Экспериментальная модель дистанционно-полевого взаимодействия крыс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальная модель дистанционно-полевого взаимодействия крыс.



В представленных нами исследованиях показано дистационно-полевое влияние выраженного психоэмоционального состоянии человека на на физико-химические свойства крови [26-28]. При этом остаётся открытым вопрос, как действует «психогенное поле» на мозг, на какие структуры, каким образом?

Для выявления дистанционно-полевого взаимодействияживотных идляизучения действия «психогенного поля» на мозговые когнитивные функции нами предложена экспериментальная модель дистанционно-полевого взаимодействия крыс.

Процедура экспериментов заключается в следующем.

В первой части эксперимента происходит обучение взаимодействию крыс – «жертв» с крысами – «партнёрами». Эксперименты проводятся в первом боксе, который состоит из трёх отдельных отсеков.

Первый отсек имеет электрофицированный пол для  электро-кожного раздражения крыс. К нему примыкает второй, - тёмный «домашний отсек, в которой также имеется электрофицированным пол. В перегородке между этими отсекам есть отверстия для обмена воздуха, запахов и прохождения звуков. Со вторым отсеком связан третий, ярко освещённый отсек, в который могут свободно переходить крысы из второго тёмного отсека в светлый отсек.

В отдельных отсеках бокса находятся две группы крыс, изолированных перегородкой между собой.

В первый отсек бокса помещаются крысы – «жертвы», которые подвергаются электро-кожному раздражению, в том случае, если крысы – «партнёры», находятся во втором – тёмном отсеке. Как только крысы – «партнёры» переходят в менее предпочитаемый ими светлый отсек, прекращается электро-кожное раздражение крыс – «жертв». Для ускорения обучения на первоначальном этапе крысы – «партнёры» одновременно с крысами – «жертвами» также подвергаются электро-кожному раздражению, что является дополнительным стимулом для их перехода в светлый отсек. По мере их обучения электро-кожное раздражение уменьшается, и, в конце концов, полностью отменяется. Для проведения экспериментов желательно использовать крыс близких родственников.

Крысы – «партнёры» в результате обучения научаются переходить из темного в светлый отсек при электро-кожном раздражении крыс – «жертв», тем самым, избавляют их от болевого воздействия. 

Эмоционального взаимодействия крыс было названо П.В. Симоновым (1982), как «эмоциональный резонанс», и на этой основе нами был разработан оригинальный метод тестирования крыс - «садистов и - «альтруистов» (Е.А. Юматов, О.А. Мещерякова, 1988, 1990).

Таким образом, эмоциональные реакции крыс – «жертв» определяет поведение крыс – «партнёров. После проведённого в первой части экспериментов обучения это состояние крыс – «жертв» можно использовать во второй части для тестирования дистанционно-полевого взаимодействия крыс. Для этой цели необходим отдельный второй бокс с электрофицированным полом, в который помещаются крысы – «жертвы». Бокс устанавливается на удалении, в другом помещении, при этом обеспечивается не проникновение внешних запахов и звуков.

В этом боксе проводят электрическое раздражение крыс – «жертв», вызывая у них характерные эмоциональные реакции, и одновременно наблюдают поведение крыс – «партнёров» в первом боксе. Если в это время крысы – «партнёры» переходят из темного отсека бокса в светлый, то это означает, что они дистанционно восприняли сигнал от крыс – «жертв».

  Теории о природе психической деятельности мозга.

Во всей проблеме субъективной деятельности мозга существует основной вопрос, - каким же образом в уникальной, живой организации, какой является мозг, в принципе может возникать субъективное состояние в виде самоощущения? Иначе говоря, какая должна быть психофизическая организация, которая способна воспроизводить субъективное отношение к самой себе?

А.М. Иваницкий предложил  теорию «Информационного синтеза», согласно которой психические явления возникают в результате возврата возбуждения к местам первоначальных проекций, сравнения и синтеза в коре новой информации с той, которая извлекается из памяти и поступает от центров мотиваций [12]. Вряд ли на основе движения возбуждений по нервным цепям можно понять и раскрыть природу психической деятельности мозга. Об этом писала Н.П. Бехтерева [13].

В своей работе S. Hameroff (2007) гипотетически связывает возникновение субъективной активности мозга со структурой и функцией нейронных микротрубочек. Автор высказывает предположение, что субъективное состояния мозга возникает на квантовом уровне его организации, и мозг является квантовым компьютером [36]. По мнению автора: «Brain processes relevant to consciousness extend downward within neurons to the level of cytoskeletal microtubules.мозг создаёт своё субъективное состояние в деятельности нейронов на уровне цитоскелета микротрубочек». An explanation for conscious experience requires (in addition to neuroscience and psychology) a modern form of pan-protopsychism in which proto-conscious qualia are embedded in the basic level of reality, as described by modern physics.

Однако эти теоретические взгляды автора не подкреплены экспериментальными исследованиями и не представлены доказательства их связи с субъективной деятельностью мозга. Ни что не указывает и на то, что мозг является квантовым компьютером.

К.В. Анохин в своих многочисленных лекциях и выступлениях [37] выдвигает «Гиперсетевую теорию сознания», в которой указывает, что любой мозг – это сетевая структура, обладающая когнитивной гиперсетевой функцией – когнитомом; любой разум - это гиперсетевая структура мозга [38].

Хорошо известно, что нейронные образования мозга образуют за счёт связей нейронные сети. Добавление к известному представлению о нейронной сети приставку «гипер-» ничего не даёт для понимания природы психической деятельности мозга.

Несомненно, нейронная сеть есть, но вопрос, каким же образом в ней формируется психика, остаётся открытым. Констатация существования гиперсетевой структуры мозга ничего не даёт для понимания природы психической деятельности мозга. Для этого необходимо раскрыть, каким образом в гиперсетевой структуре мозга формируется психика.

Как я уже отмечал, ссылаясь на Н.П. Бехтереву, [13]: «….вряд ли полный код мыслительных процессов будет раскрыт только за счёт импульсной активности нейронов и нейронных популяций….», и на Т. Нагель [14]: «Параллельное описание нейрофизиологических процессов и ментальных состояний, ими вызываемых (?) или им сопутствующих (?) никак не помогает ответить на вопрос, как поведение нейронной сети порождает субъективные состояния, чувства, рефлексию и другие феномены высокого порядка».

Таким образом, все эти представления не позволяют понять, как же мозг, в отличие от компьютеров и прочих неживых систем, создаёт своё внутреннее субъективное состояние, т.е. сам себя ощущает?

Для понимания природы субъективного состояния необходимо представить себе принципиальную схему мозговой организации, способной воспроизводить в себе субъективные самоощущения.

Для появления психического состояния мозга необходим своего рода «экран» на который проецируется вся информация о внутреннем состоянии организма и о внешней среде. Этот «экран» самоощущения отражает во всей совокупности субъективное «Я», т.е. психику. 

Для наглядности приведу пример. В кинотеатре изображение отбрасывается на экран. Однако этот экран сам себя, своё состояние не воспринимает, он лишь отражает свет. Поэтому у этого экрана нет субъективного состояния. В мозге «экран» не только воспринимает весь комплекс информации, возникшей в нейрофизиологических процессах, но и меняет своё состояние под влиянием этих процессов. Это состояния «экрана» и есть психика. Вопрос в том, что является в мозге «психическим экраном» и что на него воздействует? По нашему мнению, мозговая организация должна создавать в своей молекулярной структуре специфические полевые процессы, вторично воздействующие на нейрофизиологические механизмы, являющиеся «психическим экраном».

Опираясь на представления Э.Х. Ленца (1833), М. Фарадея (1834) о физической самоиндукции и И. Тасаки (1957) об электротоническом действии поля на возбудимые клетки [39], мы предложили принципиальную схему формирования субъективного состояния мозга (рис. 4), основанную на замкнутых полевых эффектах [40].

Известно «обратное действие» электромагнитного поля на процессы возникновения и проведения возбуждения в. возбудимых клетках: в нейронах, в нервах, мышцах. На примере деятельности нейрона или мышцы можно видеть, что первично возникающие мембранные ионные токи, генерируют потенциал действия, синаптический потенциал, которые посредством распространяющегося поля (электротонический эффект) воздействуют на близлежащие электровозбудимые структуры, последовательно вызывая в них процессы распространения возбуждения. Полевое электротоническое воздействие способно влиять на возбудимость нервных клеток.

                                          Электромагнитная самоиндукция


Э. X. Ленц (1833), М. Фарадей (1834)

                                                      Полевой электротонус

И. Тасаки (1957)

Рис. 4. Замкнутые полевые эффекты.

 

                             

Рис. 5. Самоиндукция в мозге. Гипотетическая принципиальная схема формирования субъективного состояния мозга. Обратное влияние психогенного поля на нейронные молекулярные процессы.                                               

 

В этих процессах можно видеть «обратное действие» поля, порождённого нервной тканью. По нашему мнению генерируемое мозгом психогенное поле оказывает обратное вторичное влияние на нейронные молекулярные процессы, вызывая в деятельности всего мозга субъективное состояние. Нейронные структуры головного мозга являются «генератором» специфического мозгового поля и одновременно «экраном», на которое воздействует это поле. Это характеризует замкнутый цикл само восприятие процессов, происходящих в нейронных структурах мозга (рис. 5).  По аналогии с физикой можно назвать обратное влияние поля на структурно-молекулярные процессы в мозге, как «самоиндукция мозга».

В предстоящих исследованиях перед нами стоит вопрос, какие в молекулярные структуры мозга являются источником психогенного поля и какие молекулярные образования воспринимают это поле?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.017 с.)