Эпиграф урока: «Конституция – это формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства»     


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпиграф урока: «Конституция – это формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства»    



                                                                                   В. Зорькин.

Цель урока — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основ конституционного строя России.

Задачи урока:

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

 

- сформировать представление учащихся о Конституционном Суде РФ, его структуре и функциях, рассмотреть особенности конституционного судопроизводства, определить порядок и правила обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ;

 

- способствовать формированию у школьников умений и навыков анализа, самостоятельного поиска необходимой правовой информации, аргументирования собственных суждений;

Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, тексты Конституции РФ, карточки для работы в группах, распечатки извлечений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Основные понятия и термины: Конституционный Суд РФ, конституционное судопроизводство

                               План урока

1. Конституционный Суд: полномочия, компетенция, состав.

2. Правовой статус судей Конституционного Суда РФ.

3. Порядок и правила обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.

4. Содержание и порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде РФ

I. Вступительное слово учителя:

12 декабря 2013 г. исполнилось 20 лет Конституции Российской Федерации. В рамках празднования этого события у нас сегодня открытый урок права по теме «Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции».

Двадцать лет российской Конституции – это период взросления целого поколения россиян, родившихся в 1993 году. В условиях нашего спрессованного исторического времени этот срок уже вполне достаточен для того, чтобы подвести первые итоги конституционно – правового развития страны и оценить их историческое значение. Думаю, что лучше всего это может сделать председатель Конституционного суда РФ, слова которого взяты мной в качестве эпиграфа урока. 

 Валерий Зорькин даёт такую оценку: «Возьму на себя смелость заявить, что Конституция в целом достойно прошла проверку практикой на крутом историческом переломе в жизни страны. Действующая Конституция – это не просто одно из главных правовых достижений постсоветской эпохи. Это – крупное завоевание в борьбе за право, потребовавшее больших усилий и жертв от нескольких поколений российских граждан. И к этому завоеванию надо относиться бережно».

Ребята! Обращаю ваше внимание на последнюю фразу. Это значит Конституцию нужно уважать, знать, выполнять, а если понадобится, то и защищать, те завоевания, которые она нам гарантирует. В противном случае, в условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор и возникает то, что называют «фактической конституцией». А этого в правовом, демократическом государстве быть не должно.

Я надеюсь, что в результате нашего урока вы не только повысите свою правовую культуру, ваше правосознание, проникнетесь уважением к Основному Закону нашей жизни, но и усвоите основные вопросы темы урока: функции и полномочия, порядок формирования и осуществления деятельности Конституционного Суда как основного органа правовой охраны Конституции РФ.

    Непреходящая роль нашей Конституции заключается в том, что она, на мой взгляд, сумела заложить правовые основы для общественного согласия путём закрепления таких объединяющих всё общество положений, как: принцип приоритета прав человека; принцип разделения властей; правовой, социальный и федеративный характер государства; равенство всех перед законом и судом и т.д. Всё это в нашей Конституции есть, и на данном этапе этого вполне достаточно для нормального правового развития страны. Я предлагаю обсудить вопросы, раскрывающие важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.

II. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос.

1.  Что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества?

2. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Что это означает?

3. Когда и как была принята наша Конституция?

4.  Что такое референдум?

5. Когда Конституция считается принятой согласно Положению о референдуме, а сам референдум состоявшимся?

6. Раскройте принцип разделения властей. Кто из мыслителей является автором этого ни в чём не превзойдённого «изобретения» человечества? В Конституции, какой страны принцип разделения властей впервые в истории был закреплен?

7.Как принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ?

8.Кто в РФ осуществляет законодательную, исполнительную и судебную

власть?

   9. Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации?

   10. Что означает и как осуществляется система сдержек и противовесов для того, чтобы не нарушалось равновесие властей?

 

III. Изучение нового материала. Групповая работа по изучению статей

Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации".

 На основе предварительного изучения и анализа данных документов учащимся предлагается подготовить короткие выступления по заданиям, указанным на карточках.

Группа № 1

1.Дайте определение Конституционного Суда РФ.

2.Раскройте полномочия и компетенцию Конституционного Суда РФ.

 Группа № 2

1.Охарактеризуйте состав Конституционного Суда РФ.

2.Определите статус судей Конституционного Суда РФ.

 Группа № 3

1. Определите признаки лиц, которым законом предоставлено право обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.

2.Охарактеризуйте порядок и правила обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.

Группа № 4

1.Охарактеризуйте содержание и порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде РФ

2.Определите обстоятельства, препятствующие рассмотрению материалов в Конституционном Суде РФ

 

По ходу ответов, учащихся учителем анализируется правильность выполнения заданий, вносятся дополнения и соответствующие коррективы, демонстрируются слайды презентации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.009 с.)