Крошечка-Хаврошечка (смысл сказки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крошечка-Хаврошечка (смысл сказки)



Вспоминаем, в чём суть сказки «Крошечка-Хаврошечка» — осталась девочка сиротой, и была у неё любимая корова, когда Хаврошечке что-либо надо было, она влезала в левое ушко коровы, а в правое вылезала, и получала всё, что ей было необходимо.

Такая большая девочка и может лазить по коровьим ушам, что-то здесь не так. Речь идёт о Небесной Корове Зимун (созвездие Малая Медведица). Четыре Звезды этого созвездия образуют квадрат, который и назывался «коровье ушко». Но в сказке ведь не будут писать: «Девочка прошла Врата Междумирья, направленные на коровье ушко». В сказке всё пишут образами. То есть Хаврошечка через Врата Междумирья проходила к Дажьбог-Солнцу к Земле Ингард, к Предкам (она всё просила у мамы, а мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков). После общения с Предками девочка выходила уже через другое «ушко», в другом месте по движению Звёзд, и пробиралась домой. Т.е. она постоянно общалась со своими Предками — при входе использовала один Чертог Сварожьего Круга, а после посещения, через другой Чертог спускалась на Мидгард-Землю.

У мачехи было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка, и чтобы Хаврошечке пробраться домой, она говорила: «спи глазок, усни глазок». Первая и вторая дочери ничего не заметили, а когда следила третья дочь, Хаврошечка не учла, что у неё третий глаз – энергозрение, и она даже в спящем состоянии это всё уяснила и поведала. После чего, в сказке корову зарезали. Но Хаврошечка мяса не ела, закопала косточки, и выросла на этом месте яблоня (или в другим варианте – берёзка), а это тоже родовой Образ: когда рождалась девочка – садили берёзку, если рождался мальчик – садили дубок. И дети росли между деревьев, получали от них силу. Поэтому, если где-то в военном походе сына ранили, родители видели по состоянию дерева (начинало сохнуть), что с сыном беда. Родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате дерево расцветало, сын поправлялся. Также поступали и с берёзкой. Если дочка где-то заболела, у берёзки ветви поникли, тогда её подкормили, ветви подвязали, полили, и берёзка стала себя лучше чувствовать, и дочке полегчало.

Т.е. в современной сказке объединили несколько древних сказов. Чтобы понять древние сказы и смысл заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей живших в древние времена, в те времена, когда и появлялись сами сказы. Ключом к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки. https://pp.userapi.com/c638417/v638417362/4a9ad/RTNJpukVkqc.jpg #Наследие #Суть

КРУГ  – иногда синоним окружности, поскольку окружность часто равнозначна круговому движению. Круг, или диск, часто является знаком Солнца (особенно если он окружен лучами). Имеет связь с числом десять (символом возвращения от множественности к единству), и тогда круг служит обозначением неба и совершенства, а в некоторых случаях также вечности. Круг имеет универсальный принцип, указывающий на женское начало. В то же время он образует широко разветвленную область мифологических и эмблематических ассоциаций, таких, как, например, круг и крестцентр и четыре направления Вселенной; круг и тетива – власть и сила жизни (и смерти); круг, разделенный надвое, – день и ночь, инь и ян, лето и зима; крылатый круг – божественный дух, Божество; круг внутри кругпринцип андрогина; два кругаэмблема близнецов; два соединенных круга – союз Неба и Земли и так далее. Имеется связь между кругом и сферой как символом Всеобщности.   http://ezoezo.ru/about-dict.html Символ круга в славянской обрядности

2. Круг - один из наиболее значимых мифопоэтических символов, отражающий представления о циклическом времени ("круг жизни", "годовой круг") и об основных формах структурирования пространства (деление на "свое" и "чужое", где круг выступает как граница замкнутого, охраняемого пространства).

Сохранились свидетельства о том, что при закладке села предварительно опахивали место, окружая таким образом "свое" пространство и отделяя его от "чужого".

Идея круга реализуется в ряде обрядовых действий при помощи круговых движений и предметов, имеющих форму круга. Это обходы дома, хозяйственных построек, села, полей на Рождество, Чистый четверг, Пасху, Юрьев день, перед началом сева или в экстремальных ситуациях (засуха, эпидемия и т.п.), опахивание селения, оползание храма или опоясывание, обвязывание предметов и частей человеческого тела, пролезание или пронимание через круглые отверстия. Ритуальное доение овец на Юрьев день производится через кольцо, браслет, калач с отверстием посередине, камень с круглым отверстием (ю.-слав.). Перед первой дойкой овцы должны пройти сквозь венок (серб.). Чтобы куры не разбегались и неслись у себя во дворе, чтобы уберечь их от хищных птиц, на Рождество их кормили в обруче, в очерченном или сделанным из соломы, веревки, вожжей в круге (в.-слав., серб.); в Словении практиковалось ритуальное кормление домашней птицы и свиней "в кругу" на масленицу и в Страстную пятницу.

Движению по кругу придается особый магический смысл: после свадьбы свекровь и молодая, войдя в дом, трижды обходят вокруг очага (макед.); роженицу обводят вокруг стола для облегчения мучений (в.-слав., з.-слав.); если хочешь что-то забыть, нужно обнаженным три раза обежать вокруг дома (Закарпатье). Для защиты от ведьм, отнимающих у коров молоко, гуцулы катали деревянный обруч, обвязанный сеном. Если в канун Рождества человек, раздевшись догола, трижды обежит вокруг своего дома, а потом заглянет в окно, он увидит судьбу каждого из домочадцев в будущем году (Закарпатье).

Круговое движение является важной составляющей народных медицинских практик. Например, больного обводят вокруг дерева (ю.-слав., в.-слав.), знахари обводят больное место рукой, во время приступа лихорадки больной бегает вокруг церкви, могильных или придорожных крестов (бел.). По кругу исполняются обрядовые танцы (хоровод, коло, хоро), при этом значимым является направление круговых движений (слева направо - "по солнцу" и справа налево - "против солнца"). Сербский хороводный танец "коло" обычно движется "против солнца"; поминальный "танец для мертвых" исполняется в обратном направлении. В то же время круговое движение характерно для нечистой силы: человека "закручивает" вихрь, водит по кругу леший, круги остаются на месте танцев вил и самодив ("вилино коло") и т.п. Пересечение такого круга опасно для человека, грозит ему болезнью или смертью. Очерчивание магического круга на земле железным предметом (ножом, косой, топором), мелом, углем, красной краской, осыпание священным маком, круговое окуривание, сопровождаемые произнесением заговоров, защищают человека от нечистой силы, ходячих покойников, ведьм. Круг служит защитой от демонов при ночлеге в лесу, в поле и т.п. - вне "своего", культурно освоенного пространства. Гадающий становится в центр круга, обеспечивая свою безопасность при контакте с потусторонними силами (русский приговор во время девичьих гаданий на святки: "Бог - в кругу, бес - по-за кругу").

Круглые предметы значимы при исполнении магических ритуалов. В Сербии для вызывания дождя бросали в реку круг, сделанный из свитого прута и предварительно"испеченный" вместе с хлебом. Особое значение придавалось смотрению сквозь отверстия в круглых предметах при гаданиях, во вредоносной магии. У сербов целый комплекс действий, связанный с кругом, совершался, если в семье умирали дети: через кольцо, сделанное из цепи, сливали освященную воду и купали в ней ребенка; делали круг из соломы, на которой родился ребенок, и поджигали ее.

В народном орнаменте круг связан с солярной и женской символикой. Апотропейное значение придается изображению концентрических кругов, креста в круге, звезды, вписанной в круг (например, так называемая trutamora у словенцев или Соломоново слово у сербов, изображавшееся на колыбелях).                                http://vk.com/detizemlirusskoy (По материалам О.В. Беловой)

.

КРУГ ЖИЗНИ - Как мы уже знаем (а кто не знает, может узнать об этом в лекциях Острамысла или полистав Веды), у славян существовал цикл называемый "Круг Жизни". Этот цикл продолжительностью в 144 лета. Иненно этот период принято считать минимальной продолжительностью жизни. Обратите внимание, что это Минимальный срок жизни, как минимум человек должен прожить 1 круг. В летописях есть данные, что люди могли жить по несколько кругов жизни и умирали по собственной воле, когда понимали, что реализовали своё предназначение и выполнили долг перед Родом.

В этой статье я буду говорить о долголетии.
Начнём с академика Павлова. Все знают Павлова, как открывателя понятия "Рефлекс", которое он открыл в процессе изучения собак. Вот что пишет о нём википедия:
"Иван Петрович Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения»"

Я думаю, что все эти регалии говорят лишь о том, что Академик Павлов вполне заслуживает доверия наших читателей. А он в своё время сказал: "Смерть до 150 лет следует считать насильственной". Павлов ничего не знал о Круголете Числобога и о Древних Временных циклах, но он как ученый точно знал, что человек должен жить как минимум 150 лет.
Научные изыскания

Современная наука, с открытием ДНК, семимильными шагами продвигается в познании истинных и скрытых возможностей человеческого тела.

Например уже доказано, что человеческая ДНК рассчитана на 440 лет воспроизводства - это три Круга Жизни!!! По данным тех-же учёных наша печень рассчитана на 600 лет! И вообще оказалось, что все органы рассчитаны на срок больший, чем выявленый срок воспроизводства ДНК. То есть, если брать срок воспроизводства ДНК (440 лет) за базу, то всё тело природой создано "с запасом", чтобы в полной мере реализовать возможности ДНК.
Библия

Библия - самая читаемая книга в мире. Несомненно в ней есть крупицы истинных знаний, иначе она бы не "зацепила" стольких людей.

В ветхом завете есть сведения о продолжительности жизни людей того времени. Все они прожили более 900 лет: Адам - 930 лет; Ной - 950. Очень много!? Врят-ли этот источник вызовет доверие у наших читателей, но ведь во всём есть доля правды, а эти цифры никак не сопоставимы с современными 100 годами.
Махабхарата

В индийском мировозрении (практически во всех его течениях и ветвях) существует такое понятие как Кали-Юга.

Вот что пишет про это википедия:
"Кали-юга — четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга."

Кали-юга есть не что иное, как ночь Сварога (чётвёртая часть суток Сварога). Мы говорим о ночи Сварога, как о времени Духовного забвения. Паралель между Кали-югой и ночью Сварога очевидна.

И так вернёмся к Кали-юге. Продолжаем читать википедию: "В «Махабхарате» (в сказании о беседах Маркандеи, Араньякапарва, главы 186—189) описывается, что это самый дурной век, в который от первоначальной добродетели остаётся лишь одна четверть, да и та к концу Кали-юги полностью разрушается. Уменьшается продолжительность жизни людей — в Кали-югу люди живут максимум до 100 лет. Наступает общая экономическая и духовная деградация, люди проявляют самые ужасные и отвратительные качества. Слабеют их мужество, ум и сила. Поведением людей начинают управлять злоба, зависть и честолюбие. Люди становятся лживыми и соблюдают лишь видимость жертв, даров и обетов. Брахманы прекращают творить молитвы, отступают от принесения жертв и чтения Вед, забывают о поминальных жертвах и едят, что придётся."

Сейчас у нас как раз закончилась ночь Сварога и максимальная продоожительность жизни людей к концу ночи Сварога составляет 100 лет. Всё сходится, в Махабхарате говорится о сегодняшнем дне. Точнее о вчерашнем, так как ночь Сварога закончилась 2 Лета назад, и сейчас началось утро Сварога. Теперь все мы просыпаемся и имеем реальную возможность откорректировать свои внутренние циклы и, как следствие, прийти к долголетию.
Стамоталогия и медицина в целом.

Сейчас рассмотрим, как наши зубы доказывают то, что наш организм рассчитан на гораздо более длительный срок жизни. Это моё любимое из доказательств возможности долголетия.

В средствах массовой информации время от времени просачиваются данные о том, что в 80-100 лет у людей начинают расти новые зубы. Известен случай роста новых зубов у Марьи Андреевной Цаповаловой проживающей в Центре реабилитации пожилых людей в городе Сочи. Марии Андреевной на момент роста новых зубов было почти 100 лет. Такой случай ученые относят к аномальным явлениям, которые, тем не менее, не единичны. Ранее был зафиксирован случай, когда у иранца Бахрам Исмаилии, в возрасте 128 лет выросли новые коренные зубы. Подобное произошло и с индийским крестьянином Балдевом,у которого новые зубы выросли в 110 лет. Еще одной обладательницей столь неожиданных зубов стала жительница Татарстана Марья Васильева из деревушки Чувашское, ей было 104 года, когда у нее стали расти зубы.

Специалисты стамотологи никак не объясняют это явление, только разводят руками, и единственное чем они могут оправдать такую особенность – перенасыщение организма стариков микроэлементами. Но антропологи имеют свою версию, они считают, что преклонный возраст – та стадия развития организма, когда наблюдается его самообновление. По версии современных антропологов нормальная продолжительность жизни человека - 200 лет, а случаи с обновлением зубов в преклонном возрасте лишь проявление выдвинутой антропологами теории.

На самом деле некоторые стамотологи тоже догадываются о причинах роста зубов в таком возрасте. Мало того, они даже знают почему этот феномен не происходит со всеми долгожителями.

У меня есть друг - бывший стамотолог. В бытность работы стамотолога он имел очень хороший авторитет - это был специалист высочайшего класса. К нему выстраивались очереди и многие частные клиники пытались заполучить его в свой штат. Однако он бросил практиковать эту деятельность. Он объясняет это тем, что понял, что по сути стамотологи своими обезбаливающими уколами, мышьяком, убиванием зубных нервов, протезами, всевозможными штырями вставленными в челюсть и т.п. лишают человека возможности обзавестись новыми зубами к 100 годам. Он говорит, что стамотология - это практика направленная на разрушение естественного течения процессов происходящих с зубами. Наверняка и вся медицина - это псевдо наука, которая заботиться лишь о том, чтобы было побольше больных людей.

Вот, что говорил Лев Николаевич Толстой о медицине: "Медицина - это лженаука позволяющая человеку, живущему противно законам природы оставаться хоть сколько нибудь здоровым."
Наше извечное"Кто виноват и что делать?"

На вопрос "Кто виноват?" у меня конечно есть ответ, но я не буду раскрывать его в рамках этой статьи. Это очень объёмная тема, и, кстати сказать, тоже очень интересная и замысловатая. Если хотите, считайте виноватыми сами себя - и это тоже будет правильно, а я перейду к ответу на вопрос "Что делать?".

Практически все смерти в современности происходят от болезней (не считая конечно несчастных случаев и насильственных смертей). Судя по высказыванию Л.Н. Толстого о медицине приведённого выше, выходит, что что-бы не болеть нужно жить не "противно природе", то есть в согласии с природой. Что значит жить в согласии с природой? Здесь я бы хотел выделить 2 различных аспекта:

Во первых: это конечно выстраивание своих ритмов согласно ритмам природы и всего космоса, то есть просыпаться с солнцем, а спать ложится со звёздами (подобная рекомендация как то встречалась мне в Ведах, но сейчас не смог найти, где именно и процитировать). В приведении своих циклов к соответствию с природными очень хорошо помогают Круги Времени, которым посвящён наш сайт. Честно говоря, когда я впервые стал использовать Круги Времени, я был поражён, насколько они точно отображали потребности моего организма (прошу извинить за рекламу - она не входила в мои цели, но я не мог не сказать о Кругах Времени раскрывая этот вопрос).
Во вторых: нужно питаться природной, живой пищей. Я сейчас не буду пропагандировать вегетарианство и сыроедение, ведь статья посвещена совсем не этому, лишь скажу, что я даже не являясь сыроедом, совершенно уверен, что варёная пища вредна.

Есть ещё одна очень важная составляющая здоровья и долголетия, которая передана нам Предками через пословицу.

Прежде чем перейти к пословице, сделаю краткое отступление.
Все знают, что во времена послереволюционных преобразований новая власть всячески искореняла народную мудрость. В первую очередь это сделал Луначарский через очередное обрезание Буквицы и превращение её в алфавит. Луначарский убрал обрызы у букв оставив только фонемику, тем самым была совершена попытка (надо заметить, довольно успешная) скрыть истинный смысл слов. Он же заменил приставку "без" на "бес" исказив энергитическую составляющую многих слов (ну это отдельная тема).
Кроме надругательства над языком он исказил большую часть руских пословиц. Он очень хитро и умело сделал это, в некоторых пословицах достаточно было поменять или добавить одну букву, чтобы исказить смысл, а то и перевернуть его до противоположного. Такое моё заявление, думаю, требует примеров. Например пословица "Делу время - потехе час" - на мой взгляд это шедевр Луначарского издевательства над смыслом. Раньше пословица звучала так: "И делу время и потехе час". Вдумайтесь, что произошло со смыслом: раньше пословица говорила о том, что надо уметь и трудится и веселится. А новый вариант говорит, что надо много работать, и мало отдыхать.

И так вернёмся к пословице говорящей о здоровье. В современной (Луначарской) интерпретации "В здоровом теле здоровый дух", здесь тело первично, занимайся телом и будет дух здоровый. На самом деле пословица звучала так: "Здоровое тело - здоровый дух", то есть нет указания на то, что первично; и даже так: "Здоровье тела - здоровый дух", здесь связь обратная варианту Луначарского, здесь здоровый дух выступает гарантом здоровья тела. Выходит, что надо работать над духом. Тогда и тело будет здоровым.

Мне понравилось, как сказала Арина Никитина на одном из своих семинаров: "Если вы такие хорошие, то что-же вы такие больные?". Опять та же связь. Болезнь - удел плохих людей, хорошие люди - здоровые люди! И ещё один тезис по этой теме. Любой человек, ступивший на путь духовного развития подтвердит, что первое, что происходит, когда начинаешь духовно развиваться - это резкое улучшение здоровья! Будьте здоровы! Живите долго! https://vk.com/detizemlirusskoy

  КРУТ - Легендарный правитель бодричей. Под его командованием западные славяне покорили Нордальбингию и разрушили в 1072 году Гамбург. Вероломно убит в 1093 на пиру у Генриха. После пира дан из свиты Генриха отрубил опьяневшему старому князю голову.

КУРОЛЕСИТЬ - слово "куролесить" восходит к греческому выражению "Кюре елейсон", то есть "Господи, помилуй!". Была еще загадка: "Идут лесом, поют куролесум, несут деревянный пирог с мясом". Отгадка — похороны. http://www.pravoslavie.ru/

КРЫЛОВ И.А. - Загадки баснописца Крылова

Опубликовано 29 декабря, 2016 - 19:18

«Трудно найти человека, которого жизнь была бы до такой степени обогащена анекдотическими событиями, как жизнь Крылова. Если бы можно было собрать в одну книгу все эти случаи и сопровождавшие их явления, они составили бы в некотором смысле энциклопедию русского быта и русского человека — в виде Крылова».

Автор этой известной характеристики баснописца Крылова — литературный критик Петр Александрович Плетнев — близкий друг Пушкина, Гоголя, Жуковского и Крылова. Все они очень дорожили мнением и советами своего мудрого товарища. Плетневу же было нелегко — в силу сложившегося положения (он преподавал царском двору русский язык, словесность и литературу) нужно было постоянно разрываться — между царским отношением к творческой интеллигенции, людям искусства и своими личными убеждениями.

В его безграничной любви и дружеской преданности к амбициозным и своенравным гениям того времени сомневаться не приходится. Именно ему приходилось заступаться за своих друзей, не щадящих царскую психику своими литературными выпадами. Те в свою очередь старались, как могли. Без устали, с озорством мальчишек метали они свои язвительные стрелы в виде карикатур, шаржей, сказок, стишков с подтекстом, театральных постановок, зашифрованнх пьес…

Но, когда на помост выходила тяжелая артиллерия — в виде колких и жутко зашифрованных стихотворных строчек баснописца Ивана Андреевича Крылова, то все эти упомянутые выше творческие потуги напоминали скорее детские забавы, шалости шкодливых малышей. Так пошутить, высмеять, обличить мог только он один. Одних это приводило в неописуемый восторг, других лихорадило…

С высоты прожитых лет, дедушка Крылов понял, что единственно безнаказанным выражением своих мыслей будет завуалированные детские стишки с нравоучительным характером сатирического содержания. Басни. За него стали говорить звери. И это стало удачным способом сохранить себя, не боясь говорить то, что думаешь под личиной вороны, лисицы, волка, слона, соловья…

Журнальная деятельность

Родился Иван Андреевич в 1769 году в бедной семье армейского офицера. Отец его — Андрей Прохорович обучал сына грамоте в домашних условиях. А больше всего прививал интерес к новым знаниям посредством ежедневного чтения книг. Скончался Андрей Прохорович, когда Ивану было всего 9 лет, оставив в наследство сыну огромный сундук книг. Мать, Мария Алексеевна после смерти мужа осталась вдовой, пережила его на 10 лет.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он

«посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов».

С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки.

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

В 1784 в возрасте 16 лет пробует себя на литературном поприще, написав оперное либретто «Кофейница». За это произведение он получил гонорар — 60 рублей, но оно так и не было напечатано. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным.

В 1788 г. Крылов лишился матери, и на руках его остался малолетний брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»

В 1789 г. Крылов усердно трудится над изданием ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». Это были одних их первых попыток высказаться, заявить о себе. В журнале он виртуозно изображает недостатки современного русского общества, облачив главный замысел в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Жизнь Почты духов была недолгой. Маленькое число подписчиков не покрывало расходы и журнал пришлось закрыть.

В 1790 г. он становится владельцем маленькой типографии, а уже в 1792 г. выходит в свет новое детище Крылова — журнал «Зритель». Посвящен он был русскому театру. В нем можно было прочитать подробное описание состояния русской сцены, оперной и драматической, анализ репертуара, актерского исполнения, а также любопытнейшие заметки о поведении зрителей во время представления, о положении актеров в обществе, о театральном быте. По сути, Крылов явился родоначальником русской театральной критики.

Но и этот журнал просуществовал недолго.

В одном из томов «Зрителя» появилась заметная статья Крылова под названием «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», в которой были сплошь намеки и издевки над бездельниками, пребывающими во власти.

Волков Р. М. Портрет баснописца И. А. Крылова. 1812.

И тотчас (шел пятый месяц издания журнала) по личному приказу Екатерины II в типографии Крылова был произведен обыск. Журнал, просуществовав каких-то полгода, был закрыт, а четверо друзей были отданы под гласный надзор полиции.

В компании остались лишь Крылов и его главный сотрудник — литератор Александр Клушин. Вместе им удалось на базе журнала «Зритель» воссоздать новый — «Санкт-Петербургский Меркурий». Он получился слабее ранее выходивших журналов Крылова. Редакторы «Меркурия» строили наполеоновские планы, думали, что, придав ему менее острый и более художественный характер, добьются широкого распространения своего издания. Ради этого затеяли полемику с «Московским Журналом» Карамзина, обрушившись с язвительными нападками на самого Карамзина и его последователей. Так сказать — первые отголоски современного пиара, когда целью становятся массовая известность и быстрая популярность за счет маленькой интрижки или скандальчика… В общем, надо было на кого-то «наехать». И этим человеком стал Карамзин — фигура в литературных кругах не маленькая.

Но надо отдать должное Крылову. Наезд был обоснованным. Ему действительно было чуждо творчество Карамзина. Оно казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем сатиры молодого Крылова. Возмущал его и излишне простой слог Карамзина с нарочитым стремлением к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом). Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к принятым в то время строгим правилам стихосложения.

Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами (на фоне явно осторожного отношения к власти) оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия». И на сей раз Иван Андреевич сам закрыл «Санкт-Петербургский Меркурий» — из-за нехватки подписчиков.

Произошло это именно так или совсем не так — новая загадка Крылова.

Потому что сохранилось свидетельство, будто не кто иной, как императрица Екатерина II, вызвала издателей и, ходили слухи, сделала им то ли серьезное внушение, то ли материнское увещание с предложением отправиться за границу «на учебу».

Перед царской милостью-угрозой Клушин капитулировал. Он получил от Екатерины II деньги на поездку, написал ей благодарственную оду и отбыл за рубеж.

Крылов, оставшийся один, без друзей, без издательства, без журнала, тоже покинул столицу. Бросил все и уехал из Петербурга на долгие годы. Предложение матушки-царицы оказалось из тех, от которых отказаться было невозможно. Иначе в лучшем случае его ждали бы нищета, отчаяние, в худшем — Шлиссельбургская крепость или ссылка по проторенному Радищевым пути.

Однако царских денег Крылов не взял. Коленопреклоненной одой не разразился и вообще после той памятной встречи с Екатериной II лет десять фактически не выступал в печати. Но русской земли не покинул.

Скиталец

Из северной столицы Крылов подался, скорее всего, в Москву. Сначала остановился у актеров Сандуновых. Положение опального литератора открыло ему двери многих известных московских домов (Бенкендорфов, Татищевых и др.), где Иван Андреевич приобрел новые литературные знакомства. Без семьи, без серьезного занятия, способного дать заработок, по сути, бездомный скиталец, он перебирался из одного гостеприимного дома в другой, чувствуя себя униженным и опустошенным. Досадовал, что угораздило родиться с талантом никому не нужного сатирика.

Про него говорили, что «спокойствие, доходившее до неподвижности, составляло первую его потребность». Но не полное же безделье!

По Москве тогда прокатилось картежное поветрие. Всегда мечтавший о блистательном успехе, который наполнил бы его душу сильными ощущениями, Крылов вдруг стал завзятым картежником. Игра возбуждала. Играл много и азартно. Однажды его имя даже попало в полицейский реестр заядлых карточных игроков, из-за чего на какое-то время Крылов был вынужден покинуть теперь уже Москву.

Крылов был членом Английского клуба в Санкт-Петербурге с 1817 года. После смерти Крылова в той комнате Английского клуба, где он постоянно играл в карты, установили его бюст. Описывая Английский клуб в поэме «Недавнее время», Н.А. Некрасов посвятил этому следующие строки:

 

«Нынче скромен наш клуб именитый,
Редки в нём и не громки пиры.
Где ты, время ухи знаменитой?
Где ты, время безумной игры?…
Да Крылов роковым переменам
Не подвергся (во время оно
Старый дедушка был у нас членом,
Бюст его завели мы давно)…»

По словам одного из биографов писателя, на несколько лет Крылов как бы исчезает. Очевидно, в это время он скитается-странствует по провинции: посещает Тамбов, Саратов, Нижний Новгород, Украину, живет в поместьях своих друзей-приятелей. Он не перестает сочинять, но его произведения лишь изредка появляются в печати. Причем никакого и намека на сатиру. То ли душа покоя просит, то ли еще не выветрился из памяти последний разговор с императрицей.

Даже смерть Екатерины II, случившаяся поздней осенью 1796 года, мало что изменила в его положении. На престол вступил Павел I, при котором не приходилось и думать о возвращении к активной литературной деятельности или к журналистике. Крылов не побоялся ненадолго съездить в Петербург, осмотрелся и порешил за лучшее там не задерживаться.

Портрет работы Ивана Эггинка

 

Подвернулся случай — князь Голицын предложил занять при нем должность личного секретаря и домашнего учителя его детей. Крылов, которому всего-то тридцать, согласился. По воспоминаниям современника, он оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности.

И потянулись дни, один, похожий на другой: по утрам уроки молодым князьям, днем прогулки и чтение, по вечерам партия-другая в шахматы с Сергеем Федоровичем, который неизменно выходил победителем, да отдохновение за скрипкой, разве что иной раз некоторое развлечение — небольшой скрипичный концерт для обитателей дома и гостей Голицына. И уж совсем редко забава из забав — домашний театр.

Чтобы совсем не скиснуть от деревенской скуки и зная отношение опального генерала к царю, Иван Андреевич берется сочинить для домашнего спектакля у Голицыных пьесу. Здесь на любительской сцене впервые и была сыграна пародийная шуто-трагедия «Подщипа, или Трумф», где сам автор с успехом сыграл главную роль тупого и заносчивого вояки Трумфа, в котором легко угадывалась фигура Павла I, с его преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II.

Карикатурный образ был столь очевиден, а сатира зла и язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только через 70 лет.

О том, как воспринималась пьеса, свидетельствуют воспоминания одного из крыловских современников:

«…ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Все и все были беспощадно осмеяны, начиная от главы государства до государственных учреждений и негласных советников».

Постановка на сцене в Казацком удалась, хотя и у участников, и у зрителей не раз холодок пробегал по коже — как слухи о шуто-трагедии дойдут до царских ушей. Но раньше подошло известие из Петербурга о том, что император задушен приближенными в своем Михайловском замке и что теперь на троне Александр I.

Князь Сергей Федорович Голицын, обласканный молодым императором, получил назначение генерал-губернатором в Ригу. Отправляясь на новое место службы, Голицын берет с собой и Крылова, выхлопотав для него официальное назначение на должность правителя канцелярии.

По пути в Ригу Иван Андреевич заезжает в Москву, в Петербург. Удается невероятное — договориться о переиздании «Почты духов». Крылов даже вносит небольшую правку в текст, усиливая, делая резче строки, направленные против деспотизма.

Лиха беда начало. Немного спустя у Крылова готова еще одна пьеса — на этот раз легкая комедия. Ее Иван Андреевич решает предложить петербургскому театру. Через год она появляется там на сцене. А чуть позже ее уже можно видеть и на московской сцене (Петровский театр).

Терпеть хлопотливую службу в канцелярии Голицына у Крылова хватило сил не очень-то долго. И несмотря на дружеские отношения с князем Голицыным, Крылов в 1803 году вышел в отставку. И, очевидно, два следующих года провел в беспрерывном путешествии по России. Разъезжал по ярмаркам; рассказывают, что вел большую игру в карты, даже выиграл как-то раз очень крупную сумму. Но все это не более чем досужие слухи.

Именно в эти годы, о которых мало что известно, драматург и журналист начал писать басни.

Баснописец

Памятник И. А. Крылову. Летний Сад. Санкт-Петербург. Фото: Александр Ардатов

 

Однако драматургия отпустила от себя Крылова не сразу. Сначала его пьесы буквально завоевывают театральные сцены, срывая бурные аплодисменты у публики. С большим успехом идут сразу несколько его сатирических комедий («Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам»). Они высмеивали равнодушие дворянского общества к русской национальной культуре. В эпоху наполеоновских войн эта тема приобрела почти политическую остроту.

И лишь достигнув в театре заметного признания, он решает навсегда оставить перо драматурга и пойти по другому пути. А между тем театру он как драматург и журналист отдал к тому времени 20 лет своей литературной деятельности.

Где и как нашел он в себе силы сделать столь решительный шаг? Еще одна загадка Крылова. Но он его сделал и стал тем, кем мы его знаем с детства — баснописцем.

Со слов первого биографа Крылова, все начиналось так: в 1805 году Иван Андреевич был в Москве и, навестив известного поэта и баснописца Ивана Дмитриева в его доме в Большом Козловском переулке, 12 (не сохранился), показал ему свой перевод двух басен Лафонтена «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», а тот, прочитав их, будто бы сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец вы нашли его!».

С тех пор и считается, что басня «Дуб и трость», переведенная Крыловым с французского, стала путеводной звездой в его литературной судьбе.

Иван Дмитриев, на суд которого Крылов отдал свой перевод, не просто горячо одобрил басни, а даже сам попросил редактора журнала «Московский зритель» напечатать их. И они вместе с еще одной («Старик и трое молодых») увидели свет в первом номере этого журнала за 1806 год.

Но баснописца не устраивал редактор журнала, человек трусливый и нравственно нечистоплотный. Вот тогда-то Иван Андреевич решает вернуться в Петербург и создать собственный журнал, где ему было бы сподручно печатать свои басни.

В январе 1808 года вышел первый номер затеянного им «Драматического вестника», «начальником» которого Крылов пригласил князя Шаховского, респектабельного драматурга, благонамеренного человека. В отделе «Странички юмора» нового издания и были помещены крыловские басни за подписью «К.». Они печатались в каждом номере.

Сам же Крылов, обосновавшись в столице, поступает на службу (в Монетный департамент).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.206.68 (0.106 с.)