Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.



Адаптированная рабочая

образовательная программа

Учебного предмета

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Основное общее образование

5,6 классы (вариант 1)

Срок реализации программы 2 года

 

Учителя: Афанасова Н.В.

первая квалификационная категория

 

 

Утверждена приказом № 183 от 31.08.2021г.

(педагогический совет, протокол № 1 от 31.08.2021г.)


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г., статья 28.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15).

4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.028.11.0005 от 11.04.2014г., разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.

6. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2009.

7. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики. – С-Пб.: «Паритет», 2005.

8. Н.А.Лукина, И.И.Никкинен. Научи меня слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – С-Пб.: «Паритет», 2003.

9. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – Москва: Просвещение, 1988г.

10. Устав ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат".

11. Учебный план ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат".

12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГОБОУ Оленегорская КШИ (Утверждено приказом ГОБОУ Оленегорская КШИ № 42 от 07.02.2019г.).

При разработке рабочей программы учтены:

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (вместе с «СП 24.3648-20. Санитарные правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).

· Рекомендации МОиН Мурманской области № 17-02/719-ИК от 29.01.2015г. «О направлении примерного перечня оборудования для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа отражает общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

· программу формирования базовых учебных действий;

· программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

· программу коррекционной работы;

· программу сотрудничества с родителями;

· программу внеурочной деятельности.

Программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

2. Общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

5. Содержание учебного предмета.

6. Оценку планируемых результатов

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год).

Программа направлена на формирование у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.

Цели и задачи курса:

Цель курса: на основе создания оптимальных условий для коррекции и развития общей и мелкой моторики ребенка, познания им каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка, более успешному усвоению им школьной программы и эффективной социализации в общество.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта, направленное на развитие речи и высших психических функций;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве.
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Содержание учебного предмета

Диагностика детей. Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:

ü развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);

ü зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);

ü слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение);

ü   восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов);

ü пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве);

ü тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Развитие моторики, графомоторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом и ручкой). Дорисовывание симметричной половины изображения. Выполнение графических диктантов. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Вычерчивание геометрических фигур. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание на нитку с иголкой бусин, бисера; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин). Вырезание ножницами прямых полос, «на глаз» изображений предметов, по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие. Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь. Восприятие поверхности предметов на ощупь. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Упражнения в раскатывании пластилина, глины, теста. Игры с мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога). Вербализация поз и действий. Воображаемые действия.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение признака формы предмета словом; называние основных геометрических фигур. Группировка предметов и их изображений по самостоятельно выделенным двум признакам, обозначение словом. Сравнение предметов по форме, величине и цвету. Сопоставление двух предметов контрастных величин (по высоте и длине, по ширине и толщине); обозначение словом (высокий – длинный, широкий - толстый, шире – ужи, одинаковые и т. Д.). Группировка предметов и их изображений по форме, величине и цвету. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине). Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по ширине, высоте). Определение постоянных цветов. Работа с геометрическим конструктором. Конструирование объёмных геометрических фигур и предметов из составных частей. Узнавание предметов по одному элементу. Узнавание предметов по словесному описанию. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных и сюжетных картинок). Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета. Нахождение «нелепиц» на картинках. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, вкусовых ощущений, обоняния, барических ощущений, определение противоположных качеств предметов, определение противоположных действий, совершаемых с предметами). Развитие дифференцированных осязательных ощущений (холодный – горячий, сухой – влажный – мокрый и т.д.) и их словесное обозначение. Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький, соленый) и их словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии; приятный – неприятный запах). Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный). Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т п.). Различение речевых и неречевых звуков. Имитация речевых и неречевых звуков. Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве. Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева). Вербализация пространственных отношений. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога.

Восприятие времени. Сутки. Части суток. Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Обозначение в речи временных представлений. Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Возраст людей.

Направления деятельности обучающихся:

· виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснения учителя, беседа, рассказ, пояснение, педагогическая оценка

· виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за различными объектами, объяснение наблюдаемых объектов, просмотр мультимедийных презентаций.

· виды деятельности с практической (опытной) основой:

ü игры и упражнения с мелкими предметами, пазлами, мозаикой, конструктором и т.д. – на развитие тактильно-двигательного восприятия, тонко координированных движений пальцев и кистей рук;

ü дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Угадай, из чего сделан предмет», «Гладкая – шершавая» и др., – на формирование различных перцептивных (обследующих) действий и их систем;

ü игры и упражнения: «Сделай по рисунку», «Каток», «Сборщик», «Скульптура», «Противоположное действие», «Съедобное – несъедобное» и др. – на развитие различных компонентов двигательной сферы;

ü дидактические игры: «Определи на вкус», «Назови вкус предметов», «Четыре времени года», «Холодный, теплый, горячий», «Определи, что легче» и др. – на формирование восприятия особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств и барических ощущений;

ü специальные игровые упражнения: «Что слышно», «Шумящие коробочки», «Повтори», «Далеко – близко», «Будь внимателен», «Узнай по ритму» и др. – на развитие слухового восприятия;

ü дидактические игры, игровые ситуации и задания: «Пустыня», «Царство животных», «Царство птиц», «Что дальше, что ближе к нам», «Спереди – сзади», «Где что лежит», «Выполни задание» и др. – на развитие навыков ориентировки в пространственных отношениях между предметами и явлениями;

ü игровые задания: «Найди ошибку», «Сложи узор» и др.; упражнения типа «Обведи по контуру», «Раздели на части», «Наложенные изображения» и др.; настольные игры: «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол» и др.; – на развитие зрительного восприятия;

ü игры и упражнения: «В какое время суток это бывает?», «Приветствия», «Неделька», «Разные часы», «Кто старше» и др. – на формирование ориентировки во времени;

ü игры и упражнения: «Спектральная мозаика», «Цветок отношений», «Непрерывный цветопереход», «Радуга и цветы», «Радуга и овощи», «Радуга и фрукты» и др. – на формирование позитивных опорных образов изучаемых объектов, явлений окружающего мира, в том числе и образа гармоничной системы отношений в нем;

ü «ручные» виды деятельности: лепка, аппликация, аппликационная лепка, рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной кисточкой и др.) – на развитие тактильно-двигательных ощущений, движений руки;

ü практические действия с предметами различной формы, цвета и величин, направленные на формирование умения вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов;

ü решение практических задач, обеспечивающих осмысленное восприятие детьми предметов (объектов, явлений) окружающего мира;

ü тренировочные упражнения: штриховка разными способами, обведение по контуру, рисование по опорным точкам и клеточкам, графический диктант и др. – на развитие сложно координированных графических движений руки;

ü специальные упражнения: составление контуров предметов из палочек, сортировка фасоли, гороха, круп, застегивание и расстегивание пуговиц, сжимание и разжимание эспандера и др. – на развитие мелкой моторики;

ü двигательные упражнения и игры – на развитие общей моторики и выработку саморегуляции,

Оценка образовательных результатов.

Учащимся не выставляются отметки. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

· Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

 - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

 - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

 - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

· Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в

состоянии учащегося:

 - частичное усвоение нового опыта;

 - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

 - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

· Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

 - нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Демонстрационный материал:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - «маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
  • иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
  • наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

Раздаточный материал:

· индивидуальные карточки с заданиями по темам;

· геометрические фигуры;

· предметные картинки;

· серии сюжетных картинок;

· счётные палочки;

· магнитные цифры, буквы и др.

Электронные пособия:

· Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

· Видеофильмы, соответствующие тематике программы;

· Слайды, соответствующие тематике программы;

· Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Технические средства обучения (средства ИКТ):

· Компьютер

· Интерактивная доска

· Магнитофон;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

· Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

· Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).

Натуральные объекты.

Музыкальные инструменты.

Содержание учебного предмета

ПРОГРАММА

5 КЛАСС (32 часа)

Диагностика (1 ч.)

Восприятие времени (2 ч.)

Коррекция и развитие временных представлений. Сутки, час.

Коррекция и развитие временных представлений: сегодня, завтра, вчера, на следующий день

6 КЛАСС (32 часа)

Диагностика (1 ч.)

Восприятие времени (2 ч.)

Коррекция и развитие временных представлений. Сутки, час.

Коррекция и развитие временных представлений: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

Адаптированная рабочая

образовательная программа

Учебного предмета

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Основное общее образование

5,6 классы (вариант 1)

Срок реализации программы 2 года

 

Учителя: Афанасова Н.В.

первая квалификационная категория

 

 

Утверждена приказом № 183 от 31.08.2021г.

(педагогический совет, протокол № 1 от 31.08.2021г.)


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся 5-6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-фз от 29.12.2012г., статья 28.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. № 4/15).

4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ № 07.028.11.0005 от 11.04.2014г., разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.

6. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2009.

7. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики. – С-Пб.: «Паритет», 2005.

8. Н.А.Лукина, И.И.Никкинен. Научи меня слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – С-Пб.: «Паритет», 2003.

9. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – Москва: Просвещение, 1988г.

10. Устав ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат".

11. Учебный план ГОБОУ "Оленегорская коррекционная школа-интернат".

12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГОБОУ Оленегорская КШИ (Утверждено приказом ГОБОУ Оленегорская КШИ № 42 от 07.02.2019г.).

При разработке рабочей программы учтены:

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (вместе с «СП 24.3648-20. Санитарные правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).

· Рекомендации МОиН Мурманской области № 17-02/719-ИК от 29.01.2015г. «О направлении примерного перечня оборудования для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа отражает общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

· программу формирования базовых учебных действий;

· программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

· программу коррекционной работы;

· программу сотрудничества с родителями;

· программу внеурочной деятельности.

Программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

2. Общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

5. Содержание учебного предмета.

6. Оценку планируемых результатов

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год).

Программа направлена на формирование у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.

Цели и задачи курса:

Цель курса: на основе создания оптимальных условий для коррекции и развития общей и мелкой моторики ребенка, познания им каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка, более успешному усвоению им школьной программы и эффективной социализации в общество.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта, направленное на развитие речи и высших психических функций;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве.
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Поэтому возникает необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно - развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с отклонениями в развитии.

 Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполненной работы.

Основной формой организации является коррекционное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

— принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;

— индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;

— интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;

— активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;

— преемственность в работе учителя - дефектолога и педагога-психолога: решение в объёме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.

Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрения ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе. Задания должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предметная область:«Коррекционно-развивающая»

Программа рассчитана:

5 класс – 32 часа, 1часа в неделю;

6 класс – 32 часа, 1 часа в неделю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.143 с.)