Вопрос. Коррекционная педагогика как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Коррекционная педагогика как наука.



Цель, задачи, предмет, области коррекционной педагогики.

Коррекционная педагогика выступает преемницей дефектологии. Изучает психофизиологические особенности детей с ОПФР, их особые закономерности обучения и воспитания, условия, способствующие их нормализации и жизнедеятельности.

Цель КП—выявление и преодоление, исправление недостатков в развитии личности ребенка, что в свою очередь способствует успешной интеграции в систему социальных отношений. Таким образом, областью научных интересов КП является своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграция их в социальную среду. Общепризнанным является утверждение, что недостаток, отклонение в развитии и поведении являются временной переменной величиной в организации пед. Процесса с данной категорией детей и подростков, а следовательно поддаются изменению и коррекции.

Объект КП – это психические и физические нарушения.

Предмет КП:

1.Дифференциация обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении детей;

2.Определение наиболее результативных путей, способов, средств. Например, на на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии детей и подростков.

Задачи КП:

1.Определить природу и сущность недостатков в развитии отклонений в поведении детей и подростков. Выявлять причины и условия их появления.

2.Изучить историю становления и развития коррекционно- педагогической помощи детей с ОПФР.

3. Выявить ведущие тенденции, предупреждение и преодоление в развитии отклонений детей и подростков, этиологию психофизического развития и социально- педагогических условий жизнедеятельности ребенка.

4. Разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с ОПФР.

5.Определить цели, задачи, основные направления деятельности учреждений спец. Образования.

6.Созать необходимую учебно- методическую базу для подготовки учителя для проведения коррекционно- педагогической работы с детьми с ОПФР.

В состав КП входят: -олигофренопедагогика; -тифлопедагогика; -сурдопедагогика; -логопедия; -отрасли спец. Педагогики и психологии, изучающие нарушения ОДА, ЭВС, ТМНР

 

Основные понятия коррекционной педагогики.

Ведущими педагогическими категориями являются Обучение, воспитание и развитие.

Обучение ведет за собой развитие. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное состояние.

Воспитание- основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.

Обучение педагогической наукой рассматривается как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающего формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Обучение и развитие- два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведения предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника, тот запас потенциальных возможностей, формирующих функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение ведет за собой развитие. Обучение активизурует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его саммостоятельности.

К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

Коррекция-система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление и преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компенсация-это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма.

Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Адаптация школьная – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Школьная дезадаптация- это сопротивление, асоциальное поведение, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Реабилитация- медицинское лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта.

Психологическая реабилитация-снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов.

Педагогическая реабилитация- восстановление утраченных учебных, познавательных умений, навыков, формирование индивидуальных личностных качеств.

Реабилитация социальная – это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно- полезную деятельность и адекватное общение со сверстниками.

Абилитация- лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям, их к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.008 с.)