Откуда произошло название «Крым»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Откуда произошло название «Крым»?



В XIII веке полуостров перешёл во владение Золотой Орды. Административной столицей ханства стал город Старый Крым.

Историки не пришли к общему мнению о том, кто первым — город или полуостров — получил название «Крым».

Слово «Крым» впервые упоминается в сообщениях арабского историка Ибн-Абдез-Захыра в XIII веке для обозначения города Старый Крым.

Страна Крым упоминается позже: в 1321 году другой арабский историк Абу-ль-Фида пишет: «Крым есть имя страны, заключающей 40 городов». Далее он же подмечает: «Это же имя прилагается, в частности, к городу Солхату как столице».

Споры ведутся и относительно происхождения слова «Крым». Считается, что оно могло прийти из монгольского, тюркского, арабского, джагатайского, телеутского, туркменского, каракалпакского и даже русского языков.

Есть ряд возможных переводов этого слова:

Ров

Профессор В. Д. Смирнов предположил, что название «Крым», возможно, происходит от монгольского слова «кырым» — ров. В пользу этой версии говорит и то, что Старый Крым в древности был окружён глубокими рвами.

Происхождение наименования города искали и от русских слов «крома» (граница) и «кремень».

Крепость, стена

Ряд учёных полагает, что слово «Крым» произошло от турецкого «кормам» — крепость, так как город Старый Крым был окружён высокой крепостной стеной.

По другим версиям, слово «Крым» татарского происхождения обозначает:

· благодать;

· поражение;

· резня;

· подарок;

· далёкий.

источник - http://www.aif.ru/dontknows/file/1128554

 

Почему на полуострове Крым в эти дни так часто произносят именно слово "воссоединение"? Почему о грубейшей исторической несправедливости — о том, как Крым оторвали от России — так много говорят. Рассказ о том, как Крым стал тем полуостровом, которым он сейчас является.

Украинский Крым — историческое недоразумение и волюнтаристский ход советского генсека. Последствия этого широкого жеста, как часто бывает в политике, сказываются лишь десятилетия спустя. Таврическая губерния Российской империи, Крымская автономная социалистическая республика в составе СССР, наконец, Крымская область после Великой Отечественной. В 1953 году после смерти Сталина, пока в Кремле царит раздрай, Хрущев тайно посещает Крым, чтобы вернуться в Москву с готовым и необъяснимым решением отдать Крым Украине.

"Он всего полгода находился на посту секретаря ЦК партии и очень нуждался в помощи самой крупной парторганизации. Это была парторганизация Украины. И, в значительной степени, Крым явился таким знаком расположения своим крымским товарищам", — рассказывает директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Обкомов на Украине тогда было больше, чем в любой другой республике, и получить поддержку армии секретарей — отличный козырь в аппаратной борьбе. Другая версия — также связана исключительно с личностью Никиты Сергеевича. В тридцатые годы, в период чисток Хрущев сам "лихо поураганил" на Украине. И "царский подарок" республике был сделан, чтобы как-то загладить "ошибки прошлого".

 

"Хрущев осуществил волюнтаристски вот это присоединение только исключительно для того, что бы какая-то часть политически активной верхушки украинской тогда забыла, простила вот его эти грехи, совершенные в период тех самых репрессий", — рассказывает политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков.

"Процедура оформления этого "подарка" выглядела сомнительно. Решение принималось "келейно" — президиумом ЦК, по некоторым данным, во время номенклатурного банкета. Затем было подтверждено указами президиумов Верховных советов РСФСР и УССР, а 19 февраля утверждено указом президиума Верховного Совета СССР", — рассказывает подробности Третьяков.

Этап обязательного рассмотрения на пленумах Верховных советов республик и СССР "элегантно" пропустили. Промолчали, совершив грубейшую историческую несправедливость. Несмотря на то, чтоСевастополь — символ русской славы имел статус самостоятельной единицы и подчинялся Москве. После передачи Крыма он автоматически стал "украинским" городом. Никаких протестов эта блажь Хрущева тогда не вызвала, что было естественно — передача проходила в рамках единого Советского государства. С распадом союза в 1991 году произошел простой обман. Русскоязычные крымчане в один день оказались за границей — на территории "незалежной" Украины.

Жемчужина Российской, а затем и Советской империй — выступающая в Черное море Таврида возбуждала аппетит зарубежных стратегов еще в ходе Первой мировой. В Библиотеке американского Конгресса хранятся документы, которыми был вооружен президент Вудро Вильсон накануне Версальских переговоров.

"Например, в случае России: как разделить, выделить, какие части западные бывшей Российской империи должны стать самостоятельными государствами". "Отдельным от России, создание Крымского государства кажется нереальным, и без Крыма Украина имеет ограниченный доступ к Черному морю". "Рекомендация была включить Крым в состав Украины". "И Галицию тоже", — говорится в документах разведки.

Эти замыслы американцев по непонятным причинам фактически и реализовал в 1954 году Никита Хрущев. Хотя сегодня очевидно, что точку в исторической дискуссии о принадлежности полуострова ставить рано. Как невозможно не вспомнить, что и Харьков, и Одесса и Донбасс — вошли в состав Украины только по решению советских властей.                              источник - http://www.vesti.ru/doc.html?id=1355375

2. 1. Крым самый крупный полуостров юго-запада России. Его площадь - 27 000 кв.км. Протяженность с севера (Перекопский перешеек) на юг (мыс Сарыч) - 207 км, с запада (мыс Прибойный) на восток (мыс Фонарь) - 324 км.

 

2. Крым – это уникальный полуостров, на небольшой территории которого встречаются сразу три природные и климатические зоны: степи (с умеренно-континентальным климатом), горы и южный берег Крыма (климат.зона близкая к субтропической)

 

3. Самая южная точка республики Крым - мыс Сарыч (южный берег полуострова).

 

4. Самая большая бухта - Севастопольская. И не только в Крыму, но и во всей России. Её протяженность - 8 км. Длина, например, бухты Золотой Рог (Владивосток) - 7 км.

 

5. Самая таинственная бухта Крыма - Балаклавская, находящаяся в 12 км от Севастополя. Бухта укрылась между скал Балаклавских гор и не видна с моря. Древние греки называли её Сюмболон лимпе - Гавань предзнаменований. Как предполагают, это был порт листригонов - по древнегреческой мифологии, великанов-людоедов, с которыми столкнулись Одиссей и его спутники.

 

6. Северо-Крымский канал. Протяженность его магистрального русла 402,6 км, ширина - до 150 м, глубина - 7 м. Общая длина распределительной сети – полторы тысячи километров.

 

7. Роман-Кош - наивысшая точка Бабуган-яйлы и Крымских гор. Высота – 1545 метров над уровнем моря.На ее вершине можно встретить редкий эндемичный цветок - серебристый Крымский эдельвейс

 

8. Самая длинная в Европе междугородная троллейбусная трасса проложена из Симферополя в Ялту. Протяженность её от аэропорта "Симферополь" до Ялтинского автовокзала - 95 км. Первая очередь (Симферополь-Алушта) была открыта в 1959 году, вторая (Симферополь - Ялта) – еще через два года.

 

9. Первая в Крыму железная дорога с паровой тягой была построена англичанами во время осады Севастополя. Дорога соединила Балаклаву (главную базу англичан под Севастополем) с передним краем - Сапун-горой и горой Госфорта. Протяженность дороги - около 13 км

 

10. Самое мелководное море в мире - Азовское. Глубина его не превышает 15 метров, а средняя глубина 8 метров. Это еще и самое опресненное море. Древние греки называли его Меотийским озером. Керченским проливом оно соединено с Черным морем.

 

11. Самая большая пещера Крыма - Кизил-Коба (Красная пещера). Общая протяженность изученной части пещеры - больше 16 км.

 

12. Самая длинная река в Крыму - Салгир. Её длина -204 км. Образуется Салгир слиянием двух рек - Ангары и Кызылкобинки у села Сорокино, а впадает в Сиваш у села Утиного. А наиболее многоводной рекой полуострова является Бельбек.

 

13. Самый высокий водопад Крыма - Учан-Су. Находится он в окрестностях Ялты. Высота Учан-Су почти 100 метров, но по мощности он уступает водопаду Джур-Джур, расположенного недалеко от села Генеральское.

 

14. Самая длинная коса Крыма - Арабатская Стрелка, отделяющая залив Сиваш от Азовского моря. Длина её около 115 км, ширина от 270 м до 8 км. От материка Стрелка отделена узким, в 120 м, Геническим проливом.

 

15. Город с наибольшим в Крыму количеством памятников - Севастополь. В городе-герое насчитывается более 2015 памятников истории и культуры, включая античные.http://vk.com/photo-93981624_365924380

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ приходили на Русь для грабежей и захвата рабов
Крымское ханство откололось от Золотой Орды в 1427 году. C конца XV столетия крымские татары совершали постоянные набеги на Русь. Примерно раз в год они, обходя степные посты, углублялись в пограничную область на 100 – 200 км, а затем поворачивали назад, лавиной сметая всё на своём пути, занимаясь грабежами и захватом рабов. У татар была особая тактика: они разделялись на несколько отрядов и, стараясь привлечь русских к 1-2 местам на границе, нападали на место, оставленное без защиты. Достаточно часто татары усаживали на лошадей чучела людей, чтобы их армия казалась больше.

Торговля рабами была главной статьёй доходов для Крымского ханства. Захваченных на Руси пленников продавали на Средний Восток, в Турцию и даже в европейские страны. После набегов в Константинополь приходили по 3- 4 корабля с русскими невольниками.

 

А всего за 200 лет на невольничьих крымских рынках было продано более 3 млн. людей                                                                                       https://vk.com/vkcitat

 

Генуэзские колонии в Крыму.
«Четвертый крестовый поход (1202—1204 гг.), в организации которого огромную роль сыграло богатое купечество Республики св. Марка (Венеция), привел к разгрому Византии и захвату крестоносцами Константинополя. Значительная часть столицы империи и ее предместья, лежавшие на путях из Средиземного в Черное море, оказались в руках венецианцев. Их корабли получили возможность свободно плавать по Черному морю.

Итальянские источники говорят о торговле венецианцев в Крыму (в Солдайе — Судаке) уже в первые годы после четвертого крестового похода (1206 г.). Из сочинения знаменитого путешественника Марко Поло (вторая половина XIII в.) видно, что Солдайя была хорошо знакома венецианцам и часто посещалась ими.

Но если Венеция сумела извлечь для себя большие выгоды из четвертого крестового похода, то главный ее враг и торговый соперник — Генуя — понес от разгрома Византии большой урон: венецианцы добились изгнания генуэзских купцов из всех захваченных крестоносцами земель. Поэтому Генуя пошла на сближение с врагом Венеции — Никейской империей (греческим государством в Малой Азии), ставшей центром сопротивления византийцев крестоносцам.
                                                                   

 

 

В марте 1261 г. между никейским императором Михаилом Палеологом и генуэзцами был заключен договор, по которому провозглашался вечный мир между Византией и Генуей. В случае возвращения Константинополя под власть греков генуэзцам представлялось исключительное право плавания и торговли на Черном море. В июле 1261 г. войска Михаила Палеолога овладели Константи-нополем. Это событие явилось тяжелым ударом для Венеции. Венецианский квартал в столице Византии был сожжен, а территория его передана генуэзцам. С этого момента и начинается генуэзская колонизация Северного Причерноморья…

Первое известие о генуэзской колонии в Кафе относится к 1289 г. К этому времени принадлежат дошедшие до нас нотариальные акты Кафы. В 1290 г. был принят первый Устав Кафы. Это говорит о том, что к концу XIII в. генуэзцы сделали Кафу своим главным опорным пунктом в Крыму. Они не могли получить ее без содействия со стороны татар, к тому времени ставших уже хозяевами большей части полуострова. Возможность сбывать захваченных во время войн пленников и обменивать продукты скотоводства на заморские товары, а также большие выгоды, которые можно было извлечь из таможенных пошлин с иностранцев, — таковы мотивы, побудившие татарских правителей дать разрешение генуэзцам на основание своей колонии.

Однако генуэзцам не сразу удалось стать монополистами в морской торговле Крыма. В 1265 г. Византия заключила мир с Венецианской республикой, и венецианцы снова получили доступ в Черное море. Опорным пунктом венецианцев в Крыму на время стала Солдайя. В 1287 г. здесь даже сидел венецианский консул. В 1296 г. венецианский флот вторгся в Черное море. Ряд генуэзских кораблей был захвачен. Венецианцы осадили и после продолжительного сопротивления взяли Кафу.

Но их торжество было временным. После ухода из Черного моря венецианского флота генуэзцы вернулись в Кафу. Однако венецианцы еще сравнительно долго оставались в Крыму, имея в Солдайе свою факторию. Кроме того, в первой половине XIV в. им удалось приобрести квартал в важнейшем торговом пункте в устье Дона, в Тане (нынешний Азов), где обосновались в это время и генуэзские купцы.

Борьба генуэзцев с венецианцами переплеталась с борьбой представителей обеих итальянских республик с татарами. Хотя торговля с Генуей и Венецией приносила татарской феодальной знати немалые выгоды, взаимоотношения между татарами и итальянцами отнюдь не всегда отличались мирным характером. Богатства приморских городов Крыма привлекали жадные взоры кочевников. В XIV в. Кафа несколько раз подвергалась нападению со стороны татарского войска. Татары осаждали Кафу в 1308, 1344—1347 гг. Во время одного из таких нападений генуэзцы вынуждены были покинуть город и вернулись в него лишь несколько лет спустя.

Во второй половине XIV в., воспользовавшись раздорами в Золотой Орде, генуэзцы значительно расширяют свои владения в Крыму. В 1357 г. они захватили Чембало (совр. Балаклава), а в 1365 г. овладели Солдайей (она же — Сурож), крупным торговым городом Крыма, который поддерживал тесные связи с русскими землями, в частности с великим княжеством Московским. Вместе с Солдайей генуэзцы захватили и большой сельский округ, в состав которого входило 18 деревень. Эта территория составила Солдайское консульство. В административном отношении оно подчинялось Кафе. Несколько позже, в 1381 г., генуэзцы по договору с татарами, заключенному после разгрома русскими татарских полчищ Мамая на Куликовом поле (что значительно ослабило Золотую Орду и заставило ее правителей быть более уступчивыми по отношению к генуэзцам), окончательно закрепили за собой 18 деревень Солдайского консульства на юго-восточном берегу Крыма. Кроме того, они учредили еще так называемое «капитанство Готию» на южном берегу...

Таким образом, во второй половине XIV в. генуэзцы утвердились на большом пространстве Крыма — от Чембало до Кафы. Впоследствии они распространили свою власть и до Керченского пролива (Боспора).
Главным торговым и политическим центром генуэзцев на Черном море была Кафа. Через Кафу шла транзитная торговля товарами Востока и товарами, которые доставлялись в Крым из русских земель. Большую роль играла торговля сырьем и продуктами самого полуострова и прилегающих к нему территорий. Основными предметами генуэзского вывоза из Крыма были рыба, соль, невыделанные шкуры, воск, а также икра и хлеб из Прикубанья. Генуэзская торговля с Крымом носила, как правило, неэквивалентный характер. Генуэзцы устанавливали максимально низкие цены на местные продукты и сырье, а привозимые ими товары — ткани и предметы роскоши — старались сбывать втридорога.

Важной статьей генуэзского вывоза из Крыма были рабы. Известно, что в средние века рабский труд довольно широко применялся в домашнем хозяйстве феодалов и купцов и частично в ремесле и сельском хозяйстве. Поставщиками рабов были крымские татары. Развивая работорговлю и превращая Кафу в крупнейший невольничий рынок на Черном море, генуэзцы стимулировали разбойничьи походы татар на украинские, русские и польские земли, на Кавказ и таким образом содействовали опустошению этих областей кочевниками…

Этнический состав населения генуэзских колоний в Крыму отличался большой пестротой. Здесь проживали армяне, греки, татары, сарацины (арабы), сирийцы, венгры, евреи, болгары, румыны. Генуэзские источники, относящиеся к 1316 г., упоминают русские церкви в Кафе. Следовательно, и русские люди составляли часть постоянного населения города…Выходцы из Генуи были лишь тонкой прослойкой среди многонационального населения крымских городов. В 1475 г. в Кафе на 70 тысяч жителей насчитывалось только около тысячи генуэзцев. Еще меньше их было в Солдайе и Чембало…

Гарнизоны генуэзских крепостей были небольшими и состояли из наемных солдат, среди которых не должно было быть «греков и других местных уроженцев». Из «Устава» 1449 г. видно, что гарнизоны Кафы, Солдайи и других колоний должны были всегда находиться в состоянии боевой готовности. Например, солдаты гарнизона, как правило, могли отлучаться из крепости только в дневное время, да и то лишь по очереди. После захода солнца все ворота городов запирались. Ночью они могли быть открыты только в исключительных случаях. По городу ходили патрули, которые задерживали всякого, кто появлялся далее, чем за три дома от места своего жительства.

В 50-х годах XV в. положение генуэзских колоний в Крыму резко ухудшилось. В мае 1453 г. турки захватили столицу Византии — Константинополь. Падение его нанесло черноморским колониям Генуи сильнейший удар: главная дорога, связывавшая их с метрополией, оказалась под контролем турок.

Генуэзская республика, занятая другими делами, не могла оказать существенной помощи своим владениям на Черном море и поэтому поспешила продать их Банку св. Георгия. Этот банк был одним из крупнейших финансовых учреждений Италии и главным кредитором Генуэзской республики.

В XV в. в руках Банка св. Георгия сосредоточился контроль над большей частью доходов Генуэзской республики. Естественно, банк был заинтересован в судьбе черноморских колоний. Для него сделка с правительством Генуи была чрезвычайно выгодной. За сравнительно небольшую сумму хозяева банка приобрели право бессрочного и бесконтрольного распоряжения всеми генуэзскими колониями в бассейне Черного моря.

Ко времени передачи колоний Банку св. Георгия там царило тревожное настроение. Со дня на день можно было ожидать нападения турок. «Даже нам самим неведомо, — писал дож Генуи в 1453 г., — каким образом, не имея ни войска, ни денег, защитить от турецких войск города Кафу, Чембало»…

В апреле 1475 г. турки заключили перемирие с Венецией. Это дало им возможность высвободить значительные силы для нанесения решающего удара по генуэзским колониям в Черном море. 31 мая 1475 г. недалеко от Кафы высадился крупный турецкий десант. Турок поддержали татары. 1 июня началась осада Кафы, а 6 июня генуэзцы капитулировали, понадеявшись на обещание турок сохранить жизнь и имущество всем жителям Кафы. Однако турки своего обещания не выполнили. 7 июня они обезоружили все население. В течение 8 и 9 июня были схвачены и ограблены иностранцы. Часть их убили. Пострадали и русские купцы. «Того же лета 6983 [т. е. 1475 г.], — говорится в русской летописи, — туркове взяша Кафу, гостей московских много побиша, а иных поимаша, а иных, пограбив, на окуп даваша».

9 и 10 июня была проведена перепись населения Кафы и взято на учет все имущество. 12 и 13 июня турки отняли у жителей значительное число детей в возрасте от семи лет и старше. 17 июня всем итальянцам было приказано передать турецким властям половину своего имущества, а еще через некоторое время турки погрузили генуэзских граждан на корабли и отправили их в рабство в Константинополь. Вслед за Кафой пали Солдайя, Чембало и другие крепости генуэзцев в Крыму.

В результате турецкой агрессии произошло значительное перемещение торговых путей, связывавших страны Востока с Западной Европой. К концу XV в. основной поток восточных товаров в Европу и европейских в Азию пошел через Египет. Черное море надолго потеряло свое прежнее значение важного района международной торговли.»
Цитата из работы В.П. Бабенчикова, Е.В. Веймарна «Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму». https://vk.com/vselennay_istorii

 

КРЫШЕНЬ - В Лето 7522 от С.М.З.Х, месяца Элетъ (Месяц Посева и Наречения), 22 дня, Неделя, Славяне, Староверы почитают Бога Крышеня

(Кресень, Кришна (инд.)) — Кресень- Крышень- Бог высекающий искры покрывающие защитный слой ауры человека.

(Отсюда воскрешение, возвращение тела в работоспособное состояние), а также он бог звёзд и небесный лучник, охраняющий сому, покровительствовал торговле и передавал просьбы и моления людей Всевышнему. К нему также обращались для приобретения професионального успеха. Он сын Перуна и Додолы (а по другим источникам сын Вышеня, или Велеса). Его Священное древо - Осина.

БОГ КРЫШЕНЬ – также Покровитель Древней Мудрости, Бог, управляющий совершением древних Обрядов, Ритуалов и Праздников, наблюдающий, дабы во время приношений бескровных Треб и Даров на всесожжение не было кровавых жертвоприношений.

 

В мирные времена Крышень проповедует в различных Землях Сварги Пречистой Древнюю Мудрость, а в тяжелые для Родов Расы Великой времена Он берется за оружие и выступает как Бог-Воитель, защищающий женщин, стариков, детей, а также всех слабых и обездоленных.

 

Так как Крышень является Богом-Покровителем Чертога Тура во Сварожьем Круге, Его называют Небесным Пастухом, который пасет стада Небесных Коров и Туров.

В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он — один из главных. Напомним о его деяниях. Крышень (в Индии его называли Кришной) появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Это деяние Крышня воспето в священной «Книге Коляды»:

Зажигайте Огонь Священный!

Пусть пылают огни горючие — высоко до самого неба!

Почитайте и помните Крышня!

Победу бога небожители решили отпраздновать в Яви. Но сам герой воспротивился, спросил: «Почему вы пьете сами священной напиток сурью, но не даете ее людям?» И поскольку никто не захотел ему ответить, Крышень оседлал птицу Гамаюн и взлетел на ней в Синюю Сваргу. Там он наполнил чашу сурьей и принес на землю людям. Об этом также есть запись в «Книге Коляды»:

Сурья — мед, на травах бродивший!

Сурья — также и Солнце Красное!

Сурья — Вед понимание ясное!

Сурья — след Всевышнего Вышня!

Сурья — истина бога Крышня!

«Книга Коляды», II 6 …                                                                        (см. Сурья)

 

 

Сурья — это согревающий медовый напиток, позволивший людям выжить в условиях лютого холода. Но это не дурманящее зелье, ведь оно давало «Вед понимание ясное». Как и из чего готовилась сурья? Исследователь русских верований и обычаев Юрий Миролюбов дал детальный рецепт приготовления этой суряницы:

«Для приготовления этого напитка требовалось около килограмма высевок, которые варили на воде, затем сваренный настой пропускали через сито, и это действо называлось "сеять суряницу". Затем, сварив около ведра зеленой травы, ее тоже лили через сито, на дно которого клали овечью шерсть».                   http://rodobozhie.ru/publ/vera/nashi_bogi/den_mudrost..

КСТОВО (новый приволжский город, вы

росший рядом со старым одноименным селом, известным еще с XIV в. когда упоминается в исторических документах как деревня Кстоская). Наиболее вероятно, это название происходит от мордовского слова кста (земляника), что следует понимать как место, обильное земляникой, то есть по-русски Кстово можно назвать - Земляничное. Некоторые же считают, что это название происходит от слова креститься (кститься) и возникновение его относится ко времени бурлачества: бурлаки, дотянув до этого места благополучно суда, крестились и делали передышку. Но это обьяснение неверно, поскольку Кстово существовало еще до зарождения бурлачества (XVI-XVII вв.).

КРАМОЛА – заговор, смута, мятеж, злой умысел. Отсюда и слова: Мутить (возмущение) и Мрачить (темнить). Однако, если отбросить Христианскую догматику и взять за основу прямой (слоговый) перевод, то получается – К-РА-МОЛА (молитва обращённая к Богу РА). Отсюда и приведённые выше значения, но образовавшиеся уже в Христианские времена, так как, Молиться Богу РА – это и есть Крамола (в Иудо-Христианском понимании), что вполне соответствует догматике всех современных религий. За подобную «Крамолу» Ведьм и Ведунов полагалось сжигать на кострах, а Волхвов – рубить пополам, а уже потом сжигать (вот как боялись Греческие священнослужители Словянских Ведических Духовников).

 

КРАСНАЯ ГОРКА - Как на Руси проходили народные гулянья на Красную горку?
На Руси традиционно в первое воскресенье после Пасхи проходили народные гулянья на Красную горку. Они были связаны не столько с празднованием Фомина воскресенья, отмечаемого в этот день православными христианами, как со старой языческой традицией встречи весны. Именно из-за языческих обрядов, многие из которых к настоящему времени не проводятся, церковь относились к этому празднику неодобрительно.
Возникновение названия праздника до конца не выяснено, имеется множество вариантов, в большинстве которых совпадает объяснение слова «красная» – красивая. Но это слово относят и к самому месту (красивому пригорку, на котором начинает пробиваться первая трава), и к красавице весне, освободившей землю от снега, и к красавице девушке, служившей символом весны и открывавшей языческими обрядами весенний праздник. Слово «горка» связывают с возвышенными местами, просохшими после схода снега и половодья, на которых в этот период только и возможно массовое гулянье, как вариант – на которых проводились весенние обряды и зажигались костры в честь одного из языческих богов. Наверное, история возникновения праздника для нас не так уж и важна. Главное, весенний праздник, основательно подзабытый в советские времена, снова активно отмечается. Любопытно, что на Руси это был деревенский праздник, практически не отмечавшийся в городах, где в этот день заканчивались пасхальные гулянья. В наши дни его больше празднуют в городах, превратив стараниями местных администраций и энтузиастов в своеобразные театрализованные представления. Весна у славянских народов традиционно связывалась с женским началом, дарующим жизнь. Поэтому главная роль в весенних обрядах, проводившихся на Руси в этот день, отводилась женщинам и девушкам.
В различных регионах существовало множество вариантов прославления и окликания весны. Проводила их всегда или девушка, которую специально украшали, в том числе и символами будущего урожая, или группа девушек. Обычно пелась обрядовая весенняя песня или произносились специальные заклинания, призывающие весну побыстрее подготовить землю к посевам и одарить нивы щедрыми всходами. После призывов к весне, девушка обходила собравшихся, одаривая их крашеными яйцами, или засевала символическую грядку. Зачастую эти ритуалы проводились только в присутствии женщин, завершаясь совместной трапезой, главным, а иногда и единственным блюдом которой была яичница. Иногда обрядовые действия начинались еще затемно. Женщины и девушки обходили деревню, обмахивая её новыми холстами или полотенцами, что символизировало изгнание злых духов. После чего собирались на пригорке встречать восход солнца, накрывая на холстах праздничную трапезу. Если небо было закрыто облаками, разжигался костер, к которому обращались с просьбами о хорошей погоде, как к своеобразному «заместителю» солнца. По завершению обрядовых действий все отправлялись в церковь на службу, затем на кладбище, где поминали усопших родственников и просили их помощи в повседневных крестьянских делах.
Только после этого начинались «смотры невест», молодежные гулянья, венчания и празднования свадеб, посещения родственников и соседей, праздничные застолья, на которых обязательно были крашеные яйца. Основными развлечениями молодежи были хороводы, игры, катания на качелях и каруселях, прыжки через костер, обходы дворов с прославлением молодоженов или обрученных. Обычно гулянье начиналось со «смотра невест», когда девушки в праздничных нарядах с песнями ходили по деревне, давая возможность хорошо рассмотреть себя потенциальным женихам и их родителям, озабоченным выбором будущей невестки. Только после нескольких проходов по деревне, а иногда и по нескольким близлежащим деревням, девушки отправлялись к месту, где будет проходить гулянье. Оно заранее оборудовалось парнями: выравнивалась площадка для хоровода и танцев, рядом с ней делались скамейки, как для участников гулянья, так и для зрителей, неподалеку оборудовались качели и простейшие «аттракционы». «Танцевальную» часть праздника открывали девичьими хороводами. Существовало несколько их вариантов, но основным их содержанием была тема возрождения земли после зимы и весеннего сева, это видно даже по названиям – «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т.п. В этот период девушки должны были выглядеть целомудренно и неприступно. Но это не надолго: ближе к лету в хороводах появятся элементы заигрывания и обольщения. Пока же танцуют только девушки, парни к ним приглядываются и отпускают комплименты. Пора грубоватых шуток и напрашиваний на поцелуи, как и совместных танцев, еще не наступила. В играх же можно было позволить себе и небольшие вольности, особенно при качании на качелях. Качели, карусели, гигантские шаги, бегунки, подкидки устанавливались еще на пасхальной неделе. В больших селах и городах это были крупные красочные сооружения, в деревнях же ограничивались более простыми. Качелями могла быть обычная доска, подвешенная на веревках между столбами или деревьями, а подкидкой – длинная доска, уложенная на высокий чурбак (подобные можно увидеть в цирках). Для гигантских шагов использовался столб с одной или двумя длинными веревками. Девушки качались на качелях только по приглашению парней. Получив приглашение, девушка завязывала специальным пояском подол платья у колен, при помощи парня садилась или вставала на доску качели. На Красную горку на качелях парни выполняли все просьбы девушек: раскачивать сильнее или остановиться. Позднее же за остановку качели обычно требовали поцелуй. На гигантских шагах и подкидках свое ухарство обычно демонстрировали только парни. Не обходилось и без травм, но, чтобы понравиться девушкам, приходилось рисковать.
Кстати, для деревенской молодежи гулянье на Красную горку считалось практически обязательным. Тем, кто в нем не участвует, прочили неудачи в семейной жизни, а то и бобыльство. Зато приглядеть себе в этот день суженного или невесту – большая удача, сулящая счастье в совместной жизни. На Красную горку в деревнях традиционно проводился обход молодежью дворов с прославлением (окликанием) молодоженов, вступивших в брак прошедшей осенью и зимой. Для таких молодоженов именно с весны начиналась настоящая совместная хозяйственная жизнь – посев, последующий уход за урожаем и уборка, разведение домашней птицы, приплод скотины и т.д. Именно с этим их и предстояло поздравить, пожелав хорошего урожая, большого приплода, да и пополнения в собственном семействе. Обход дворов молодоженов мог быть «театрализованным», напоминающим колядование, либо просто группами молодежи в праздничной одежде. Молодожены заранее готовили угощения и ждали славельщиков у окна. Выслушав поздравления и пожелания, которые часто сопровождались специальными песнями (вьюницами), они раздавали угощения. Для парней, как правило, выставлялось вино, брага или водка, а для девушек – выпечка, пряники, сладости и яйца. Зачастую групп славельщиков могло быть несколько, в том числе из детей, взрослых женщин и мужчин. В этом случае обход начинали дети, затем шла молодежь и только после неё взрослые, которые могли не ограничиться подаренным угощением, а напроситься на застолье. На Красную горку открывался сезон свадеб, но их было еще не много. Как правило, в это время свадьбы играли в зажиточных семьях, остальные же откладывали создание семей на осень. После уборки урожая появлялась возможность провести свадьбу с меньшими затратами. Красную горку традиционно праздновали весело. Развлекалась не только молодежь, были свои развлечения и у взрослых: традиционные хождения по деревне с песнями и частушками, розыгрыши и шутки над знакомыми, застолья и пляски. Приближалась посевная пора с её тяжелым крестьянским трудом, поэтому народ спешил нагуляться от души.                                        Автор: Владимир Рогоза
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27495/ © Shkolazhizni.ru

      Славянский Культурно-просветительский Вестник

КРЕСЕНИЕ - Разговор с Богом. (очищение души).

Странное и почти забытое русское слово кресение словарь Даля объясняет как высекание огня (кресало – огниво) и одновременно как возрождение, оживление, воскресение. А по словам дедков, живущих на юге Ивановской области, кресение – это еще и способ очищения сознания, как утверждает А. Шевцов.

От чего и зачем нужно очищать сознание? Очищать его нужно от кривды, опутывающей душу тонкой ложью, вьющейся, словно змея, искажая наше миропонимание, погружая его в морок самообмана. Очищать свое сознание от самообмана нужно, для того чтобы обрести Истину?

А зачем мне нужна Истина?

Вспоминается старый анекдот про человека, который ищет деньги под фонарем, хотя потерял он их в другом месте – просто под фонарем светлее. Мы стонем под грузом множества проблем, давящим на наши плечи, жалуемся на несправедливость и непредсказуемость окружающего мира, уверяя, что жизнь – это непрерывная череда страданий, в которой светлые полосы непременно сменяются темными. А с годами мы вдруг обнаруживаем, что наше здоровье не вечно и мы начинаем работать на лекарства. Хорошо, если мы знаем причины наших проблем. Знание – сила. Я могу решить проблему, только воздействуя на ее причину. Однако зачастую мы ищем причины не там, где они находятся, а там, где нам удобнее их искать. И вот тогда мы погружаем себя в чехарду темных и светлых полос, колотя головой о стену, пытаясь пробить ее и выйти из комнаты, не замечая при этом открытой двери. Так, зачем мне нужна Истина? Затем, чтобы выйти из непрерывной гонки в беличьем колесе страданий и стать счастливым.

Например, если нам больно, мы принимаем болеутоляющие таблетки. Но организм – это не машина, которую можно смазать, если что-то там заскрипело. Организм – это социум одноклеточных существ, каждое из которых живет своей жизнью во имя себя и во благо себя, и одновременно во благо всего организма в целом. Если у меня что-то болит, значит кому-то в моем организме очень плохо, и они взывают ко мне о помощи, как к богу организма, тем более, что причина их несчастий кроется, как правило, в моем наплевательском отношении к ним. Каким образом они взывают ко мне? Да как могут, так и взывают. Обычно они выбрасывают в межклеточную жидкость какие-то химические вещества (метаболиты), которые свидетельствуют о п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.206.73 (0.069 с.)