Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениями



В современном мире, актуальность вопросов, касающихся офтальмологических основ обучения и воспитания детей значительно возрастает, если речь идет о группах детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяют жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охранных и гигиенических мероприятий, поскольку помимо профилактической направленности они обязаны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего зрительные нарушения. В данном разделе будет освещен патогенный фактор в развитии зрения у детей.

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы, опираясь на опыт работы многочисленных исследователей данной проблемы, можно выделить и охарактеризовать три группы детей, для каждой из которых можно подобрать свою направленность и офтальмологические охранные мероприятия.

1.Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).

Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.

2.Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05-0,4 (в условиях оптической коррекции).

При данной патологии, важно поддерживать и развивать все структуры зрительной системы; совершенствовать функции зрительного анализатора; поддерживать и развивать зрительную работоспособность; проводить профилактику осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций, зрительного утомления в процессе зрительного труда.

3.Дети с функциональными расстройствами зрения. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части этих детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.

Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей третьей группы выражается: в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функцинирования зрительно анализатора; в устранении причин, приведших к зрительным расстройствам; в профилактике рецидивов косоглазия и амблиопии; в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка; в развитии восприятия как познавательного - ориентировочного процесса в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, в образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.

 

1.2. Средства реализации офтальмо-гигиенических основ воспитания и обучения в образовательных учреждениях

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством:

· Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;

· Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;

· Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;

· Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;

· Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;

· Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;

· Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;

· Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.

Таким образом, для успешного проведения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением необходимо четко знать характерную группу и ее особенности, к которой они относятся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.004 с.)