Основы конституционного правого статуса РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного правого статуса РФ



 

2.1 История судей Российской Федерации [4]

 

           В Московской Руси XV- XVII веков судопроизводство осуществлялось князьями, затем царем. Во времена русских царей стало традиционным совмещение представителя правосудия и власти в одном лице. Это весьма символично и для современности, так как часто можно услышать, что судье был отдан приказ «сверху». Таким образом, власть контролирует суды и сейчас, видимо, со времен царей осталась в системе такая традиция.

    Для князей, вершащих правосудие в Московской Руси, занятие это было очень доходным, ибо штрафы, виры, продажи шли в княжеский карман. Историки отмечают, что суд того времени был очень продажным, ведь князьям – тогдашним судьям было выгодно то решение, в результате которого они получат мзду. И снова можно провести параллель с современной судебной системой – взяточничество у служителей Фемиды в XXI веке далеко не редкость. В 1550 году царь Иван Грозный выпустил Судебник, положения которого большим образом защищали интересы правительства.

    Кроме того, в Судебнике было прописано, что оружие становилось решающим фактором дела – противников выпускали на поле, победитель – невиновен, так как его оружие благословил Бог, считали отправители правосудия времен Грозного. Может, и сегодня, судьи полагаются на волю божью, не меняя меру пресечения страдающим от тяжелых заболеваний подследственным? «Если умрет за решеткой – то виновен, а не умрет, так в тюрьме еще разок проверим его чистоту».

    Царь Петр Первый впервые предпринял попытки отделить администрацию от суда. При нем была учреждена должность судьи, созданы городовые суды, не зависящие от губернаторов и воевод.

    Петр создал военный и духовный суды, за пример им была взята судебная система Швеции. Однако, после вступления Екатерины I на престол, все преобразования Петра были уничтожены, и судебная власть вернулась к губернаторам и воеводам.

           Если верить российскому законодательству того времени, то негласной задачей судов в XV-XVII вв., было устрашение населения – «иногда лучше покарать невиновного, чем вообще никого не покарать». Невольно вспоминается фраза «Кто-то же должен сидеть», которая однажды была озвучена одной право защитницей как девиз современного судейского сообщества.

    Изменения, приблизившие судебную системы нашей страны к тому виду, в котором она находится сейчас, произошли во второй половине XIX века. Именно тогда получила развитие система мировых судов, местных и окружных судов, прокуратуры и адвокатуры.

    В эпоху советской власти отмечается спад развития судебной системы – были отвергнуты такие достижения как суд присяжных заседателей, систему общего суда и т.д. Вместо этого были учреждены институт народных заседателей и местные суды, которые состояли из одного профессионального судьи и двух представителей общественности – народные заседатели.

    Также Советская Россия упразднила адвокатуру и прокуратуру, приостановила деятельность мирового суда, который в XIX веке был призван защищать права граждан и пользовался у населения особым доверием. В Советском Союзе развитие правового государства приостановилось, так как сначала развитие права «тормозило движение к коммунизму», а позже сталинская жестокость и появившиеся спецколлегии, двигаясь только в одном направлении – по указке партии и самого Сталина, и вовсе не давали развиваться праву в стране.

    Период сталинских репрессий насчитывает до 50% судебных ошибок – дела возбуждались из воздуха, а наказание люди получали жестокие.

    Таким образом, советская власть не развивала судебную систему, а лишь стопорила ее развитие. Суды, подчиняясь партии и Сталину, сделали несколько шагов назад в своей независимости.

    В 1991 году Верховный совет РСФСР одобрил «Концепцию судебной реформы в Российской Федерации», положения которой содержали планы на «лучшую жизнь» судебной системы РФ. Именно тогда впервые заговорили о суде как о гаранте законности и справедливости в стране, о необходимости поднимать судебную власть из низов, в которые она была опущена историей, а также о создании демократического и стабильного общества, которое будет уверено в своем будущем.

    В 1992 году, 26 июля, был принят Федеральный Закон «О статусе судей в Российской Федерации», которым судьи были деполитизированы, а судебная власть была провозглашена не имеющей к политике отношения. Однако, этот шаг вперед был не решающим, так как и сегодня суды ощущают на себе прямое или косвенное давление со стороны властей, поэтому говорить о независимости судебной системы не приходится.                                                                            

Правовой статус судей

    Правовой статус судьи - это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве[5].

    Анализ положений законодательства позволяет выделить ряд элементов правовою статуса судьи.

1. Судьи – носители судебной власти, таким образом, это публичные субъекты, осуществляющие властные полномочия. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

    2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом.

    3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием. Установлены следующие квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс.

    4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например,

ü в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы, а также руководствоваться принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи;

ü при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, независимости, справедливости и беспристрастности;

ü судья не вправе:

ü замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности, быть третейским судьей или арбитром[6];

ü заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом;

ü заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

ü прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

    5.Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

    6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1,3 ст. 294 УК РФ).

    7.Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.

    Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

    Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность, например,

- за злостное неисполнение судебных актов предусмотрена уголовная ответственность – от штрафа до лишения свободы (ст. 315 УК РФ);

- за неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного ареста (абз. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);

- за неисполнение без уважительных причин обязанности предоставить истребуемые судом доказательства предусмотрен судебный штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ, ч. 9 ст. 66 и ч. 1 ст. 119 АПК РФ).

    8. Судьи несменяемы[7], т.е. не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

    9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

    10. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

    11. Судьи неприкосновенны. Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Гарантии независимости устанавливаются федеральным законом.

    12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Конституционным Судом РФ.

- Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие.

- Дисциплинарным проступком считается нарушение судьей норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

- За период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационные коллегии судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно прекратили полномочия 160 судей и наложили взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшая квалификационная коллегия – на трех и двух судей соответственно[8].

    13. Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Федеральный судья, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку, по результатам которой судье присваивается квалификационный класс.

Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

    15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей. Например, ежемесячное денежное вознаграждение, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора и других доплат; отпуск 30 рабочих дней, не считая времени следования к месту отдыха и обратно (с учетом стажа работы по юридической специальности предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск); оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; обеспечение проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении; обязательное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи и т.д.

    16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

    Таким образом, "статус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие"[9].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.022 с.)