Декоративный и прикладной виды искусства. Истоки декоративно-прикладного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративный и прикладной виды искусства. Истоки декоративно-прикладного искусства



Объектом декоративно-прикладного искусства является созданный человеком мир вещей, заключающих в себе художественно-образное представление о мире, красоте, гармонии, средствах художественного синтеза. Таковы народная архитектура, церковная обрядовая утварь, иконостас в храме, переплеты и орнаменты книг, изысканное оформление дворцовых сооружений и многое другое. При этом область определений объекта декоративно-прикладного искусства может классифицироваться по используемому материалу и назначению. Соответственно, художественные изделия из металла, кожи, войлока, равно как и керамика, резное и расписное дерево, лаки, изделия из кости, меха, текстиля составляют предмет декоративно-прикладного искусства по технологии обработки материалов в процессе создания вещи. Назначение изделия (посуда, игрушка, одежда, народное зодчество, храмовый декор, утварь, другие изделия художественного ремесла) раскрывает красоту и смысл созданного предмета по функции вещи, включая не только ее бытовую, но и игровую, эстетическую роль.

От дизайна декоративно-прикладное искусство отличается тем, что оно представляет собой преимущественно технологии ручного творчества, с использованием традиционных технологий и природных материалов. Дизайн – искусство техническое, тиражное, проектное, обусловленное законами художественного конструирования, ориентированного на индустриальное производство и широко использующего и синтетические материалы. То есть эстетика предмета дизайна подчиняется производственным технологическим процессам, законам тиражирования и приемам конструирования. С этим связаны и инженерные, и художественные задачи дизайн-образования. В то же время существует особая форма производства, которая сохраняет образные реалии декоративно-прикладного искусства, несмотря на их промышленное воспроизведение, например, в производстве фарфоровых изделий, ювелирном дизайне, некоторых направлениях по изготовлению мебели.

Предмет декоративно-прикладного искусства – единство и относительная самостоятельность понятий «прикладное» и «декоративное». Понятие «прикладное» исторически возникло из обозначения первичности утилитарных функций вещи, благодаря которым создаются форма, масштаб, величина, пластическая и конструктивно-технологическая основы. Понятие «декоративное» связано с наносимым на предмет изображением: знаком, символом, орнаментом, жанровым мотивом – непосредственным украшением изделия, что согласуется с особенностями формы художественного произведения. Декоративность обусловлена спецификой графического оформления, условностью цвета и формы, характером линеарного контура, выразительностью пятна, эффектами стилизации. Главные художественные задачи декора состоят не только в обогащении образа отдельно взятого предмета, интерьера или экстерьера архитектурного сооружения: предмет может быть интересен и сам по себе, например, как выставочное произведение.

Понятие «декоративное» чаще используют для характеристики украшения и специфических приемов построения изображения на поверхности предмета. Однако понятие «украшать» имеет два смысла: украшать – декорировать и украшать – делать красивым. Первое обуславливает закономерности изображения. Второе значение шире. Делать красивым можно не только с помощью изображения, но и сообразуясь с закономерностями материала, технологии, пропорций, функциональной логики изделия, а также с задачами оформления интерьера и экстерьера архитектурных сооружений. В этом смысле декоративное близко по содержанию изобразительному, смысл которого не связан непосредственно с утилитарными функциями. Декоративное –это скорее игра, причуда, хорошо представленная в игрушке, керамическом изразце, выставочных произведениях керамики, напольных и настенных мозаиках, витражах, плакатах, украшениях, панно, гобеленах и др. Характер его определен задачами оформления, когда локальный цвет, линеарный контур, плоскостность трактовки изображения, подчеркивая специфику, размеры или конфигурацию предмета, имеют собственные пластические законы.

 Понятие «прикладное» четко свидетельствует о зависимости изображения от формы. Ковш при любом оформлении должен оставаться ковшом, дом жилищем, одежда защитой тела. Характер предмета обусловлен его практическими функциями, технологиями преобразования исходного материала, конструктивными приемами формирования объема. Данное понятие, соотносящее украшение с практическим назначением, функциональной и технологической стороной предмета, и обращено к свойствам или зависимости изображения от конкретной формы предмета.

В прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность. В то же время формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются разностью мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль в формировании художественного вкуса.

 Декоративно-прикладное искусство как одна из важнейших областей народного творчества возникло в глубокой древности (ещё в наскальной живописи далеких наших предков). Четко прослеживается связь его истории с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века – с художественным конструированием и дизайном. Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства – это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, изготовленные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение.

Изучение истории декоративно-прикладного искусства позволит познакомиться с внутренним миром художников и ремесленников. Исторические примеры ныне служат не только подспорьем в создании новых декоративных композиций, но и прекрасным уроком в понимании красоты – её элегантной простоты. Драгоценный материал для исследователя представляют прекрасные здания прошлого с их резьбой, мозаиками или росписями. Каменщики и скульпторы, украшавшие эти древние здания (будь то в Египте, Греции или Византии), работали с великолепными образцами – с изысканными мотивами растительного орнамента. В Средние века каменщики, возводя соборы непостижимой красоты, облекали их в драгоценный покров из ажурной резьбы и скульптурных изображений.

Еще одним историческим кладезем орнамента стали бесхитростные мотивы старинных домашних вышивок, предметов ткачества и керамики. Чудесные примеры такого рода дают повседневная утварь из Китая и Японии, затейливые узоры тканых и вязаных ковровых изделий, созданных в пустынях Ближнего и Среднего Востока местными племенами, замечательные вышивки колониальных времен из Северной Америки. Эти изображения, отличающиеся бесхитростной простотой замысла и исполнения, заряжают художников энтузиазмом: китайские и японские рисунки – лаконичной красотой, родственной минимализму; бедуинские узоры – изощренной четкостью, близкой геометрической абстракции; домашние вышивки американских колонистов – незатейливой красотой, дышащей скромным уютом.

Творческая кухня всех ювелиров, резчиков, мастеров работы по металлу и художников, включая художников книг, – представителей декоративного искусства разных времен и народов вплоть до ар-нуво и ар- деко – дает нам богатейший материал для нашего современного творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.005 с.)