Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.



Личностные результаты освоения учебного предмета:

· Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

· Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.

· Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

· Уметь взаимодействовать с педагогом, с одноклассниками.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

· умение ориентироваться на сенсорные эталоны;

· узнавать предметы по заданным признакам;

· сравнивать предметы по внешним признакам;

· классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

· составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

· практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

· давать полное описание объектов и явлений;

· различать противоположно направленные действия и явления;

· видеть временные рамки своей деятельности;

· определять последовательность событий;

· ориентироваться в пространстве;

·  целенаправленно выполнять действия по инструкции;

·  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

· опосредовать свою деятельность речью.

Содержание учебного предмета

Диагностика детей. Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:

ü развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);

ü зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);

ü слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение);

ü   восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов);

ü пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве);

ü тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Развитие моторики, графомоторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом и ручкой). Дорисовывание симметричной половины изображения. Выполнение графических диктантов. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Вычерчивание геометрических фигур. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание на нитку с иголкой бусин, бисера; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин). Вырезание ножницами прямых полос, «на глаз» изображений предметов, по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие. Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь. Восприятие поверхности предметов на ощупь. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Упражнения в раскатывании пластилина, глины, теста. Игры с мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога). Вербализация поз и действий. Воображаемые действия.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение признака формы предмета словом; называние основных геометрических фигур. Группировка предметов и их изображений по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначение словом. Сравнение предметов по форме, величине и цвету. Сопоставление двух предметов контрастных величин (по высоте и длине, по ширине и толщине); обозначение словом (высокий – длинный, широкий - толстый, шире – ужи, одинаковые и т. Д.). Группировка предметов и их изображений по форме, величине и цвету. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине). Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по ширине, высоте). Определение постоянных цветов. Работа с геометрическим конструктором. Конструирование объёмных геометрических фигур и предметов из составных частей. Узнавание предметов по одному элементу. Узнавание предметов по словесному описанию. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных и сюжетных картинок). Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета. Нахождение «нелепиц» на картинках. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, вкусовых ощущений, обоняния, барических ощущений, определение противоположных качеств предметов, определение противоположных действий, совершаемых с предметами). Развитие дифференцированных осязательных ощущений (холодный – горячий, сухой – влажный – мокрый и т.д.) и их словесное обозначение. Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый) и их словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии; приятный – неприятный запах). Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный). Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т п.). Различение речевых и неречевых звуков. Имитация речевых и неречевых звуков. Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве. Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева). Вербализация пространственных отношений. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога.

Восприятие времени. Сутки. Части суток. Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Обозначение в речи временных представлений. Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Возраст людей.

Направления деятельности обучающихся:

· виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснения учителя, беседа, рассказ, пояснение, педагогическая оценка

· виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за различными объектами, объяснение наблюдаемых объектов, просмотр мультимедийных презентаций.

· виды деятельности с практической (опытной) основой:

ü игры и упражнения с мелкими предметами, пазлами, мозаикой, конструктором и т.д. – на развитие тактильно-двигательного восприятия, тонко координированных движений пальцев и кистей рук;

ü дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Угадай, из чего сделан предмет», «Гладкая – шершавая» и др., – на формирование различных перцептивных (обследующих) действий и их систем;

ü игры и упражнения: «Сделай по рисунку», «Каток», «Сборщик», «Скульптура», «Противоположное действие», «Съедобное – несъедобное» и др. – на развитие различных компонентов двигательной сферы;

ü дидактические игры: «Определи на вкус», «Назови вкус предметов», «Четыре времени года», «Холодный, теплый, горячий», «Определи, что легче» и др. – на формирование восприятия особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств и барических ощущений;

ü специальные игровые упражнения: «Что слышно», «Шумящие коробочки», «Повтори», «Далеко – близко», «Будь внимателен», «Узнай по ритму» и др. – на развитие слухового восприятия;

ü дидактические игры, игровые ситуации и задания: «Пустыня», «Царство животных», «Царство птиц», «Что дальше, что ближе к нам», «Спереди – сзади», «Где что лежит», «Выполни задание» и др. – на развитие навыков ориентировки в пространственных отношениях между предметами и явлениями;

ü игровые задания: «Найди ошибку», «Сложи узор» и др.; упражнения типа «Обведи по контуру», «Раздели на части», «Наложенные изображения» и др.; настольные игры: «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол» и др.; – на развитие зрительного восприятия;

ü игры и упражнения: «В какое время суток это бывает?», «Приветствия», «Неделька», «Разные часы», «Кто старше» и др. – на формирование ориентировки во времени;

ü игры и упражнения: «Спектральная мозаика», «Цветок отношений», «Непрерывный цветопереход», «Радуга и цветы», «Радуга и овощи», «Радуга и фрукты» и др. – на формирование позитивных опорных образов изучаемых объектов, явлений окружающего мира, в том числе и образа гармоничной системы отношений в нем;

ü «ручные» виды деятельности: лепка, аппликация, аппликационная лепка, рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной кисточкой и др.) – на развитие тактильно-двигательных ощущений, движений руки;

ü практические действия с предметами различной формы, цвета и величин, направленные на формирование умения вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов;

ü решение практических задач, обеспечивающих осмысленное восприятие детьми предметов (объектов, явлений) окружающего мира;

ü тренировочные упражнения: штриховка разными способами, обведение по контуру, рисование по опорным точкам и клеточкам, графический диктант и др. – на развитие сложно координированных графических движений руки;

ü специальные упражнения: составление контуров предметов из палочек, сортировка фасоли, гороха, круп, застегивание и расстегивание пуговиц, сжимание и разжимание эспандера и др. – на развитие мелкой моторики;

ü двигательные упражнения и игры – на развитие общей моторики и выработку саморегуляции,

Оценка образовательных результатов.

Учащимся не выставляются отметки. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

· Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

 - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

 - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

 - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

· Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в

состоянии учащегося:

 - частичное усвоение нового опыта;

 - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

 - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

· Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

 - нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Демонстрационный материал:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - «маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
  • иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
  • наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

Раздаточный материал:

· индивидуальные карточки с заданиями по темам;

· геометрические фигуры;

· предметные картинки;

· серии сюжетных картинок;

· счётные палочки;

· магнитные цифры, буквы и др.

Электронные пособия:

· Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

· Видеофильмы, соответствующие тематике программы;

· Слайды, соответствующие тематике программы;

· Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Технические средства обучения (средства ИКТ):

· Компьютер

· Интерактивная доска

· Магнитофон;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

· Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

· Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).

Натуральные объекты.

Музыкальные инструменты.

Содержание учебного предмета

ПРОГРАММА

5 КЛАСС (32 часа)

Диагностика (1 ч.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.033 с.)