Вопрос. Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Потребительское поведение, полезность и потребительский выбор



В изучении рынка имеет значение правильное представление о таких понятиях, как полезность, стоимость, цена и пр. Динамика формирования соответствующих показателей представляет интерес как для покупателя, так и для продавца. Покупателя интересует, какой эффект можно получить от приобретаемого товара, какую полезность для него он представляет. Продавца интересует возмещение затрат и получение прибыли. Интересы от сделки могут быть неодинаковы для её участников, но чтобы сделка состоялась, их надо согласовать. Что лежит в основе согласования?

Сторонники трудовой теории стоимости рассматривают её с позиций продавца. Они утверждают, что основанием для согласования сделки служит стоимость, или затраты на производство и реализацию товара.

Теперь встанем на позицию покупателя. Перед ним стоят три вопроса. Что купить? Сколько стоит? Хватит ли денег? Ответ на первый вопрос требует выяснить полезность товара, на второй – исследовать цену, на третий – установить доход потребителя.

Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:

ü Личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение,

ü Психологические факторы (например, избирательное запоминание),

ü Культурные факторы,

ü Социальные факторы.

Данные вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории потребления. Поведение потребителя - это формирование спроса покупателя, выбор товара с учетом цен и личного бюджета. Поведение покупателя индивидуально по причине субъективных предпочтений конкретных групп потребителей.

Личный доход представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющую меру платежеспособности его получателей. Его величина есть бюджетное ограничение покупательской способности.

Теория потребительского поведения основана на принципе рационального поведения потребителя, который располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном размере его денежного дохода.

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренных в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас в последней трети XIX века. В основе теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной), ординалистская (порядковая) теория полезности. Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и тоже благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

В основе потребительского выбора лежит полезность.

Полезность – это потребительский эффект, который может быть получен в процессе использования блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.004 с.)