Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпиграф урока: «Конституция – это формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства»
В. Зорькин. Цель урока — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основ конституционного строя России. Задачи урока: - формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
- сформировать представление учащихся о Конституционном Суде РФ, его структуре и функциях, рассмотреть особенности конституционного судопроизводства, определить порядок и правила обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ;
- способствовать формированию у школьников умений и навыков анализа, самостоятельного поиска необходимой правовой информации, аргументирования собственных суждений; Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, тексты Конституции РФ, карточки для работы в группах, распечатки извлечений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации" Основные понятия и термины: Конституционный Суд РФ, конституционное судопроизводство План урока 1. Конституционный Суд: полномочия, компетенция, состав. 2. Правовой статус судей Конституционного Суда РФ. 3. Порядок и правила обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ. 4. Содержание и порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде РФ I. Вступительное слово учителя: 12 декабря 2013 г. исполнилось 20 лет Конституции Российской Федерации. В рамках празднования этого события у нас сегодня открытый урок права по теме «Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции». Двадцать лет российской Конституции – это период взросления целого поколения россиян, родившихся в 1993 году. В условиях нашего спрессованного исторического времени этот срок уже вполне достаточен для того, чтобы подвести первые итоги конституционно – правового развития страны и оценить их историческое значение. Думаю, что лучше всего это может сделать председатель Конституционного суда РФ, слова которого взяты мной в качестве эпиграфа урока.
Валерий Зорькин даёт такую оценку: «Возьму на себя смелость заявить, что Конституция в целом достойно прошла проверку практикой на крутом историческом переломе в жизни страны. Действующая Конституция – это не просто одно из главных правовых достижений постсоветской эпохи. Это – крупное завоевание в борьбе за право, потребовавшее больших усилий и жертв от нескольких поколений российских граждан. И к этому завоеванию надо относиться бережно». Ребята! Обращаю ваше внимание на последнюю фразу. Это значит Конституцию нужно уважать, знать, выполнять, а если понадобится, то и защищать, те завоевания, которые она нам гарантирует. В противном случае, в условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор и возникает то, что называют «фактической конституцией». А этого в правовом, демократическом государстве быть не должно. Я надеюсь, что в результате нашего урока вы не только повысите свою правовую культуру, ваше правосознание, проникнетесь уважением к Основному Закону нашей жизни, но и усвоите основные вопросы темы урока: функции и полномочия, порядок формирования и осуществления деятельности Конституционного Суда как основного органа правовой охраны Конституции РФ. Непреходящая роль нашей Конституции заключается в том, что она, на мой взгляд, сумела заложить правовые основы для общественного согласия путём закрепления таких объединяющих всё общество положений, как: принцип приоритета прав человека; принцип разделения властей; правовой, социальный и федеративный характер государства; равенство всех перед законом и судом и т.д. Всё это в нашей Конституции есть, и на данном этапе этого вполне достаточно для нормального правового развития страны. Я предлагаю обсудить вопросы, раскрывающие важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.
II. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос. 1. Что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества? 2. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Что это означает? 3. Когда и как была принята наша Конституция? 4. Что такое референдум? 5. Когда Конституция считается принятой согласно Положению о референдуме, а сам референдум состоявшимся? 6. Раскройте принцип разделения властей. Кто из мыслителей является автором этого ни в чём не превзойдённого «изобретения» человечества? В Конституции, какой страны принцип разделения властей впервые в истории был закреплен? 7.Как принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ? 8.Кто в РФ осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть? 9. Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? 10. Что означает и как осуществляется система сдержек и противовесов для того, чтобы не нарушалось равновесие властей?
III. Изучение нового материала. Групповая работа по изучению статей Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации". На основе предварительного изучения и анализа данных документов учащимся предлагается подготовить короткие выступления по заданиям, указанным на карточках. Группа № 1 1.Дайте определение Конституционного Суда РФ. 2.Раскройте полномочия и компетенцию Конституционного Суда РФ. Группа № 2 1.Охарактеризуйте состав Конституционного Суда РФ. 2.Определите статус судей Конституционного Суда РФ. Группа № 3 1. Определите признаки лиц, которым законом предоставлено право обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ. 2.Охарактеризуйте порядок и правила обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ. Группа № 4 1.Охарактеризуйте содержание и порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде РФ 2.Определите обстоятельства, препятствующие рассмотрению материалов в Конституционном Суде РФ
По ходу ответов, учащихся учителем анализируется правильность выполнения заданий, вносятся дополнения и соответствующие коррективы, демонстрируются слайды презентации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.009 с.) |