Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Адаптированная рабочая образовательная программа Учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Основное общее образование 5,6 классы (вариант 1) Срок реализации программы 2 года
Учителя: Афанасова Н.В. первая квалификационная категория
Утверждена приказом № 183 от 31.08.2021г. (педагогический совет, протокол № 1 от 31.08.2021г.) Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения: 1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г., статья 28. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15). 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.028.11.0005 от 11.04.2014г., разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». 5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. 6. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2009. 7. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики. – С-Пб.: «Паритет», 2005. 8. Н.А.Лукина, И.И.Никкинен. Научи меня слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – С-Пб.: «Паритет», 2003. 9. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – Москва: Просвещение, 1988г. 10. Устав ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат". 11. Учебный план ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат". 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГОБОУ Оленегорская КШИ (Утверждено приказом ГОБОУ Оленегорская КШИ № 42 от 07.02.2019г.).
При разработке рабочей программы учтены: · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (вместе с «СП 24.3648-20. Санитарные правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). · Рекомендации МОиН Мурманской области № 17-02/719-ИК от 29.01.2015г. «О направлении примерного перечня оборудования для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа отражает общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: · программу формирования базовых учебных действий; · программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); · программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; · программу коррекционной работы; · программу сотрудничества с родителями; · программу внеурочной деятельности. Программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета. 2. Общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. 5. Содержание учебного предмета. 6. Оценку планируемых результатов
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год). Программа направлена на формирование у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности. Цели и задачи курса: Цель курса: на основе создания оптимальных условий для коррекции и развития общей и мелкой моторики ребенка, познания им каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка, более успешному усвоению им школьной программы и эффективной социализации в общество. Задачи:
Содержание учебного предмета Диагностика детей. Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам: ü развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);
ü зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); ü слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); ü восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); ü пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве); ü тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества). Развитие моторики, графомоторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом и ручкой). Дорисовывание симметричной половины изображения. Выполнение графических диктантов. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Вычерчивание геометрических фигур. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание на нитку с иголкой бусин, бисера; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин). Вырезание ножницами прямых полос, «на глаз» изображений предметов, по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. Тактильно-двигательное восприятие. Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь. Восприятие поверхности предметов на ощупь. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Упражнения в раскатывании пластилина, глины, теста. Игры с мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога). Вербализация поз и действий. Воображаемые действия. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение признака формы предмета словом; называние основных геометрических фигур. Группировка предметов и их изображений по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначение словом. Сравнение предметов по форме, величине и цвету. Сопоставление двух предметов контрастных величин (по высоте и длине, по ширине и толщине); обозначение словом (высокий – длинный, широкий - толстый, шире – ужи, одинаковые и т. Д.). Группировка предметов и их изображений по форме, величине и цвету. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине). Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по ширине, высоте). Определение постоянных цветов. Работа с геометрическим конструктором. Конструирование объёмных геометрических фигур и предметов из составных частей. Узнавание предметов по одному элементу. Узнавание предметов по словесному описанию. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных и сюжетных картинок). Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета. Нахождение «нелепиц» на картинках. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, вкусовых ощущений, обоняния, барических ощущений, определение противоположных качеств предметов, определение противоположных действий, совершаемых с предметами). Развитие дифференцированных осязательных ощущений (холодный – горячий, сухой – влажный – мокрый и т.д.) и их словесное обозначение. Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый) и их словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии; приятный – неприятный запах). Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный). Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т п.). Различение речевых и неречевых звуков. Имитация речевых и неречевых звуков. Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве. Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева). Вербализация пространственных отношений. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога. Восприятие времени. Сутки. Части суток. Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Обозначение в речи временных представлений. Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Возраст людей. Направления деятельности обучающихся: · виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснения учителя, беседа, рассказ, пояснение, педагогическая оценка · виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за различными объектами, объяснение наблюдаемых объектов, просмотр мультимедийных презентаций. · виды деятельности с практической (опытной) основой: ü игры и упражнения с мелкими предметами, пазлами, мозаикой, конструктором и т.д. – на развитие тактильно-двигательного восприятия, тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ü дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Угадай, из чего сделан предмет», «Гладкая – шершавая» и др., – на формирование различных перцептивных (обследующих) действий и их систем; ü игры и упражнения: «Сделай по рисунку», «Каток», «Сборщик», «Скульптура», «Противоположное действие», «Съедобное – несъедобное» и др. – на развитие различных компонентов двигательной сферы; ü дидактические игры: «Определи на вкус», «Назови вкус предметов», «Четыре времени года», «Холодный, теплый, горячий», «Определи, что легче» и др. – на формирование восприятия особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств и барических ощущений; ü специальные игровые упражнения: «Что слышно», «Шумящие коробочки», «Повтори», «Далеко – близко», «Будь внимателен», «Узнай по ритму» и др. – на развитие слухового восприятия; ü дидактические игры, игровые ситуации и задания: «Пустыня», «Царство животных», «Царство птиц», «Что дальше, что ближе к нам», «Спереди – сзади», «Где что лежит», «Выполни задание» и др. – на развитие навыков ориентировки в пространственных отношениях между предметами и явлениями; ü игровые задания: «Найди ошибку», «Сложи узор» и др.; упражнения типа «Обведи по контуру», «Раздели на части», «Наложенные изображения» и др.; настольные игры: «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол» и др.; – на развитие зрительного восприятия; ü игры и упражнения: «В какое время суток это бывает?», «Приветствия», «Неделька», «Разные часы», «Кто старше» и др. – на формирование ориентировки во времени; ü игры и упражнения: «Спектральная мозаика», «Цветок отношений», «Непрерывный цветопереход», «Радуга и цветы», «Радуга и овощи», «Радуга и фрукты» и др. – на формирование позитивных опорных образов изучаемых объектов, явлений окружающего мира, в том числе и образа гармоничной системы отношений в нем; ü «ручные» виды деятельности: лепка, аппликация, аппликационная лепка, рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной кисточкой и др.) – на развитие тактильно-двигательных ощущений, движений руки; ü практические действия с предметами различной формы, цвета и величин, направленные на формирование умения вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов; ü решение практических задач, обеспечивающих осмысленное восприятие детьми предметов (объектов, явлений) окружающего мира; ü тренировочные упражнения: штриховка разными способами, обведение по контуру, рисование по опорным точкам и клеточкам, графический диктант и др. – на развитие сложно координированных графических движений руки; ü специальные упражнения: составление контуров предметов из палочек, сортировка фасоли, гороха, круп, застегивание и расстегивание пуговиц, сжимание и разжимание эспандера и др. – на развитие мелкой моторики; ü двигательные упражнения и игры – на развитие общей моторики и выработку саморегуляции, Оценка образовательных результатов. Учащимся не выставляются отметки. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы. · Положительная динамика - 1 балл. Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции: - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий; - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях; - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности. · Частично положительная динамика - 0,5 балла. Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося: - частичное усвоение нового опыта; - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях; - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь. · Отсутствие динамики - 0 баллов. Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач. - нечувствительность учащегося к новому опыту; - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях; - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности: Демонстрационный материал:
Раздаточный материал: · индивидуальные карточки с заданиями по темам; · геометрические фигуры; · предметные картинки; · серии сюжетных картинок; · счётные палочки; · магнитные цифры, буквы и др. Электронные пособия: · Аудиозаписи в соответствии с программой обучения; · Видеофильмы, соответствующие тематике программы; · Слайды, соответствующие тематике программы; · Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. Технические средства обучения (средства ИКТ): · Компьютер · Интерактивная доска · Магнитофон; Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: · Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. · Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий). Натуральные объекты. Музыкальные инструменты. Содержание учебного предмета ПРОГРАММА 5 КЛАСС (32 часа) Диагностика (1 ч.) Восприятие времени (2 ч.) Коррекция и развитие временных представлений. Сутки, час. Коррекция и развитие временных представлений: сегодня, завтра, вчера, на следующий день 6 КЛАСС (32 часа) Диагностика (1 ч.) Восприятие времени (2 ч.) Коррекция и развитие временных представлений. Сутки, час. Коррекция и развитие временных представлений: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Адаптированная рабочая образовательная программа Учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Основное общее образование 5,6 классы (вариант 1) Срок реализации программы 2 года
Учителя: Афанасова Н.В. первая квалификационная категория
Утверждена приказом № 183 от 31.08.2021г. (педагогический совет, протокол № 1 от 31.08.2021г.) Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения: 1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г., статья 28. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15). 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.028.11.0005 от 11.04.2014г., разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». 5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. 6. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2009. 7. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики. – С-Пб.: «Паритет», 2005. 8. Н.А.Лукина, И.И.Никкинен. Научи меня слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – С-Пб.: «Паритет», 2003. 9. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – Москва: Просвещение, 1988г. 10. Устав ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат". 11. Учебный план ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат". 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГОБОУ Оленегорская КШИ (Утверждено приказом ГОБОУ Оленегорская КШИ № 42 от 07.02.2019г.). При разработке рабочей программы учтены: · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (вместе с «СП 24.3648-20. Санитарные правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). · Рекомендации МОиН Мурманской области № 17-02/719-ИК от 29.01.2015г. «О направлении примерного перечня оборудования для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа отражает общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: · программу формирования базовых учебных действий; · программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); · программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; · программу коррекционной работы; · программу сотрудничества с родителями; · программу внеурочной деятельности. Программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета. 2. Общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. 5. Содержание учебного предмета. 6. Оценку планируемых результатов 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год). Программа направлена на формирование у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности. Цели и задачи курса: Цель курса: на основе создания оптимальных условий для коррекции и развития общей и мелкой моторики ребенка, познания им каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка, более успешному усвоению им школьной программы и эффективной социализации в общество. Задачи:
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Поэтому возникает необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно - развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с отклонениями в развитии. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполненной работы. Основной формой организации является коррекционное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий: — принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями; — индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития; — интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия; — активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам; — преемственность в работе учителя - дефектолога и педагога-психолога: решение в объёме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрения ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе. Задания должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения. Место учебного предмета в учебном плане. Предметная область:«Коррекционно-развивающая» Программа рассчитана: 5 класс – 32 часа, 1часа в неделю; 6 класс – 32 часа, 1 часа в неделю.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.143 с.) |