Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективные методы в психодиагностике.
Понятие проекции ввёл Фрейд (1896). Первая проективная методика – ТАТ, Мюррей, 1935. До этого существовал ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха. Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых форм мотивации. Группы проективных методик: 1. Методики структурирования: тест Роршаха, тест облаков 2. Методики конструирования: «Make A PictureStorytest» (MAPS) «Составь картину-историю», тест мира и его модификации 3. Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди 4. Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга 5. Методики катарсиса: психодрама, проективная игра 6. Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, тест рисования дерева Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем Все эти методики объединяет способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Отличительные признаки проективных методик: 1. Неопределённость стимульного материала или инструкции к заданию 2. Деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности при отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности 3. Проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в её взаимоотношениях с социальным окружением Экспериментатор из нейтрального регистратора ответов испытуемого должен стать его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником. Основные принципы проективного исследования сложились в борьбе с традиционной экспериментальной психологией, стерилизовавшей условия эксперимента в целях достижения максимальной объективности, и с тестовыми исследованиями, игнорировавшими индивидуальные особенности. Принцип проективного эксперимента близок к принципу функциональной пробы. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, апелляции к прошлому опыту приобретают личностный смысл. Неопределённость способствует тому, что поведение детерминируется не конвенциональными нормами, а собственной системой мотивов, ценностей, диспозиций человека.
Психологический тест – стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы ответов или другие виды поведения. Признаки: 1. Стандартизированность предъявления и обработки результатов 2. Независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога 3. Сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, т. е. полученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе. Не все проективные методики удовлетворяют выделенным критериям. На результаты влияет пол экспериментатора, ситуативные установки и переживания испытуемого, атмосфера исследования. Зачастую невозможно стандартизировать не только анализ, но и процедуру исследования. Но это и противоречит духу подобных методик: «нельзя надеяться, что стандартизированная процедура сможет широко осветить индивидуальную личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы личности». С позиции холистической психологии (Курт Левин, Олпорт?) проективный метод - средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта, субъективных представлений о себе и своём социальном окружении. Психоанализ – главный теоретический источник проективного метода. Мюррей отождествлял процесс восприятия неопределённых изображений с фантазированием в его фрейдовском понимании, из чего следовало, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности. Для проверки был проведён эксперимент. До еды люди давали больше «пищевых» ответов, чем после. Однако после суток голодания количество «пищевых» ответов начинало снижаться – начинал работать механизм контроля против выражения потребности. Процесса, который подавляет фантазии, связанные с едой, когда они становятся чрезмерно интенсивными. Возможно также, что восприятие неопределённых изображений активирует познавательные (вторичные) процессы, следовательно, процесс определяется «принципом реальности», а не «принципом удовольствия».
Эго, лавируя между Ид и Супер-эго, использует различные защиты для противостояния внутренним конфликтам, что снижает до границ толерантности уровень тревожности. Проективные тесты могут диагностировать следующие виды защит. Из незрелых – вытеснение, отрицание, реактивное образование, регрессию. Среди более зрелых защит – изоляция, идентификация, рационализация, сублимация, проекция. Психоанализ исходит из противостояния биологического и социального. Противопоставляются аутистические и социогенные потребности, удовлетворению аутистических потребностей противостоит общество с социальными запретами. Таким образом, существование человека – цепь хронических конфликтов. New Look: восприятие эмоционально значимого, но социально-запретного материала в условиях технической затруднённости процесса его опознания может подвергаться значительным флуктуациям (быстрое предъявление обычных и нецензурных слов). Это касается порога опознания и восприятия содержания. Объяснения: 1. Принцип резонанса – стимулы, релевантные потребностям, ценностям личности воспринимаются правильнее и быстрее, чем не соответствующие 2. Принцип защиты – стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную Эго, узнаются хуже и подвергаются большему искажению 3. Принцип сенсибильности – стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьёзным нарушениям в психическом функционировании, узнаются быстрее всех прочих. Таким образом, потребности, не несущие угрозы Я, но не находящие удовлетворения в открытом поведении, могут непосредственно проявляться в проективной продукции. Латентные потребности, разрядка которых в поведение блокирована цензорными инстанциями личности, в проективных тестах посредуются механизмами защиты. Потребность прямо отражается в проективной продукции до тех пор, пока увеличение её интенсивности не приводит к стрессу; чрезвычайно сильная потребность выступает только в защитной форме. Проблемы при попытке обоснования проективного метода на основе фрейдовской концепции проекции: 1. Недостаточная разработанность, многозначность термина «проекция» в психоанализе, многообразие описываемых явлений. 2. Лишь частичное сходство феноменов, обозначаемых в психоанализе этим термином, с процессами, имеющими место в проективном исследовании 3. Различие типов проекции в разных проективных тестах Изначально у Фрейда проекция – приписывание другим людям социально-неприемлемых желаний, в которых человек себе отказывает. Позже – нормальный психологический процесс, участвующий в формировании восприятия внешнего мира, «уподобление» окружающей реальности собственному внутреннему миру. Четыре формы апперцептивного искажения в ТАТ 1. Экстернализация – полностью или частично осознанное вплетение в рассказ ТАТ событий собственной жизни, может обнаруживаться как «инсайт» 2. Сензитизация – повышенная апперцептивная восприимчивость к объектам и событиям, соответствующим актуальным потребностям и конфликтам («большая совесть спать не даёт») 3. Простая проекция – искажающее влияние аффективных состояний прошлого на настоящую апперцепцию («я ненавижу его, так как думаю, что у него есть основания ненавидеть меня») 4. Обратная проекция – крайний случай искажения, совпадающий с защитной проекцией Фрейда На практике рассматривается два вида проекций. В интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. В тестах на структурирование отражается «скелет» личности: не столько конкретное содержание внутреннего мира, сколько формальная структура, то, как испытуемый воспринимает себя и своё социальное окружение. Отличительные черты проективного метода в рамках психоанализа: 1. Направленность на диагностику причин дезадаптации – бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты) 2. Трактовкой всего поведения и проективного в частности, как проявления динамики бессознательных влечений 3. Предпосылка любого проективного исследования, неопределённость тестовых условий, будет интерпретироваться как снятие давления реальности, в отсутствии которого личность проявит не конвенциональные, а якобы внутренне присущие ей способы поведения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.006 с.) |