Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах
В настоящее время образовательным учреждениям предлагается на выбор несколько учебно-методических комплектов по математике для начальной школы, основной из них считается: «Школа России». В каждом учебнике математики содержится большое количество составных задач. Решение задач помогает научить младших школьников рассуждать, анализировать, определять цель деятельности. Предмет «Математика» в курсе начальной школы является в некотором роде фундаментом для развития познавательных действий, в том числе, и знаково-символических, включая действия планирования (составление цепочек действий по задачам), для процессов систематизации и структурирования имеющихся знаний, умения переводить с одного языка на другой, навыков по моделированию, разграничению значительных и незначительных условий, когда в итоге у учащихся происходит формирование компонентов системного мышления, выработка навыков вычисления, усвоения содержания начального курса математики. Ввиду этого существенной становится работа над текстовой задачей [33]. Дети приобретают начальные математические знания в определенной форме, адаптированной к их пониманию. Начальные математические знания усваиваются детьми в определенной системе, в которой отдельные позиции логически связаны. В сознательном усвоении математических знаний дети младшего школьного возраста пользуются основными операциями мыслительной деятельности, которые на данный период времени являются для них доступными: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, а также обобщением. Школьники делают индуктивные выводы, пользуются дедуктивным мышлением. Сознательное усвоение учениками математических знаний развивает общее математическое мышление учеников. Овладение умственными операциями, в свою очередь, помогает обучающимся более успешно осваивать новые знания. При решении текстовых задач реализуются цели образования, воспитания и развития. Решение задач содействует получению детьми знаний, которые определяются программой. Задачи дают возможность объединить теорию с практикой и учебу с жизнью. Процесс решения задач предоставляет учащимся возможности для углубления и расширения собственных представлений об окружающей действительности, развития их практических навыков (в частности, навык по расчету стоимости покупки).
В процессе решения задачи происходит изучение фактов, представляющих важность для познания и образования. В содержании большинства заданий отражена деятельность детей и взрослых, научные, технические и культурные достижения. Непосредственно решение задач положительно воздействует на процесс интеллектуального развития детей. Ввиду приобретает особую актуальность то обстоятельство, чтобы педагог владел глубоким пониманием методики обучения решению текстовых задач, их структуры, и при этом обладал умением самостоятельного решения задачи с помощью различных способов [25]. Для понимания роли задачи и ее места в системе образования и обучения учащегося педагогу необходимо владеть навыком адекватного выбора задачи и методов ее решения, к тому же, педагогу следует обладать четким знанием того, что приобретет учащийся в процессе решения данной задачи. В процессе решения составной задачи возникает принципиально новое знание по отношению к решению простой задачи: в данном случае происходит установление не одной взаимосвязи, а нескольких, опираясь на которые, разрабатывают арифметические операции. В связи с чем, существует необходимость в проведении специальной работы, связанной с ознакомлением учащихся с составной задачей, а также развитием их способности решать составные текстовые задачи. Общепринято, что развитие способности детей решать задачи связана с непростой работой непосредственно над задачей с той целью, чтобы постараться найти несколько различных способов ее решения. Не следует забывать о том, что решение задач несколькими способами предоставляет учащемуся возможности для надлежащей проверки правильности решения задачи, что в свою очередь, помогает ему в выявлении взаимосвязей значений, которые даны в задаче. Способность решать некоторые задачи различными способами исходит из вариативности характеристик действий или правил выполнения действий [22]. В процессе решения задач различными способами учащийся может привлечь дополнительные данные, поскольку ему приходится принимать множество различных решений, выбирая один ход мыслей из ряда вероятных. Одна и та же тема в таком случае, может быть рассмотрена рассматривается с различных аспектов. Следовательно, в процессе решения задач активно используются интеллектуальные способности учащихся, усложняется материал, а осознанность приобретает полноту.
Существуют арифметические и алгебраические способы решения задач. В случае использования арифметического способа решения задачи ответ на вопрос, который был поставлен в задаче, служит итогом числительных арифметических операций. Арифметические способы решения задач имеют существенные различия: выполнение с помощью одного либо нескольких действий; общее количество выполняемых действий; взаимоотношения данных, искомых и неизвестных, образующих в совокупности фундамент для выбора тех или иных арифметических действий; порядок, в котором данные взаимоотношения применяются [20]. Благодаря алгебраическому способу решения задачи ответ на поставленный в ней вопрос служит в качестве результата создания и решения уравнения. В зависимости от того, какое было выбрано неизвестное, обозначаемое определенной буквой, в процессе рассуждения могут быть созданы разные уравнения для одной и той же задачи. В данном случае речь идет о вариативности алгебраических решений данной задачи. При этом не следует забывать о том, что на этапе начальной школы алгебраический метод для решения задач не применяют. Получить ответ на вопрос, поставленный в задаче можно с помощью чертежа. Данный способ решения носит название графического. До сегодняшнего дня вопрос о графическом методе решения арифметических задач в практике общего образования не был всесторонне изучен. В этой связи возможности указанного метода применимы не в полной мере. Вместе с тем, данный метод предоставляет возможности для наиболее точного определения взаимосвязей арифметических и геометрических материалов, и развития полноценного функционального мышления у детей [14]. Следует подчеркнуть, что по причине применения в практике начальной школы графического метода может быть существенно сокращено время, на протяжении которого учащийся обучается решению тех или иных задач. Вместе с тем, способность к решению поставленной проблемы с помощью графического метода служит значимой политехнической способностью. Графический метод в некоторых случаях позволяет найти ответ на вопрос, поставленный в задаче, которую дети не в состоянии решить арифметическим способом, и которую можно предложить в рамках факультативных занятий. Учащиеся на учебных занятиях по математике в начальной школе занимаются решением групп задач, собственно способы решения которых опираются на одни и те же взаимоотношения данных и искомого, и которые характеризуются определенным содержанием и числовыми данными. Группы подобных задач носят название задач одного типа. Работа над задачами не должна быть ограничена обучением учащихся решать в первую очередь задачи одного, а следом и другого типа, затем следующего и т.д. Ключевой целью данной работы служит обучение детей сознательному установлению конкретных взаимоотношений данных и искомого в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы обеспечить их постепенное усложнение. Для достижения этого педагогу необходимо предусматривать следующие шаги в методике обучения решению любых задач: проведение подготовительной работы к решению задач, ознакомление непосредственно с решением задач [9].
На этапе подготовительной работы для решения задачи должны создаваться те или иные ситуации, когда ученики выбирают арифметические действия для решения соответствующих задач: учащимся следует приобрести существующие знания об отношениях, руководствуясь которыми, можно выбрать те или иные подходящие арифметические действия, знания об объектах и повседневных ситуациях, упомянутых в упражнениях [34]. Когда школьники знакомятся с решением первых задач, им также следует изучить соответствующие понятия и термины, которые имеют непосредственное отношение к самой задаче и ее решению (к их числу относят задачу, условие задачи, вопрос, поставленный в задаче, решение задачи, ответ на вопрос, поставленный в задаче). Благодаря подготовке к последующему решению составных задач вырабатывается умение определять систему взаимосвязей, другими словами, разделить составную задачу на несколько простых задач, пошаговое решение которых приведет в итоге к решению составной задачи. Проведение специальной подготовительной работы необходимо при работе над каждым из типов задачи. Таким образом, в зависимости от целей учебного занятия, содержания задачи, степени подготовки учащихся предстоит выбрать те или иные методические приемы работы над задачей. В качестве одной из ключевых целей современного общего образования выступает посильная помощь учащимся в проявлении ими своих способностей, раскрытии своего потенциала, развитии инициативы, самостоятельности, творческих возможностей. Для всего этого необходимы особые подходы к организации учебной деятельности учащихся, а также выбор соответствующих форм обучения и воспитания. Рациональный и разумный характер применения тех или иных методических приемов работы над задачами заключается в том, что от педагога требуется создание наиболее благоприятных условий для развития учащихся.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ Вопрос о сформированности умений в решении текстовых задач учащихся остается злободневным в течение всего периода становления и развития науки педагогики. Решение текстовых задач является значимым для всего курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи представляет собой один из ключевых критериев степени развития математического мышления у детей младшего школьного возраста. В рамках обучения математике текстовые задачи служат целью и средством обучения. Текстовая задача является кратким описанием некоторой жизненной ситуации с помощью естественного языка и содержит в себе требование охарактеризовать с количественного аспекта тот или иной элемент предлагаемой ситуации, затем необходимо установить наличие либо отсутствие определенного взаимоотношения элементов задачи, либо определить вид данного взаимоотношения. Решение задач является значимым и для процесса воспитания личности учащихся, речь в данном случае идет: о привитии им мыслительной и коммуникативной культуры, а также умения выражать собственные мысли; о выработке умения слушать и слышать точку зрения как педагога, так и одноклассников, об умении проводить анализ и давать оценку всему услышанному; о выработке аккуратности в ведении записей; о расширении кругозора; о воспитании чувства коллективизма и прочем. При решении текстовых задач происходит отработка умений анализировать и синтезировать, абстрагировать и конкретизировать; рассуждать по аналогии; обобщать методы решения типовых задач; искать и находить критерии отвлеченных математических понятий в реально существующих объектах и, как следствие, устанавливать связь между теорией в области математики и окружающей действительностью. Задачи весьма ценны в жизни человека. Личностные задачи человека и задачи, которые ставят перед ним окружающие, являются неким ориентиром для человека на протяжении всей его жизнедеятельности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.014 с.) |