Системное взаимодействие нейрофизиологических и субъективных процессов в деятельности мозга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системное взаимодействие нейрофизиологических и субъективных процессов в деятельности мозга.



Теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным (1968), и широко представленная в работах К.В. Судакова (1984), В.Б. Швыркова (1978)    указывает на узловые нейрофизиологические механизмы в деятельности мозга, с которыми связано формирование целенаправленного поведения и происхождение эмоциональных и мыслительных процессов [2, 41,42].

Однако в центральной архитектуре поведенческого акта отражена только нейрофизиологическая составляющая мозговых процессов и не представлена организация субъективных процессов. Субъективное остаётся как бы «за кадром», только подразумевается, что оно существует.

Функциональная система целенаправленного поведения имеет две взаимосвязанных и объединённых в единое целое подсистем: нейрофизиологической и субъективной [22,24, 29].Единство не исключает системное взаимодействие нейрофизиологических и субъективных процессов в деятельности мозга (рис. 6).

Рис. 6. Схема функциональной системы целенаправленного поведения: взаимодействие нейрофизиологических (1) и субъективных (2) процессов в деятельности мозга. Обозначения: П.с. - пусковой стимул, Обс. афф. – обстановочная афферентация, Обр. афф. – обратная афферентация.

Структурно-нейрофизиологический компонент функциональной системы не может осуществлять свою результативную деятельность без участия субъективной сферы, равно как и субъективная подсистема формируется на основе нейрофизиологических процессов.

Нейрофизиологический уровень является основой для восприятия окружающей среды и внутреннего состояния организма; для реализации различных форм поведения и регуляции жизнедеятельности организма.

На нейрофизиологическом уровне осуществляется восприятие всех сенсорных потоков возбуждения от органов чувств, формируются биологические мотивации, компоненты памяти, связанные с запоминание и хранением информации, эфферентные, командные программы, управляющие движением и поведением, все соматические и вегетативные реакции, происходит оценка полученного результата. 

На субъективном уровне осуществляется осмысление всей поступающей в мозг информации, формируются социальные мотивации, происходит инициация извлечения необходимой информации из памяти, появляется цель, и возникают все психологические проявления, такие, как сознание, мышление, эмоции и пр. Основные психические функции мозга: свобода воли, постановка цели, выбор поведения, мыслительный, воображаемый результат и оценка достижения цели происходят на субъективном сознательном уровне.

Память имеет два компонента: нейрофизиологический и субъективный. Процесс запоминания осуществляется на нейрофизиологическом уровне, который протекает с вовлечением субъективной деятельности мозга. Процесс хранения всей информации в памяти происходит на нейрофизиологическом уровне без субъективного восприятия. Воспоминание и извлечение информации из памяти всегда происходит при участии субъективной мыслительной сферы деятельности мозга. Фактически, в настоящее время всё изучение памяти ограничивается нейрофизиологическими механизмами. Без вовлечения субъективной сферы невозможно раскрыть все механизмы памяти. Поэтому процесс извлечение информации из памяти до сих пор остаётся непознанным.

Эмоции мобилизуют организм на достижение цели. Отрицательная эмоция побуждает к действию, которое позволило бы достичь, необходимый результат. Положительная эмоция создаёт эффект удовлетворения и подкрепления, завершающий конкретный поведенческий акт. Поведение всегда ориентировано по общему вектору: от отрицательной эмоции к положительной. Возникшие эмоции преобразуются на нейрофизиологическом уровне в эмоциональные реакции организма.

На нейрофизиологическом уровне, без вовлечения субъективной сферы, совершаются отработанные рефлекторные реакции, автоматизированные поведенческие акты, за счёт ранее сложившейся предпусковой интеграции [2].

Субъективные и нейрофизиологические процессы в мозге тесно взаимосвязаны и эта связь – двухсторонняя. Базисная основа субъективного кроется в уникальности биологической организации мозга, как живой материи в существующем мироздании. Различные формы субъективного, - от простых до самых высших, определяются развитием структурно-информационной организации мозга и состояниями бодрствования и сна.

«Мозговой психический экран» во время бодрствования и сна.

Во время бодрствования в сознании человека отображаются окружающая действительность, внутреннее состояние - самоощущения себя, размышления, фантазии и воспоминания, - все они слиты в единое субъективное состояние, характеризующее собственное Я.

Во время сна субъективное – психическое состояние человека существенно изменяется. Осознание внешней окружающей среды практически отсутствует. Субъективное самоощущение себя присутствует в той или иной степени и может оказывать влияние на качество сна. Во время сновидения человек в своём субъективном восприятии видит различные искаженные, несвязанные между собой образы, испытывает определённые эмоциональные состояния вызванными ими. Самое удивительное то, что при сновидениях может возникать раздвоение личности, «мозговой психический экран» как бы раздваивается, на чужой и свой. В чужом отображается что-то, что не исходило от самого человека, и воспринимается им во сне, как нечто постороннее, - со стороны, к которому он не имеет никакого отношения. В своём собственном сновидении отображается всё от самого себя, в том числе и его отношение, - критическое или позитивное к тому, что он воспринимает, как чужое, постороннее.

При этом появление в сновидении человека якобы чужих, не принадлежащих ему мыслей, чувств, фантазий, как бы совершённых действий и пр., - всё же связано с мозгом этого человека и его психической деятельности, т.к. другого источника нет.

Из всего выше изложенного вытекает наше представление о сознании.

Сознание - это субъективная – психическая деятельность, характеризующаяся способностью мозга к самоощущению, в которой проявляются чувства, эмоции, мышление, - связанные с внутренним состоянием организма и окружающей действительностью, с постановкой цели, с прогнозированием и с оценкой результатов действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.77 (0.007 с.)