Методология политологического анализа нормативной и законодательной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология политологического анализа нормативной и законодательной практики



В рамках этой проблематики, содержащей большое количество аспектов, студенты приобщаются к объективному критическому и конструктивному анализу методологии и механизмов разработки и принятия нормативных актов в различных политических институтах. Это особенно важно потому, что на эту практику в ряде стран оказывают влияние весьма распространенные механистические и фаталистические концепции типа “закон есть выражение всеобщей воли”, “закон выражает классовый интерес” и т.п. Политолог должен уметь учитывать и оценивать противоречивое влияние на рассматриваемый процесс всех факторов и условий законодательного процесса, которые оказывают значительное влияние на характер, качество, содержание и даже на объективную выполнимость принимаемых решений.
С этой точки зрения на семинаре уделяется необходимое внимание изучению специфики мировоззрения групп и лиц, принимающих политические решения и правовые нормы, выявлению научных парадигм и идеологических ценностей, культурных, исторических, национальных, социальных, групповых, корпоративных интересов, особенностей мышления, роли и механизмов формирования идеала, всего исторического развития страны и ее отдельных регионов, исследованию меняющихся международных условий и т.п.
Наряду с этими факторами специальный политологический анализ обращает большое внимание на рассмотрение таких проблем, как профессионализм и компетентность авторов принимаемых политических и правовых решений, ибо эти факторы всегда сказываются на качестве и на объективной выполнимости решений, в том числе и законов.
На занятиях семинара ставится вопрос о методологии выявления соответствия принятого нормативного акта или политического решения объективным условиям страны и вероятным перспективам их эволюции на срок действия данного решения. Ясно, конечно, что студенты еще не могут располагать всей достаточной информацией и способностью самостоятельно собирать такую информацию. Но на четвертом курсе они уже должны твердо знать, что такая информация необходима, знать, где и как ее можно получить. Студенты должны научиться ориентироваться в ситуациях, когда равновероятны несколько вариантов эволюции объективных условий, а также уметь предпринимать вероятностный прогноз последствий принятых решений в зависимости от соответствия выбранного варианта реальному движению общества.
Применительно к условиям нашей страны специально ставится вопрос об оценке существующих у нас юридических концепций. Согласно одной из них, правовая норма должна “закреплять” уже сложившиеся отношения и в чем-то способствовать их “развитию” и “укреплению”. Такой подход предполагает, что лица, принимающие решения, достоверно знают ситуацию и заранее осведомлены о том, куда и как следует двигаться. Другой подход состоит в том, что нормы должны лишь определять рамки поля или пространства, в пределах которых физические и юридические лица вольны самостоятельно действовать на договорных принципах. Это – концепция развитого гражданского общества, реализация которой требует, естественно правовой и политической культуры соответствующих лиц. Наконец, имеется и третья точка зрения, в соответствии с которой юридические нормы могут и должны содержать программный элемент, то есть обещания на будущее. Безусловно, реализация такой концепции вносит в правовые нормы элементы демагогии и популизма. Вместе с тем, в нашей стране продолжают действовать традиции, согласно которым выше права и выше правовых норм стоят те или иные идеологические, философские, политические и иные ценности. В своих докладах на семинаре студенты учатся выявлять наличие в правовых и политических документах подобных концепций, тем более, что на практике они нередко присутствуют в одной и той же норме в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
Практика международного и – особенно – отечественного нормотворчества убедительно доказала, что обязательно должны соблюдаться условия и критерии объективной выполнимости принимаемого решения. В связи с этим студентам предлагается подумать над вопросом о том, каковы могут и должны быть такие критерии, как их вырабатывать и применять к практическому анализу соответствующих документов, как прогнозировать вероятные и непредсказуемые последствия принятия выполнимых и невыполнимых решений.
На семинарских занятиях студенты вырабатывают у себя навыки определения реальной иерархии нормативных актов – конституция, международный закон (декларация, конвенция и т.п.), национальный закон, обычный закон, указ, постановление, судебное решений (постановление) и т.п., не столько по форме, сколько по содержанию, выявлять соответствие между ними, внутреннюю логику всего корпуса законов, внутреннюю непротиворечивость, поскольку по этим особенностям можно научиться оценивать осуществимость принятого решения (полностью или частично).
В конкретных условиях России особенное значение имеет уменье эксперта анализировать и оценивать так бы “техническую структуру” текста: стыковку между отдельными разделами, непротиворечивость в пределах одного раздела и между разделами и т.п. Здесь обращается внимание на изучение факторов, которые в нашей стране затрудняют сегодня преодоление названных трудностей.
В ходе работы семинара изучается и проблема юридических традиций. Известно. что до сих пор сохраняются многие нормы (в текстах и в головах), принятые в советскую эпоху, многие из которых уже тогда не соответствовали действительности, содержали многочисленные моральные, идеологические, политические, философские, а также и демагогические компоненты. На семинаре обсуждается, что именно из сложившихся в этой области традиций и в какой форме проявляется в современной политической и правовой практике. Ставится и теоретическая проблема: какой метод применить: исправить правовой или политический документ внесением частичных и локальных поправок или же целесообразно его полностью заменить.

Тема четвертая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.180.60 (0.004 с.)