Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. После того, как были введены образовательные стандарты второго поколения, произошли существенные изменения и в непосредственных целях обучения математике, в том числе, его формы и инструменты. Учебный процесс пополнился различными интерактивными приемами обучения, призванными развивать универсальные учебные действия (далее по тексту – УУД) познавательные, а также коммуникативные.

Важнейшей задачей является формирование УУД, предназначенные для надлежащего обеспечения учащимся умения обучаться. К тому же, параллельно происходит непосредственное формирование предметных знаний, практическое применение которых, а также сохранение коррелирует с активностью самих учащихся. Качественно усвоенные знания обусловлены вариативностью и особенностями используемых видов УУД.

Важное значение при этом приобретает процесс формирования таких УУД, как решение задач в общем. Процесс решения текстовых задач в данном случае олицетворяет собой, как цель, так и средство обучения, тогда как непосредственное умение решать текстовые задачи служит ключевым критерием степени развития учащихся, к тому же данное умение призвано открыть перед учащимися способы освоения новых знаний. Процесс обучения непосредственному решению текстовых задач позволяет, в том числе, сформировать существующие виды УУД.

Процесс обучения решению арифметических текстовых задач представляет собой ядро курса математики в большей части учебно-методических комплектов. Несмотря на то, что решение задач в рамках общеобразовательного курса математики является весьма существенным, для многих учащихся младшего школьного возраста данный материал, как правило, самый сложный. У многих выпускников начальной школы имеется дефицит уже сформированных умений по решению текстовых задач. У школьников имеется дефицит развития умения анализировать материал текстовой задачи, итогом чего является неумение видеть взаимосвязь искомого и исходных данных, отсутствие способности структурировать процесс решения; если нет желания глубоко осмыслить представленные в задаче связи, то учащихся научаются лишь простым вычислениям в противовес продуманному решению задачи.

Отсюда вытекает проблема исследования – какие эффективные приемы обучения детей младшего школьного возраста решению текстовых задач.

Проблема повлияла на выбор темы исследования «Формирование навыков решения текстовых задач в начальных классах».

Цель исследования – теоретический анализ проблемы и разработка практических приемов формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Объект исследования: уроки математики в начальной школе.

Предмет исследования: формирование навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты темы исследования.

2. Рассмотреть подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач.

3. Проанализировать особенности формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах.

4. Изучить уровень сформированности навыков решения текстовых задач у младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анализ письменных работ, количественные методы обработки данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ «Каменская СОШ» п. Каменский Челябинская область Увельский район. В эксперименте участвовали дети 2 класса в количестве 20 учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные методические рекомендации, которые могут быть использованы учителем начальных классов при формировании навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические аспекты темы исследования, нами сделаны следующие выводы.

Текстовые задачи, являющиеся существенной частью начального курса математики, необходимы для достижения следющих целей обучения математике: содействие овладению математическими знаниями, формирование и воспитание личностных качеств у детей младшего школьного возраста, развитие их психических процессов. Благодаря текстовым задачам можно полностью раскрыть теоретическую суть положений, отработать умение выполнять вычислительные приемы, установить межпредметные связи.

В процессе ознакомлении с составными задачами учащимся необходимо осмыслить ключевое отличие составной задачи от простой, которое заключается в том, что ее невозможно решить с помощью одного действия, поскольку для того, чтобы ее решить, необходимо выделение простых задач, установление соответствующей системы взаимосвязей данных и искомых. В процессе решения составных задач учащимся необходимо владеть умением установления не одной связи, а системы связей, иными словами установления ряда связей, располагая их в необходимом порядке.

Практическое исследование по теме работы проводилось на базе МБОУ «СОШ №3 с.Чермен» МО-Пригородный район РСО-Алания. В эксперименте участвовали 20 младших школьников 2 класса.

На констатирующем этапе проводилась самостоятельная работа, по результатам которой определили степень сформированности умения детей младшего школьного возраста решать текстовые задачи. Многие учащиеся не в состоянии определить, благодаря скольким действиям может быть решена задача, а также искомое задачи. Более того, учащиеся ошибались в оформлении условия и решения задач, не давали пояснений. В конечном итоге, данная самостоятельная работа была выполнена без ошибок 25 % класса на «отлично»; 60 % ошиблись в вычислениях и выполнили работу на «хорошо»; 15 % ошиблись в вычислениях, в оформление, и выполнили работу на «удовлетворительно».

В итоге теоретического и практического исследования были изучены методические рекомендации по действенному и продуктивному формированию умений решать текстовые задачи на учебных занятиях по математике в 2 классе. На учебных занятиях по математике следует заниматься не столько решением задач определенного типа, сколько формировать общие умения: анализа задачи, проведение поиска плана решения задачи, планирования собственных действий по ее решению, отработке навыков графического моделирования какой-либо из текстовых задач.

Таким образом, цель исследования была достигнута, решены все поставленные задачи.

 

 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрова, 3. И. Возможности реализации Федерального образовательного стандарта средствами математики /3. И. Александрова // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 69-71.

2.Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: cистема заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2015. – 159 с.

3.Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – Москва: Учитель, 2017. – 420 с.

4.Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А. В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 455 с.

5.Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 209. – 811 с.

6.Бородулько, М. А. Обучение решению задач и моделирование / М. А. Бородулъко, Л. П. Стойлова // Начальная школа. – 1996. – № 8. – С. 16-19.

7.Буданова, Н. М. Обучение математике младших школьников на основе укрупнения дидактических единиц (УДЕ) / Н. М.Буданова/ – Тамбов: ТОИПКРО, 2016. – 37 с.

8.Далингер, В. А. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. – Москва: Юрайт, 2016. – 207 c.

9.Дрозд, В. Л. Задачник-практикум по решению арифметических задач: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / В.Л. Дрозд. - М.: Высш. шк., 1991. - 61,[3]с.

10.Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Москва: Логос, 2012. – 384 с.

11.Искакова, Б. Ш. Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах / Б.Ш. Искакова // Образование и воспитание. – 2015. – №1. – С. 6-8.

12.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных класса: учеб. пособие / Н. Б. Истомина – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.

13.Киричек, К. А. Классификация текстовых задач начального курса математики / К. А. Киричек // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 1. – С. 22-28.

14.Комарова, В. А. Формирование умения решать задачи в начальной школе / В. А. Комарова // Начальная школа. – 2017. – № 10. – С.13-17.

15.Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – № 7. – С. 39-41.

16.Медведская, В. Н. Методика преподавания математики в начальных классах / В. Н. Медведская. – Москва: Инфра-М, 2016.– 106 с.

17.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015. – 1375 с

18.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2т. / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 328 с.

119.Стойлова, Л. П. Теоретические основы начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

20.Тихоненко, А. В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе / А. В. Тихоненко; ред. Л. В. Поповская. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 253 с.

21.Уроки математики: методические рекомендации / Н.Б. Истомина, З.Б. Редько, Е.С. Немкина и др. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014–264с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

22.Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е.Царева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 50-57.

23.Целищева, И. И. Работа с текстовой задачей / И. И. Целищева // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 18-21.

24.Шевкин, А. В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Роль текстовых задач в школьном курсе математики. – Москва, 2016. – С. 12-14.

25.Шикова, Р. Н. Работа над текстовыми задачами / Р. Н. Шикова // Начальная школа. - 1991. - №5. - С.22-27.

26.Шулыгина, Р.Н. Решение задач различными способами как средство повышения интереса к математике / Р. Н. Шулыгина // Начальная школа. – 2016. – №12. – С. 61-64.

   27.Моро, М. И. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. // 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2016. –139 с.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. После того, как были введены образовательные стандарты второго поколения, произошли существенные изменения и в непосредственных целях обучения математике, в том числе, его формы и инструменты. Учебный процесс пополнился различными интерактивными приемами обучения, призванными развивать универсальные учебные действия (далее по тексту – УУД) познавательные, а также коммуникативные.

Важнейшей задачей является формирование УУД, предназначенные для надлежащего обеспечения учащимся умения обучаться. К тому же, параллельно происходит непосредственное формирование предметных знаний, практическое применение которых, а также сохранение коррелирует с активностью самих учащихся. Качественно усвоенные знания обусловлены вариативностью и особенностями используемых видов УУД.

Важное значение при этом приобретает процесс формирования таких УУД, как решение задач в общем. Процесс решения текстовых задач в данном случае олицетворяет собой, как цель, так и средство обучения, тогда как непосредственное умение решать текстовые задачи служит ключевым критерием степени развития учащихся, к тому же данное умение призвано открыть перед учащимися способы освоения новых знаний. Процесс обучения непосредственному решению текстовых задач позволяет, в том числе, сформировать существующие виды УУД.

Процесс обучения решению арифметических текстовых задач представляет собой ядро курса математики в большей части учебно-методических комплектов. Несмотря на то, что решение задач в рамках общеобразовательного курса математики является весьма существенным, для многих учащихся младшего школьного возраста данный материал, как правило, самый сложный. У многих выпускников начальной школы имеется дефицит уже сформированных умений по решению текстовых задач. У школьников имеется дефицит развития умения анализировать материал текстовой задачи, итогом чего является неумение видеть взаимосвязь искомого и исходных данных, отсутствие способности структурировать процесс решения; если нет желания глубоко осмыслить представленные в задаче связи, то учащихся научаются лишь простым вычислениям в противовес продуманному решению задачи.

Отсюда вытекает проблема исследования – какие эффективные приемы обучения детей младшего школьного возраста решению текстовых задач.

Проблема повлияла на выбор темы исследования «Формирование навыков решения текстовых задач в начальных классах».

Цель исследования – теоретический анализ проблемы и разработка практических приемов формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Объект исследования: уроки математики в начальной школе.

Предмет исследования: формирование навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты темы исследования.

2. Рассмотреть подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач.

3. Проанализировать особенности формирования навыков решения текстовых задач в начальных классах.

4. Изучить уровень сформированности навыков решения текстовых задач у младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анализ письменных работ, количественные методы обработки данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ «Каменская СОШ» п. Каменский Челябинская область Увельский район. В эксперименте участвовали дети 2 класса в количестве 20 учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные методические рекомендации, которые могут быть использованы учителем начальных классов при формировании навыков решения текстовых задач в начальных классах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.028 с.)