Особенности формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах



В настоящее время образовательным учреждениям предлагается на выбор несколько учебно-методических комплектов по математике для начальной школы, основной из них считается: «Школа России». В каждом учебнике математики содержится большое количество составных задач. Решение задач помогает научить младших школьников рассуждать, анализировать, определять цель деятельности.

Предмет «Математика» в курсе начальной школы является в некотором роде фундаментом для развития познавательных действий, в том числе, и знаково-символических, включая действия планирования (составление цепочек действий по задачам), для процессов систематизации и структурирования имеющихся знаний, умения переводить с одного языка на другой, навыков по моделированию, разграничению значительных и незначительных условий, когда в итоге у учащихся происходит формирование компонентов системного мышления, выработка навыков вычисления, усвоения содержания начального курса математики. Ввиду этого существенной становится работа над текстовой задачей [33].

Дети приобретают начальные математические знания в определенной форме, адаптированной к их пониманию. Начальные математические знания усваиваются детьми в определенной системе, в которой отдельные позиции логически связаны. В сознательном усвоении математических знаний дети младшего школьного возраста пользуются основными операциями мыслительной деятельности, которые на данный период времени являются для них доступными: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, а также обобщением. Школьники делают индуктивные выводы, пользуются дедуктивным мышлением.

Сознательное усвоение учениками математических знаний развивает общее математическое мышление учеников. Овладение умственными операциями, в свою очередь, помогает обучающимся более успешно осваивать новые знания.

При решении текстовых задач реализуются цели образования, воспитания и развития. Решение задач содействует получению детьми знаний, которые определяются программой. Задачи дают возможность объединить теорию с практикой и учебу с жизнью. Процесс решения задач предоставляет учащимся возможности для углубления и расширения собственных представлений об окружающей действительности, развития их практических навыков (в частности, навык по расчету стоимости покупки).

В процессе решения задачи происходит изучение фактов, представляющих важность для познания и образования. В содержании большинства заданий отражена деятельность детей и взрослых, научные, технические и культурные достижения.

Непосредственно решение задач положительно воздействует на процесс интеллектуального развития детей. Ввиду приобретает особую актуальность то обстоятельство, чтобы педагог владел глубоким пониманием методики обучения решению текстовых задач, их структуры, и при этом обладал умением самостоятельного решения задачи с помощью различных способов [25].

Для понимания роли задачи и ее места в системе образования и обучения учащегося педагогу необходимо владеть навыком адекватного выбора задачи и методов ее решения, к тому же, педагогу следует обладать четким знанием того, что приобретет учащийся в процессе решения данной задачи.

В процессе решения составной задачи возникает принципиально новое знание по отношению к решению простой задачи: в данном случае происходит установление не одной взаимосвязи, а нескольких, опираясь на которые, разрабатывают арифметические операции. В связи с чем, существует необходимость в проведении специальной работы, связанной с ознакомлением учащихся с составной задачей, а также развитием их способности решать составные текстовые задачи.

Общепринято, что развитие способности детей решать задачи связана с непростой работой непосредственно над задачей с той целью, чтобы постараться найти несколько различных способов ее решения. Не следует забывать о том, что решение задач несколькими способами предоставляет учащемуся возможности для надлежащей проверки правильности решения задачи, что в свою очередь, помогает ему в выявлении взаимосвязей значений, которые даны в задаче. Способность решать некоторые задачи различными способами исходит из вариативности характеристик действий или правил выполнения действий [22].

В процессе решения задач различными способами учащийся может привлечь дополнительные данные, поскольку ему приходится принимать множество различных решений, выбирая один ход мыслей из ряда вероятных. Одна и та же тема в таком случае, может быть рассмотрена рассматривается с различных аспектов. Следовательно, в процессе решения задач активно используются интеллектуальные способности учащихся, усложняется материал, а осознанность приобретает полноту.

Существуют арифметические и алгебраические способы решения задач. В случае использования арифметического способа решения задачи ответ на вопрос, который был поставлен в задаче, служит итогом числительных арифметических операций.

Арифметические способы решения задач имеют существенные различия: выполнение с помощью одного либо нескольких действий; общее количество выполняемых действий; взаимоотношения данных, искомых и неизвестных, образующих в совокупности фундамент для выбора тех или иных арифметических действий; порядок, в котором данные взаимоотношения применяются [20].

Благодаря алгебраическому способу решения задачи ответ на поставленный в ней вопрос служит в качестве результата создания и решения уравнения. В зависимости от того, какое было выбрано неизвестное, обозначаемое определенной буквой, в процессе рассуждения могут быть созданы разные уравнения для одной и той же задачи. В данном случае речь идет о вариативности алгебраических решений данной задачи. При этом не следует забывать о том, что на этапе начальной школы алгебраический метод для решения задач не применяют.

Получить ответ на вопрос, поставленный в задаче можно с помощью чертежа. Данный способ решения носит название графического. До сегодняшнего дня вопрос о графическом методе решения арифметических задач в практике общего образования не был всесторонне изучен. В этой связи возможности указанного метода применимы не в полной мере. Вместе с тем, данный метод предоставляет возможности для наиболее точного определения взаимосвязей арифметических и геометрических материалов, и развития полноценного функционального мышления у детей [14].

Следует подчеркнуть, что по причине применения в практике начальной школы графического метода может быть существенно сокращено время, на протяжении которого учащийся обучается решению тех или иных задач. Вместе с тем, способность к решению поставленной проблемы с помощью графического метода служит значимой политехнической способностью. Графический метод в некоторых случаях позволяет найти ответ на вопрос, поставленный в задаче, которую дети не в состоянии решить арифметическим способом, и которую можно предложить в рамках факультативных занятий. Учащиеся на учебных занятиях по математике в начальной школе занимаются решением групп задач, собственно способы решения которых опираются на одни и те же взаимоотношения данных и искомого, и которые характеризуются определенным содержанием и числовыми данными. Группы подобных задач носят название задач одного типа.

Работа над задачами не должна быть ограничена обучением учащихся решать в первую очередь задачи одного, а следом и другого типа, затем следующего и т.д. Ключевой целью данной работы служит обучение детей сознательному установлению конкретных взаимоотношений данных и искомого в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы обеспечить их постепенное усложнение. Для достижения этого педагогу необходимо предусматривать следующие шаги в методике обучения решению любых задач: проведение подготовительной работы к решению задач, ознакомление непосредственно с решением задач [9].

На этапе подготовительной работы для решения задачи должны создаваться те или иные ситуации, когда ученики выбирают арифметические действия для решения соответствующих задач: учащимся следует приобрести существующие знания об отношениях, руководствуясь которыми, можно выбрать те или иные подходящие арифметические действия, знания об объектах и повседневных ситуациях, упомянутых в упражнениях [34].

Когда школьники знакомятся с решением первых задач, им также следует изучить соответствующие понятия и термины, которые имеют непосредственное отношение к самой задаче и ее решению (к их числу относят задачу, условие задачи, вопрос, поставленный в задаче, решение задачи, ответ на вопрос, поставленный в задаче). Благодаря подготовке к последующему решению составных задач вырабатывается умение определять систему взаимосвязей, другими словами, разделить составную задачу на несколько простых задач, пошаговое решение которых приведет в итоге к решению составной задачи. Проведение специальной подготовительной работы необходимо при работе над каждым из типов задачи.

Таким образом, в зависимости от целей учебного занятия, содержания задачи, степени подготовки учащихся предстоит выбрать те или иные методические приемы работы над задачей. В качестве одной из ключевых целей современного общего образования выступает посильная помощь учащимся в проявлении ими своих способностей, раскрытии своего потенциала, развитии инициативы, самостоятельности, творческих возможностей. Для всего этого необходимы особые подходы к организации учебной деятельности учащихся, а также выбор соответствующих форм обучения и воспитания. Рациональный и разумный характер применения тех или иных методических приемов работы над задачами заключается в том, что от педагога требуется создание наиболее благоприятных условий для развития учащихся.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Вопрос о сформированности умений в решении текстовых задач учащихся остается злободневным в течение всего периода становления и развития науки педагогики. Решение текстовых задач является значимым для всего курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи представляет собой один из ключевых критериев степени развития математического мышления у детей младшего школьного возраста. В рамках обучения математике текстовые задачи служат целью и средством обучения. Текстовая задача является кратким описанием некоторой жизненной ситуации с помощью естественного языка и содержит в себе требование охарактеризовать с количественного аспекта тот или иной элемент предлагаемой ситуации, затем необходимо установить наличие либо отсутствие определенного взаимоотношения элементов задачи, либо определить вид данного взаимоотношения. Решение задач является значимым и для процесса воспитания личности учащихся, речь в данном случае идет: о привитии им мыслительной и коммуникативной культуры, а также умения выражать собственные мысли; о выработке умения слушать и слышать точку зрения как педагога, так и одноклассников, об умении проводить анализ и давать оценку всему услышанному; о выработке аккуратности в ведении записей; о расширении кругозора; о воспитании чувства коллективизма и прочем. При решении текстовых задач происходит отработка умений анализировать и синтезировать, абстрагировать и конкретизировать; рассуждать по аналогии; обобщать методы решения типовых задач; искать и находить критерии отвлеченных математических понятий в реально существующих объектах и, как следствие, устанавливать связь между теорией в области математики и окружающей действительностью. Задачи весьма ценны в жизни человека. Личностные задачи человека и задачи, которые ставят перед ним окружающие, являются неким ориентиром для человека на протяжении всей его жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.014 с.)