Полезность выражает способность товара удовлетворять одну или несколько потребностей потребителя. Различают общую и предельную полезность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезность выражает способность товара удовлетворять одну или несколько потребностей потребителя. Различают общую и предельную полезность.



Общая полезность (TU) – это совокупная, или суммарная полезность от потребления всех наличных единиц товара.

Предельная полезность (MU) – это дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара.

Величина предельной полезности зависит от количества товара и степени потребности в нём. Экономисты австрийской школы выявили следующую закономерность. По мере того, как потребитель удовлетворяет некоторую свою потребность, её полезность убывает. В процессе насыщения потребности последовательно увеличивают количество используемых единиц блага, удовлетворяющих эту потребность. При этом полезность каждой новой единицы блага меньше, чем предыдущей. Так, для голодного человека наибольшую полезность будет иметь первая порция еды. По мере утоления голода, полезность каждой последующей порции еды снижается.

Из сказанного выше следует обобщение, которое получило название закона убывающей предельной полезности. (первый закон Госсена)

Увеличение количества потребляемого товара приводит к сокращению предельной полезности этого товара.

Предельная полезность выступает как прирост общей полезности, и хотя общая полезность с увеличением количества потребляемых единиц товара постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара уменьшается. Следовательно, чем большим числом единиц товара мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого товара. Это можно проиллюстрировать и на графике.

График общей полезности TU (рис. 1 – а) показывает, что сначала общая полезность потребления товара растёт и достигает максимального значения в точке N. Если продолжать потребление, то новые единицы товара не увеличат суммарную полезность, более того, дополнительное потребление может уменьшить её и даже сделать отрицательной величиной. Так, лишнее количество съеденной еды приводит к избыточному весу и проблемам со здоровьем.

   
N

 

 

MU u1 u2 u3 u4
 

Рис. 1

а) суммарная полезность потребления товара б) предельная полезность потребления товара

Если от точки N (рис. 1 – а) провести проекцию на ось абсцисс, получим точку q0, где определяется количество единиц блага, которое необходимо для нормального насыщения потребности в данном товаре.

График предельной полезности MU (рис. 1 – б) показывает, что полезность потребляемых одна за другой единиц товара постепенно убывает, поскольку растёт степень удовлетворения потребности. За пределами оси абсцисс предельная полезность становится отрицательной, и это означает, что потребитель больше не будет приобретать данный товар.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие заключения.

Во-первых, со стороны потребителя цена товара определяется его предельной (а не общей) полезностью и выражается той суммой денег, которую он готов заплатить за данную единицу товара.

Во-вторых, чтобы продать дополнительное количество продукции, производитель должен снизить цену, поскольку предельная полезность товара для потребителя снижается.

В-третьих, в основе определения величины спроса лежит закон убывающей предельной полезности.

 

3 вопрос. Условие равновесия потребителя (второй закон Госсена)

Покупатели распределяют свои потребности и спрос на рынке по порядку. Каждый раз, приобретая товар, они стремятся удовлетворить самые необходимые на текущий момент потребности, самые неотложные. При этом покупатель всегда имеет в виду, что у каждого товара своя цена, поэтому на приобретение товаров с одной и той же полезностью могут иногда затрачиваться разные суммы денег, или, наоборот, на одну и ту же сумму денег могут приобретаться товары с разной полезностью.

Не подлежит сомнению тот факт, что потребитель стремится максимизировать полезность приобретаемых им товаров, то есть он стремится получить на каждый затраченный рубль как можно больше пользы, которая оценивается им субъективно. Поэтому, принимая решение о покупке, потребитель сравнивает полезности товаров с учётом той суммы денег, которую за это нужно заплатить, иначе говоря, покупатель «взвешивает» полезности. Так, если один килограмм апельсинов стоит 30 руб., а ананасов – 90 руб., то, выбирая, какой продукт ему купить, покупатель сравнивает предельную полезность ананасов с утроенной предельной полезностью апельсинов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.004 с.)