Общая характеристика геополитического положения Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика геополитического положения Республики Казахстан.



Геополитическое положение Казахстана во многом определяет военно-стратегическую безопасность в качестве приоритетной задачи. Расположенной в середине евроазиатского материка, окруженный со всех сторон территориями соседних государств, Казахстан, в силу своего местоположения, не может не испытывать повышенного воздействия разнородных внешних факторов на внутриполитические процессы. Он имеет только сухопутные границы с соседними странами (морские рубежи на Каспии все-таки не представляют собой полномасштабную государственную границу), каждая из которых обладает собственными политическими целями и интересами.

Континентальное положение Республика расположена почти в самом центре евразийского материка. Равно удалённость от крайних точек континента как с запада на восток, так и севера на юг демонстрирует сильную зависимость политико-экономической системы от наличия развитой и нормально работающей транспортно-коммуникационной системы. Казахстан расположен на большом удалении от мировых центров финансов, экономики и политики.

Размер территории. Казахстан по своим размерам относится к крупным государствам. На его территории могли бы разместиться такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, Испания, вместе взятые.

Геостратегия. Распад мировой системы привел к глобальным изменениям в мире. На смену существовавшему в мире. На смену существовавшему раннее тотальному соперничеству между двумя супердержавами пришла новая детерминанта, характеризующаяся, с одной стороны, монопольным положением США - как наиболее могущественного центра мирового влияния, с другой - происходящими процессами трансформации системы международных отношений, сложившейся в период холодной войны, в новую геополитическую конструкцию, которая, судя по формирующимся контурам, будет скорее всего представлять многополюсную модель мироустройства.

Россия и Китай стали на пути экономических преобразований и большей открытости своих политических систем. Центральная Азия, до этого являвшаяся зоной, закрытой для мировой экономики, идет по пути модернизации своей хозяйственной системы, а значит, претендует и на приобретение статуса перспективного рынка, обладающего динамичным потенциалом.

Как дополнительный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках, надо рассматривать вопросы создания Евразийского экономического и Таможенного союзов. Созданная по инициативе 3-х стран (Казахстан, Россия, Беларусь) ЕАЭС расширяется (Армения и Кыргызстан), набирает авторитет. Эксперты отмечают важность российского-казахстанского союза как «цементирующего звена всей постсоветской интеграции».

С 1 июля 2010 г. Казахстан, Россия и Беларусь сформировали единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. С 1 июля 2011 г. Обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран. Растет авторитет этой международной организации. Сегодня участникам союза являются Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Беларусь. О желании войти в союз заявили Тунис, Сирия и Таджикистан. 

В 2015 г. Наша республика вошла в ВТО, став 162-м членом организации. Это уникальный шанс, который открывает новые перспективы для страны. Больше половины нашего товарооборота приходится на государства, входящие во всемирную торговую организацию. А после присоединения к ней России и Украина доля нашей взаимной торговли выросла до 90 %. Нам важно торговать с крупными партнерами в рамках общего правого пространства.

Если вспомнить проблемы Каспия, за которой скрываются интересы различных мировых сил в борьбе за контроль над богатыми месторождениями углеводородного сырья, становится очевидным, что по объективным условиям регион имеет высокий уровень конфронтации, и это может нанести значительную угрозу национальной безопасности нашей страны. Вопрос решился -договор по каспию летом 2018.


  КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

12 августа в Актау собрались президенты пяти прикаспийских государств: Казахстана – Нурсултан Назарбаев, Азербайджана – Ильхам Алиев, Ирана – Хасан Рухани, России – Владимир Путин и Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов. Вместе лидеры стран обсудили сотрудничество в экономике, экологии и безопасности. Однако главным и самым ожидаемым событием стало подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, к которому страны-партнёры шли два десятка лет.

Выступая перед журналистами, Глава государства указал на символичность проведения Пятого каспийского саммита в Международный день Каспийского моря.

- Мы с коллегами подвели итоги многолетней работы по урегулированию правового статуса Каспийского моря. Обсудили состояние дел и дальнейшие меры по продвижению многостороннего практического взаимодействия. «Подписали ряд важных соглашений в сфере торговли, экономики, транспорта и безопасности», - сказал Президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев, отмечая успешность проведенных переговоров, подчеркнул, что в процессе подготовки Конвенции все страны исходили из интересов обеспечения политической стабильности, развития Каспийского региона, сохранения и приумножения его природных богатств.

- Кульминацией многолетней кропотливой работы стало подписание сегодня Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Конвенция является своего рода «конституцией Каспийского моря». Она призвана урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных государств, а также стать гарантом безопасности, стабильности и процветания в регионе, - заявил Президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев рассказал присутствующим журналистам, что Конвенция создает эффективную юридическую базу для сотрудничества прибрежных стран по широкому спектру направлений и определяет основополагающие принципы деятельности каждой из сторон.

- В их числе – превращение Каспийского моря в зону мира, добрососедства и дружбы; его использование в мирных целях; уважение суверенитета и территориальной целостности; не присутствие на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам. Мы установили территориальные воды шириной 15 морских миль, при этом их внешние границы обретают статус государственных. К территориальным водам примыкают десятимильные рыболовные зоны, где каждое государство обладает исключительными правами на промысел. За пределами рыболовных зон сохраняется общее водное пространство. Вне морских государственных границ будет действовать свобода мореплавания для судов под флагами прибрежных стран. Важное значение имеет договоренность о свободе транзита к другим морям и Мировому океану. Каждое государство реализует суверенные права на недропользование в границах своего сектора дна. При этом предусмотрена возможность прокладки по дну моря магистральных трубопроводов и кабелей с условием соблюдения экологических требований, - сказал Глава государства.

Президент Казахстана особо подчеркнул, что соблюдение этих принципов призвано способствовать развитию транспортной инфраструктуры прибрежных государств, увеличению транзитного потенциала Каспийского региона, а также сохранению экологической системы и уникальной популяции биологических ресурсов Каспия.

Кроме того, Нурсултан Назарбаев предложил ряд дополнительных мер по дальнейшему развитию сотрудничества на Каспийском море, в том числе заключение отдельного пятистороннего договора по согласованным мерам доверия в области военной деятельности, стимулирование торгово-экономических отношений прибрежных стран, особенно по вопросам инвестиционного сотрудничества и реализации проектов в энергетической сфере, оптимизацию тарифной политики и улучшение условий транспортировки, а также принятие документа по борьбе с незаконным промыслом биологических ресурсов.

В завершение Глава государства подчеркнул, что Актауский саммит вновь продемонстрировал способность прикаспийских стран совместно решать масштабные задачи, и выразил уверенность, что принятые международные договоры и достигнутые договоренности будут способствовать наиболее полному раскрытию потенциала «каспийской пятерки».

Также по итогам саммита с заявлениями выступили президенты Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Исламской Республики Иран Хасан Рухани, Российской Федерации Владимир Путин, Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

***

По итогам Пятого каспийского саммита были подписаны следующие документы:

1. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.

2. Протокол о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом на Каспийском море.

3. Протокол о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море.

4. Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве.

5. Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта.

6. Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море.

7. Протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.01 с.)