Стратегия социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года



МАГНИТОГОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

Р е ш е н и е

 

27 ноября 2018 года                                                                     №169

 

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года

 

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Магнитогорска в целях решения социальных и экономических задач развития города Магнитогорска на долгосрочную перспективу Магнитогорское городское Собрание депутатов

РЕШАЕТ:

 

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года (прилагается).

 

2. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

3. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на председателя Магнитогорского городского Собрания депутатов А.О. Морозова, главу города Магнитогорска С.Н. Бердникова, председателя Контрольно-счетной палаты города Магнитогорска В.А. Корсакова.

 

 

Глава города Магнитогорска Председатель Магнитогорского городского Собрания депутатов
    С.Н. Бердников     А.О. Морозов

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Решением Магнитогорского

городского Собрания Депутатов

от 27 ноября 2018 года №169

 

Стратегия социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года

 

 

Магнитогорск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

РАЗДЕЛ I. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА.. 4

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ.. 5

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ.. 7

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА.. 24

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА.. 52

 

РАЗДЕЛ II. ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА.. 54

ГЛАВА 5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА.. 54

Социальная политика. 55

Экономическая политика. 55

ГЛАВА 6. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА.. 63

Приоритет № 1. Благоустройство и экология. 63

Приоритет № 2. Диверсификация экономики города Магнитогорска. 67

Приоритет № 3. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»  – опора инновационного развития. 71

Приоритет № 4. Развитие туристского потенциала города магнитогорска. 74

Приоритет № 5. Создание и развитие магнитогорской агломерации. 78

Взаимосвязанность выбранных приоритетов социально-экономического развития города Магнитогорска. 81

Последовательность реализации выбранных приоритетов социально-экономического развития города Магнитогорска: пять стратегических шагов. 83

ГЛАВА 7. ЦЕЛЕВЫЕ БЛОКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.. 84

Целевой блок № 1. «Развитие человеческого капитала и социальной сферы». 84

Целевой блок № 2. «Экономическое развитие». 88

Целевой блок № 3. «Развитие научно-инновационной сферы». 91

Целевой блок № 4. «Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности». 91

Целевой блок № 5. «Пространственное развитие». 92

 

РАЗДЕЛ III. ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 94

 

РАЗДЕЛ IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 108

 

РАЗДЕЛ V. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 110

 

РАЗДЕЛ VI. ИНФОРМАЦИЯ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА, УТВЕРЖДАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 119

 

РАЗДЕЛ VII. УЧАСТИЕ города магнитогорска В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ МАГНИТОГОРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ.. 120

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В Стратегии развития муниципального образования с учетом географических, экономических особенностей, сложившихся темпов развития должны быть выделены преимущества хозяйственной специализации территории, чтобы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и потенциалов в целях устойчивого социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.

Разработка Стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года (далее - Стратегия) проводится с целью формулирования требуемого целевого видения будущего на основании единовременного выборочного исследования муниципальной экономики и социальной сферы с применением системного и стратегического анализа.

Концептуальные положения о процессе стратегического планирования

Стратегия разрабатывается в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, гражданского общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это позволяет снизить неопределенность будущего путем прояснения и согласования действий заинтересованных участников развития муниципального образования.

Стратегия не является аналогом долгосрочного комплексного плана социально-экономического развития. Стратегия затрагивает наиболее существенное для выживания, адаптации и развития муниципального образования в конкурентной рыночной среде. Стратегия касается тех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования муниципального образования в каждый конкретный период, могут дать сильный импульс его развитию.

Стратегия не является конечным планом, не подлежащим изменению. Она предполагает постоянное обновление, изменение механизмов и текущих задач в соответствии с изменившейся достигнутой ситуацией. При этом стратегические цели и выбранные приоритеты должны оставаться неизменными.

В основе исследования лежит системный анализ, при котором любое явление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов во внешней и внутренней среде.

Методология исследования включает стартовый стратегический анализ:

− структурный и динамический анализ социально-экономического развития, SWOT–анализ (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития), PEST-анализ;

− сравнительный анализ с другими муниципальными образованиями Челябинской области и другими сопоставимыми городами Российской Федерации со схожей структурой экономики и типом развития (построение Бостонских матриц);

− анализ опыта по развитию муниципальных образований;

− анализ Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года;

− построение дерева целей;

− разработка сценариев социально-экономического развития.

С учетом результатов стартового стратегического анализа разрабатываются утверждаемая часть Стратегии и План мероприятий по ее реализации, содержащий конкретные программы, инвестиционные проекты, инвестиционные предложения и отдельные мероприятия по развитию города Магнитогорска.

 

Географическое положение

 

Город расположен у подножия горы Магнитной на восточном склоне Южного Урала, по обоим берегам реки Урал (правый берег в Европе, левый – в Азии).

Площадь территории города Магнитогорска составляет 39,5 тыс. га (0,44 процента от площади Челябинской области) (Рисунок 1). Протяженность с севера на юг – 27 километров, с востока на запад – 22 километра, высота над уровнем моря около 310 метров.

 

Рисунок 1. Географическое положение города Магнитогорска

Западная граница территории города Магнитогорска является административной границей между Челябинской областью и Республикой Башкортостан, Уральским и Приволжским федеральными округами.

Город Магнитогорск находится в 320 километрах к юго-западу от города Челябинска. Удаленность от города Москвы составляет 1 916 километров по железной дороге, около 1 800 километров по автотрассе М-5 (через города Тольятти и Рязань) и примерно 1 700 километров по автотрассе М-7 (через города Казань и Нижний Новгород).

Демография

 

Численность постоянного населения на начало 2018 года – 416 521 человек, темп роста 2017/2007 годов – 101,8 процента.

Среднегодовая численность населения в 2017 году – 417 381 человек, темп роста 2017/2007 годов – 102,3 процента.

Доля населения города Магнитогорска в общей численности населения Челябинской области в 2017 году – 12 процентов.

Число родившихся в 2017 году – 4 861 человек, снижение 2017/2007 годов – на 2,9 процента.

Число умерших в 2017 году – 5 498 человек, снижение 2017/2007 годов – на 9,6 процента.

Естественная убыль населения в 2017 году – 637 человек, снижение 2017/2007 годов – на 41 процент.

Общий коэффициент рождаемости в 2017 году – 11,6 человек/1000 человек населения, снижение 2017/2007 годов – на 5 процентов.

Общий коэффициент смертности в 2017 году – 13,2 человека/1000 человек населения, снижение 2017/2007 годов – на 11,3 процента.

Коэффициент естественного прироста населения в 2017 году – -1,5 человека/1000 человек населения, снижение 2017/2007 годов – на 42,3 процента.

Численность населения в трудоспособном возрасте на начало 2017 года – 238 236 человек, снижение 2017/2007 годов – на 8,3 процента.

Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения города Магнитогорска на начало 2017 года – 57 процентов.

 

Среднегодовая численность населения города Магнитогорска за период 2007 – 2017 годов имеет стабильную тенденцию роста (темп роста 2017/2007 – 102,3 процента, увеличение на 9 281 человек).

Показатели естественного прироста населения характеризуются неблагоприятной динамикой: за период 2007 – 2017 годов наблюдается снижение рождаемости (числа родившихся и коэффициента рождаемости – на 2,9 процента и 5 процентов соответственно), при этом произошло снижение смертности населения (числа умерших и коэффициента смертности – на 9,6 процента и 11,3 процента соответственно). 

За период 2007 – 2017 годов показатели естественного прироста населения города Магнитогорска сложились выше средних значений по Челябинской области. Коэффициент рождаемости в среднем на 1 – 4 процента выше среднего показателя по области, при этом коэффициент естественного прироста  ниже на 18 процентов в 2007 году и 2,4 процента в 2017 году.

Коэффициент смертности населения в городе Магнитогорске в период 2007 – 2015 годов был ниже среднего значения по области на 1 – 3 процента, с 2016 года значение коэффициента смертности на 1 процент выше среднего значения по области.

Основными причинами смертности среди населения являются заболевания системы кровообращения, неестественные причины (несчастные случаи, отравления и травмы) - их удельный вес среди причин смерти постоянно растет, что характерно для всей страны.

Стабильный рост населения зависит прежде всего от естественного воспроизводства населения. Однако при дальнейшем снижении уровня рождаемости в городе Магнитогорске и росте смертности можно говорить об исчерпании данного фактора поддержания численности постоянного населения города в ближайшей перспективе.

Сложившая ситуация напрямую взаимосвязана с возрастной структурой населения, а именно со снижением доли трудоспособного населения и ростом доли населения старше трудоспособного возраста. 

В возрастной структуре населения города Магнитогорска наблюдается недостаток населения в трудоспособном возрасте (в 2007 году – 64 процента, в 2017 году – 57 процентов), оптимальное значение – не менее 65 процентов, что свидетельствует о повышенной демографической нагрузке на трудоспособное население, увеличении доли нетрудоспособного населения:

моложе трудоспособного возраста – с 16 процентов в 2007 году до 19 процентов в 2017 году;

старше трудоспособного возраста – с 20 процентов в 2007 году до 24 процентов в 2017 году.

Сохранение имеющихся тенденций в возрастной структуре населения (рост численности и доли населения нетрудоспособного возраста) могут в перспективе оказать неблагоприятное влияние на социально-экономическую ситуацию в городе (недостаток трудовых ресурсов, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, рост нагрузки на социальные службы и другое). 

Для поддержания численности населения на стабильном уровне, а также роста рождаемости, необходимо продолжать оказание государственной поддержки семьям в виде социальных выплат различного характера (выплаты материнского капитала, пособий на третьего и последующих детей, создание условий для повышения доступности приобретения жилья).

Одними из главных факторов повышения уровня рождаемости являются качество оказываемой медицинской помощи, снижение заболеваемости и пропаганда здорового образа жизни.

В целях улучшения демографической ситуации в городе Магнитогорске необходима дальнейшая реализация демографической политики, обеспечение высокого уровня жизни, а также содействие занятости населения, решение экологического вопроса.

Основные тенденции:

1) положительная динамика среднегодовой численности постоянного населения
(417 381 человек в 2017 году, темп роста 2017/2007 годов – 102,3 процента);

2) снижение числа родившихся (4 861 человек в 2017 году, снижение 2017/2007 годов – на 2,9 процента) и уровня рождаемости (11,6 человека/1000 человек населения в 2017 году, снижение 2017/2007 годов – на 5 процентов) при сохранении уровня рождаемости выше среднеобластных значений в 2007- 2017 годов в среднем на 1 – 4 процента;

3) снижение числа умерших (5 498 человек в 2017 году, снижение 2017/2007 годов – на 9,6 процента) и уровня смертности (13,2 человека/1000 человек населения в 2017 году, снижение 2017/2007 годов – на 11,3 процента);

4) отрицательное значение естественного прироста (-637 человек в 2017 году, -1 573 человека за 2007- 2017 годы);

5) дисбаланс возрастной структуры населения: низкая доля населения в трудоспособном возрасте (менее 65 процентов) и ее снижение в рассматриваемом периоде (с 64 процентов в 2007 году до 57 процентов в 2017 году), высокая доля населения в возрасте старше трудоспособного (более 15 процентов) и ее рост в рассматриваемом периоде (с 20 процентов в 2007 году до 24 процентов в 2017 году).

Миграция

Прибыло населения в 2017 году – 7 776 человек, темп роста 2017/2007 годов – 183 процента.

Выбыло населения в 2017 году – 8 859 человек, темп роста 2017/2007 годов – 191 процент.

Миграционный прирост (+)/ убыль (-) в 2017 году – -1 083 человек, темп роста 2017/2007 годов – в 2,8 раза. 

Коэффициент миграционного прироста (+)/убыли (-) в 2017 году – -2,6 человек/1000 человек населения.

 

Миграционные процессы в городе Магнитогорске в последние годы нестабильны. Так, до 2017 года наблюдается положительная тенденция механического прироста населения (562 человека в 2016 году, -381 – в 2007 году). Однако уже в 2017 году в городе Магнитогорске наблюдается значительная миграционная убыль – -1 083 человек (самое высокое значение показателя с 2007 года).

Основными возможными причинами миграционного оттока населения из города Магнитогорска в 2017 году являются переезд в связи с возрастом, трудоустройством, обучением; неблагоприятная экологическая обстановка в городе. Существенными факторами, повлиявшими на рост численности прибывших, являются высокий уровень средней заработной платы, наличие высокооплачиваемых рабочих мест, относительно невысокая стоимость жилья.

Миграционная активность в городе Магнитогорске и Челябинской области характеризуется разнонаправленными тенденциями миграционных процессов. 

Миграционный отток населения является основной причиной, замедляющей рост численности населения города Магнитогорска (в 2017 году – 1 083 человека).

Снижение доли населения в трудоспособном возрасте (с 64 процентов в 2007 году до 57 процентов в 2017 году) и отрицательное миграционное сальдо свидетельствуют о наличии тенденции по оттоку трудоспособного населения города Магнитогорска по причине поиска работы, недостатка высокооплачиваемых рабочих мест, что подтверждается ростом (пусть и незначительным) численности официально зарегистрированных безработных (1 845 человек в 2017 году, темп роста 2017/2007 годов – 132 процента).

Создание комфортных условий проживания на территории города Магнитогорска, дальнейшая реализация мер по повышению качества жизни будут способствовать притоку населения в город Магнитогорск. Также для регулирования миграционных процессов необходимо создание механизмов по привлечению высококвалифицированных кадров на постоянное место жительства.

Основные тенденции:

1) значительная миграционная убыль в 2017 году - -1 083 человек (самое высокое значение показателя с 2007 года);

2) увеличение числа прибывших (7 776 человек в 2017 году, темп роста 2017/2007 годов – 183 процента);

3) увеличение числа выбывших (8 859 человек в 2017 году, темп роста 2017/2007 годов – 191 процент);

4) увеличение коэффициента миграционной убыли (-2,6 человек/1000 человек населения в 2017 году, темп роста 2017/2007 годов – в 2,8 раза).

 

Образование

 

Дошкольные образовательные учреждения (муниципальные) – 136 единиц.

Дошкольные образовательные учреждения (частные) – 2 единицы.

Численность детей, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию, присмотру и уходу в образовательных учреждениях, в 2017 году – 30 442 человека. Темп роста 2017/2007 годов – 147 процентов.

Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в образовательных организациях в общей численности детей в возрасте от 1 до 7 лет, в 2017 году – 86 процентов.

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет, в 2017 году – 12,55 процента.

Общеобразовательные учреждения (муниципальные) – 55 единиц.

Специальные (общеобразовательные) учреждения в 2017 году – 7 единиц.

Общеобразовательные учреждения (частные) – 4 единицы.

Численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2017 году – 46 792 человек. Темп роста 2017/2007 годов – 127 процентов.

Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в 2017 году – 88,2 процента.

Учреждения дополнительного образования, подведомственные управлению образования администрации города Магнитогорска, – 9 единиц.

Численность детей, получающих услуги по дополнительному образованию на базе муниципальных учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению образования, в 2017 году – 30 056 человек.

Доля детей в возрасте с 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях дополнительного образования различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы в 2017 году – 70,88 процента.

 

Дошкольное образование

В городе Магнитогорске дети в возрасте от 3 до 7 лет полностью обеспечены местами в дошкольных организациях.

Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, за период с 2007-2017 годов возросло на 62 процента и в 2017 году составило 26 969 единиц (в 2007 году – 16 655 единиц). Численность детей, посещающих дошкольные организации, в 2017 году составила 30 442 человека, в том числе 30 324 человека – посещают муниципальные образовательные учреждения.

В дошкольных учреждениях продолжается работа, направленная на обеспечение равного доступа к образовательным услугам детей-инвалидов и формирование доступной среды. В 2017 году дошкольным образованием охвачены 445 детей-инвалидов, в том числе 226 детей-инвалидов получали образование в детских садах. Также на территории города  Магнитогорска функционирует сеть специализированных детских садах, увеличено количество групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями.

На основании предложения Министерства образования и науки Челябинской области в 2017 году 48 дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска включены в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России.

В 2017 году число мест в дошкольных образовательных учреждениях, приходящихся на 1 000 детей дошкольного возраста, в городе Магнитогорске составило 885,9 единиц (на 5 процентов ниже среднего значения по Челябинской области). В целом по Челябинской области обеспеченность местами в дошкольных учреждениях составила 934 места на 1 000 детей, что свидетельствует о наличии дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. Данная тенденция характерна для большинства городских округов.

Общее образование

Сеть учреждений общего образования города Магнитогорска полностью удовлетворяет потребности населения.

Гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов – 9 единиц
(14,5 процента от общего количество общеобразовательных учреждений). Доля школьников, углубленно изучающих отдельные предметы, в 2017 году составила 8,1 процента.

Доля образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2017 году - 14,5 процента. Численность обучающихся в специальных (коррекционных) школах детей в 2017 году составила 1 907 человек. На базе двух общеобразовательных учреждений работают специальные (коррекционные) классы, в которых обучается 458 детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В 2017 году в общеобразовательных классах инклюзивно обучалось 106 человек с ограниченными возможностями здоровья и 245 детей-инвалидов.

Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах общеобразовательных учреждений, не являющихся специальными (коррекционными), составляет 4,3 процента от всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в классах общеобразовательных учреждений, не являющихся специальными (коррекционными), составляет 32,9 процента от всех детей-инвалидов.

Предоставление комплексного психолого-медико-педагогического образования детей в возрасте до 18 лет обеспечивает муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Магнитогорска.

В школах проводится профессиональная ориентация учащихся 7-11 классов. Всего охвачено профориентационной работой 35 тыс. человек. Реализуются проекты, направленные на профессиональное самоопределение школьников:

1) «Университетские субботы» (для 8-11 классов);

2) «Профессиональные пробы» (для 8-9 классов);

3) «Научные каникулы» (для 7-10 классов);

4) «Профипробы» (работа в лабораториях средних и высших профессиональных учебных заведениях, для 8-11 классов).

Реализуются программы для старшеклассников:

1) «Технология профессионального самоопределения»;

2) «Профнавигатор»;

3) «Территория активного выбора»;

4) практико-ориентированные семинары «Профессия. Будущее»;

5) тематические деловые игры, профориентационный квест «Моя профессия = будущее города» с участием представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (далее – МГТУ), промышленных предприятий и бизнес-структур города.

С целью развития инновационного потенциала школьников в городе Магнитогорске реализуется образовательный проект «ТЕМП». В 2017 году в рамках актуализации инновационных аспектов проекта «ТЕМП» утверждена Концепция образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» города Магнитогорска. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Академический лицей» города Магнитогорска продолжили работу в качестве региональных инновационных площадок по реализации образовательного проекта «ТЕМП». Средние общеобразовательные школы №№ 6, 13, 14, 20, показавшие положительную динамику качественных результатов по итогам реализации образовательного проекта «ТЕМП» в 2016-2017 учебном году, признаны региональными инновационными площадками по реализации образовательного проекта «ТЕМП» в 2017-2018 учебном году.

В 2016-2017 учебном году уровень абсолютной успеваемости школьников составил 99,97 процентов, качественной успеваемости – 42 процента.

В 2017 году документ установленного образца о среднем общем образовании получили 1 802 выпускника 11-х классов (99,7 процента от общего количества выпускников 11-х классов), их них 191 человек – с отличием.

В национальный реестр ведущих образовательных учреждений России в 2017 году вошли 15 общеобразовательных учреждений города Магнитогорска.

Дополнительное образование

На территории города Магнитогорска действует девять образовательных организаций дополнительного образования, подведомственных управлению образования администрации города Магнитогорска. В них услуги по дополнительному образованию получают 30 056 человек в возрасте от 5 до 18 лет (46,16 процента в общей численности детей данной возрастной группы). В рамках платных образовательных услуг дополнительное образование получают 2 617 человек.

Кроме того, услуги по дополнительному образованию получают 15 794 человека в дошкольных образовательных учреждениях и 36 808 человек в общеобразовательных учреждениях.

Удельный вес детей, охваченных услугами дополнительного образования в организациях дополнительного образования различной организационно-правовой формы и формы собственности, в 2017 году составил 70,88 процента (целевой показатель проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Челябинской области – 70 процентов), в том числе по программам технической и естественнонаучной направленности – 7,11 процента (целевой показатель – 8 процентов).

С начала реализации проекта «ТЕМП» (за период 2015-2017 годов) количество программ технической и естественнонаучной направленности возросло в 3 раза (в 2015 году – 142 программы, в 2017 году – 445 программ).

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Максимум» города Магнитогорска, муниципальное учреждение дополнительного образования «Правобережный центр дополнительного образования детей» города Магнитогорска, муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска, муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Содружество» города Магнитогорска, муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского технического творчества» города Магнитогорска, муниципальное учреждение дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный центр для детей дошкольного возраста «Горный ручеек» в 2017 году были включены в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Высшее и профессиональное образование

На территории города Магнитогорска высшее и профессиональное образование представлено следующими учреждениями:

1) МГТУ.

В настоящее время МГТУ является одним из ведущих многопрофильных технических университетов страны с мощной материально-технической базой, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности. В МГТУ входят девять институтов, два факультета, «Многопрофильный колледж», один филиал в городе Белорецке.

В 2017 году общая численность студентов по всем образовательным программам МГТУ составила 12 702 человека, в том числе:

по очной форме обучения – 7 196 человек;

по очно-заочной (вечерней) форме обучения – 99 человек;

по заочной форме обучения – 5 407 человек.

МГТУ в 2016 году вошел в «Рейтинг лучших вузов Уральского федерального округа-2016». В 2017 году МГТУ получил статус опорного университета страны и вошел в число

 

участников приоритетного федерального проекта «Вузы как центры пространства создание инноваций»;

2) Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки» (далее – Магнитогорская консерватория).

Магнитогорская консерватория – первое в России учебное заведение нового типа, объединяющее в целостный комплекс все ступени профессиональной подготовки специалистов – музыкантов, хореографов, артистов двух квалификаций.

По итогам 2017 года общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составила 279 человек, в том числе:

по очной форме обучения – 183 человека;

по заочной форме обучения – 96 человек;

3) Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт экономики и права» — филиал в городе Магнитогорске;

4) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский медицинский колледж имени П. Ф. Надеждина» (численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, по состоянию на 31 марта 2018 года – 433 человека);

5) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж» (численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, по итогам 2017 года – 1 505 человек);

6) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» (численность студентов в 2017 году – 1 206 человек);

7) Государственное бюджетное образовательное учреждение профессиональная образовательная организация «Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко» (численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, по состоянию на 31 марта 2018 года – 1 721 человек);

8) Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение Челябинской области «Политехнический колледж» (численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, по итогам 2017 года – 1 520 человек), который включает в себя три отделения: машиностроительное, технологическое, общеобразовательных дисциплин и многофункциональный центр прикладных квалификаций.

Развитие материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к инновационной и экспериментальной образовательной деятельности, создание условий для обеспечения доступа к образовательным услугам детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализация современных методик обучения будут способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Основные тенденции:

1) развитая сеть учреждений системы образования;

2) включение образовательных учреждений города Магнитогорска в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;

3) рост численности учащихся в общеобразовательных учреждениях за 2007-2017 года на 27 процентов;

4) увеличение численности детей, получающих дошкольное образование, за 2007-2017 годы на 47 процентов;

5) предоставление широкого спектра дополнительных услуг, в том числе технической и естественнонаучной направленности.

 

Здравоохранение

 

Число медицинских организаций в 2016 году – 16 единиц. Рост 2016/2007 годов – на 14 процентов.

Количество больничных коек круглосуточного пребывания в медицинских учреждениях в 2016 году – 3 704 единиц, снижение 2016/2007 годов – на 27 процентов.

Обеспеченность населения больничными койками в 2016 году – 88,6 единицы на 10 тыс. человек населения.

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в 2016 году – 8 844 посещения в смену, снижение 2016/2007 годов – на 2 процента.

Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями в 2016 году – 211,5 посещения в смену на 10 тыс. человек населения.

Численность врачей всех специальностей в 2016 году – 1 306 человек, снижение 2016/2007 годов – на 14 процентов.

Обеспеченность населения врачами в 2016 году – 31,2 человека на 10 тыс. человек населения.

Численность среднего медицинского персонала в 2016 году – 5 140 человек, рост 2016/2007 годов – на 1 процент.

Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в 2016 году – 122,9 человека на 10 тыс. человек населения.

 

В городе Магнитогорске уровень здравоохранения выше, чем в других городах области.

Среднее значение обеспеченности населения врачами в муниципальных образованиях Челябинской области по состоянию на конец 2016 года составило 40,3 человека на 10 тыс. человек населения. В городе Магнитогорске значение данного показателя на 23 процента ниже среднеобластного и составляет 31,2 человека на 10 тыс. человек населения (на 24 процента ниже нормативного значения).

Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом по городским округам Челябинской области – 122,9 человека на 10 тыс. человек населения. В учреждениях здравоохранения города Магнитогорска значение анализируемого показателя на 18 процентов выше среднеобластного, на 7 процентов выше нормативного значения.

Главной задачей в развитии здравоохранения города Магнитогорска является повышение качества оказываемой медицинской помощи с использованием современного медицинского оборудования, привлечение и закрепление на рабочих местах высококвалифицированных специалистов, внедрение предиктивно-превентивной медицины, развитие паллиативной медицинской помощи, а также пропаганда здорового образа жизни.

Основные тенденции:

1) обеспеченность населения больничными койками – 88,6 койки на 10 тыс. человек населения (на 34 процента ниже норматива);

2) обеспеченность населения врачами – 31,2 человека на 10 тыс. человек населения (на 24 процента ниже норматива);

3) обеспеченность населения средним медицинским персоналом – 122,9 человека на 10 тыс. человек населения (на 8 процентов выше норматива);

4) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями – 211,5 посещения в смену на 10 тыс. человек населения (на 17 процентов выше норматива);

5) повышенная нагрузка на медицинский персонал в условиях недостатка квалифицированных специалистов, особенно первичного звена, неотложной медицинской помощи, узких специальностей.

 

 

Физическая культура и спорт

 

Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, - 133 526 человек.

Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения – 34,4 процента.

Культура

Социальная защита

Количество семей, получивших субсидии в 2017 году, – 17 797 семей, темп роста 2017/2007 годов – 136 процентов.

Численность граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, в 2016 году – 31 414 человек.

Численность пенсионеров, состоящих на уч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.156 с.)