Глава 1. Старение и интеллект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Старение и интеллект



ВОЗРАСТЕ

Российский геронтологический научно-клинический центр Федеральный центр координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»


Когнитивный тренинг: упражнение интеллекта и речи

в пожилом возрасте


 

 

Когнитивный тренинг: упражнение интеллекта и речи в пожилом возрасте
3
СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................. 5

Глава 1. Старение и интеллект............................................................................... 8

Глава 2. Активизация интеллектуальных способностей пожилых

людей.................................................................................................................. 14

Сценарии мастер-классов «Интеллектуально активный пожилой человек».... 17

Сценарий 1................................................................................................... 17

Сценарий 2.................................................................................................. 25

Сценарий 3.................................................................................................. 33

Глава 3. Лингвистический семинар «Пожилой человек говорит

и пишет»....................................................................................... 42

Сценарии мастер-классов «Пожилой человек говорит и пишет»................ 43

Сценарий 1.................................................................................................. 43

Сценарий 2................................................................................................... 47

Сценарий 3.................................................................................................. 54

Приложение................................................................................................... 63

Типы мышления и способы их активации....................................................... 63

I. Критическое мышление......................................................................... 63

II. Творческое мышление.......................................................................... 66


Когнитивный тренинг: упражнение интеллекта и речи в пожилом возрасте
5
                                         ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных проблем современной цивилизации является лавинообразное старение населения, определяемое как увеличени- ем продолжительности жизни людей, так и снижением рождаемости.

В этом отношении Россия не является исключением. С каждым годом возрастает численность людей пенсионного возраста. Все это приводит к появлению множества новых социальных и медицинских проблем, связанных как с недостаточным охватом населения гериатрической помощью (специализированной медицинской помощью для людей пожилого и старческого возраста), так и отсутствием или слабой раз- витостью социальных служб, осуществляющих уход за пожилыми.

Зачастую старение сопряжено с ухудшением памяти и других по- знавательных (когнитивных) функций, отвечающих за взаимодейст- вие человека с окружающим миром. По мере нарастания тяжести когнитивных нарушений это становится помехой к продолжению ак- тивной жизни, затрудняет выполнение повседневных дел и препятст- вует продолжению самостоятельного существования пожилых, делая их зависимыми от окружающих. Тяжелые когнитивные нарушения имеют много синонимов – старческое слабоумие, маразм или, выра- жаясь медицинским языком, деменция. Деменция становится тяжким бременем для семей пациентов, требует существенных расходов, как прямых, связанных с необходимостью обследования и покупки лекарственных препаратов, оплаты сиделок или домов ухода, так и косвенных – за счет потери заработка лиц, оказывающих неофици- альный уход за больным.

Показано, что у большинства пациентов прогрессирование когни- тивных нарушений продолжается в течение многих лет. Это позволя- ет реализовать различные подходы, направленные на профилактику нарастания тяжести подобных нарушений и предупреждение демен- ции. Мероприятия по предупреждению деменции должны быть сос- редоточены на устранении или уменьшении влияния так называемых изменяемых (модифицируемых) факторов риска, к которым относят- ся контроль уровня артериального давления, сахара и холестерина

в крови, нормализация функции щитовидной железы, профилактика гиподинамии (малоподвижного образа жизни), своевременное лече- ние эмоциональных расстройств (повышенной тревоги и депрессии, нарушений сна). Кроме того, важное место в профилактике когнитив-


6
Введение

ных нарушений занимают упражнения, направленные на тренировку познавательных функций (когнитивный тренинг).

Многочисленные исследования профилактики деменции показа- ли, что наиболее оправданным представляется многокомпонентный подход, нацеленный на устранение не какого-либо одного, а однов- ременно как можно большего числа факторов риска. Благоприятное влияние упражнений познавательной сферы определяется форми- рованием «когнитивного резерва» за счет упрочнения сети нервных структур, создания дополнительных связей между нервными клетка- ми. Это гарантирует то, что даже при развитии заболевания головного мозга, способного привести к деменции, нарушения проявятся позже, что увеличивает период более активной, самостоятельной жизни па- циента, делает менее явными признаки прогрессирования болез-

ни. К важнейшим факторам создания когнитивного резерва относят обучение в раннем периоде жизни. Различными исследователями по всему миру показано, что образовательный статус (количество лет образования у человека) имеет выраженную обратную взаимосвязь с риском развития когнитивных нарушений и деменции у пожилых.

В то же время упражнение сохранных познавательных функций не те- ряет своей актуальности и в пожилом возрасте, особенно при разви- тии признаков заболеваний, способных привести к деменции. Причем показано, что проведение подобных занятий оказывает благоприят- ный эффект даже в случае, если деменция уже наступила.

Цель настоящей книги состоит в том, чтобы познакомить читате- ля с влиянием старения организма на работу головного мозга и пси- хических процессов в целом, а также с одной из возможных систем проведения занятий, направленных на тренировку познавательных функций у лиц пожилого возраста. Описанная в книге методика была разработана Иолантой и Веславом Пекарски (Польша) в рамках про- ектов «Интеллектуально активный пожилой человек», а также «По- жилой человек говорит и пишет». Предложенная система включает

в себя упражнения для тренировки речи и интеллекта в формате про- ведения групповых занятий, что позволяет дополнить эффекты не- посредственного стимулирования определенных функций головного мозга благоприятным воздействием социального окружения за счет создания психологической среды, повышающей мотивацию пожилого человека к подобным занятиям. Проект был реализован на базе клуба пожилых людей в деревне Свекатово в Польше и получил самые наи- лучшие оценки всех его участников.


 



 

 


 

Виды памяти


Таблица 1.


Сенсорная Сверхкороткая память, которая собирает информацию из окру- жающей среды и направляет ее в кратковременную память. Ее также называют памятью чувств.
Кратковременная Оперативная память, которая отвечает за усвоение новой ин- формации, например фамилий, времени встреч, выполненных действий. К сожалению, эта память характеризуется высокой степенью забывчивости. Забытые сведения стираются, исчезают навсегда. Для того чтобы информация сохранилась навсегда, ее надо переместить в долговременную память.
Долговременная Память воспоминаний, содержащая события из прошлого и общие сведения о мире. В долгосрочной памяти информация сохраняется навсегда. Передача информации из краткосрочной памяти в долгосрочную осуществляется с помощью таких про- цессов, как: понимание, ассоциации, повторение или вследствие сильной эмоциональной окраски данной информации.

Широко распространено мнение о том, что старение неизбежно связано с постепенным ухудшением памяти. Именно с нарушения па- мяти начинается болезнь Альцгеймера – самая частая причина демен- ции у лиц пожилого и старческого возраста. Но даже при нормальном старении у пожилых людей притупляется острота чувств и снижается способность запоминать. При этом из всех типов памяти хуже функ- ционирует в основном кратковременная память. Однако при система- тизированном упражнении данный тип памяти поддается тренировке.

Речь: под речевой функцией подразумевают способность к комму- никации (общению) с окружающими людьми как в устной, так и пись- менной форме. Данная функция включает в себя как самостоятельное построение высказываний (в том числе при письме), так и понимание обращенной к человеку речи (в том числе при чтении). Речь служит своеобразным каркасом для организации других познавательных функций, обеспечивает поддержание социальных контактов. Именно речевые нарушения наиболее ярко обращают на себя внимание при заболеваниях головного мозга. Это позволило разработать многочи-


сленные методы логопедической коррекции, направленные на вос- становление нарушенной речи.

Восприятие (гнозис): под восприятием понимают сложную систему распознавания поступающей извне информации. Выделяют различ- ные модальности восприятия – зрительное, слуховое и т.д. В отличие от простых зрительных, слуховых ощущений, получаемых от органов чувств, восприятие позволяет более тонко распознавать чувствитель- ный образ, отнести его к определенной группе (категории), отличать знакомое от незнакомого. Система, осуществляющая создание целост- ного образа на основе информации, получаемой от различных орга- нов чувств, получила название симультантного гнозиса.

Праксис: означает способность вырабатывать, сохранять и ис- пользовать различные двигательные навыки. Это касается как самых простых автоматических действий, на которых держится обычная повседневная жизнь (ходьба, способность причесаться, пользоваться столовыми приборами и т.д.) и о выполнении которых мы даже не за- думываемся, так и наиболее сложных двигательных актов, часто лежа- щих в основе профессиональной деятельности человека.

Управляющие (регуляторные, исполнительные) функции: подра- зумевают способность управлять своей деятельностью и поведением, ставить перед собой ту или иную задачу, контролировать ее выпол- нение, анализировать полученные результаты путем сличения конеч- ного эффекта и исходной задумки. Данная часть когнитивной сферы тесно связана с понятиями мышления и интеллекта, но не является их полным аналогом. При нарушении управляющих функций (дизрегуля- торных нарушениях) – происходит разлад во всех остальных сферах – мозг не может должным образом упорядочить свою работу, что со- провождается более или менее заметными проблемами со стороны памяти, восприятия, двигательной сферы, речи.

Внимание: можно рассматривать как самостоятельную функцию, так и в качестве основы для работы головного мозга в целом. Данным термином обозначают способность к поддержанию должного уровня

психической активности, требуемого для умственной работы, и спо- собность сосредотачивать свою психическую деятельность на акту- альных задачах (концентрировать внимание). Именно нарушения кон- центрации внимания часто стоят за распространенными жалобами на «плохую память» у лиц различного возраста (в том числе молодых) и могут быть как следствием заболеваний (как со стороны организ- ма в целом, так и при различных поражениях головного мозга), так и


функциональных изменений нервно-психической сферы (на фоне пе- реутомления, стрессовых ситуаций).

Отдельно стоит подчеркнуть, что когнитивная сфера каждого че- ловека неповторима. На ее формирование оказывают влияние гене- тические факторы, перенесенные заболевания, воспитание, культур- ные особенности, образование, личный опыт человека. Поэтому и под когнитивными нарушениями понимают ухудшение познавательных функций относительно предшествующего более высокого индиви- дуального уровня, как ощущаемое самим человеком, так и заметное со стороны.

Тренировка познавательных функций – когнитивный тренинг – включает в себя систему упражнений, относящихся к нелекарст- венным методам профилактики и лечения когнитивных нарушений и деменции. В целом, подобные упражнения подразделяются на ком- пенсаторные и восстановительные. В первом случае проводимая тренировка направлена на развитие сохранных познавательных спо-

собностей, во втором – на восстановление утраченных вследствие бо- лезни или травмы функций.

При проведении занятий упражнения подбираются таким обра- зом, чтобы разносторонне влиять на разные типы мышления пожило- го человека (см. Приложение).

Когнитивный тренинг может проводиться как на индивидуальной, так и групповой основе. Первый подход позволяет более подробно прорабатывать проблемы конкретного человека, в то же время, груп- повые занятия являются одной из форм совместного досуга пожилых, способствуют удовлетворению потребности в общении, тренируют на- выки коммуникации, повышают мотивацию к занятиям и самооценку.

Семинары для пожилых людей – это не только развлечение и спо- соб приятно провести время в хорошей компании. Они способствуют интеллектуальной активизации пожилых людей, повышению самоо- ценки, а также ощущению ценности и смысла жизни. Интеллектуаль- ная активность противодействует утрате самоуважения, чувству без- надежности и депрессии.


 

СЦЕНАРИИ МАСТЕР-КЛАССОВ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО АКТИВНЫЙ ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК»

Далее представлены три примерных сценария мастер-классов. Не- обходимо помнить, что важным фактором успешности занятий явля- ется адаптация их содержания под потребности и возможности кон- кретной группы пожилых людей.

Сценарий 1

Цель занятий:

– Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей.

– Пробуждение у пожилых людей интереса к участию в мастер-клас- сах по тренировке умственных способностей, как способу время- препровождения.

– Совершенствование различных типов критического и творческого мышления.

– Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека.

Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, тематические исследования, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практи- ческих действий.

Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей.

Необходимые средства / материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, лекционный плакат с рейкой, маркеры, ручки.

Ход занятий:

Начало занятий

Начиная мастер-класс, ведущий приветствует всех участников

и сообщает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный ха- рактер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следующих правил:

– проявлять активность;

– вести себя свободно;

– обращаться напрямую;

– относиться толерантно друг к другу;

– говорить только от своего имени.


После принятия участниками правил группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.

 

Серия упражнений

Упражнение 1

Название: «Визитные карточки»

Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, используют навыки критического мышления в ходе аргументации и принятия решений.

Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры.

Ход упражнения:

Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе

на грудь. Потом каждый из пожилых людей – участников мастер-клас- са делает самопрезентацию выбранного символа.

 

Упражнение 2

Название: «Ассоциации»

Цели упражнения: совершенствование мыслительных процессов

в час ти систематизации информации, беглости мышления, творческо- го подхода к решению проблем.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Каждый участник за минуту записывает как можно больше ассо- циаций, какие только вспомнит в контексте слова «собака». По исте- чении отведенного времени, каждый, кто хочет, зачитывает вслух свои пометки.

По завершении выполнения задания, ведущий обсуждает резуль- таты с участниками.

 

Упражнение 3

Название: «Два кувшина»

Цели упражнения: стимулирование различных видов мышления –

анализа, рассуждения, экспериментирования.

Материалы: бумага и лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:


Ведущий объявляет задание: «Предположим, у нас есть два кувши- на, один емкостью 3 литра, второй емкостью 5 литров. Наша задача состоит в том, чтобы с помощью этих двух кувшинов отмерить ровно 7 литров, например, воды. Заполнять оба кувшина и потом отливать литр «на глаз» нельзя. Нужно отмерить ровно 7 литров».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

1. Заполняем пятилитровый кувшин, водой из него наполняем трех- литровый кувшин.

2. Эти три литра выливаем. В пятилитровом кувшине осталось два литра воды.

3. Эти два литра воды наливаем в трехлитровый кувшин.

4. Наполняем пятилитровый кувшин.

5. В результате получаем пять литров в пятилитровом кувшине и два литра в трехлитровом кувшине. Итого семь литров.

Упражнение 4

Название: «Все на одну букву»

Цели упражнения: совершенствование творческого мышления по части гибкости, оригинальности и трансформационных навыков.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Каждый участник выбирает какую-то букву алфавита, а затем стро- ит как можно более длинную фразу, используя только те слова, кото- рые начинаются с этой буквы.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Пример предложения, приведенного ведущим: Слесарь Святослав

Сергеевич Сахаров снял со стены снимок северного сияния, сделанный Светланой Семеновной Сокольской.

Упражнение 5

Название: «Во что вы одеты?»

Цели упражнения: совершенствование аналитического мышления; тренировка наблюдательности и памяти; более тесное знакомство участников.


Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Участники разбиваются по парам, потом садятся спиной друг к дру- гу. Они получают бумагу и ручку.

Ведущий дает задание:

«Опишите, как можно точнее, как одет человек, сидящий у вас за спиной».

Выполнив описание каждый читает свой вариант, а другие участ- ники могут сами сравнить заметки и реальность.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

 

Упражнение 6

Название: «Бродяга»

Цели упражнения: рассуждения, решение проблем; тренировка памяти.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий оглашает содержание задания: «Бродяга бредет по парку и обнаруживает, что у него нет сигарет. Естественно, что и денег на си- гареты у него тоже нет. А голова на что?! Наш бродяга начинает соби- рать окурки. Папиросная бумага у него в кармане, а по опыту он знает, что из семи окурков можно соорудить сигарету. Через какое-то время он собрал 49 окурков. Бродяга привык выкуривать по сигарете ка- ждые 45 минут».

Вопрос: На какое время ему хватит собранного запаса?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение: На шесть часов. Из 49 окурков можно сделать 7 сигарет, но они, в свою очередь, дадут семь новых окурков, которых хватит на новую сигарету. Таким образом, восьми сигарет хватит на 6 часов.

Упражнение 7

Название: «Веревочная лестница»

Цели упражнения: стимулировать критическое мышление, рассу- ждения, оценку, навыки критического подхода к проблеме.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:


Ведущий дает инструкцию: «С борта корабля свисает веревочная лестница так, что она едва достигает поверхности воды. Ступеньки лестницы расположены через каждые 25 сантиметров».

Вопрос: Сколько ступенек уйдет под воду во время прилива, когда уровень моря поднимется на 90 сантиметров?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи: Ни одна. Весь корабль, а вместе с ним и веревочная лестница поднимется вместе с приливом.

Упражнение 8

Название: «Садовод»

Цели упражнения: совершенствование мышления по части твор- ческого решения проблем экспериментирования, оригинальных ва- риантов.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий читает задание: «Садовник хочет посадить 10 деревьев, но так, чтобы они росли пятью рядами по четыре дерева в каждом. Пожалуйста, нарисуйте, как садовник должен это сделать».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение: Решением является следующее расположение вазонов: это пентаграмма, что показана на следующем рисунке:



Пентаграмму, в свою очередь, образуют диагонали равносторонне- го пятиугольника.


 

Упражнение 9

Название: «Только рубль»

Цели упражнения: стимулировать мышление путем поиска ошибки в рассуждениях, выводах, аргументации.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий представляет свой массив записей: 1 рубль = 1 рубль

1 рубль = 100 копеек

10 копеек = 0,1 рубля

100 копеек = 10 копеек × 10 копеек

1 рубль = 0,1 рубля × 0,1 рубля

1 рубль = 0,01 рубля

1 рубль = 1 копейка

Вопрос: Найти ошибку в следующем рассуждении.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

Ошибка в четвертой строке.

100 копеек – это конечно 10 копеек × 10 вместо 10 копеек × 10

копеек.


Упражнение 10

Название: «Проблемы с почтой»

Цели упражнения: совершенствование критического мышления в области анализа, рассуждения, решения проблем.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий читает условие задания: «Сергей Петрович отправился

в отпуск. Ввиду того, что он ведет оживленную переписку, он попросил жену, которая осталась в городе, чтобы она отправляла ему наибо- лее важные письма. Через неделю от его жены пришло письмо: «Все хорошо. К сожалению, я не могу отправить тебе почту, потому что ты забрал с собой ключ от почтового ящика». Сергей Петрович всплеснул руками, быстро положил ключ от почтового ящика в конверт и отослал домой».

Вопрос: Сергей Петрович писем так и не получил. Почему?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи: Конверт с ключом также попал в почтовый ящик, от которого у жены Сергея Петровича не было ключа.

Упражнение 11

Название: «Где сидел брат Иосифа?»

Цели упражнения: улучшение критического мышления в области упорядочения информации, рассуждения, анализа.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий раздает участникам схемы мест за столом и текст со сле- дующими сведениями:

– За круглым столом, играя в домино, сидели шесть человек.

– Петр бросал костяшки домино.

– Генрих сидел рядом со своим братом Иосифом, но напротив Карла.

– Мужчина, который сидел слева от Карла, сидел напротив Иосифа.

– Брат Иосифа сидел напротив мужчины, который сидел рядом с мужчиной, который сидел напротив мужчины, который сидел справа от Иосифа.

– Мужчиной, который сидел справа от мужчины, который сидел ря- дом с мужчиной, который сидел напротив Иосифа, был Вася.


 

 

 

 

 

Вопрос: Сможете ли вы показать, как расселись эти люди за столом и определить, где сидел брат Иосифа?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи: Рисунок показывает правильное решение.

Брат Иосифа

Петр
Генрих
Карл
Иосиф

Вася


Заметки и рассуждения

Сочетание неформальной атмосферы встречи с интересными упражнениями различной сложности, которые заставляют активно размышлять, должны вызывать интерес у пожилых людей и убедить их в том, что эти занятия важны для них. Предполагается, что после первых занятий пожилые люди увлекутся такой формой досуга и за- хотят участвовать в дальнейших мероприятиях.

 

Сценарий 2

Цель занятий:

– Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей.

– Пробуждение у участников интереса к участию в мастер-классах по тренировке умственных способностей, как способу времяпре- провождения.

– Совершенствование различных типов критического и творческого мышления.

– Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека.

Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, тематические исследования, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практи- ческих действий.

Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей.

Необходимые средства / материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, лекционный плакат с рейкой, маркеры, ручки.

Ход занятий:

Начало занятий

Начиная занятие, ведущий приветствует всех участников и сооб- щает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный характер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следу- ющих правил:

– проявляем активность;

– ведем себя свободно;

– обращаемся напрямую;

– относимся толерантно друг к другу;

– говорим только от своего имени.


После принятия участниками правил, группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.

Упражнение 2

Название: «Синтез по имени»

Цель упражнения: улучшение творческого мышления по части бег- лости, гибкости и способности к преобразованию.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Участники составляют предложение, состоящее из слов, которые начинаются с букв,образующих имя участника, например, ВОВА = В Огороде Выросли Арбузы.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

 

Упражнение 3

Название: «Сумки»

Цель упражнения: стимулирование критического мышления

по час ти анализа, экспериментов и решения проблем; комбинаторика.

Материалы: карты, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий читает содержание задачи: «У вас есть три сумки: A, Б,

B. На первой написано «Яблоки и апельсины», на второй – «Яблоки»,

а на третьей – «Апельсины».

Все надписи неверны. Ваша задача состоит в том, чтобы исправить размещение этикеток на сумках. Однако вы можете заглянуть только


в одну сумку, причем только раз, и вытащить только один фрукт. В дру- гие сумки заглядывать нельзя. Заглядываешь в сумку А и достаешь апельсин».

Вопрос: Как должны быть распределены этикетки?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи:

Сумка А – апельсины

Сумка Б – яблоки и апельсины Сумка В – яблоки

 

Упражнение 4

Название: «Творческие заметки»

Цели упражнения: стимулирование мыслительных процессов – оригинальности и совмещения объектов; способности создавать вы- ражения; творческого самовыражения.

Материалы: бумага формата А4 и ручки.

Ход упражнения:

Каждый участник получает лист формата А4. В одном углу пишет любое слово, затем загибает угол и кладет лист в коробку. Когда все положат листы в коробку, происходит жеребьевка. Каждый участник в очередном углу полученного листа записывает очередное слово. И так до заполнения всех углов.

Затем происходит последняя жеребьевка и каждый из участников на листе должен написать рассказ из 4 предложений, в каждом из ко- торых будет использовано слово, написанное в углах листа.

После выполнения задания каждый дает название своей истории

и читает ее вслух.

В конце ведущий обсуждает результаты с участниками.

 

Упражнение 5

Название: «Весы и шарики»

Цель упражнения: стимулирование творческого мышления по час- ти комбинаторики, экспериментов и критического мышления через рассуждение и решение проблем.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:


Ведущий объясняет задание: «У нас есть девять шаров, которые одинаковы на вид и по цвету. Восемь из них одинакового веса,а де- вятый – тяжелее. Как за два взвешивания можно точно определить, какой из девяти шаров тяжелее?».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

Делим шарики на три группы по три в каждой группе. Сравниваем вес двух групп. Если они совпадают, то мы уверены, что в последней группе из трех шаров находится то, что тяжелее. Таким образом, ис- пользовано первое взвешивание. У нас остались три шарика. Мы бе- рем два из них и кладем по одному на каждую из чашек весов. Если они уравновешиваются и весы показывают одинаковый вес, то остав- шийся шарик тяжелее остальных. Если же стрелка весов отклоняется от равновесия, то на соответствующей чашке находится шарик, кото- рый тяжелее остальных.

 

Упражнение 6

Название: «Банты»

Цель упражнения: стимулирование мыслительных процессов в об- ласти анализа и упорядочивания информации.

Материалы: карточки, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Тренер читает текст вслух:

«Анна пришла домой из школы – по словам старшего брата – в от- личном настроении.

– Чему ты так радуешься? – спросила мама.

– Потому что я получила пять по математике за то, что правильно решила логическую задачу, – похвалилась Анна.

– Отлично,расскажи какое было задание, – сказала мама одобри- тельно.

– Значит так, наша учительница сказала, что сегодня на уроке бу- дем решать логические задачи. Сразу вызвала Катю, Соню и меня. Она поставила нас перед классом в затылок друг другу: сначала я, за мной Соня, а за ней Катя. Она сказала, чтобы мы не оборачивались. Потом она показала всем открытую коробку, в которой было пять бантов: два белых и три черных.


Один из них приколола мне на волосы, вторым украсила прическу Сони, а третьим – Кати.

Никто из нас не видел, какой бант у каждой на голове и какие оста- лись в коробке. Кате было проще всех, она видела нас обеих, Соня – только меня, а я – никого. Учительница спросила Катю, знает ли она какого цвета бант у нее в волосах. Катя сказала, что понятия не имеет. Соня пискнула, что тоже не знает. И тогда я...

– И что ты, гений в юбке, – сказал с усмешкой брат – наверно, тоже сказала, что понятия не имеешь, какой бант на твоей «умной» голове?..

– Не поверишь, но я знала! – сказала не без гордости Анна.

– Да-а-а? Не верю, что ты действительно знала. Если сказала пра- вильно, то, скорее всего, угадала, а не пришла к логическому решению. Это просто невозможно. Даже я… – Тут он сделал эффектную паузу, чтобы подчеркнуть силу этого утверждения. – Не решил бы эту задачу

«рационально», потому что не хватает данных.

– Да-а… – Анна иронически усмехнулась. – Это ты бы стал угады- вать, потому что логические рассуждения – это не для твоих мозгов. Послушай, как рассуждала я, и поймешь, как прийти к правильному решению!»

Вопрос: Можно ли решить эту логическую задачу?

По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.

 

Решение проблемы:

Есть семь различных возможностей расположения бантов. Посмо- трите на схему.

A

C

K

I       II    III   IV     V     VI         VII

Первый вариант надо отбросить, потому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.227 с.)