Патронатное сопровождение обучающихся с ОПФР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патронатное сопровождение обучающихся с ОПФР.



Регламентируется правовыми документами:

1. Постановление МО №92 от 19.07.2011 г. «Об утверждении положения о патронате лиц с ОПФР».

2. Методическими рекомендациями по организации патронатного сопровождения выпускников с ОПФР от 8.0.2010 г.

Патронат осуществляется после школы (обучения по образовательной программе специальной школы и других учреждений других уровней) в течении – 2 лет.

Патронат осуществляется после окончания специальной школы и ведется документация.

Патронат – это форма обучения личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, правовой, социальной и иных видов помощи. Выпускникам учреждений образования обеспечивают поддержку на начальном этапе их самостоятельной жизни.

Цель патроната. Обеспечение успешной социализации выпускников в новой социальной среде.

Задачи:

1. Социально-педагогическая поддержка выпускников.

2. Своевременное оказание необходимой квалифицированной помощи выпускникам в социальной адаптации и профессиональной адаптации.

3. Взаимодействие с государственными организациями, учреждениями и общественными объединениями для оказания помощи выпускникам, оказавшихся в неблагополучных, кризисных ситуациях.

Направления:

1. Установление особенностей социальной адаптации выпускников.

2. Анализ факторов негативно влияющих на социализацию выпускников.

3. Определение задач, направлений и форм работы по оказанию социально-педагогической поддержки и др.

4. Разработка индивидуальных программ при необходимости.

5. Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности выпускников.

Три этапа патроната: подготовительный (начинается на последнем году окончания обучения), основной, заключительный.

Оформляется паспорт выпускника, который хранится 5 лет.

Критерии успешности:

- социальная адаптированность;

- социальная автономность;

- социальная активность.

 

38. Понятие «инклюзия». История инклюзивного образования

 

Инклюзия – включение это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме в первую очередь имеющих трудности в развитии.

Не рядом, а вместе.

Н.Н. Малофеев выделяет 5 периодов эволюции отношения общества к людям с нарушением в развитии:

1) от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботить о людях с отклонениями в развитии;

2) от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения, хотя бы части из них;

3) от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения (3 категории людей)

- с нарушением слуха

- с нарушением зрения

- умственной отсталости

4) от осознания необходимости обучения части детей с отклонениями в развитии к пониманию об необходимости обучения всех детей.

Отличительные черты 4 периода отношений

I. развитие законодательной базы;

II. структурное совершенствование систем специального образования (разнообразие типов специальных школ);

III. расширение охвата специального образования и коррекция педагогических отношений;

IV. формирование новой культурной нормы – уважения в развитии новой среды.

В России ученый Л.С. Выготский определил социальную значимость помощи детей с ОПФР.

В 60 гг. 20 века появляются в Беларуси новые типы школ:

- для слабослышащих и поздно оглохших – 1961 год,

- для слабовидящих – 1963 г.

- для детей с нарушением МФОДА 1964 г.

- для детей с тяжелым нарушением речи – 1966 г.

- для детей с ЗПР – 1980 г.

V период – от изоляции к интеграции

РФ – 1991 г. – по настоящее время.

Под инклюзивным образованием понимается создание равных возможностей для получения образования всеми без исключения, включение в образовательный процесс всех детей вне зависимости от происхождения, культуры, пола, нарушения развития.

Понятие инклюзивного образования – форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

а) посещают те же школы что и их братья, сестра, соседи.

б) находятся в классе с детьми одного с ними возраста.

в) имеют индивидуальность, соответствующую их потребностям и возможностям учебной цели.

г) обеспечиваются необходимой поддержкой.

Инклюзивное образование это процесс развития общего образования который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей.

 

 

40. Особенности инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — способ построения образовательного процесса, предусматривающий совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Так же как и все дети с ОВЗ(ограниченного возможностями здоровья)., дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и организованного обучения и воспитания— образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

 

 

41.Стратегия развития инклюзивного образования в РБ.

Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий,в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка и создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более эффективной самореализации обучающихся. В настоящее время базой для развития в Беларуси инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования. Целью специального образования является улучшение качества жизни детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), их успешная адаптация к условиям социальной среды. Одним из эффективных путей достижения указанной цели выступает организация интегрированного обучения и воспитания школьников в общеобразовательной средней школе. Сегодня в республике создана необходимая нормативно-правовая и учебно-методическая база:1)Кодекс РБ об образовании;2)образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования); 3)инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации.

 

 

42.Принципы инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — способ построения образовательного процесса, предусматривающий совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ. Восемь принципов инклюзивного образования.1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

43. организация образовательной среды в условиях инклюзивного образования

Организованная образовательная среда представляет собой не отдельно взятые ресурсы, а многомерные образования «средовые комплексы», т.е. в соответствии с образовательной целью специальным образом организованно пространство, продумано его наполнение и возможные виды деятельности, заданы основные установки, мотивы и правила поведения.

Взрослые (педагоги и родители) выполняют систему действий по созданию средовых комплексов. Они определяют цель, проектируют и непосредственно организуют образовательную среду. В ряде случаев к работе над средой могут и должны привлекаться дети.

Основной развивающий эффект достигается при условии самостоятельного взаимодействия ребенка с образовательной средой, которая призвана стимулировать детскую активность, самостоятельность и инициативу.

Целью изменения предметной и пространственной среды является обеспечение физического комфорта. Образовательная среда должна стать безопасной и удобной, «т. е. позволять каждому ребенку хорошо ориентироваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нужные объекты и выполнять с ними необходимые действия».

Целью изменения социальной среды является достижение социально психологического комфорта. «Окружающим необходимо научиться видеть в детях с особенностями психофизического развития то общее «здоровое», что объединяет их с обычными детьми, понять специфику трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизнедеятельности, воспитать в себе способность терпимо относиться к их промахам и неудачам, а также предлагать и оказывать им посильную разумную помощь».

В условиях интегрированного обучения и воспитания (инклюзивного образования) образовательная среда должна стать личностно ориентированной, т.е. обеспечить развивающий эффект, учесть разнообразные потребности и интересы ребенка, способствовать его жизненному самоопределению и самореализации; коррекционно-развивающей средой, т. е. способствовать профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка; адаптивной, т.е. обеспечить условия для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей; без барьерной, т.е. способствовать профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка

Только в том случае, если образовательная среда будет личностно ориентированной, коррекционно-развивающей, адаптивной и без барьерной она обеспечит необходимый уровень доступности, комфортности и безопасности ребенка с ОПФР(особенностями психофизического развития) в образовательном процессе.

 

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Компетентностное наполнение модели должно включать: владение знаниями о психолого- педагогических особенностях различных категорий детей с ООП(особые образовательные потребности), об особенностях организации их учебной деятельности; умения воспринимать каждого ребёнка с позиций его сильных, позитивных сторон, видеть особенности личности каждого ребёнка, владеть сущностью ценностей педагогической деятельности и опираться на них, использовать в условиях инклюзивного образования педагогические технологии, методики обучения и воспитания, адаптировать учебную информацию к образовательным особенностям и потребностям каждого ребёнка; навыки вовлечения всех детей в деятельность; способность к сотрудничеству как форме взаимодействия в условиях полисубьектного образовательного пространства и др.

компетентностная модель педагога инклюзивного образования представлена комплексом компетенций (академических, профессиональных и социально-личностных), определяющих способность и готовность к успешной реализаций функций профессионально-педагогической деятельности и достижения образовательных результатов с учетом потребностей всех субъектов инклюзивного образовательного пространства.

функция педагога, направленные на достижение стратегических и текущих целей, формируемых из базовых потребностей субъектов инклюзивного образовательного пространства его целеносителей: детей и их родителей, педагогов, специалистов группы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, администрации учреждения образования.

44.Таблица компетентностной модели педагога инклюзивного образования

Структурные

компоненты педагогической

деятельности

Субъекты инклюзивного образовательного пространства

Обучающиеся Родители Участники группы Сопровождения пространства
Постановка педагогических целей и задач Владеть, быть способным и готовым к: использованию арсенала диагностических методик и методов, позволяющих определять характер особых образовательных потребностей обучающихся, выявлению причин затруднений в учебной деятельности, общении и взаимодействии в коллективе детей, определению стратегических и тактических целей образовательного процесса, требований к образовательным результатам, проектированию дифференцированных образовательных результатов с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей; прогнозированию жизненной перспективы детей с особыми образовательными потребностями и ее обеспечению условиями инклюзивного образования.

быть готовым и способным работать в команде, принимать совместные решения по разработке индивидуальных образовательных программ на основе результатов педагогической диагностики с учетом специфики образовательных потребностей учащихся, потребностей и интересов родителей, прогнозируемых образовательных результатов

Выбор средств и способов решения поставленных задач быть способным и готовых: отбору и композиции, методов обучения, учебного материала, педагогических средств, их адаптации к разнообразным образовательным потребностям и возможностям детей; определению условий использования специальных методов и средств обучения, адекватных особым образовательным потребностям детей; включению всех учащихся в различные виды деятельности, организация совместной деятельности и общения; использованию техник, методов, средств и приемов традиционной и альтернативной коммуникации. быть способным и готовым активизировать потенциал ближайшего окружения ребенка в решении задач его обучения, развития, социализации быть способным и готовым к организации согласованной деятельности по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательном пространств
Анализ и оценка педагогической деятельности быть способным и готовым проводить анализ эффективности собственной деятельности, деятельности и взаимодействия детей, результатов общения и взаимодействия со всеми детьми

быть способным и готовым проводить анализ эффективности и результативности взаимодействия всех участников инклюзивного образовательного пространства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.024 с.)