Список Б (инструментальные ценности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список Б (инструментальные ценности)



Ценности Место в жизни
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
2. воспитанность (хорошие манеры);  
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
4. жизнерадостность (чувство юмора);  
5. исполнительность (дисциплинированность);  
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;  
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
16. честность (правдивость, искренность);  
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
18. чуткость (заботливость).  

 

Методика диагностики творческого мышления «Круги» Э. Вартега

 

Цель: исследование особенностей творческого мышления старшеклассника.

Процедура проведения: дается инструкция испытуемым: «На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков».

Обработка результатов.

1. Подсчитывается показатель беглости мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок дается 1 балл. Средние значения беглости мышления 12-15 кругов.

2. Гибкость мышления — количество классов рисунков, за каждый класс — 1 балл. Полученные результаты сравниваются со средними значениями (4-5 категорий).

Рисунки группируются по классам: природа; предметы быта; наука и техника; спорт; декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения); человек; экономика; Вселенная.

3. Оригинальность мышления — за каждый редко встречающийся рисунок — 2 балла.

Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

- конкретные рисунки, изображающие предметы;

- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

- по степени эмоциональности:

- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

- эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

 

Стимульный материал

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)