми, уже в самих названиях могут нести этническую нагрузку и выступают специфичными во всем своем оформлении.

Поэтому задача дошкольной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. В само понятие «фольклор» входят все виды устного народного творчества – пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях.

Новизна опыта.

1. Формирование национального самосознания, самоидентичности;

2. Развитие творческих способностей;

3. Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним;

4. Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка В социально-культурный опыт народа;

5. Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.

Ведущая идея опыта - приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.

Адресная направленность

Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Трудоемкость

· изучение теоретических основ традиционной народной культуры;

· создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;

· разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;

· использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;

· разработка анкет, диагностических карт для выявления готовности родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

В умении автора:

1. Ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;

2. Проведение экскурсий в музеи выставочные залы родного города, края;

3. Собеседование с применением методических приемов, как вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;

4. Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;

5. Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры);

6. Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.

Технология

Модуль. «Диагностика»

Диагностика позволила автору определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:

· Определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;

· Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;

· Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.

Результативность

На начало внедрения опыта

· дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.

· знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.

· дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.

· У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

· Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

· Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Модуль. «Игра»

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и другие.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь? В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. (Приложение 3)

Модуль «Семья»

    Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, автору необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей — с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения. У 25% родителей — имеется представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи. 62% родителей считают, что не способны рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке. 80% родителей не против проводимой в детском саду работы с детьми, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе. 8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы. Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям

Работа с родителями велась по двум основным направлениям:

- Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.

- Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.089 с.)