Экологическая политика в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая политика в России



    Российская экологическая политика проделала сложную эволюцию. Периоды зарождения и развития сменялись на долгое время пресловутыми лозунгами «Нам нечего ждать милостей у природы - взять их наша задача».

    В настоящее время государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением. В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Одним из важнейших федеральных законов является комплексный закон "Об охране окружающей природной среды". Нормативно – правовая база РФ в сфере охраны окружающей среды – это 16 Международных конвенций, 7 Федеральных законов, 15 Указов Президента РФ, 140 Постановлений Правительства РФ, 4100 Законов и правовых актов субъектов РФ. (Приложение № 1).

    Конституция РФ 1993 года закрепила право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическим правонарушением. Правовое регулирование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обозначено как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7- ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) были определены основные принципы охраны окружающей среды. Среди них названы следующие:

ü соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

ü научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека;

ü ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

ü платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

ü обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

ü обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на

ü окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу

граждан;

ü приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

ü сохранение биологического разнообразия;

ü запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

ü соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

ü ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ü организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

ü участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

ü международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

    Экологическая политика в России осуществляется на законодательном, исполнительном и судебном уровнях, а реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственного управления.

    Законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды осуществляют Совет Федерации и Государственная дума. В Совете Федерации за охрану окружающей среды отвечает Комитет РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. В состав Государственной думы входят Комитет по экологии и Комитет по природным ресурсам.    Исполнительная ветвь власти в области охраны окружающей природной среды представлена Министерством природных ресурсов РФ, ответственным за осуществление государственной политики в области охраны окружающей среды; Министерством здравоохранения РФ, в состав которого входит ведомство, занимающееся санитарно-эпидемиологическим надзором; Гидрометеорологическая служба РФ, осуществляющая мониторинг состояния окружающей среды; Минатом РФ, занимающийся атомным надзором и устанавливающий порядок обращения с радиоактивными и опасными отходами; Министерство внутренних дел, в том числе занимающееся борьбой с экологическими правонарушениями; Федеральное агентство по образованию, реализующее государственный проект экологизации образования; Министерство сельского хозяйства, Министерство рыбного хозяйства. Данные органы государственной власти РФ занимаются координацией и реализацией мероприятий по охране окружающей среды; устанавливают порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, подготавливают и распространяют ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды; проводят государственную экологическую экспертизу.

    За экологические правонарушения устанавливается гражданско- правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. В целом, нормативно-правовая база экологической политики РФ не уступает общемировым стандартам, хотя и ей присущи серьезные недостатки. Экологическая политика, проводимая федеральными и региональными властями, не всегда последовательна. В некотором смысле Россия превратилась в сырьевой придаток Запада. У нас не всегда соблюдаются общепризнанные в мире законы охраны природы. Отечественные экологические стандарты отстают от развитых стран. Российская промышленность расточительно потребляет ресурсы, что несовместимо с принципами устойчивого развития и подрывает основу жизни будущих поколений. Преобладает тенденция борьбы с последствиями экологических катастроф, а не предотвращение их, как это принято во всем мире. В Концепции национальной безопасности РФ, Экологической доктрине РФ, сложившейся в России социально-политической практике общество и личность не выступают в качестве акторов, сопоставимых с государством. Затраты на экологическую безопасность в России явно недостаточны. В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу. Внедрение рыночных механизмов в сферу экологии себя не оправдывает. Остались несколько важных областей, не охваченных необходимыми законодательными актами, в том числе о разграничении прав собственности на природные ресурсы, о статусе зон экологического неблагополучия; об экологической безопасности; об охоте и охотничьем хозяйстве; о рыболовстве и охране водных биоресурсов; об экологических фондах и другие.

    Таким образом, оценивая эффективность современной государственной экологической политики с точки зрения обеспечения общенациональной безопасности России, следует заметить, что инициируемые властями природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия носят противоречивый характер. Для решения сложившихся проблем необходимо оптимальное сочетание экономических и административных мер управления природоохранной деятельностью, использование международного опыта в осуществлении экологической политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.006 с.)