Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие и перспективы дистанционного обучения в современной России
3.1 Дизайн исследования на примере Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова На сегодняшний день многие высшие учебные заведения перешли на дистанционное обучение. По оценкам экспертов пандемия COVID-19 затронула больше, чем любое другое событие в истории, почти 1,6 миллиарда учащихся во всем мире [3]. Чтобы лучше разобраться с ситуцией, мы провели исследование в Северном Арктическом Федеральном университете, что позволило рассмотреть данную проблему изнутри, и внести предложения. В исследовании нам было необходимо изучить взгляды, социально-психологическое положение, проблемы и трудности студентов в высших учебных заведениях, вызванные дистанционным обучением во время пандемии, рассмотреть и изучить то, как дистанционное обучение в период COVID-19 может влиять на возникновение такой проблемы как социальная дезадаптация студентов. Цель эмпирического исследования: 1) определить факторы дистанционного обучения, которые влияют на социальную дезадаптацию студентов в условиях COVID-19, 2) разработать профили, чтобы охарактеризовать ожидаемые уровни социально-психологического воздействия студентов во время пандемии, 3) оценить потенциальное социально-демографическое воздействие, развитие и перспективы дистанционного обучения в современной России. В исследовании приняло 300 человек, обучающихся по очной форме бакалавриата и магистратуры в САФУ имени М.В.Ломоносова, и 2 специалиста из управления социальной и воспитательной работы Центра общественных объединений и инициатив того же университета. Специалистов Управления то же затронула пандемия COVID-19, тем самым опыт в организации дистанционного формата семинаров, лекций, мероприятий и т.д., что важно было оценить в нашем исследовании за время начала дистанционного обучения из-за COVID-19 в марте 2020 и по настоящее время. Таким образом, всего в исследовании приняло участие 302 человека. Инструментарий: 1. Анкетный опрос студентов «Оценка дистанционного обучения во время COVID-19» (Приложение А) 2. Экспертное интервью со специалистами САФУ имени М.В.Ломоносова - о рисках, возможностях и приоритетах отечественного дистанционного образования студентов (Приложение Б). Анкетный опрос студентов
Анкетный опрос студентов об их социально-психологическом состоянии, проблемах и трудностях при дистанционном обучении в период COVID-19 в САФУ имени М.В.Ломоносова показал следующие результаты. 100% опрошенных респондентов являются студентами бакалавриата и магистратуры, обучающиеся в САФУ имени М.В.Ломоносова, среди которых: 30,1 % - это студенты ВШСГНиМК, 8% - студенты ВШИТиАС, 10% - ВШЕНиТ, 11% - ВШЭУиП, 25% - ВШППиФК, 15,9 % - ВШЕНиГ. Среди респондентов 58% девушки, 42 % юноши. Если рассматривать средний возраст у респондентов то, это 19-20 лет. Если определять соотношение студентов, принявших участие в данном социологическом опросе относительно курса обучения, то среди них были студенты: 1 курса - 15%, 2 курса -10%, 3 курса- 25%, 4 курса – 38%, 5 курса -6%, 6 курса -6%. Соотношение представлено нами наглядно на Рисунке 1.
Рисунок 1- Распределение респондентов из САФУ в количественном соотношении относительно курса Отвечая на вопрос «Как, вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?», 150 из 300 респондентов (41,7 %) заявили, что к новым условиям дистанционного обучения они адаптировались отлично. Еще 112 из 300 респондентов или 31,2% сказали, что относятся хорошо, 28 из 300 респондентов относятся удовлетворительно, и лишь 10 из 300 респондентов или 7,1% заявили, что адаптировались плохо к новым условиям дистанционного обучения. Данные по итогам расспроса на первый вопрос анкеты представлены на рисунке 2. Рисунок 2- Распределение ответов респондентов из САФУ на вопрос адаптированности к новым условиям дистанционного обучения На следующий вопрос: «Удобно ли вам обучаться в дистанционном режиме?», 150 из 300 или 50% респондентов ответили, что им удобно обучаться в дистанционном режиме, 131 респондент из 300 (38,7%) ответили, что им неудобно обучаться в таком режиме, и лишь 19 из 300 (11,3 %) респондентов заявили, что они затрудняются ответить. Таким образом, сравнив полученные результаты ответов на данный и предыдущий вопросы можно сказать, что большинство студентов или в среднем или вообще % адаптировались успешно к новым условиям дистанционного обучения и им удобно обучаться в дистанционном формате. Но есть и небольшая разница между студентами, которые испытывают неудобство в процессе дистанционного обучения. Если сопоставить ответы респондентов на вопросы о процессе адаптации и о процессе их дистанционного обучения во время пандемии, то можно сказать обратное. Полученные результаты на вопрос «Удобно ли вам обучаться в дистанционном режиме?» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Удобно ли вам обучаться в дистанционном режиме?» Отвечая на третий вопрос: «Какой у вас уровень мотивации к обучению у Вас в рамках дистанционной форме?» респондентам было предложено три варианта ответа. Так, 198 из 300 студентов или 54,3 % респондентов высказались, что уровень мотивации в дистанционном формате уменьшился; у 71 из 300 студентов или 29,1% уровень мотивации не изменился; и 31 из 300 студентов (16,6 %) респондент заявили, что их уровень мотивации в дистанционном формате увеличился. Уже тут можно выявить такую тенденцию, что начало перехода на дистанционное обучение у респондентов носило явно позитивный характер. Но уже в процессе такого типа обучения, т.е. во время пандемии, возникли трудности, с которыми столкнулись студенты. Тем самым та мотивация, которая была у студентов в начале перехода на новый тип обучения, сменилась на более низкую. Динамику данного снижения с течением времени, а по сути, за почти всего два года осени 2019 – весны 2021 года можно проследить наглядно после полученных результатов опроса. О мотивации к дистанционной форме обучения на рисунке 4. Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос уровня мотивировнности в дистанционном формате Если рассматривать ответы респондентов на четвертый вопрос «Вызвал ли у вас стресс и тревогу переход на дистанционное обучение?», 47 % согласились, что испытывали такие чувства, 45,7 % студентов ответили, что не испытывали подобного, и 13,3 % студентов ответили, что затрудняются ответить. Практически полученные результаты между студентами, которые испытывали тревогу и стресс, и не испытывали таковые, не сильно разнятся, и соотношение их числа приблизительно равное 46 %. Распределение ответов респондентов можно увидеть на рисунке 5.
Рисунок 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Вызвал ли у вас стресс, тревогу переход на дистанционное обучение?» Среди опрошенных студентов на другой, пятый вопрос «Испытывали ли вы стресс, тревогу во уже время начавшегося дистанционного обучения?» 35,3% респондентов ответили, что они часто имели такое состояние; 33,3 % опрошенных ответили, что имели такое состояние иногда; 21 % студентов испытывали тревогу; и стресс во время дистанционного обучения редко; и лишь 10,4 % не испытывали их вовсе. Тут важно, как уже было сказано ранее, сравнивать ответы на вопросы о реакции студентов на введение дистанционного обучения еще и до COVID-19 (вопрос 4), во время COVID-19 и даже после него (вопрос 5), чтобы увидеть некие тенденции к появлению такой возможной проблемы как социальная дезадаптация студентов. Так, при ответах на вопросы 4 и 5 можно увидеть следующее. Если в начале введения дистанционного формата обучения мнения студентов о наличии при этом процессе у них стресса и тревоги разделились на равные доли, то уже в ходе обучения студенты в большем количестве явно ощутили стресс и тревогу, которые оказали на них негативное воздействие, увеличвшись на 28%.
Важно также отметить, как мы говорили в первых главах нашей работы, что при социальной дезадаптации происходит ухудшение настроения, которое может быть обусловлено депрессией, повышенной тревогой, апатией и т.д. у студентов во время дистанционного обучения. Результаты ответов на вопрос «Испытывали ли вы стресс, тревогу во время дистанционного обучения?» изображены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Испытывали ли вы стресс, тревогу во время дистанционного обучения?» Характеризуя полученные данные студентов на вопрос «Было ли чувство одиночества при дистанционном обучении во время пандемии?», среди опрошенных 46,7% ответили «Да», испытывали чувство одиночества, 40% студентов заявили, что подобного чувства не возникало, и только 13,3% опрошенных неопределенны в ответе и затрудняются ответить, полученные данные представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Было ли чувство одиночества при дистанционном обучении во время пандемии?» Отвечая на следующий вопрос «Удовлетворены ли вы своей успеваемостью во время дистанционного обучения?», ответы студентов распределились следующим образом: 60 % удовлетворены своей успеваемостью, 33,3% не удовлетворены своей успеваемостью и малая часть 6,7% затрудняются в ответе. Анализ данных у студентов с социальной дезадаптированносью касается отмеченной степенью и неблагоприятным воздействием на состояние студента, его успеваемость в течение длительного периода времени. Одним из факторов социальной дезадаптации, характеризующийся в обучении, зачастую является низкая успеваемость, отсутствие мотивации и т.д. В студенческой среде обучающиеся имеют отсутствие интереса к учебным программам через высокий уровень прогулов, опозданий и / или низкую успеваемость в университете. Полученные данные можно рассмотреть на рисунке 8.
Рисунок 8 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Удовлетворены ли вы своей успеваемостью во время дистанционного обучения?» Вопрос для студентов: «Есть ли у вас удобные условия для дистанционного обучения? (цифровые устройства, интернет-связь)», дал дальнейшие такие ответы. 73,3 % студентов ответили положительно, все необходимые условия и удобные условия имеются, 26,7% дали отрицательные ответы. Одними из рисков дистанционного обучения являются низкая мотивированность обучающихся по отношению к учебе, одиночество, повышенная тревога и стресс, проблема организации своего учебного процесса, возникновение межличностных конфликтов, проблемы с технической оснащенностью и цифровым неравенством и т.д. Данные ответы на вопрос изображены на рисунке 9.
Рисунок 9 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Есть ли у вас удобные условия для дистанционного обучения? (цифровые устройства, интернет-связь)» Отвечая на следующий вопрос «Возникали у вас чувства раздражения, гнева при дистанционном обучении?» респонденты распределились следующим образом: 73,3 % студентов ответили, что испытывали чувства раздражения и гнева, остальные респонденты разделили ответы поровну 13,3 % сказали, что не возникали такие чувства и следующие 13,3% сомневаются в ответе, полученные результаты можно увидеть на рисунке 10. Если у студента наблюдаются вспышки гнева, когда происходит всплеск плохого настроения, это называется истерикой, например, если студент не получает справедливого отношения, сочувствия, сотрудничества и свободы действия, он чувствует себя дезадаптированным.
Рисунок 10 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Возникали у вас чувства раздражения, гнева при дистанционном обучении?» Важно также учесть социально-психическое состояние студентов в межличностной сфере. На вопрос «Ухудшились ли ваши отношения с окружающими при дистанционном обучении?», большинство студентов ответили, нет и это 80 %. Но есть 20 % студентов, которые ответили да, они замечали ухудшения в межличностной сфере при дистанционном обучении, прямое межличностное взаимодействие с участниками образовательного процесса, опосредует связь между последствиями COVID-19 и социальной дезадаптацией. Распределение ответов студентов можно увидеть на рисунке 11.
Рисунок 11 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Ухудшились ли ваши отношения с окружающими при дистанционном обучении?» На вопрос «Ухудшилось ли ваше физическое состояние во время дистанционного обучения?» студенты ответили, что 46,7% подтвердили своё состояние, сказав, что физическое состояние ухудшилось, 33,3 % ответили нет, и 20% студентов неопределенны и затрудняются в ответе. В целом можно выявить тенденцию, что дистанционное обучение значительным образом оказывает влияние на физическую составляющую респондентов и не в положительном ключе. Данные можно наблюдать на рисунке 12. Можно выявить тенденцию в том, что социальная дезадаптация описывает степень, в которой студент имеет психологические, например, трудности с преодолением стресса или физические, например, частые головные боли, сухость глаз, так как большинство времени респонденты проводят за экранами цифровым устройств, неподвижный образ жизни и т.д. Особенно важно отметить, что при дистанционном обучении студенты тратят большое количество времени без физических нагрузок, что также сказывается на физическом состоянии и не только студентов, но и всех участников учебного пространства.
Рисунок 12 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Ухудшилось ли ваше физическое состояние во время дистанционного обучения?» Отвечая на следующий вопрос «Ухудшилось ли ваше психическое состояние при дистанционном обучении?», тоже важно видеть взаимосвязь с предыдущим вопросом, так как физическое и психическое состояние респондентов, оказывают друг на друга большое влияние. Если смотреть ответы на рисунке 13, то видно, что 45% ответили да, ухудшилось, 35 % респондентов ответили нет, и 20 % неопределённы. Проблемы с психическим здоровьем могут быть вызваны стрессовыми факторами, связанными с самоизоляцией, трудностями в дистанционном обучении, и в целом неопределенной обстановкой во время COVID-19. Особенности социальной дезадаптации: выявлены при определенных психических состояниях, повышенной тревоге, стрессе, конфликтности, деформации межличностной и мотивационной сферы и т.д. Согласно результатам, на данный вопрос часть студентов, у которых ухудшилось психическое состояние больше и риск появления у них социальной дезадаптированности в учебном пространстве, возрастает.
Рисунок 13 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Ухудшилось ли ваше психическое состояние при дистанционном обучении?» Переходя к заключительным вопросам эмпирического исследования, важно было выявить с какими трудностями, барьерами встретились студенты и какие ключевые преимущества они видят в дистанционном обучении во время пандемии. Отвечая на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?», большинство респондентов 86,7% выделили, что чаще всего они сталкивались со сложностью выполнения практических заданий самостоятельно. Однако дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и дает свободу как для учащихся, так и для преподавателей, но требует более высокой степени дисциплины и планирования для успешного завершения курса обучения. При этом, 46,3 % выделили проблему большого объема материала, 33,3% респондентов ответили, что им неудобно использовать сайт дистанционного обучения (Sakai), 33,7 % заявили о недостаточности владением компьютерными технологиями. Таакие проблемы как технические барьеры возникли у 26,7 % обучающихся, такие как плохая интернет-связь, доступ к цифровым устройствам и т.д., 25,3 % высказались по поводу недостаточности количества дистанционного материала и остальные респонденты 13,7 % сомневаются и затрудняются дать на вопрос определенный ответ. Соотношение ответов изображены на рисунке 14.
Рисунок 14 - Распределение ответов респондентов на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?» Рассматривая вопрос «Какие преимущества дистанционного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?», отвечающие выделили, прежде всего, гибкость учебного процесса 66,7 %, и преимущество совмещения учебы с работой 33,3%, возможность получения практических навыков 20%, плюсы в технологичности процесса обучения (использование информационных технологий) поддержали 6,7% обучающихся. Но 20% ответили, что не видят никаких преимуществ и такое же число ответов респондентов 6,7% затрудняются ответить, распределение полученных результатов показаны на рисунке 15. Использование дистанционного обучения расширяет возможности, что дает множество очевидных педагогических преимуществ. Как популярный ответ на данный вопрос, можно выделить гибкость обучения, когда необходимо учитывать социальные и психодинамические сферы в дистанционном обучении во время COVID-19.
Рисунок 15 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие преимущества дистанционного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?» Экспертное интервью со специалистами Вторым методом эмпирического исследования в нашей работе стало экспертное интервью со специалистами из Центра общественных объединений и инициатив Управления социальной и воспитательной работы САФУ им. М..В.Ломоносова. Нам представлялось крайне важным, основываясь на профессиональном мнении специалистов в области социальной работы со студентами, выяснить мнение и понимание про риски, возможности и приоритеты дистанционного образования студентов в САФУ. Специалисты на своем опыте могли пояснить, как именно переход на дистанционное обучение и уже взаимодействие в нем затронуло всех участников образовательной среды, так как большинство лекций, мероприятий и других видов деятельности пришлось переносить в непривычные условия образовательного формата. Респондентами экспертного интервью являлись: - директор Центра общественных объединений и инициатив управления социальной и воспитательной работы ФГБОУ ВО САФУ имени М.В.Ломоносова; - специалист по связям с общественностью в Центре общественных объединений и инициатив социальной и воспитательной работы ФГБОУ ВО САФУ имени М.В.Ломоносова; В ходе проведения исследования все респонденты были ознакомлены с целью, задачами и вопросами интервью. Было получено также разрешение специалистов на использование в ходе исследования диктофона для фиксирования ответов. Этапы проведения интервью: 1. выделение критериев анализа собранной информации; 2. формулирование совокупности вопросов для респондентов; 3. подготовка технических средств регистрации интервью; 4. согласование с респондентом места и времени для проведения интервью; 5. проведение интервью; 6. приведение в порядок опросных материалов. Перечень вопросов, задаваемых экспертам: Вопрос 1. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к дистанционному обучению? Вопрос 2. Какие Вы видите преимущества и недостатки в дистанционном образовании? Вопрос 3. Скажите, пожалуйста, какие вы видите риски в дистанционном обучении во время COVID-19? Вопрос 4. Как вы считаете, может ли дистанционное обучение полностью заменить традиционное? Пожалуйста, объясните свою позицию. Вопрос 5. Можно ли сказать, что у отечественного дистанционного обучения есть «будущее»? Описание результатов экспертного интервью со специалистом по связям с общественностью в Центре общественных объединений и инициатив социальной и воспитательной работы ФГБОУ ВО САФУ имени М.В.Ломоносова представлено в Таблице 1. Таблица 1-Скрипт интервью со специалистами Центра общественных объединений и инициатив социальной и воспитательной работы ФГБОУ ВО САФУ имени М.В.Ломоносова
Окончание таблицы 1
Представление результатов экспертного интервью с директором Центра общественных объединений и инициатив социальной и воспитательной работы ФГБОУ ВО САФУ имени М.В.Ломоносова представлено в таблице 2. Таблица 2 - Скрипт интервью
Окончание таблицы 2
При составлении интервью использовались следующие критерии: - преимущества и недостатки в дистанционном образовании; - риски в дистанционном обучении во время COVID-19; - процесс дистанционного обучения и традиционного, сравнение; - пути развития отечественного дистанционного обучения; Критерий анализа интервью представлены в Таблице 3. Таблица 3
Окончание таблицы 3
Таким образом, все результаты проведенного эмпирического исследования стоит представить в Разделе 3.2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.075 с.) |