Быков В.В. «Жизнь и смерть — вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами — рождением и смертью.» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быков В.В. «Жизнь и смерть — вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами — рождением и смертью.»



Вариант 34

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема обретения смысла жизни в годы войны. (Когда для сражавшихся в годы войны людей жизнь обрела смысл?) 1. Для молодых людей, воевавших на войне и познавших жизнь в форме жестокой борьбы, жизнь обрела смысл с окончанием войны, они избавились от власти случайного.
2. Проблема избирательности искусства. (В чем проявляется избирательность искусства?) 2. Искусства, как и память человека, избирательно: в военных произведениях авторы отражают запоминающиеся моменты из личного опыта.
3. Проблема допустимости развлекательных моментов в произведениях о войне. (Допустимы ли в произведениях о войне развлекательные моменты?) 3. Развлекательные моменты не относятся к жанру военной литературы, а смешение жанров и забвение высоких задач литературы способно превратить искусство в товар ширпотреба.
4. Проблема проявления истинности таланта писателя. (В чем проявляется истинность таланта писателя?) 4. Истинность таланта писателя проявляется в выборе героя, интересного  читателям.

 

Толстой Л.Н. «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам…»

Вариант 35

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема причин несчастья. (Каковы причины несчастий людей?) 1. Несчастной жизнь людей делает неправильное понимание её цели, стремление жить только для себя, добывая как можно больше всяких радостей и удовольствий. Если жить для удовлетворения не материальных потребностей, а потребностей души, то не придётся бороться с другими и людьми за материальные блага.
2. Проблема обретения счастья. (Как   обрести счастье?) 2. Сделать человека счастливым могут его жизненные цели, которые сблизят его с другими людьми. Поскольку душа нуждается в любви, чем больше человек любит, тем более свободной и радостной становится его жизнь.
3. Проблема восприятия жизни. (Как люди воспринимают жизнь? Как следует её воспринимать?) 3.Большинству людей жизнь кажется злом и горем, потому что, по их мнению, она неправильно устроена, тогда как на самом деле все несчастья людей оттого, что люди делают в жизни не то, что нужно. Жизнь должна быть благом и радостью, и нужно воспринимать её как возможность дарить людям любовь и чувствовать себя от этого счастливым. Именно для этого рождён человек, который должен понимать важность правильного определения жизненных приоритетов.
4. Проблема выбора жизненных целей. (Какими должны быть жизненные цели человека?) 4. Человек не должен ставить целью своей жизни обретение материальных благ: это ведёт к борьбе с другими людьми и к ощущению несправедливости жизни. Если же цели будут духовными, то это сблизит людей друг с другом и сделает их счастливыми.

Чехов А.П. «В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери…»

Вариант 36

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема определения главной задачи  культурного человека. (В чём заключается главная задача культурного человека?) 2. По мнению героини, главная задача  культурного человека заключается в деятельном служении ближним.
2. Проблема вреда пустословия, демагогии. (В чём заключается время пустословия, демагогии?) 2. По мнению героини, демагогия и пустословие, призванные воздействовать на мысли и чувства людей, намеренно извращают факты и способны самые благородные начинания превратить в нечто абсурдное и не поддающееся логическому объяснению.
3. Проблема деятельного отношения к окружающей нас действительности. (В чём заключается активная жизненная позиция?) 3. По мнению героини, деятельное отношение к окружающей нас действительности заключается в том, чтобы не сидеть сложа руки, а прикладывать усилия, стараясь изменить мир к лучшему.
4. Проблема влияния непосильного труда на человека. (Какое влияние оказывает на человека непосильный труд?) 4. По мнению рассказчика, от непосильного труда люди болеют, всю жизнь лечатся, рано старятся и умирают; миллиарды людей живут хуже животных – только ради куска хлеба испытывая постоянный страх. А главное, непосильный физический труд мешает приобщиться к духовной деятельности.
5. Проблема бессмысленности малых дел. (Почему совершение малых дел бессмысленно?) 5. По мнению рассказчика, малые дела не решают социальных проблем, а лишь усугубляют царящее в обществе зло, так же как свет из окон не может осветить громадного сада; а люди типа Лидии, занимаясь деятельностью, которая не требует больших жертв, лишь удовлетворяют своё честолюбие.
6. Проблема чрезмерной категоричности в суждениях. (К чему приводит чрезмерная категоричность в суждениях?) 6. Чрезмерная категоричность в суждениях приводит к узости мышления, догматизму, строгости в общении, неумению слышать мнение окружающих. Так, мать Лидии боится противоречить категоричной и не терпящей возражений дочери, поспешно соглашаясь с ней.

 

 

Год

 

Гранин Д.А. «Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой…»

 

Вариант 1

 

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема памяти о жертвах фашизма. (Как спустя десятилетия после Второй мировой воины сохраняется память о жертвах фашизма?) 1. Спустя десятилетия после Второй мировой войны память о жертвах фашизма хранят памятники, в том числе мемориалы на местах бывших лагерей смерти – Бухенвальда, Освенцима. В память о погибших сажают аллеи, зажигают Вечный огонь. К подножию памятников люди приносят цветы, возлагают венки.
2. Проблема сохранения памяти о жертвах фашизма (Зачем нужно хранить память о жертвах фашизма?)   2. Память о жертвах фашизма нужно хранить, чтобы ужасы войны никогда не повторились, чтобы младшее поколение знало, что пришлось пережить старшему поколению, что такое война, что такое фашизм.
3. Проблема необходимости рассказывать детям об ужасах войны (Нужно ли рассказывать детям об ужасах войны?) 3. Детям необходимо показывать, что такое война, они должны знать о жертвах фашизма, их надо возить на экскурсии по мемориальным местам, чтобы внушить им отвращение и ненависть к фашизму.
4. Проблема изменения эмоционального состояния людей при посещении мемориалов, увековечивших память о жертвах фашизма (Как меняется эмоциональное состояние людей, когда они приходят почтить память жертв фашизма?) 4. У людей, пришедших почтить память жертв фашизма, меняется выражение лиц, на глазах появляются слёзы: участники Второй мировой войны вспоминают те страшные годы. Впечатления от посещения мест, где фашисты уничтожали людей, очень тяжелы для всех.

 

(1)Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. (2)С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.

(З)Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал. (4)Он не хотел плакать, он готовился сказать какие-то очень важные слова, потому что это был очень важный митинг. (5)У подножия памятника стояли писатели из разных стран: Пабло Неруда, Джанни Родари. (6)Триста, а может быть, четыреста писателей.

(7)Они впервые были в Бухенвальде. (8)А Бруно Апитц был узником Бухенвальда. (9)Он написал об этом свой роман «Голый среди волков». (10)Ему ничего не надо было сочинять. (И)Иссечённое морщинами, сухое лицо Бруно Апитца мало чем отличалось от бронзовых лиц узников на памятнике.

(12)В Бухенвальд мы ехали из немецкого Веймара. (13)После войны прошло почти тридцать лет. (14)Вдоль всей дороги цвели яблони. (15)Никогда ещё я не видел эту страну такой нарядно-белой. (16)Рядом со мной сидел американский писатель. (17)Мы говорили с ним о книгах, которые нравились нам обоим. (18)В автобусе были американские, английские и итальянские писатели. (19)Они шутили и веселились, это были славные люди, и погода была отличная, и за окнами было красиво. (20)У них было хорошее настроение, потому что они не представляли, что их ждёт впереди* (21)А я уже был в Бухенвальде пять лет назад.

(22) Приехали в Бухенвальд, выгрузились из автобуса, и я наблюдал, как постепенно, толчками менялись выражения лиц.

(23) Как и пять лет назад, на пустом плацу лагеря было ветрено. (24)Ходили экскурсанты, было много школьников. (25)У печей, холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. (26)Он с силой приглаживал свои короткие волосы — такая у него привычка.

— (27)Я всё думаю, — сказал он мне. — (28)Сплю и думаю, бедная моя голова. — (29)Он, морщась, следил за школьниками. — (30)Скажи, нужно ли это показывать детям?

(31)Я не знал. (32)Наверное, нужно. (33)А как иначе внушить им ужас, и отвращение, и ненависть к фашизму?

— (34)А может, такая доза слишком велика? — сказал Иржи.

(35)К нам подошли сербы. (З6)Они все воевали партизанами, они пережили всякое, и сейчас они вели себя как солдаты, спокойно, запоминающе оглядывая лагерь.

— (37)Мы тоже могли попасть сюда, — сказал кто-то из них.

(38)Так и я тоже мог попасть в Бухенвальд. (39)Это никогда мне и в голову не приходило. (40)Мне стало жарко: вспомнился бой под Таниной горой, когда наскочил на немцев, и потом — как мы шли из окружения.

(41)3а эти годы ничего не выросло на плацу в Бухенвальде. (42)Голый, пустынный — может, его специально сохраняли таким. (43)Но в Освенциме тоже почти ничего не росло, и в Ленинграде, под Пулковом, где мы сидели в окопах, там до сих пор плохо росли кусты. (44)Слишком много металла там было в земле. (45)Накануне отъезда я ходил по тем местам со своим комбатом. (46)Мы разыскивали старые, заросшие землянки. (47)Я сказал, что еду в Германию. (48)Комбат пожал плечами.

— (49)Я бы не мог с ними... — сказал он. — (50)Я всё понимаю, но я не могу....

(51)По каменным ступеням мы спускались с горы Бухенвальда на Аллею Наций. (52)В каменных чашах горел огонь. (53)Чёрный дым стлался над гранитными обелисками.

(54)Писатель Олесь Гончар и я несли венок. (55)Делегации всех стран растянулись в длинную процессию. (56)Каждая делегация возлагала венок к обелиску своей страны, в память соотечественников — жертв фашизма.

(По Д. А. Гранину*)

 

Гришковец Е.В. «Над вымыслом слезами обольюсь…»

 

Вариант 2

 

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема определения понятия искусство, объяснения силы воздействия искусства на человека (Что такое искусство, можно ли объяснить силу воздействия искусства на человека?) Искусство – это вымысел, вызывающий в человеке подлинные и сильнейшие переживания. Однако объяснить силу воздействия искусства на человека невозможно: искусство непостижимо.
2. Проблема определения критериев подлинного произведения искусства (Каковы критерии определения подлинного произведения искусства?) 2. Объективных критериев определения, является ли произведение искусством или нет, не существует. Человек должен чувствовать, видеть величие искусства, сопереживать ему. Подлинное искусство «иррационально и практического значения и применения не имеет». В отличие от него ремесленное изделие «конкретно, понятно, весомо и даже приносит определенную практическую (дидактическую, воспитательную или развлекательную) пользу».
3. Проблема определения причин востребованности поделок, ремесленных изделий, не представляющих художественной ценности (В чём причина востребованности поделок, ремесленных изделий, не представляющих художественной ценности?) 3. Поделки, ремесленные изделия, не представляющие художественной ценности, позволяют людям развлечься, заполнить свободное время, украсить интерьер, поэтому «покупаются охотнее и оцениваются много выше, чем подлинные произведения искусства, которые неудобны, которые могут ранить, которые требуют серьёзных переживаний».
4. Проблема отличия ремесленников от художников (В чём отличие ремесленников от художников?) 4. Ремесленники «удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлены», «готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными», они изображают из себя художников. Тогда как художники «своевольны, неудобны и совсем не гибки», «они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо».
5. Проблема отношения к искусству людей, не доверяющих к нему (Как относятся к искусству люди, не доверяющие ему?) 5. С точки зрения людей, не доверяющих искусству, оно совершенно бесполезно: они относятся к нему как к цирковому фокусу и не готовы тратить время на поиски разгадки искусства. Недоверие не позволяет таким людям «распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций».

 

(1) «Над вымыслом слезами обольюсь» — вот самое простое и точное определение искусства.

(2) Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.

(3) Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла? (4)Да только фактом искусства и величием этого факта. (5)Само же искусство непостижимо, как непостижим смысл жизни, да и факт самой жизни необъясним.

(6)Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое — нет. (7)Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит. (8)Если человек не чувствует и не видит, то никакие доказательные базы, никакие убеждения всех искусствоведов мира ничего не смогут с этим поделать.

(9)Как часто оказываются востребованы ремесленные изделия, какие-нибудь картины и скульптуры, в которых искусства не больше, чем в мебели, которые так же, как и мебель, служат только частью интерьера. (10)А также книги и фильмы, в которых нет даже самых слабых и первичных признаков искусства, которые изначально сделаны только с целью продажи и приобретаются только для того, чтобы как-то заполнить некое свободное время, как-то слегка развлечься... (11)Как часто такие поделки покупаются охотнее и оцениваются много выше, чем подлинные произведения искусства, которые неудобны, которые могут ранить, которые требуют сильных переживаний, которым «свободного» времени мало, с которыми развлечься и отдохнуть не получится. (12)Шедевром живописи нельзя дополнить интерьер.

(13)Шедевру нужно особое пространство.

(14)Чаще всего ремесленники кажутся художниками, потому что они художников из себя изображают. (15)Они удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлёны.

(16)Они готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными.

(17)Художники же своевольны, неудобны и совсем не гибки. (18)Они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо и всякое объяснение есть некая ложь.

(19)Настоящее искусство ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы. (20)Его невозможно удержать. (21)Его можно только чувствовать. (22)Его даже не пересказать. (23)Его невозможно передать своими словами.

(24)Ремесленное же изделие, как правило, конкретно, понятно, весомо и даже имеет определённую практическую ценность. (25)Например, оно может приносить дидактическую, воспитательную или развлекательную пользу. (26)И это неплохо.

(27)Если изделие хорошее, то и воспитание и развлечение тоже будут вполне приличными.

(28)Или же изделие ремесленника может быть намеренно запутанным и казаться сложным. (29)В этом случае оно тоже имеет чисто развлекательное значение. (30)Кому-то же нравится разгадывать ребусы и головоломки. (31)Многие ощущают пользу от этого, полагая, что тренируют память, внимание и развивают абстрактное мышление.

(32)Подлинное же искусство иррационально и практического значения и применения не имеет. (ЗЗ)Трудное для восприятия произведение, сложно устроенное, требующее внимания и чувственного проникновения, не доверяющий искусству человек скорее отвергнет, заподозрив его в умышленной запутанности и намеренном усложнении автором случайных и неинтересных человеку идей. (34)Недоверие не позволит ему распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций. (35)Не доверяющий искусству человек всегда будет искать разгадку, относясь к произведению как к цирковому фокусу: он всегда будет подразумевать, что разгадка есть, просто она сокрыта от глаз и он обязательно бы её нашёл, вот только что толку терять время на разгадывание какого-то фокуса.

(36)С любой его точки зрения настоящее искусство совершенно бесполезно.

(37)Вот изделия ремесленников и продаются, а искусство художников чаще всего остаётся неоплаченным или неоценённым. (38)Его невозможно оценить! (39)Оно же живое и непостижимое. (40)Сам автор не сможет найти и определить цену своего произведения искусства.

(41)Общество, нацеленное на результат, стремящееся к конкретному и однозначному пониманию, всегда пытается дать всему оценку. (42)В том числе и оценить искусство.

(43)Оценить конкретной суммой, ведь это вполне понятный результат.

(44)Такая оценка всегда однозначна. (45)Установление цены — это отчасти замена пониманию. (46)Человек, не доверяющий искусству, не допускает наличия чуда в произведении. (47)Чуда — которое не фокус. (48)Которое рационально понять невозможно. (49)Его можно только почувствовать и пережить. (50)Сопережить!!!

(По Е. В. Гришковцу)

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.024 с.)